Туристско-рекреационный потенциал Африки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 13:36, курсовая работа

Краткое описание

Тема данной курсовой работы, на мой взгляд, очень актуальна в современном туризме.
Целью курсовой работы является оценка туристско-рекреационного потенциала Африки.
Задачами работы являются определение уровня развития туризма в странах Африки, а также оценка их туристских ресурсов.

Содержание

Введение………………………………………………………….........3
Глава 1.Теоретико-методологические основы изучения туризма и туристско-рекреационного потенциала………………………………………….4-12
Глава 2. Общая характеристика Африки……………………………13-15
Глава 3. Анализ туристско-рекреационного потенциала Африки.
3.1. Африка как туристский регион………………………….16-19
3.2. Туристские ресурсы Африки.
3.2.1. Северная Африка………………………………………20-26
3.2.2. Юго-Восточная и Южная Африка……………………26-32
3.2.3. Западная Африка……………………………………….32-36
3.2.4. Прилегающие острова Африки……………………….36-47
Заключение……………………………………………………………48
Список литературы……………………………………………………49-50

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа по эконом. географии.doc

— 1.27 Мб (Скачать файл)

Оглавление:

Введение………………………………………………………….........3

Глава 1.Теоретико-методологические основы изучения туризма и туристско-рекреационного потенциала………………………………………….4-12

Глава 2. Общая характеристика Африки……………………………13-15

Глава 3. Анализ туристско-рекреационного потенциала Африки.

           3.1. Африка как туристский регион………………………….16-19

           3.2. Туристские ресурсы Африки.

           3.2.1. Северная Африка………………………………………20-26

           3.2.2. Юго-Восточная и Южная Африка……………………26-32

          3.2.3. Западная Африка……………………………………….32-36

           3.2.4. Прилегающие острова Африки……………………….36-47

Заключение……………………………………………………………48

Список литературы……………………………………………………49-50

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Международный туризм - одна из наиболее быстро развивающихся отраслей в мире. Африка очень привлекательная для туризма страна и в настоящее время она борется за утверждение своего собственного места в развивающейся мировой индустрии туризма.

Основные предпосылки, способствующие росту туризма в  Африке:

  1. национальные туристические активы, в некоторых случаях не имеющие аналогов;
  2. разнообразные туристические программы, особенно приключенческие,
  3. экотуризм и посвящения в культуру местных племен;
  4. многообразие культурных и исторических достопримечательностей в Северной Африке;
  5. исключительная ценность южноафриканского ранта относительно ключевых конкурентов, частично вследствие иностранных обменных курсов;
  6. положительное глобальное восприятие мирного политического перехода в Южной Африке;

Благодаря своему положению в двух полушариях, Африка обладает широкими перспективами для развития туризма в течение всего года, чередуя по месяцам приёма зарубежных гостей.

Тема данной курсовой работы, на мой взгляд, очень актуальна в современном туризме.

Целью курсовой работы является оценка туристско-рекреационного потенциала Африки.

Задачами работы являются определение уровня развития туризма в странах Африки, а также оценка  их туристских ресурсов.

Глава 1. Теоретические  и методологические основы изучения туризма и туристско-рекреационного потенциала

Рекреация (в переводе с польского языка rekreacja – отдых, с латыни recreation – восстановление) – это: 1) праздники, каникулы, перемена в школе (устаревшее); 2) помещение  для отдыха в учебных заведения; 3) отдых, восстановление сил человека, израсходованных в процессе труда.

Н.Ф. Реймерс добавляет при этом, что восстановление здоровья и трудоспособности должно проходить путем отдыха вне  жилища, т. е. посредством участия  в организованном или неорганизованном туристском походе или проведения отпускного периода в специализированных учреждениях отдыха (санаториях, домах отдыха и т. п.).

