Системный анализ проблем национальной безопасности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 18:30, курсовая работа

Краткое описание

В современной экономической литературе широко обсуждаются теоретические подходы и практические методики обеспечения безопасности экономических систем различного уровня. В то же время, как отмечают многие исследователи, отсутствует системный подход к рассмотрению данного вопроса.

Вложенные файлы: 1 файл

Омм.docx

— 129.37 Кб (Скачать файл)

Изучение основных категорий, используемых в системе экономической безопасности, создает теоретическую основу для разработки конкретных методик ее обеспечения.

В рамках рассмотрения практического уровня исследования экономической безопасности выделяются следующие этапы формирования механизма ее обеспечения: выделение цели и задач; диагностика экономической безопасности; выработка критериев и оценка ее уровня на основе объективной информации; формирование механизма ее обеспечения (принятие нормативных документов, разработка конкретной экономической политики и т.д.). Механизм обеспечения экономической безопасности, будучи подчиненным соответствующим целям, задачам и основным принципам экономической безопасности, служит инструментом реализации практических действий.

Целью обеспечения экономической безопасности с позиции любого хозяйственного уровня является достижение и сохранение субъектами экономической безопасности такого состояния объекта, при котором он может устойчиво функционировать и прогрессивно развиваться, противодействуя внутренним и внешним угрозам.

Для достижения поставленной цели должны последовательно решаться следующие задачи:

- диагностика и анализ  существующего уровня экономической безопасности, в том числе выявление, прогнозирование и систематизация угроз экономической безопасности объекта;

- разработка мероприятий  и рекомендаций по достижению  и повышению уровня экономической безопасности и оценка их эффективности;

- реализация комплекса  мер, признанных наиболее действенными;

- непрерывный мониторинг  уровня экономической безопасности  и корректировка принятой экономической политики.

  1. Механизм обеспечения государственной безопасности.

 

Рассмотрим механизм обеспечения экономической безопасности на региональном уровне. Работа механизма осуществляется через практические действия по обеспечению экономической безопасности, которые состоят из нескольких этапов.

1. Определение совокупности  региональных интересов (обеспечение  и поддержание достойного уровня жизни (благосостояния) населения региона, рациональное использование имеющегося экономического потенциала, реализация независимой региональной социально-экономической политики региона, сбалансированность и интегрированность в финансовую систему страны, а также необходимость защиты интересов от различного рода внутренних и внешних угроз при соблюдении баланса с общенациональными интересами).

2. Выявление угроз экономической  безопасности региона. В настоящее время в российских регионах в качестве наиболее серьезных можно выделить следующие угрозы: спад производства и уступка внутреннего рынка; значительное разрушение научно-технического потенциала; сырьевая 
направленность экспортной политики; опасность утраты продовольственной независимости; рост безработицы и ослабление трудовой мотивации; значительная величина внешнего и внутреннего долга; криминализация экономики; увеличение имущественной дифференциации населения и повышение уровня бедности.

Источник возникновения данных угроз - система экономических отношений между субъектами рынка. Регион в структуре рыночных отношений является самостоятельным хозяйствующим субъектом и вынужден сам обеспечивать экономическую безопасность, а значит предвидеть и предотвращать воздействие деструктивных факторов.

3. Оценка экономической  безопасности региона через систему  индикаторов, позволяющих дать характеристику сложившейся ситуации.

Оценка состояния экономики выполняется с позиции динамики развития процессов на территории в рамках ее экономической безопасности и включает набор индикаторов экономической безопасности региона, которые количественно определяют ситуацию, сигнализируют о грозящей опасности и способствуют разработке комплекса программно-целевых мероприятий по повышению уровня экономической безопасности.

Данная система должна обеспечивать полную характеристику состояния экономики на определенный момент времени относительно уровня, опасного для экономической безопасности региона. В этой системе, как правило, используют частные показатели (индикаторы), характеризующие ту сферу экономической деятельности, в среде которой выявляется конкретная угроза экономической безопасности.

В экономической литературе выделено достаточное количество систем индикаторов экономической безопасности. В то же время большинству из них присущ ряд недостатков. В частности, при их формировании используется эмпирический подход, делается упор на статистические взаимосвязи в ущерб причинно-следственным зависимостям в экономике; выбранные показатели акцентируются на отдельных сторонах изучаемого явления, что нарушает целостность картины; не проводится интерпретация экономических явлений в динамике. Основным недостатком существующих методик оценки экономической безопасности следует считать отсутствие предложений по оценке убытка, наносимого экономической системе при нарушении пороговых значений наиболее важных индикаторов. Система индикаторов экономической безопасности может иметь качественные и количественные параметры, характеризующие: экономический рост; уровень и качество жизни; поддержание научного потенциала региона; определение и обеспечение необходимого государственного регулирования экономических процессов, происходящих в регионе, способных гарантировать нормальное 
функционирование экономики, как в обычных, так и в экстремальных условиях.

Количественные и качественные параметры экономической безопасности должны разрабатываться индивидуально для каждого отдельного региона с учетом постоянно изменяющейся экономической ситуации и корреспондировать с соответствующим составом критериев и параметров в части, касающейся экономики России в целом и ее национальных интересов.

