Уровень жизни населения в Мурманской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 15:19, курсовая работа

Краткое описание

Уровень жизни является одной из важнейших социальных категорий. Под уровнем жизни понимаются обеспеченность населения необходимыми материальными благами и услугами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения разумных (рациональных) потребностей. Так понимается и благосостояние. Денежная же оценка благ и услуг, фактически потребляемых в среднем домохозяйстве в течение известного промежутка времени и соответствующих определенному уровню удовлетворения потребностей, представляет собой стоимость жизни. В широком смысле понятие "уровень жизни населения " включает еще условия жизни, труда и занятости, быта и досуга, его здоровье, образование, природную среду обитания и т. д.

Содержание

1. Введение ………………………………………………………………………3
2. Глава I. Характеристика Мурманской области ……………………..…..4
3. Глава II. 2.1. Расчеты ………………………………………………………. 6
2.2. Сравнительный анализ ……………………………………..19
4. Глава III. Вывод ……………………………………………………………….20
5. Список, используемой литературы …………………………………………24

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovik_IOJ_2222.docx

— 247.26 Кб (Скачать файл)

Потребительские расходы в среднем на душу населения (в месяц):

Москва

В 2009году-29488,9тыс/р

В 2010году-30077,6тыс/р

Мурманская область

В 2009году-13735,4тыс/р

В 2010году-15916,6тыс/р

Налоги.

Нало́г — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или)муниципальных образований.

По данным Федеральной  службы государственной статистики:

Поступление налогов, сборов, и иных обязательных платежей в консолидированный  бюджет Российской Федерации составили-

Москва 2009- 1413464 (миллионов рублей)

Москва 2010- 1671115 (миллионов рублей)

Мурманская область 2009- 34351,1 (миллионов рублей)

Мурманская область 2010- 37331,0 (миллионов рублей)

Сбережения населения

Сбережения населения – это вклады населения в сберегательном банке, осуществляемые с целью сбережения денег и получения доходов в форме процента. Источником сбережений населения являются доходы от собственности на средства производства, ценные бумаги, домашнее имущество, объекты интеллектуальной собственности и др., продажа рабочей силы. Различают трудовые и нетрудовые сбережения населения.

Если расходы населения  за какой-то отчётный период станут меньше, чем его доходы, значит возникают  текущие сбережения. Если эти сбережения по периодам повторяются, то возникают накопления сбережений, которые приносят их владельцам доход в виде процентов или дивидендов.

 

Рассчитаем:

Москва-

Сбережения населения2009год= 43098,6-29488,9=13609,7

Сбережения населения2010год= 43875,7-30077,6=13798,1

Мурманская область-

Сбережения населения2009год= 21351,4-13735,4=7616

Сбережения населения2010год= 24273,6-15916,6=8357

Валовой региональный продукт (ВРП)

 Валовой региональный продукт (ВРП) - обобщающий показатель экономической деятельности региона, характеризующий процесс производства товаров и услуг для конечного использования. ВРП рассчитывается в текущих основных ценах (номинальный объем ВРП), а также в постоянных ценах (реальный объем ВРП).

ВРП может быть рассчитан тремя методами: производственным, методом использования доходов и методом формирования ВРП по источникам доходов.

ВРП при расчете  производственным методом получается как сумма добавленных стоимостей в основных ценах плюс чистые налоги на продукты (налоги на продукты за вычетом  субсидий на продукты).

ВРП, рассчитанный методом использования доходов, представляет собой сумму расходов всех институциональных секторов на конечное потребление, валовое накопление  и чистый экспорт.

Москва (ВРП2009года)=7126972млрд/р

Москва(ВРП2010года)=8401859млрд/р

Мурманская  область(ВРП2009году)=201758млрд/р

Мурманская  область(ВРП2010году)=213734млрд/р

 

 


 

 

 

 

 

 

8401859/213734=38,3 –ВРП Москвы в 38 раз больше ВРП Мурманской области.

  Индекс потребительских цен

    Индекс потребительских цен — это изменение стоимости основных потребительских товаров и услуг за определенный период, выраженное в процентах. Индекс потребительских цен влияет на покупательную способность номинальных доходов населения.

Индекс потребительских  цен рассчитывается как частное  суммы произведений цен текущего года на выпуск базового года к сумме  произведения уровня цен и выпуска базисного года. Вся дробь затем умножается на 100 %.

Получим  следующие данные.