Учитывая, видимо, подобную трактовку, И.И. Дедю рассматривает рекреацию  в качестве синонима отдыха, восстановления, оздоровления. Наиболее широкое распространение в настоящее время и в зарубежной, и в отечественной практике получило отождествление рекреации с отдыхом, в задачу которого входит восстановление сил и трудоспособности отдыхающих. При этом отдых подразделяют на активный, предполагающий смену вида деятельности (спорт, туризм и т. п.), и пассивный, который характеризуется резким снижением всякой деятельности, вплоть до состояния расслабленного покоя. Кроме этого, учитывая степень организации процесса отдыха, его подразделяют на организованный и неорганизованный.

В частности, В.А. Квартальнов в  одной из своих последних работ (Энциклопедия туризма, 2000) приводит следующие  определения данному понятию.

Рекреация – это:

  1. расширенное воспроизводство физических, интеллектуальных и эмоциональных сил человека;
  2. любая игра, развлечение и т. п., используемые для восстановления физических и умственных сил; 
  3. наиболее быстро развивающийся сегмент индустрии досуга, связанный с участием населения в активном отдыхе на открытом воздухе, приходящийся преимущественно на уик-энд;
  4. перестройка организма и человеческих популяций, обеспечивающая возможность активной деятельности при различных условиях, характере и изменениях окружающей среды; цивилизованный отдых, обеспечиваемый различными видами профилактики заболеваний в стационарных условиях, экскурсионно- туристскими мероприятиями, а также в процессе занятий физическими упражнениями.

Для проведения какой-либо деятельности, в том числе рекреационной, необходимо наличие определенных ресурсов. В эту категорию включают природные и антропогенные объекты (или часть природных и культурных ресурсов), которые при современном уровне развития производственных сил могут быть использованы для удовлетворения потребностей общества и организации отрасли, специализирующейся на рекреационном обслуживании населения. Учитывая природную и антропогенную составляющие рекреационных ресурсов, их подразделяют на соответствующие виды, группы, характеризующие климатические, гидроминеральные, водные, лесные, горные ресурсы, и ресурсы морских побережий. Антропогенная составляющая рекреационных ресурсов включает культурно-исторические памятники, города и другие населенные пункты, уникальные технические сооружения.

Под рекреационным потенциалом  понимается вся совокупность природных, культурно-исторических предпосылок для организации рекреационной деятельности на определенной территории. Очень часто, под рекреационным потенциалом понимается наличие на территории определенных уникальных или, по крайней мере, интересных не только для местных жителей объектов.

Хотя это не вполне обязательный признак, а только желательный вариант. Рекреационный потенциал территории очень изменчив и зависит от особенностей социально – культурного образования, в пределах которого она расположена.

Выявление имеющегося туристско-рекреационного потенциала является далеко не самой сложной задачей, так как в настоящее время практически для любой староосвоенной территории имеются своды памятников истории и культуры, природных охраняемых объектов, имеются подробные сведения об объектах социально-культурной сферы – музеях, гостиницах, ресторанах, санаториях и базах отдыха и т. п.

Более сложным аспектом является оценка имеющегося туристско-рекреационного потенциала. Она должна учитывать:

1)  Уникальность имеющихся объектов;

2)  Различия в доступности объектов;

3)  Различия в плотности размещения объектов в пределах региона;

4)  Разнообразие и комплексность имеющихся объектов;

5)  Физическое состояние объектов.

Оценка современного состояния использования объектов туристско-рекреационной сферы вполне осуществима на основе имеющихся показателей посещаемости данных объектов и сопоставление их с возможностями приема туристов.

Возможности интенсификации использования туристско-рекреационного потенциала связаны с решением целого ряда задач. Это поиск финансовых средств должны быть направлены как на развитие объектов социальной сферы в целом, так и туристской инфраструктуры в частности. Это подготовка кадров, способных работать в сфере на новом, современном уровне. Это и новые подходы в работе с туристами и отдыхающими. Это рекламная деятельность, позволяющая построить приоритеты в выборе места отдыха.

По мнению Т.В. Николаенко, отдых (рекреация) – любая деятельность или бездеятельность, направленная на восстановление сил человека,

которая может осуществляться как на территории постоянного проживания человека, так и за ее пределами. Одним из распространенных видов отдыха является туризм.

