Региональная экономическая политика Японии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 00:10, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является раскрытие характера и закономерностей эволюции государственной региональной экономической политики в Японии в послевоенный период, оценка эффективности механизма ее реализации.
Для достижения поставленной цели предусмотрено решение следующих задач:
- анализ процесса формирования государственной региональной политики Японии;
- выявление содержания, направлений и особенностей региональной политики Японии;
- обобщение теоретических подходов региональной политики в Японии.

Содержание

Введение
Глава 1. Региональное направление экономической политики японского правительства:
§1.Основы, цели и приоритеты региональной политики в послевоенный период
§2.Тенденции размещения производства в период депрессии и структурных реформ 1990-2000 гг.

Глава 2. Особенности регулирования регионального экономического развития в Японии
§1.Планы комплексного развития национальной территории
§2.Программа «Технополис»
§3.Программа развития кластеров
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

АЛЕЛУЯ!!!.doc

— 26.69 Кб (Скачать файл)

 Во-первых, многие функции (например образование, обеспечение общественной безопасности) выполняются по поручению центрального правительства. ОМС в данном случае выступают проводниками политики центральных министерств и ведомств и отчитываются перед ними. Министерства фактически обладают правом административного руководства и направляют местным властям приказы, нотификации и распоряжения. Руководство также осуществляется через «персональные связи» путем назначения местных государственных служащих и временного командирования на места служащих центрального аппарата, а также через сеть «амакудари» . 

 Во-вторых, и, это, пожалуй, самое важное, ОМС не имеют полной финансовой самостоятельности. Поэтому организация фискальной системы становится важнейшим индикатором степени реальной автономии местной власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§2.Тенденции размещения производства в период депрессии и структурных реформ 1990-2000 гг.

90-е годы явились своего рода переломными и, возможно, станут судьбоносными для японской экономики и японского общества в целом. И дело здесь, пожалуй, не только и даже не столько в небывало затянувшейся экономической рецессии. Она, быть может, является лишь внешним, хотя и тяжелым и неприятным симптомом глубоких внутренних проблем и противоречий, масштаб которых иногда сравнивают с периодами двух модернизаций — после реставрации Мэйдзи и второй мировой войны.

Среди насущных экономических проблем, которые «по ходу дела» (т.е. в обстановке рецессии) приходится решать японскому бизнесу и правительству, — и либерализация экономической жизни, особенно в отраслях традиционно жесткого государственного регулирования, и перестройка системы государственного управления, и переход от «рудиментарной» патерналистской системы трудовых отношений к конкурентному рынку труда.

Думается, что на пороге серьезных перемен по логике своей собственной эволюции, а также ввиду изменения внешних обстоятельств стоит и государственная региональная экономическая политика (РЭП). Особенность РЭП заключается в ее интегральном характере. Она захватывает самые широкие пласты социально-экономической активности японского общества — экономику, политику, систему местного самоуправления (включая ее экономические, финансовые, социально-политические аспекты), все уровни экономической и политической компетенции. Объектами и одновременно субъектами регулирования этой политики являются регионы, которые представляют собой не просто часть территории страны, а сообщество людей со своими стремлениями, интересами, предпочтениями. Иначе говоря, региональная политика самым тесным и непосредственным образом связана с повседневной жизнью большинства граждан страны.

Исторический опыт Японии последних полутора столетий убедительно показывает, что на каждом этапе развития страны, и особенно в его «критических», переломных точках, таких, как послемэйдзийская и послевоенная реформации, проблема экономических прав и полномочий органов местного самоуправления, соотношения экономических функций центра и периферии занимала весьма заметное место1 .

Повышение статуса, в том числе в экономической сфере, местного управления, расширение его прав на каждом историческом этапе служило своего рода индикатором степени реальной демократизации жизни страны. Видимо, нечто подобное мы наблюдали и в 90-е годы. Основные тенденции социально-экономического развития самой Японии, других развитых стран, мирового сообщества в целом неумолимо приводят к необходимости пересмотра основ РЭП и в более широком смысле — роли местных сообществ и их места в хозяйственной структуре.

Региональная политика, проводившаяся японским правительством в послевоенный период, покоилась на системе экономических и политических отношений «центр — периферия» , а также на принципах и механизмах государственного общеэкономического регулирования. В 90-е годы обе эти базисные основы подвергались серьезным деформациям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Особенности регулирования регионального экономического развития в Японии

      §1.Планы комплексного развития национальной территории

     Государственные планы развития регионов  разрабатываются на 10 лет начиная с 1962 г.. Задачей таких планов явлется следующее:

-региональное размещение производительных сил;

-снижение хозяйственных диспропорций между регионами;

-обеспечение примерно равных условий жизнедеятельности населения на всей территории страны;

-сохранение и улучшение экологии.

