Состояние экономики Республики Коми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 08:59, контрольная работа

Краткое описание

В последние годы увеличивается самостоятельность регионов, которые несут все большую ответственность за результаты регионального экономического развития. Социально-экономическое состояние регионов определяется как объективными (макроэкономические условия, положение региона в общественном разделении труда, отраслевая структура, географическое положение, природные ресурсы), так и субъективными факторами, и в первую очередь - методами регионального управления. В последние годы экономических реформ показали, что регионы, которые применяют прогрессивные методы управления своим развитием, в меньшей степени подвержены кризисным тенденциям.

Содержание

Введение
1. Экономика региона и его содержание
2. Экономика республики Коми
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Kr_VSKh_Sostoyanie_ekonomiki_RK.doc

— 148.50 Кб (Скачать файл)

Удельный вес налоговых  поступлений организаций, занимающихся производством машин и оборудования, в общем объеме налоговых поступлений  в бюджетную систему Российской Федерации в 2011 году составил 0,4% (в 2010 году – 0,3%). По сравнению с уровнем 2010 года объем налоговых поступлений увеличился на 57,2%.

Среднесписочная численность работников организаций, занимающихся производством машин  и оборудования, в январе-ноябре 2011 года составила 2,0 тыс. человек, или 97,2% к уровню аналогичного периода 2010 года.

Среднемесячная  номинальная начисленная заработная плата работников организаций по производству машин и оборудования, в январе-ноябре 2011 года составила 33579 рублей, или 120,8% к среднереспубликанскому уровню.

Задачи, требующие  решения на отраслевом уровне: разработка комплекса мероприятий по развитию машиностроения и металлообработки на территории Республики Коми (долгосрочной или среднесрочной программы развития производства); комплексное решение проблем комплектования предприятий квалифицированными рабочими кадрами; обновление станочного парка и технологического оборудования.

Агропромышленный  комплекс. Производство продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий в 2011 году по сравнению с уровнем 2010 года увеличилось на 10,3%. В 2011 году хозяйствами всех категорий произведено скота и птицы на убой (в живом весе) 31,0 тыс. тонн (108,4% к уровню 2010 года), 62,1 тыс. тонн молока (100,7%), 146,0 млн. штук куриных яиц (87,0%), собрано 113,8 тыс. тонн картофеля (128,3%) и 22,2 тыс. тонн овощей (106,7%).

Увеличение  производства скота и птицы на убой (в живом весе) обеспечено ростом объемов производства на убой свиней (на 6,4%) и птицы (на 13,6%) при снижении объемов производства крупного рогатого скота (на 5,1%).

Снижение производства яиц вызвано как сокращением  численности кур-несушек на птицефабриках, так и уменьшением яйценоскости.

В 2011 году в сельскохозяйственных организациях производство продукции увеличилось на 9,6% относительно уровня 2010 года. Произведено 25,2 тыс. тонн скота и птицы на убой (в живом весе) (112,7% к уровню 2010 года), 34,3 тыс. тонн молока (104,2%), 143,5 млн. штук яиц (86,6%). Валовой сбор картофеля увеличился на 57% и составил 5,6 тыс. тонн. Овощей получено 5,8 тыс. тонн, что на 24% больше, чем в 2010 году.

Сальдированный  финансовый результат деятельности организаций по производству продукции  сельского хозяйства в январе-ноябре 2011 года сложился в виде прибыли  в сумме 519,9 млн. рублей.

Доля налоговых поступлений организаций сельского хозяйства в общем объеме налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации осталась на уровне прошлого года и составила 0,2% в 2011 году. По сравнению с уровнем 2010 года объем налоговых поступлений уменьшился на 0,2%.

Среднесписочная численность занятых в организациях, занимающихся сельским хозяйством, составила  в январе-ноябре 2011 года 6,0 тыс. человек, или 97,4% к уровню аналогичного периода  предыдущего года.