В современной научной  литературе дается несколько точек  зрения на понятие «туризм». Согласно одной из них, туризм рассматривается как путешествие в свободное время, предпринятое с определенной целью. Существует подход, который характеризует туризм как отрасль хозяйства по обслуживанию людей, находящихся временно вне места постоянного жительства или как сегмент рынка, удовлетворяющий спрос туристов на товары и услуги.

Так в настоящем Федеральном  законе «Об основах туристской деятельности в РФ» от 1996г. используются следующие  основные понятия:

туризм - временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - граждане) с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально - деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания;

туристская деятельность - туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий;

туризм внутренний - путешествия  в пределах Российской Федерации  лиц, постоянно проживающих в  Российской Федерации;

туризм выездной - путешествия лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации, в другую страну;

туризм въездной - путешествия  в пределах Российской Федерации  лиц, не проживающих постоянно в  Российской Федерации;

турист - гражданин, посещающий страну (место) временного пребывания в оздоровительных, познавательных, профессионально - деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющий не менее одной ночевки;

туристские ресурсы - природные, исторические, социально - культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные потребности туристов, содействовать восстановлению и развитию их физических сил;

туристская индустрия - совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов – переводчиков.

По В.А. Квартальнову:

Туризм – это ряд  явлений и взаимоотношений в  результате путешествий людей, до тех  пор, пока это не приводит к их постоянному пребыванию в определенном месте и не связанно с получением ими какой-либо выгоды (дохода).

Со временем базовая  концепция туризма расширилась  и стала включать некоторые виды деловых путешествий, которые не приводят к постоянному пребыванию в стране и не включают получение дохода.

Среди экономических  характеристик туризма пять должны быть определены концептуально:

- туризм, как процесс  и результат передвижения людей  по различным туристским маршрутам;

- определение двух  основных базовых элементов туризма: путешествие к месту отдыха и пребывание там;

- путешествие означает  выезд из страны (региона) постоянного  проживания туриста;

- перемещение туристов  к различным туристским центрам  требует времени, а это значит, что они вернутся в место  постоянного проживания через несколько дней, недель или месяцев;

- экскурсия – это  путешествие без постоянного  проживания в туристском центре, не имеющее целью получение  дополнительного дохода.

Функции туризма:

Способствует восстановлению сил и трудоспособности человека и соответственно психо - физиологических ресурсов общества;

Способствует рациональному  использованию свободного времени  людей;

Способствует увеличению занятости и повышению жизненного уровня местного населения;

Туризм обогащает социально  – экономическую инфраструктуру и межрегиональное сотрудничество стран, государств, народов.

Основными базовыми элементами понятия «туризм» являются:

а) турист – субъект  туризма, человек, стремящийся удовлетворить  свои рекреационные потребности; характеризуется  значительным разнообразием.

б) туристский бизнес –  означает вид предпринимательской  деятельности по производству продуктов  и услуг на туристском рынке с  целью извлечения прибыли;

в) сфера гостеприимства – рассматривает в основном туризм как социально-культурный и ментальный фактор, а также как фактор развития района туризма с точки зрения открытия новых рабочих мест и увеличения дохода местного бюджета;

г) административная сфера  и менеджмент туризма – рассматривают  туризм как фактор развития и повышения  уровня экономики без учета негативных результатов, которые могут произойти, включая прямой и косвенный ущерб.

Элементами дистрибьюторской системы в туризме являются:

* производители туристских  услуг (индустрия гостеприимства);

* транспорт (воздушный,  наземный, морской и др.);

* размещение (отели, мотели, рестораны и др.);

* достопримечательности  (музеи, банки, страхование).

Размещение занимает центральное место в комплексе  услуг, предоставляемых туристам во время путешествия, и является неотъемлемой частью каждого тура. Средства размещения, под которыми понимают любой объект, регулярно или эпизодически предоставляющей места для ночевки, составляют основу туристской индустрии.

Информация о работе Туристско-рекреационный потенциал Африки