В 1962 был принят первый план комплексного развития регионов страны на период  1960-1970гг., направленный на поддержание темпов роста экономики страны, уменьшение диспропорций в развитии  регионов, а так же  установление контроля за ростом крупных городов. В 1969 бл разработан второй план комплексного развития территории страны, расссчитанный на срок с 1969 по 1985 год. А в 1985 план на период до 2000г..

   Наряду с провозглашенными ранее целями в нем была сделана попытка ускорить развитие отсталых префектур за счет ограничения стихийного роста развитых районов, перегруженных промышленностью, ставших угрозой для экологии. Экономической основой стало введение налога на компании, расположенные в зонах высокой концентрации промышленных предприятий в пользу малоразвитых районов плюс льготная налоговая система для новых промышленных районов.

   В 2005 году «Закон о комплексном развитии государственной территории» преобразовался в «Закон о плане формирования государственной территории» и вместо Комплексного плана развития территории Японии стали составлять новые планы формирования государственной территории. Новые планы ставят целью создание как прежних планов, проводимых под государственным руководством, так и планов, составляемых при разделении властей, что является системой двухуровнего планирования – для всей страны и планов для обширных регионов. 
   Система планов для обширных регионов создана в качестве общей структуры планов, сформированных непосредственного для какого-то региона, и определяющих будущий облик региона в соответствии с его реальным состоянием. Базовый курс, связанный с формированием государственной территории в определённом регионе, помимо цели включает в себя конкретные меры, которые стратегически необходимо проводить в данном регионе с широкой точки зрения, превосходящей границы одной префектуры. 
   В соответствии с правовым актом «Закона о плане формирования государственной территории» в качестве зон планов для обширных регионов были определены 8 территорий. И хотя в связи с тем, что для Хоккайдо и Окинава существуют Комплексный план развития Хоккайдо и План содействия развитию Окинава, поэтому с законодательной точки зрения они не являются объектами планов для обширных регионов. Но так как они сформированы из самобытных районов, поэтому следует считать их соответствующими каждому обширному региону и в них требуется проводить политику формирования государственной территории с использованием самобытных концепций и стратегий, соответствующих реальному положению в этих регионах.

   Помимо планирования развития регионов страны, большую роль в региональной политике играет и экономическое районирование. Как и в СССР в целях программирования и прогнозирования развития производительных сил, Япония поделена на 10 экономических районов.Схема была утверждена Министерством внешней торговли и промышленности в 1960, ей пользуется большинство организаций по сей день.

Экономическое районирование несет в себе важные практические функции: служит основой для составления правительством долгосрочного плана развития территории страны; на основе схемы экономических районов функционирует финансовая и налоговая системы, финансирование регионов. Отсталые районы (такие как Хоккайдо, Сикоку), получают дотации за счет развитых и процветающих районов.

Большое внимвнию при планировании в районах уделяеся решению социальных проблем. Правительство регулирует расселение и передвижение населения, используя такие рычаги, как налоги и кредиты.

Особую роль районирование играет в развитии производительных сил и экономической спецификации района. При малых площадях регионов(ввиду небольшой территории самой страны) в планах разрабатываются меры по специализации промышленности и развитию производственной инфраструктуры внутри каждого региона. Благодаря этому, отрасль имеет не только технические и заготовительные производства(литейное дело, малое станкостроение, электроника и т.д.), но и поддерживаются те, что производят продукцию, удовлетворяющую нужды населения всего района.

В стране сложилась стройная система органов, компетенцией которых является разработка и контроль за исполнением региональных планов развития. Однако значительная работа в разработке программ осуществляется частными научными организациями. В решении вопросов регионального развития в последнее время все большую роль играют соответствующие органы управления префектур. Для этих целей предусмотрены специальные отделы развития районов и привлечения предприятий. При многих из них имеются консультативные советы по развитию местных ресурсов и охране местных ресурсов. Имеет место тенденция передачи решения вопросов развития территории местным властям.

 

§2.Программа «Технополис»

   В Японии осуществляется государственная программа “Технополис”, в соответствии с которой вся территория Японии будет сетью из 19 технополисов. 
   Если в США до последнего времени технополисы возникали стихийно, то в Японии они с самого начала стали стратегической целью государства и развиваются в соответствии с четкими государственными планами. 
 
