Характеристика Дальневосточного экономического района

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 11:14, курсовая работа

Краткое описание

Территория, превосходящая по площади всю Европу, скрывающая в своих недрах огромные богатства, обладающая «от рождения» хорошим потенциалом для развития, в течение нескольких поколений дошла до разряда «депрессивных». Это означает, что население не обеспечено соответствующим уровнем качества жизни и без сожаления покидает этот регион.

Содержание

1 ТЕРРИТОРИЯ И АДМИНИСТАТИВНЫЙ СОСТАВ РАЙОНА
2 ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РАЙОНА
3 ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ И РЕСУРСЫ РАЙОНА
4 НАСЕЛЕНИЕ И ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ
5 ХАРАКТЕРИСТИКА ХОЗЯЙСТВА РАЙОНА
5.1 Отрасли специализации и дополняющие отрасли.
5.2 Инфраструктура района
6 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ РАЙОНА
7 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РАЙОНА
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

контра Региональная экономика.docx

— 266.28 Кб (Скачать файл)

Стратегические и экономические  последствия сокращения численности  населения для ДФО заключаются  в разрушении сложившегося трудового  потенциала и дефиците трудовых ресурсов, в нарастании угрозы национальной безопасности страны.

Рисунок 2 - Численность населения Дальнего Востока

Для поддержания стабильного  развития народнохозяйственного комплекса  и обеспечения рабочей силой  в условиях сокращения численности  населения Дальневосточный округ  вынужден привлекать рабочую силу из других регионов России, а также  трудовых мигрантов из ближнего и  дальнего зарубежья.

Практически нет надежды  на увеличение притока мигрантов  из российских регионов, поскольку  в них тоже происходит сокращение численности населения, а следовательно, и его экономически активной части. В этой связи конкурентные преимущества привлечения трудовых ресурсов становятся определяющими условиями формирования миграционных потоков в регионе. Дальний Восток потерял свои преимущества социально-экономического развития, необходимые для привлечения мигрантов. В связи с этим не случайно, что объемы прибывших на Дальний Восток существенно сократились и, напротив, увеличилось движение в обратном направлении.

В 2007 г. рост числа прибывших из стран ближнего и дальнего зарубежья, увеличивший положительное сальдо миграции в обмене населением с этими странами, был связан с изменением характера учета миграции, когда к числу прибывших (выбывших) стали относить трудовых мигрантов.

Предпринимаемые попытки  властей к добровольному переселению  соотечественников («пилотные» региональные программы действуют в Приморском и Хабаровском краях, Амурской области), проживающих за рубежом, не дают пока желаемого результата, и вряд ли этот процесс усилится в дальнейшем. В 2007-2012 гг. государственной программой было предусмотрено создание 8965 рабочих мест, в том числе в Приморском крае - 6512, Хабаровском - 1461 и Амурской области -992, т.е. примерно для 35 тыс. чел. с их семьями. За весь период действия программы поступили 392 анкеты соотечественников, желающих принять в ней участие, в том числе в Приморский край - 205, Хабаровский край - 118, Амурскую область - 69. Однако только по 167 анкетам приняты положительные решения1.

Фактически по результатам  действия программы на 1 января 2009 г. на Дальний Восток прибыли всего 78 участников (с членами семей - 193), в том числе в Хабаровский  край - 32 (75); в Приморский край - 27 (65); Амурскую область - 19 (53). При этом трудоустроено  было всего 57 участников Программы  и 20 членов их семей, в том числе в Приморском крае - 25 (7), Хабаровском крае - 25 (9) и в Амурской области -7 (4). Таким образом, программа переселения оказалась провальной.

Современная социально-экономическая  ситуация и условия проживания являются наиболее значимым фактором формирования миграционных ориентаций населения, его  закрепления в регионах Дальнего Востока. Анализ обстоятельств, вызвавших  необходимость выбытия за пределы  ДФО, подтверждает это. При выборе места  жительства мигранты руководствуются  не только поиском нового места работы, возвращением к прежнему месту жительства, их миграционная мотивация на выезд  дополняется причинами личного  и семейного характера, обусловленными в первую очередь стремлением  к повышению материальной обеспеченности.

Сдерживающим для Дальнего Востока фактором сохранения местного населения и закрепления мигрантов  является неудовлетворительное решение  проблемы бедности работающего населения, доход которого составляет величину менее трех прожиточных минимумов.

В 2007 г. по сравнению с 1995 г. номинальная заработная плата  в ДФО возросла в 20,7 раза, а в  среднем по России - в 28,8 раза. Ситуация с реальной заработной платой дальневосточников, темпы роста которой на протяжении 1995-2007 гг. стремительно отставали от среднероссийских, критическая. Если в целом по стране она повысилась за этот период в 5 раз, то для дальневосточников только в 3,7 раза.