Среднемесячная  номинальная заработная плата работников организаций сельского хозяйства в январе-ноябре 2011 года составила 14471 рубль, или 52,1% от среднереспубликанского уровня.

Задачи, требующие  решения на отраслевом уровне:  увеличение объемов работ по сохранению и повышению плодородия почв земель сельхозназначения, включая мероприятия по развитию мелиоративной системы в рамках федеральной целевой программы «Развитие мелиорации сельскохозяйственных земель России на период до 2020 года»; повышение ответственности получателей государственной поддержки за эффективность использования бюджетных средств в рамках заключенных соглашений и договоров о сотрудничестве и государственной поддержке в сфере развития сельского хозяйства в части обязательств по планируемым на 2012 год объемам производства (выпуска) продукции не ниже уровня 2011 года; совершенствование системы государственной поддержки; повышение уровня информированности производителей о направлениях и формах государственной поддержки.

Малое и среднее предпринимательство. По данным Комистата, малый и средний бизнес в Республике Коми по состоянию на 1 октября 2011 года представляли 39268 хозяйствующих субъектов, в том числе 104 средних предприятия, 1303 малых предприятия, 13463 микропредприятия и 24398 индивидуальных предпринимателей.

Из общего числа  юридических лиц, ведущих свою деятельность на территории республики, 71,4% – это малые (в том числе микропредприятия) и средние предприятия.

По сравнению  с данными на 1 октября 2010 года увеличилось  число средних предприятий на 2 единицы, снизилось число малых  предприятий на 251 единицу, микропредприятий – увеличилось на 220 единиц, индивидуальных предпринимателей – увеличилось на 651 человек.

Среднесписочная численность работников средних  и малых предприятий (без учета  микропредприятий) составила 44,0 тыс. человек. Сокращение среднесписочной численности за период с 1 октября 2010 года до 1 октября 2011 года составило 5,1 тыс. человек, или 11,6%.

Оборот предприятий  среднего и малого предпринимательства, за исключением микропредприятий, по состоянию на 1 октября 2011 года достиг уровня 59,3 млрд. рублей – 10,7% оборота всех организаций республики. По сравнению с уровнем на 1 октября 2010 года оборот предприятий среднего и малого предпринимательства вырос на 9,3%.

Малыми и  средними предприятиями привлечено 1,72 млрд. рублей инвестиций в основной капитал (2,0% от объема инвестиций в основной капитал крупных, средних и малых предприятий). По сравнению с уровнем на 1 октября 2010 года уровень инвестиций в основной капитал на малых и средних предприятиях вырос в 2 раза.

Структурные изменения  в количестве субъектов малого и  среднего предпринимательства характеризуются  рядом причин, среди которых необходимо отметить изменение законодательства в части лицензирования деятельности, а, следовательно, и обязанности  предпринимателей по вступлению в саморегулируемые организации, ряд изменений в налоговом законодательстве.    

 

Таким образом, в Республике Коми в течение 2011 года сохранялась достаточно стабильная социально-экономическая ситуация. Сложилась положительная динамика важнейших показателей социально-экономического развития: снижение задолженности организаций в бюджеты всех уровней; увеличение налоговых поступлений в бюджетную систему в целом, в том числе в бюджеты всех уровней; рост доходов консолидированного бюджета Республики Коми; рост объемов промышленного производства в целом; увеличение объемов добычи нефти; увеличение объемов производства бензина автомобильного, дизельного топлива, мазута топочного; рост объемов производства бумаги, картона, фанеры, древесностружечных плит, электроэнергии; увеличение объемов сельскохозяйственного производства; увеличение объемов грузовых перевозок; рост объемов услуг связи; снижение уровня инфляции;рост объемов жилищного строительства; увеличение объемов инвестиций в основной капитал; рост уровня рождаемости и снижение уровня смертности населения, с середины года отмечен естественный прирост населения; снижение уровня зарегистрированной безработицы;рост номинальной и реальной заработной платы работников организаций; увеличение оборота розничной торговли, общественного питания, платных услуг населению; уменьшение количества зарегистрированных преступлений.