   Японцы первыми увидели в технополисах модель будущего общества и поставили его формирование на рельсы государственного планирования. Это не означает, что строительство технополисов финансируется только государством. Нет, типичные источники финансирования технополисов в Японии таковы: 30% - государственное финансирование, 30% - муниципалитеты, 30% - предприятия и частные лица, 10% - иностранные инвесторы.  
 
Первым японским технополисом был Цукубе. В дальнейшем Япония не пошла по пути строительства новых городков с чисто научными направлениями. Сейчас в Японии технополисы трансформируются в довольно крупные города (например, Хамамацу с населением свыше 500 тысяч человек), средние (например, Нагаока с населением свыше 260 тысяч человек) и мелкие города (например, Ямагути, полицентрический технополис, возникший на базе нескольких деревень). Японские технополисы имеют не только научную направленность, хотя она и является и ядром технополиса, но и чисто производственную. Многие технополисы (как, например, Хамамацу) возникают в центрах с традиционными отраслями, например, автомобильной промышленности, которые не только не свертываются, но и получают дополнительный стимул, формируя вокруг себя высокие технологии - производство электроники, программного обеспечения, робототехники, биотехнологии, производство новых материалов и новых источников энергии. 
 
В Японии технополисы создаются по следующей схеме. Японское министерство внешней торговли и промышленности (МВТП) объявило конкурс на создание технополисов. В условиях конкурса было оговорено, какие виды научной деятельности и производства должны развиваться в технополисах, Стимулом служило льготное налогообложение и частичное финансирование. Соискателями были префектуры больших и малых городов. Они обратились к ученым своих университетов и технических институтов разработать проекты технополисов для конкретных префектур. Победители шестнадцать префектур. В них было создано 19 технополисов, строительство рассчитано на 1985 - 1995 годы. С окончанием строительства Япония превратилась в научный мегаполис с самой эффективной в мире экономикой, самым высоким уровнем жизни, с самой гармоничной структурой быта, культуры, деятельности. “Технополисы - это не место, это состояние ума”, - считали идеологи технополиса в Хамамацу. 
 
   При выборе мест формирования технополисов в Японии пользовались Законом о технополисах, принятом парламентом Японии в 1983 году. Он устанавливал государственные требования, определял государственные интересы и налоговые льготы и субсидии для технополисов. 
 
Экономической основой технополисов являются акционерный общества, создаваемые правительством, префектурой, предприятиями и частными лицами во главе с инновационными банками. 
 
Губернаторы провинций создают для формирования технополисов специальные управления. Они координируют участие научных организаций, предприятий, промышленных ассоциаций в создании технополисов. Промышленные предприятия в своем составе открывают исследовательские центры, выделяют в правление технополиса своих представителей. Технополисы функционируют в соответствии с уставами и на хозрасчетной основе с учетом государственных субсидий и кредитов. 
 
В Японии кредиты на создание технополисов выдаются под самые низкие ставки процентов - 7-8% против против 20-30% для кредитов вообще. 
 
Организационное оформление технополиса начинается с назначения местными органами власти директора по планированию технополиса. В его задачу входит выработка стратегии технополиса и создание правления технополиса. Как правило, он назначается из числа ведущих ученых местного вуза. В состав правления входят директор инновационного банка технополиса, руководитель центра по подготовке кадров, юрист, руководители отдельных программ, представители крупнейших спонсоров.  
 
Все проекты включенные в технополис, являются вертикально-хозрасчетными и строятся на принципах программно-целевого управления, планирования и проектирования. В сущности, технополисы - это в полном смысле сумма технологий, но не случайных, а самых эффективных. В этом стратегическая мудрость идеологов технополиса. Если научное обоснование и выбор целей, определение задач и средств на их реализацию, этапов их решения составляют основу стратегии и тактики технополисов, то программно-целевое управление, планирование и проектирование составляет технологию формирования и функционирования технополисов. 

 

 

 

 

 

 

 

 

§3.Программа развития кластеров

   Кластер (в экономике) (англ. cluster) — сконцентрированная на некоторой территории группа взаимосвязанных организаций (компаний, корпораций, университетов, банков и проч.): поставщиков продукции, комплектующих и специализированных услуг; инфраструктуры; научно-исследовательских институтов; вузов и других организаций, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом.