После выявления фактического состояния экономической безопасности необходимо определить пороговые, то есть предельные значения безопасности, несоблюдение которых приводит к началу разрушительных, нерегламентированных процессов в регионе. Они необходимы для сопоставления с фактическими данными и анализа полученных результатов. Важно при этом проследить изменение фактических показателей в динамике, что способствует определению вектора развития экономики региона.

4. Разработка системы  мероприятий, устраняющих или смягчающих воздействие факторов, негативно влияющих на устойчивость экономики региона. Выбор оптимального управленческого решения по обеспечению экономической безопасности региона при соблюдении баланса с общенациональными интересами и его реализация.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Развитие экономики региона определяется, с одной стороны, его собственным экономическим потенциалом, а с другой стороны - способностью региональных институтов власти создать эффективные механизмы управления этим потенциалом и его приумножением при соблюдении баланса региональных и федеральных интересов. Чем менее развит собственный региональный экономический потенциал для обеспечения экономической безопасности, тем более зависим регион от политики государства и процесса экономического взаимодействия с другими регионами.

Высокий уровень экономической безопасности проявляется через:

- осуществление крупных  экономических проектов по самостоятельному нивелированию кризисных ситуаций, требующих немедленного решения;

- обеспечение достаточно  высокого уровня жизни населения  территории;

- оказание помощи сопредельным  территориям, в том числе на договорной основе, во избежание переноса экономических катаклизмов на собственное региональное хозяйство;

- проведение собственной  экономической политики в рамках системы экономического федерализма.

Экономика региона представляет собой систему взаимосвязанных и находящихся между собой в определенной пропорциональной зависимости компонентов. Чем более надежны эти связи внутри региональной экономической системы, тем выше ее способность противостоять воздействиям угроз внутреннего и внешнего характера. Очевидно, что любое нарушение сложившейся пропорциональной зависимости компонентов в нормально функционирующей экономической системе может привести к ее дестабилизации.

Таким образом, в рамках исследований проблем экономической безопасности следует выделять теоретический и практический уровни ее рассмотрения. При этом в рамках изучения системы экономической безопасности следует уделить внимание выяснению сущности основных категорий, формирующих систему, базовых принципов и функций, а также возникающим экономическим отношениям.

В рамках системы обеспечения экономической безопасности исследуется действие механизма, позволяющего диагностировать ее уровень, вырабатывать критерии на основе объективной и своевременной информации, а также применять конкретные методики, позволяющие нивелировать отрицательные воздействия внутренних и внешних факторов на экономические системы различного уровня.

 

 

 

 

Список  литературы

 

  1. Федеральный закон «О безопасности» от 28.12.2010г. № 390-ФЗ.
  2. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. От 13 мая 2009 г.
  3. Приказ Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009 г. № 624.
  4. Приказ Министерства экономического развития РФ от 31 августа 2010 г. № 398 «Об утверждении Положения о Порядке подготовки заключений об оценке регулирующего воздействия».
  5. Постановление Правительства РФ от 29.07.2011 г. № 633 «Об экспертизе нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в целях выявления в них положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ».
  6. Приказ Министерства экономического развития РФ от 09.11.2011 г. № 634 «Об утверждении порядка проведения экспертизы нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в целях выявления в них положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности».
  7. Арефьева Е.А., Рылеева А.С. Регулирование демографических процессов с помощью когнитивных карт // Известия ТулГУ. Серия: Экономические и юридические науки, 2010. -  с. 195-200.
  8. Ачкасов В.А., Ланцов С.А. Мировая политика и международные отношения. – М.: Аспект Пресс, 2011. – 480с.
  9. Вдовин В.М. Теория систем и системный анализ. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2010. – 640с.
  10. Данелян Т.Я. Теория систем и системный анализ. – М.: Изд. центр ЕАОИ, 2010. – 303с.
  11. Дрогобыцкий И.Н. Системный анализ в экономике. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 423с.
  12. Зеленков М.Ю. Теоретико-методологические проблемы теории национальной безопасности Российской Федерации: монография. – М.: Юридический институт МИИТа, 2013. – 196с.
  13. Мхитарян Ю.И. Аспекты национальной безопасности и приоритеты развития саморегулирования строительного комплекса // Век качества, 2012, №03. – с.14-18.
  14. Современные исследования социальных проблем. – Красноярск: Инновационный центр, 2010, №2. – 118с.
  15. Суфиянов Р.Ш. Элементы системного анализа. – М.: МГУИЭ, 2009. – 52с.
  16. Шарыбар С.В. Системный анализ сбалансированного развития социально-эколого-экономического потенциала сельскохозяйственного предприятия. – Новосибирск: Изд-во НГАУ, 2011. – 184с.
  17. Шерстянкина Т.В. Национальная безопасность России в условиях глобализации: системно-синергетический подход // Вестник ЧитГУ, 2009, №3(54). – с.218-223.
  18. Штоль В.В. Армия нового мирового порядка. – М.: ОПИ, 2010. – 383с.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Системный анализ проблем национальной безопасности