Наряду с  положительными тенденциями в экономике  и социальной сфере республики наблюдались  и негативные, основные из которых:

  • сохранение значительной суммы задолженности организаций по платежам в бюджетную систему Российской Федерации;
  • снижение объемов поступивших в экономику республики иностранных инвестиций;
  • сокращение объемов добычи естественного газа, угля;
  • снижение объемов производства лесоматериалов, древесноволокнистых плит, теплоэнергии;
  • уменьшение объемов лесозаготовительного производства;
  • увеличение миграционного оттока населения;
  • рост суммы просроченной задолженности по заработной плате.

 

 

 

Заключение

2011 год стал  важным этапом посткризисного развития Республики Коми. Разработанные и реализованные в 2009-2011 годах антикризисные меры позволили решить наиболее острые проблемы в экономике и создать опорные инструменты для дальнейшей реализации Стратегии долгосрочного развития республики.

Главным итогом 2011 года является достаточно стабильное, позитивное развитие экономики республики. Отмечается положительная динамика важнейших показателей социально-экономического развития: устойчивый рост объемов  промышленного производства, причем значительный в обрабатывающем секторе; укрепление налоговой базы и рост налоговых поступлений в бюджетную систему; возобновление тенденции роста объемов инвестиций в экономику республики; улучшение ситуации в строительном комплексе и увеличение объемов жилищного строительства; рост номинальной и реальной заработной платы работников организаций; увеличение оборота розничной торговли, общественного питания, платных услуг населению; снижение уровня инфляции; рост уровня рождаемости и снижение уровня смертности населения, естественный прирост населения (впервые за 20 лет).

Реализация  программ содействия занятости позволила  добиться существенного снижения безработицы. Сохранена стабильность на рынке  труда и созданы новые рабочие  места, государственные социальные обязательства перед населением выполнены в полном объеме.

Подтверждением  стабильного развития в экономике  стало очередное повышение кредитных  рейтингов республики международными рейтинговыми агентствами Фитч Рейтингз и Мудиз Инвесторз Сервис.

Стабильное  положение в республике обеспечивается также спокойной политической обстановкой, достаточно эффективным взаимодействием общественных институтов, отсутствием серьезных трудовых конфликтов и фактов противостояния власти и населения, снижением уровня социальной напряженности в коллективах.

Многое сделано  для повышения эффективности  системы государственного управления.

Вместе с  тем, остается еще достаточно много  нерешенных проблем. По итогам 2011 года отмечены следующие негативные тенденции: высокий износ жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры, а также значительная задолженность потребителей услуг ЖКХ; обострение проблем транспортного обеспечения потребности экономики и населения со стороны железнодорожного сообщения; медленное решение вопросов переселения избыточного населения из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей; сохранение значительной суммы задолженности организаций по платежам в бюджетную систему Российской Федерации; снижение объемов поступивших в экономику республики иностранных инвестиций; сокращение объемов производства отдельных видов промышленной продукции (естественного газа, угля, лесоматериалов, древесноволокнистых плит, теплоэнергии); уменьшение объемов лесозаготовительного производства; перманентное обострение проблемы задолженности по заработной плате работникам организаций производственной сферы; сохранение высокого уровня сельской безработицы (особенно в Троицко-Печорском, Койгородском, Ижемском и Прилузском районах).  

Последовательная реализация стратегических задач Республики Коми призвана решить основные проблемы в экономике и социальной сфере республики и достичь главной цели развития - обеспечения социального благополучия и общественной безопасности, роста благосостояния жителей республики.