Заработная плата остается основным источником формирования доходов  населения дальневосточных районов  страны, а в Корякском и Чукотском  автономных округах ее доля в доходах  трудоспособного населения достигает 80%. Недостаточный уровень социально-экономического развития субъектов, неразвитость производственной и финансовой инфраструктуры, сравнительно низкая активность предпринимательской  деятельности ограничивают возможности  получения населением альтернативных видов доходов.

В результате, если в 1995 г. среднедушевые  денежные доходы населения на Дальнем  Востоке превышали среднероссийский уровень примерно на четверть, что обусловливалось, прежде всего, высокими номинальными доходами на севере региона, то уже к 2000 г. эта разница сократилась до 9,5%, а к 2007 г. - до 6%. При этом денежные доходы населения в Приморском крае, Амурской области и Еврейской автономной области к началу 2008 г. составили менее 85% среднего показателя по России.

Еще хуже ситуация с реальными  доходами населения. Дальний Восток является одним из самых «дорогих»  в России районов: рост потребительских  цен здесь был выше средних  по стране в дореформенный период и в течение всего пореформенного периода.

Общий рост потребительских  цен в 2007 г. по отношению к 1995 г. при  среднем показателе по стране 568% был  ниже только в Республике Саха (Якутия) (476%), Приморском крае (519%) и Амурской области (531%) за счет развития собственной  продовольственной базы и региональной политики сдерживания роста цен. Во всех остальных субъектах цены росли значительно быстрее средних  по стране, особенно в Чукотском  автономном округе - 1253%, что в 2 раза превышает средний по России показатель.

Единственной территорией, где темпы роста реальных денежных доходов опередили общероссийский тренд, стала Сахалинская область (4,8 раза к уровню 1995 г.), где формируется  более высокий уровень заработной платы, что связано с сырьевой направленностью экономики и  реализацией крупных инвестиционных проектов.

По основным параметрам уровня и качества жизни дальневосточные территории существенно отстают от центральных районов страны. Сохраняется значительное экономическое и социальное неравенство и между субъектами Дальнего Востока. Несмотря на реализацию Федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года» продолжается отток населения в более развитые и благоприятные по условиям жизни регионы страны.

В условиях отставания Дальнего Востока по уровню жизни население  других регионов страны не видит перспектив для реализации своих приоритетов  и социальных установок при перемене места жительства в пользу Дальневосточного района. Не имея возможности рассчитывать на приток населения из других экономических районов страны, следует ожидать дальнейшей активизации привлечения на Дальний Восток трудовых мигрантов из ближнего и дальнего зарубежья. В аналогичных условиях нехватки ресурсов труда европейские страны прибегают к услугам трудовых мигрантов. В 2006 г. удельный вес иностранных работников в численности занятых составил 3,55% по сравнению с 2,45% в 2005 г., в 2008 г. - 6%. Стоит заметить, что аналогичные показатели в других федеральных округах заметно ниже дальневосточных.

В 2006 г. было занято в регионе 114,8 тыс. иностранных работников (на 45,7% больше, чем в 2005 г), что составляло 11,3% их общей численности в России.

По количеству иностранных  работников Дальний Восток занимал  в 2006 г. 3-е место, уступая Центральному (47,8%) и Уральскому (13,3%) ФО.

Если в целом по РФ самые  масштабные трудовые миграционные потоки направлены из государств - участников СНГ (53,03%), то на Дальнем Востоке их доля составляет только 23,21%, остальные 76,79% -из дальнего зарубежья. Из общего числа иностранных работников, прибывших из стран СНГ, на долю Украины приходится 39,5%; Армении - 16,3; Узбекистана - 13,4; Киргизии - 12,6; Таджикистана - 10,2; Молдовы - 3,2; Азербайджана - 3,0; Казахстана - 1,6; Грузии -0,2%. В перечне государств дальнего зарубежья самым крупным «экспортером» иностранных работников на Дальний Восток в 2006 г. был Китай (59,6% общей численности иностранных работников из дальнего зарубежья). Далее следуют КНДР (18,7%), Турция (9,0%) и Вьетнам (3,6%). При этом трудовые мигранты из Китая, работающие на Дальнем Востоке, составляли 24,91% всех трудовых мигрантов из КНР в России, трудовые мигранты из КНДР соответственно 59,59%, Республики Корея - 46,56%.

Структура занятости иностранных  граждан по основным видам экономической  деятельности на Дальнем Востоке  выглядит следующим образом: строительство -41,3%; обрабатывающие производства - 3,1; сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство - 19,5; транспорт и связь - 1,3; оптовая и розничная торговля, сфера ремонта автотранспортных средств, бытовых изделий - 19,6; другие виды экономической деятельности - 15,2%.