Москва:

 

CPIМоск2009 = 109,8%

CPIМоск2010 = 109,1%

Мурманская область:

CPIМур2009 = 110,6%

CPIМур2010 = 108,6%

И в Москве и в Мурманской области наблюдается понижение  цен, но стоит заметить, что в Мурманской области цены значительней снизились.

                                                                                                                 


 

 

 

 

 

           Индекс реальных доходов населения

В статистической практике обычно рассчитывается не абсолютный объем реальных доходов, а его  относительная величина, т. е. соответствующий индекс. Например, индекс реальных доходов домашних хозяйств равен:

IРД =  IНД  / I Р;

где     IНД  — индекс номинальных доходов; I Р — сводный индекс потребительских цен.

Чтобы правильно рассчитать индекс реальных доходов, нам необходимо знать индекс номинальных доходов  и индекс потребительской корзины.

Рассчитаем индекс реальных доходов населения:

Для этого рассчитаем индекс номинального-

Iнд = Номинальный доход следующего года / Номинальный доход предыдущего года

Москва:

Iнд2009: 47322,3/47868,4=0.99

Iнд2010: 47868,4/47322,702=1,01

Мурманская область:

Iнд2009: 23614,6/26336,9=0,9

Iнд2010: 26336,9/29456,1=0,89     ,     на основании этих данных, мы можем рассчитать индекс реальных доходов-

Москва:      

  IРД2009=  0.99/109,8%=90(%)

 

 IРД2010= 1,01/109,1%=93(%)

  Мурманская область: 

  IРД2009=0,9/110,6%=81(%)

    IРД2010 = 0,89/ 108,6%= 82(%) 

    Уровень безработицы.

Уровень безработицы (rate of unemployment-u) представляет собой отношение численности безработных к общей численности рабочей силы (сумме количества занятых и безработный), выраженное в %.

U=U/L x 100% ,     или u=U/E+U x 100%  

Где U(unemployment)-безработные

E(employed)-занятое население

L-численность рабочей силы (экономически активное население)

Москва:

U2009=163/6082 x 100%=2,7%

U2010=105/6101 x 100%=1,7%

Мурманская область:

U2009=40/522 x 100%=7,7%

U2010=46/517 x 100%=8,9%

                                                     


 

 

 

 

 

 

На основе проведенных  исследования, мы можем составить  таблицу: 

Показатели

Г.Москва

Мурманская область

2009

2010

2009

2010

Совокупные доходы(руб)

  83035,5

90426,9

56475,7

63869,2

Номинальные доходы(руб)

47322,3

47868,4

23614,6

вакуаак

26336,9

Располагаемые доходы(руб)

43098,6

43875,7

21351,4

24273,6

Реально располагаемые доходы(%)

113,1

103,2

99,9

99,6

Денежные расходы(руб)

72586,6

73953,3

35086,8

40190,2

Потребительские расходы(руб)

29488,9

30077,6

13735,4

15916,6

Налоги(руб)

1413464

1671115

34351,1

37331,0

Сбережения населения(руб)

13609,7

13798,1

7616

8357

ВРП(руб)

7126972

8401859

201758

213734

Индекс потребительских  цен(%)

109,8

109,1

110,6

108,6

Индекс реальных доходов  населения(%)

90

93

81

82

Уровень безработицы(%)

2,7

1,7

7,7

8,9


 

2.1 Сравнительный  анализ.

 Дадим оценку уровню жизни населения Мурманской области, и сравним его с городом Москва.

График №1 показывает нам  совокупные доходы, заметим, что совокупные доходы выросли как в Москве, так  и в Мурманской области. Совокупные доходы в Москве за год увеличился на 7391,4 тыс/р. Совокупные доходы Мурманской области за год  увеличились на 7393,5 тыс/р. Номинальные доходы тоже увеличились, подчеркнем , что в Мурманской области они увеличились сильнее  чем в Москве. Располагаемые доходы также имеют увеличивающуюся  тенденцию, а это значит что люди имеют больше средств для удовлетворения своих потребностей. Далее видим график реально располагаемых доходов, т.е доходов представляющих собой количество товаров и услуг, которое можно купить на располагаемый доход в течение определенного периода. Мы видим незначительный спад в обоих регионах.

Рассмотрим график потребительских  расходов, мы видим, что за год, оба  графика выросли приблизительно на 1000, это может быть связано  с повышение цен на  продукты питания, топливо, непродовольственные товары для личного потребления, личные услуги. График, рассматривающий налоги населения вырос, причем в Мурманской области сильнее, чем в Москве.

