Регионалистика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 10:38, курс лекций

Краткое описание

Активизация процесса интеграции всех стран в единую мировую систему и сохранение при этом черт функционирования каждой территории, появление новых рынков и обновление системы территориального разделения труда нуждаются в обшественно-географическом объяснении. Повысилась потребность в региональном обеспечении процессов развития и территориальной организации общества, жи

Вложенные файлы: 1 файл

Учебник Регионалистика.doc

— 275.00 Кб (Скачать файл)

 

1.2.2.Принципы размещения производительных сил

Исходя из системы  закономерностей, формируется конкретная политика регионального развития, а  также те или иные ее принципы.

Принципы - это  руководящие, научно обоснованные положения, которыми должно руководствоваться  общество при региональной организации жизнедеятельности населения на протяжении определенного исторического этапа. Если закономерности - это научные абстракции в области регионального развития экономической системы, то принципы - это научно обоснованные ведущие положения, правила деятельности, которыми руководствуются в социально-экономической политике.

В современных  условиях имеет возможность реализация следующих основных принципов:

Приоритет социальных принципов над экономическими, производственными  и технологическими, социальная ориентация хозяйственного развития регионов.

Размещение производственных и непроизводственных объектов с  точки зрения рыночной конъюнктуры, учитывая близость к источникам сыры, топлива, энергии, трудовым ресурсам и  районам потребления готовой продукции.

Рациональное, комплексное  использование природных ресурсов, их воспроизводство, охрана и улучшение  окружающей природной среды.

Сочетание самообеспечения  социально-экономического развития регионов с открытостью их на внешний рынок, осуществляемый в процессе территориального разделения и интеграции труда.

Многообразие  форм хозяйствования.

Обеспечение процесса саморазвития и самоуправления.

Предоставление  каждому человеку экономической, политической и духовной свободы в выборе способа  жизнедеятельности, не противоречащей конституции.

1.2.3. Факторы размещения производительных  сил.

В зависимости  от различных элементов, воздействующих на развитие региона, можно выделить следующие группы факторов: природно-географические, экономические, технико-технологические, социодемографические, политико-правовые. В рамках перечисленных групп в соответствии со сферой действия все факторы делятся  на внешние, возникающие в хозяйственной системе региона, и внутренние, возникающие на уровне субъектов этой системы.

Группа природно-географических факторов включает в себя подгруппы природно-климатических, ресурсных, географических и экологических факторов, которые оказывают прямое или косвенное воздействие на региональную систему. Как правило, влияние этих факторов относят к внешним факторам. Природно-климатические условия и ресурсный потенциал определяют структуру промышленного производства, сельского хозяйства, стоимость строительных работ и т д.. и, соответственно, определяется специфика отраслей непроизводственной сферы. Так, например, степные районы привлекательны для развития воздушного, автомобильного и железнодорожного видов транспорта, а также для производственной инфраструктуры растениеводческих хозяйств, легкой, пищевой промышленности и др. Экологические факторы оказывают воздействие на строительство очистных сооружений, и, соответственно, на производственную инфраструктуру, в которой они нуждаются.

Блок технико-технологических  факторов отражает состояние технико-технологической  базы предприятий региона.

Экономические факторы, влияющие на рыночную инфраструктуру, представляют наиболее значительный блок: многообразие форм собственности, рыночная конъюнктура, инвестиционная политика, демонополизация экономики, потребительский рынок, налоговая политика, государственная поддержка, финансовая политика государства, границы рынка сбыта и т. д.

Среди экономических факторов, оказывающих непосредственное воздействие  на развитие регионального рыночного  хозяйства, следует выделить прежде всего многообразие форм собственности. Предприятия с коллективной, государственной или частной собственностью должны существовать на равных правах в рыночной экономике. Адекватность формы собственности уровню обобществления труда и экономическим интересам субъектов способствует росту производительности труда, увеличению масштабов производства, насыщению рынка, увеличению рентабельности предприятий и их инвестиционной привлекательности, что, несомненно, будет выступать стимулирующим фактором развития хозяйства региона.