   Развитие экономики региона за счет кластерного подхода — основа стратегии процветания сообществ малых и средних предприятий, сосредоточенных вокруг лидирующих крупных производственных фирм. Кластерная концепция развития предпринимательства сосредотачивается на взаимосвязях между корпоративными структурами, инвестиционными, научными, учебными огранизациями региона. Суть концепции базируется на реализации суммарного потенциала региона. Особенностью кластеров, организованных по региональному принципу, является уникальность внутренней среды, инфраструктуры, присущие данному региону, а так же возможность реализии им конкурентных преимуществ на теерриториях за счет интеграции. 

 

Кластер выступает как стимул экономического развития, а региональность — точка опоры для устойчивого развития кластера. Региональность играет важную роль при выборе приоритетных направлений для инвестирования в регионе, поскольку позволяет снизить риск непределенности при оценке инвестиционных проектов. В свою очередь, эффективность инвестирования за счет кластеризации обусловлена укреплением взаимосвязей между экономическими субъектами-участниками кластера в целях упрощения доступа к новым технологиям, распределению рисков в различных формах совместной деятельности, в том числе совместного выхода на внешние рынки.

Основной отличительной чертой кластера в Японии является ведущая роль крупной компании, которая реализует внутреннюю экономию от масштаба и находится на передовом рубеже технологий. Региональный кластер представляет систему связей между определенным количеством и сетью средних и малых предприятий, и в сети наблюдается строгая иерархия. Становлению кластеров способствовала активная политика властей, поощряющая развитие науки. Все принятые законы о науке и технике являлись стратегическими программами  развития научной и инновационной сферы страны на длительную перспективу. Акцентировалось внимание региональной администрации на важности содействия развитию науки, укрепления сотрудничества между местной промышленностью и высшей школой, государственными научными организациями. Государственный финансовый план по науке и технологиям предусматривал повышение конкурентоспособности промышленных технологий посредством сотрудничества корпораций, правительства и академического сектора. Была запущена инициатива по поддержке зарождающихся кластеров, которая способствовала формированию административных групп по координации совместных исследований. Поддерживалось создание центров кооперационных  ислледований при государственных университетах, на материально-технической базе которых реализуются НИОКР по совместным контрактам с промышленностью.  Одной из задач этих центров является координация тематики собственных исследований и разработок с целями местной промышленности.

Кластеры в Японии создаются с целью продвижения наиболее современных научно-технических напрвлений(разработка и производство больших интегральных схем, нанотехнологии, роботехника).

 

 

 

 

 

 

Заключение

   В послевоенный период Япония, как и большинство промышленно развитых стран, встала перед необходимостью активного государственного вмешательства в процессы формирования территориальных пропорций экономики. Первоначально государственное регулирование в данной сфере было направлено, главным образом, на создание благоприятных условий для промышленного строительства в тихоокеанском промышленном поясе и помощь наиболее отсталым районам. Впоследствии правительство столкнулось с настоятельной потребностью ликвидации негативных последствий чрезмерной концентрации населения и производства в наиболее развитых, урбанизированных частях страны. В 80- 90е годы на первый план выходят социальные задачи - обеспечение возможностей для полноценной, творческой, комфортной жизни людей во всех частях страны.

В результате к настоящему времени в Японии комплексная региональная экономическая политика стала важным инструментом не только целевого перераспределения капитала и производственных мощностей между районами страны. Она стала целенаправленно формировать физический облик ее территории, включая среду жизни и деятельности людей, создание современной производственной и социальной инфраструктуры, планировку и перепланировку городов и других населенных пунктов, рациональное использование природных ресурсов, сохранение и улучшение окружающей среды.

Япония заимствовала новшества у других стран и прдолжала их совершенствовать на своей территории, переходила к самостоятельной разработке определенных технологий.

На пороге серьезных перемен по логике своей собственной эволюции, а также ввиду изменения внешних обстоятельств стоит и государственная региональная экономическая политика.

   С точки зрения будущего региональных интеграционных процессов Япония вступает в новый этап глубоких экономических, энергетических, технологических, экологических и иных преобразований. Особая острота внутренних проблем Японии в свете постоянных природных катаклизмов, а в особенности последних трагических событий, связанных с землетрясением, цунами и радиацией, усложняет задачу японской региональной политики и дипломатии. Первостепенная задача региональной политики и дипломатии Японии – снять факторы экономической уязвимости страны в связи с ядерной катастрофой и убедить международное сообщество в восстановлении благоприятных внутренних условий для развития страны.

Если попытаться оценить результаты РЭП с точки зрения выравнивания условий воспроизводства и жизни населения, формирования нового облика территории страны, то здесь они весьма впечатляющи.

Информация о работе Региональная экономическая политика Японии