Рассматривая  график ВРП видим огромный разрыв между столицей и данной областью. Москва занимает первое место по валовому региональному продукту, значение которого в 35 раз больше ВРП  Мурманской области. И в Москве, и в Мурманской области  наблюдается рост валового регионального  продукта. Удельный вес Московского региона составляет практически пятую часть в ВВП России.

Рассматривая график индекса  потребительских цен, мы видим незначительное снижение, как в Москве, так и  в регионе. А на графике индекса  реального дохода незначительное увеличение. График уровня безработицы показывает нам следующую картину, если в  городе Москва количество безработных  уменьшается (на 1%), то в Мурманской области она растет (1,2%)

На основании сделанного нами исследования, пожжем заявить, что  уровень жизни в городе Москве гораздо выше, чем в Мурманской области.

4. Глава III. Вывод.

Подведем итог нашей курсовой работы:   

    Основным доходом большинства населения Мурманской области является заработная плата, то есть при повышении заработной платы надо учитывать, что цены на товары и услуги не остаются неизменными, каждый год они дорожают на определенный процент. Чтобы повысить покупательную способность населения, надо повышать заработную плату на более высокий процент, чем дорожают товары и услуги.

Основываясь на этих показателях, можно разрабатывать меры по повышению  качества и уровня жизни. Высокий  уровень жизни можно обеспечить, повышая доходы населения, особенно работникам, занятым в социальной сфере. Повышение доходов повлечет повышение расходов, следовательно, уровень жизни повысится.

 Должно обращаться внимание на малообеспеченные слои общества, прежде всего на работников бюджетной сферы. Нужно сосредоточить внимание на приоритетных национальных проектах, которые определяют социальное самочувствие общества. Возможными путями снижения уровня бедности в России являются изменение менталитета и неформальных установок, проведение антиинфляционной политики, установление минимального размера оплаты труда, разработка социальных программ и механизмов их реализации.

К числу основных направлений  повышения качества жизни следует  отнести необходимость ускорения  темпов экономического роста, так как  развитие производства, обеспечивающее экономический рост, определяет совокупность, уровень развития человеческих потребностей и степень их удовлетворения через  количество и качество производимой продукции, объем получаемых доходов.

Достойное качество жизни  населения если решиться квартирный вопрос, ведь от качества жилья во многом зависит здоровье людей, их семейное благополучие. В современных условиях для решения жилищной проблемы людьми со средним достатком необходимо развитие системы доступного кредитования, приведения в соответствие качества жилья и величины оплаты за него, упорядочение деятельности жилищно-эксплуатационных служб.

 Власти Мурманской области обязаны обеспечить высокие стандарты качества жизни населения. Для повышения качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг необходима глубокая модернизация объектов коммунальной инфраструктуры. Об этом во вторник на заседании Президиума Государственного совета РФ заявил губернатор Мурманской области Дмитрий Дмитриенко.

 Три основных аспекта, которые оказывают влияние и на качество услуг, и на развитие отрасли ЖКХ в целом: технические параметры объектов коммунальной инфраструктуры, эффективность управления объектами жилищного фонда, а также деятельность органов власти по координации и надзору в сфере предоставления ЖКУ. Для повышения качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг необходима глубокая модернизация объектов коммунальной инфраструктуры. При этом должна учитываться специфика хозяйствования в Арктике, применяемые правила и нормы должны быть адекватными, отличными от условий средней полосы и южных регионов России.

 Основой формирования здорового и деятельного общества является состояние здоровья граждан. Государство должно выделять достаточно средств на повышение уровня медицинского обслуживания. Важно уделить внимание обеспечению сферы здравоохранения достойными квалифицированными кадрами, постоянному повышению квалификации и переподготовке кадров. Необходимо обновить медоборудование и внедрить современную систему связи.

Нуждается в изменении  организационно-правовая форма медицинских  учреждений. Необходима разработка новой  системы нормирования и оплаты труда  медработников для повышения  их заинтересованности в результатах  труда.

Все преобразования в сфере  здравоохранения, в социальной сфере  должны быть связаны с проведением  мер по повышению рождаемости  и уменьшению уровня смертности. Говоря о здоровье населения, нельзя забывать об экологии и состоянии окружающей среды.

 В стратегии развития Мурманской области до 2015 г. для повышения качества жизни поставлены такие задачи:

Укрепление здоровья населения  посредством дальнейшего развития системы здравоохранения, наращивания  проведения профилактических мероприятий, качественного медицинского обслуживания; формирование здорового образа жизни  и развитие спорта путем создания условий для занятий физической культурой и спортом.

Информация о работе Уровень жизни населения в Мурманской области