Благоприятный инвестиционный климат территории формируется в результате действий как объективных условий, так и рациональной инвестиционной политики, которая в свою очередь также выступает фактором развития региона. Причем этот фактор важен в связи с тем, что основная доля инвестиций формируется за счет негосударственных источников финансирования. От направления инвестиционной политики зависит и выбор сферы для вложения средств. Так, например, банковские структуры предпочитают финансировать быстроокупаемые проекты, часто весящие торгово-посреднический характер. По этой причине мы наблюдали сращивание банковского и торгового капиталов без вложенийв сферу материального производства, а, следовательно, и в развитие регионального хозяйства.

Социо-демофафические факторы  относятся к разряду субъективных, так как зависят непосредственно от человека, его менталитета, квалификации, образования, возраста. Сегодня считается, что именно молодые бизнесмены являются движущей силой экономических, социальных и политических перемен в российском обществе.

Политико-правовые факторы  проявляются в следующих формах:

- законодательная база  в области региональных процессов,  в рамках территориально-организационного  размещения производительных сил,  точность исполнения законов;

- изменение экономических  функций государства;

- стабильность политической  системы; 

дифференциация экономических  функций между федеральным и  региональными уровнями законодательной  и исполнительной власти.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1.Охарактеризуйте основные  закономерности размещения производительных сил.

2.Раскройте сущность специализации  и комплексного развития региона.

3.Назовите важнейшие принципы  размещения производительных сил.

4.Перечислите основные  факторы размещения производительных  сил.

1.3.Управление регионом в системе  рыночных отношений

Кардинальная  реформа управления экономикой государства, замена административно-командных  методов экономическими, переход  хозяйственных субъектов (предприятий, АО и др.) к самостоятельной деятельности, введение разнообразных форм собственности  требуют научного обоснования формирования управленческой структуры региона. Заметно меняются подходы и методы хозяйствования. Появились новые организационно-хозяйственные структуры: холдинговые компании, ФПГ, консорциумы и т. д. Одной из актуальных проблем функционирования региона становится поиск оптимальных соотношений между федеральным и муниципальным управлением, региональным планированием и рыночными товарно-денежными отношениями. Конституция РФ создала предпосылки для децентрализации процессов управления реформой, перенесения на уровень регионов ее основных направлений.

Модели поведения у  разных регионов существенно различаются, и от этого зависит, способ управления ими. Те из них, которые имеют полезные ископаемые, богатые природные ресурсы, стоят на позиции, что природные ресурсы являются их собственностью, и прибыль, которую они получают от их добычи, принадлежит в первую очередь регионам. Развитые индустриальные центры (Петербург, Москва) пытаются наладить экспортные операции. Регионы стали объединяться в региональные ассоциации для того, чтобы выжить или противостоять центру, или уравняться в правах с республиками.

Изменилось геополитическое  положение России, и получилось, что за ее пределами остались месторождения  марганца, титана, две трети мощности портового хозяйства, пограничные железнодорожные станции со сложным таможенным хозяйством, с одной стороны, и с другой - появились десятки новых необорудованных пограничных станций, все это вызвало ряд экономических, политических и иных проблем.

Учитывая вышеизложенное, необходимо формирование новых подходов в управлении экономикой регионов и страны в целом, и, прежде всего, ее государственного регулирования.

Государственное регулирование  экономики - это система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера стабилизации и приспособления экономики к изменяющимся условиям. Оно выступает как составная часть регионального процесса воспроизводства и решает задачи стимулирования экономического роста, регулирования занятости, поощрения сдвигов в отраслевой структуре производства и т. п.

В экономике принято различать  два способа регулирования: косвенные (экономические) и прямые (административные) методы государственного воздействия. Преобладают экономические методы, среди которых в первую очередь  выделяют денежно-кредитную политику. Основные инструменты денежно-кредитной политики - норма обязательных резервов, ставка межбанковского процента, учетная ставка, операции Центрального банка с государственными облигациями на рынке ценных бумаг. Эти инструменты позволяют государству достойно противостоять инфляции, регулировать процентные ставки, а через них - инвестиционный процесс как в стране, так и в регионах, производство и занятость, оказывать ощутимое воздействие на движение курс, акций.