Заслуживает внимания тот  факт, что качественные характеристики мигрантов, желающих получить гражданство  РФ, ухудшаются. Так, большинство молодых  людей, прибывающих в РФ, прежде всего  из государств Средней Азии, не имеют никакой специальности и стажа работы, не владеют или слабо владеют русским языком, выросли и сформировались в период экономической нестабильности и межнациональных конфликтов в государствах своего проживания. Большая ошибка - считать, что данные граждане смогут воспринять менталитет и культурные традиции местного населения.

Представляется, что получение  иностранными гражданами разрешения на временное проживание и вида на жительство еще не дает основания для последующего приобретения гражданства РФ. Иностранный  гражданин, чтобы стать полноправным гражданином России, должен доказать уважительное отношение к законодательству и культуре Российской Федерации.

Экономические районы России, прежде поставлявшие рабочую силу в  восточные районы, в современных  условиях демографического развития «страдают» от сокращения населения и выступают  конкурентами Дальнего Востока по привлечению  мигрантов. Вполне вероятно, что основным «поставщиком» рабочей силы будет  трудовая миграция и, прежде всего из стран АТР, преимущественно из КНР, поскольку на северо-востоке Китая  быстро растет армия безработных.

Динамика численности  населения и трудовых ресурсов на Дальнем Востоке России в среднесрочной  и долгосрочной перспективе будут  во многом определяться направлением и качеством экономического развития региона, повышением уровня жизни населения  и комфортности проживания в регионе, а также объемами и структурой спроса на рабочую силу.

Учеными Института экономических  исследований ДВО РАН были разработаны  два сценария социально-экономического развития ДФО (без учета влияния  кризиса, так как расчеты проводились  в начале 2008 г.). В соответствии с  ресурсно-транзитным сценарием к  концу 2025 г. произойдет сокращение численности  занятых на 9-11% (до 2,9 млн. чел.). При сохранении ежегодных темпов роста производительности труда, достигнутых в 2000-2005 гг. (105%) и прогнозируемых темпах роста экономики Дальнего Востока на перспективу (105% до 2020 г. и 104% в период 2020-2025 гг.), расчетный дефицит трудовых ресурсов в регионе повысится к 2025 г. до 10%. Покрытие дефицита возможно с использованием вахтовых методов трудообеспечения и привлечения мигрантов из СНГ и Китая.

В соответствии с инновационным  сценарием, базирующимся на более технологичном  варианте развития экономики, численность  занятых в регионе к 2025 г. снизится пропорционально сокращению численности  населения (на 4-6%, составив 3,0-3,1 млн. чел.). Общая потребность в дополнительных трудовых ресурсах к 2025 г. не превысит 5% занятых.

Для Дальнего Востока необходимо, а в условиях продолжающегося  экономического кризиса тем более  важно, сохранение местного населения, в том числе его экономически активной части. Поэтому сегодня  как никогда становится актуальной необходимость в получении в  этом регионе жизненных благ того же качества, что и в европейской  части страны. Для привлечения  и закрепления населения в  регионе, восстановления в нем населенческого потенциала объем этих благ должен быть больше. Его жителям необходимо предоставить преференции в форме снижения стоимости топлива и коммунальных услуг, компенсацию проезда воздушным и наземным транспортом, увеличить пенсии и зарплаты. В противном случае у них формируется устойчивая мотивация на поиски лучших условий в других регионах страны. При любых инвестициях значительный экономический результат не может быть получен, если Дальневосточный регион будет оставаться «большим вокзалом» с убывающим населением. В сложившейся современной социально-экономической ситуации весьма проблематично, чтобы миграция в будущем стала основной составляющей прироста населения и ресурсов труда.

Чтобы переломить сложившиеся  тенденции и превратить миграцию в фактор роста населения в  регионе, необходимо:

- безусловное выполнение всех мероприятий, предусмотренных в Федеральной целевой программе, ориентированных на обеспечение динамичного экономического роста, реализацию крупных инфраструктурных проектов и создание новых рабочих мест, что позволит повысить роль денежных доходов (реальных и номинальных) в закреплении населения;

- преодоление фактора территориальной и экономической удаленности от Центра страны за счет компенсации дальневосточникам стоимости проезда к местам учебы, отдыха, лечения;

- обеспечение в регионе комфортных условий проживания, которые зависят не только от уровня доходов населения, но и от развитости отраслей социальной сферы, доступности жилья и социальных услуг. При этом качество и доступность услуг должны превышать среднероссийский уровень для компенсации неблагоприятных природных, климатических и географических условий проживания населения;

- установление на федеральном уровне преференций для субъектов социальной сферы (образования, здравоохранения, культуры и спорта, социальной защиты) дальневосточных территорий с целью выравнивания стартовых возможностей при их участии в конкурсных отборах, проводимых в рамках национальных проектов и федеральных целевых программ.

Информация о работе Характеристика Дальневосточного экономического района