 

Список использованных источников:

  1. О Стратегии экономического и социального развития Республики Коми на 2006-2010 годы и на период до 2015 года: постановление Правительства Республики Коми от 27.03.2006 № 45 // Республика. – 2006. – 13 апр.
  2. Социально-экономическое положение Республики Коми по итогам 2011 года: доклад Минэкономразвития. – Сыктывкар, 2012
  3. Стратегия социально-экономического развития Северо-западного федерального округа 2011 г.: доклад Минрегионразвития.- М.,2011
  4. Андриченко, Л. Проблемы правового регулирования регионального развития Российской Федерации / Л. Андриченко, А. Чертков // Федерализм. - 2007. - №4. - С.117-134.
  5. Багратуни, К.Ю. Мотивационный механизм государственного управления развитием российских регионов / К.Ю. Багратуни // Социально-гуманитарные знания. - 2007. - №1. - С.331-338.
  6. Баранов, С.В. Диагностика межрегиональной дифференциации / С.В. Баранов // Региональная экономика: теория и практика. - 2007. - №6. - С.98-108.
  7. Броило, Е.В. Основные проблемные тенденции развития Северо-Западного федерального округа в условиях рынка / Е.В. Броило // Региональная экономика: теория и практика. - 2007. - №5. - С.97-103.
  8. Важенин, С.Г. Контуры территориальной конкуренции / С.Г. Важенин, И.С. Важенина // Регион: экономика и социология. - 2008. - №2. - С.271-288.
  9. Гайзатуллин, Р.Р. Региональная модель оценки эффективности комплексных программ социально-экономического развития / Р.Р. Гайзатуллин //Менеджмент в России и за рубежом. - 2009. - №2. - С.99-106.
  10. Гапоненко, А. Стратегическое планирование социально-экономического развития регионов и городов / А. Гапоненко // Государственная служба. - 2008. - №6. - С.90-96.
  11. Григорьев, Л. Сцилла и Харибда региональной экономики / Л. Григорьев, Н. Зубаревич, Ю. Урожаева // Вопросы экономики. - 2008. - №2. - С.83-98.
  12. Гумерова, А.А. Стратегическое планирование и оценка региональных программ: канадский опыт / А.А. Гумерова // Регион: экономика и социология. - 2008. - №2. - С.352-366.
  13. Джурбина, Е.М. Перспективы использования межбюджетных трансфертов в интересах социально-экономического развития региона / Е.М. Джурбина // Региональная экономика: теория и практика. - 2007. - №2. - С.34-41.
  14. Жирнель, Е.В. Территориальная структура экономики и проблемы конкурентоспособности региона (на примере Республика Карелия) / Е.В. Жирнель // Региональная экономика: теория и практика. - 2007. - №5. - С.108-112.
  15. Кара-оол, Ш.В. Бюджет субъекта Российской Федерации в социально-экономическом развитии региона / Ш.В. Кара-оол // Финансы. - 2009. - №2. - С.9-13.
  16. Киммельман, С. Сырьевая составляющая региональной экономики России / С. Киммельман, С. Андрюшин // Российский экономический журнал. - 2007. - №6. - С.116-132.
  17. Коломак, Е.А. Анализ факторов конкурентоспособности региона / Е.А. Коломак // Регион: экономика и социология. - 2009. - №3. - С.87-115.
  18. Крымов, В. Стратегические ориентиры в управлении социально-экономическим развитием региона / В. Крымов // Федерализм.-2008.-№3.-С.59-76.
  19. Любимова, М.В. Проблемы оценки социально-экономического потенциала региона/ М.В.Любимова, В.П. Нестеров, В.С. Дмитриева// Региональная экономика: теория и практика. - 2007. - №4. - С.13-24.
  20. Семенов, С. Кластерная политика и ее организация / С. Семенов // Государственная служба. - 2009 . - №4. - С.19-23.
  21. Шеховцева, Л.С. Обоснование методики оценки конкурентоспособности российских регионов / Л.С. Шеховцева // Региональная экономика: теория и практика. - 2007. - №6. - С.31-37.

Информация о работе Состояние экономики Республики Коми