Значительная роль отводится налоговой политике, без которой невозможно наладить эффективное стимулирование экономического роста и организовать распределение доходов. К налоговому регулированию присоединяется политика государственных расходов, помогающая осуществить структурные преобразования производства, сгладить региональные диспропорции, снять остроту проблемы вынужденной безработицы. Через механизм налогообложения и государственных расходов по социальному обеспечению все большая доля национального дохода передается от относительно богатых к относительно бедным слоям населения.

Экономические методы регулирования  адекватны природе рынка. Они  непосредственно воздействуют на конъюнктуру  рынка и через нее - косвенно на производителей и потребителей товаров  и услуг. Так, увеличение трансфертных платежей изменяет конъюнктуру рынка потребительских товаров, увеличивает спрос, что в свою очередь способствует повышению цен и заставляет товаропроизводителей увеличивать объем предложения. Косвенные методы управления действуют, таким образом, через рынок, посредством рыночных механизмов.

К административным методам  регулирования экономики следует  отнести прямой государственный  контроль над монопольными рыками, где государственная монополия  признана естественной, оправдано полномасштабное  администрирование. Здесь имеется в виду директивное планирование производства, издержек и цен, прямой контроль над качеством и потребительскими свойствами товаров и услуг, гарантированное материально-техническое снабжение (фундаментальная наука, оборона, энергетика, железные дороги и т. д.).

Таким образом, административное регулирование необходимо при разработке жестких стандартов, гарантирующих населению жизнь  в условиях экономической безопасности, при установлении гарантированного минимума заработной платы и пособий по безработице, при выработке нормативных актов, направленных на защиту национальных интересов в системе мирохозяйственных связей.

Помимо экономических  и административных методов управления экономикой существуют также виды управления, которые можно характеризовать  как отдельные технологические  операции управления, составляющие в  своем единстве процесс управления. К ним относятся:

1.Экономический анализ, представляющий первоначальное изучение, исследование экономических процессов, их протекание в ретроспективе, то есть в прошлом, установление устойчивых тенденций, выявление проблем.

2.Прогнозирование  - научное предвидение хода событий, построение гипотезы, сценария, модели экономических процессов, которые могут иметь место в будущем. Прогнозирование крайне необходимо в качестве одной из начальных стадий управления, чтобы оценить, к чему могут привести управленческие воз действия, каковы их ожидаемые благоприятные и неблагоприятные последствия.

3.Планирование  — одна из важнейших функций  и составных частей управления  экономикой. Планирование - это построение  плана, способа будущих действий, определение экономической траектории, то есть содержания и последовательности шагов, ведущих к намеченной цели, установление конечных результатов. В отличие от прогноза, план w гипотеза, а установка, задание. Экономические планы обычно содержат набор показателей, которые должны быть достигнуты в результате осуществления плана.

4.Экономическое  программирование представляет  разработку и принятие экономических  и социальных программ, которые  иногда называют целевыми, комплексными. Программа такого рода близка  к плану, но это план, ориентированный  на решение одной проблемы или достижение одной цели.

5.Организация  производства и труда представляет  настолько широко распространенную  форму управления, что ее иногда  отождествляют с управлением  в целом. Сущность организации  состоит в упорядочении, согласовании, регламентации действий исполнителей, участвующих в общем, деле.

6.Учет как  часть управления и его вид  представляет документальную фиксацию  состояния объекта управления  располагаемых экономических ресурсов, материальных ценностей, денежных  средств. В управлении предприятием и предпринимательством определяющую роль играет бухгалтерский учет.

7. Контроль является  замыкающим элементом в цепочке  видов форм, функций управления. Под контролем подразумеваются  активное слежение за исполнением  управленческих воздействий, проверка соблюдения законов, правил, постановлений, других нормативных актов, то есть документов, регулирующих и регламентирующих экономическую деятельность.

Среди перечисленных  видов и функций управления ведущее  место принадлежит планированию и прогнозированию.

Информация о работе Регионалистика