Развитие и размещение нефтяной промышленности в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 00:24, контрольная работа

Краткое описание

Нефть – это богатство России. Нефтяная промышленность РФ тесно связана со всеми отраслями народного хозяйства, имеет огромное значение для российской экономики. Спрос на нефть всегда опережает предложение, поэтому в успешном развитии нашей нефтедобывающей промышленности заинтересованы практически все развитые государства мира.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1. НЕФТЯНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ В ЭКОНОМИКЕ СТРАНЫ 3
2. НЕФТЕДОБЫВАЮЩАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ РОССИИ 4
3. НЕФТЕПЕРЕРАБАТЫВАЮЩАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ РОССИИ 9
4. НЕФТЕПРОВОДЫ РОССИИ 12
5. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ДОБЫЧЕЙ, ТРАНСПОРТИРОВКОЙ И ПЕРЕРАБОТКОЙ НЕФТИ 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 16

Вложенные файлы: 1 файл

Развитие и размещение нефтяной промышленности в России.doc

— 138.00 Кб (Скачать файл)

     В первичную переработку поступает  ежегодно более 50% добываемой нефти. Основными видами производимой продукции являются бензин (19% всей продукции), дизельное топливо (более 28%) и топливный мазут (около 28%). Из бензина производят автомобильный бензин, составляющий 83% производства. Эффективность переработки нефтяного сырья по мере развития отрасли возрастает, в 2005г. она составила 79%. 

     Таблица 3. Основные показатели нефтеперерабатывающей промышленности РФ

       1980г. 1995г. 2000г. 2006г.
Число предприятий 36 171 486 872
Объем продукции, млн. руб. (до 1998г.-млрд. руб.) 9,1 49016 101180 198858
Индекс  промышленного производства, % к  предыдущему году 103 101 102 102
Среднегодовая численность промышленно–производственного  персонала, тыс. чел. 135 117 113 114
В том числе рабочие 113 96 88 92
Сальдированный  финансовый результат, млн. руб –– 9608 28166 ––
Уровень рентабельности продукции, % –– 26,1 34,5 ––
Снижение (–), повышение затрат на 1 руб. продукции, % к предыдущему году –0,2 –5,2 3,4 3,9

     Тенденции нефтеперерабатывающей промышленности (табл. 3) характеризуются увеличением количества предприятий за последние 15 лет в 24,2 раза, ростом индекса физического объема продукции, ростом рентабельности. Однако при этом происходит повышение затрат на единицу производимой продукции.

     Размещение  НПЗ зависит от размеров потребления  нефтепродуктов в разных районах, техники переработки и транспортировки нефти. Исторически под воздействием сырьевого фактора НПЗ и НХК размещены в районах добычи нефти:

  • Поволжском: Самара, Волгоград, Саратов, Сызрань;
  • Уральском: Ишимбай, Салават, Уфа, Орск, Пермь, Краснокамск;
  • Северо-Кавказском: Нефтегорск, Туапсе, Краснодар;
  • Северном: Ухта;
  • Западно-Сибирском: Омск.

     В процессе развития отрасли нефтеперерабатывающая  промышленность приблизилась к основным районам потребления нефтепродуктов. Поэтому заводы размещены на пути транспортировки нефти, в центрах, получающих нефтепродукты по магистральным нефтепроводам:

  • Центральном: Москва, Рязань, Ярославль (крупнейший район – потребитель сырья);
  • Северо-Западном: Кириши (нефть поступает по трубопроводу из Поволжья);
  • Волго-Вятском: Нижний Новгород, Кстово (вдоль трассы нефтепровода из Западной Сибири);
  • Восточно-Сибирском: Ачинск, Ангарск (вдоль трубопровода Омск – Ачинск − Ангарск);
  • Дальневосточном: Комсомольск-на-Амуре, Хабаровск (нефть поступает из Сахалинской области).
 

     В научно-техническом отношении нефтяная отрасль ТЭК развивается по следующим направлениям:

  • разработка новых методов поиска и разведки ресурсов нефти, освоение которых позволит значительно расширить ресурсную базу нефтяной и газовой  промышленности;
  • использование новых технологий, способствующих повышению эффективности геолого-разведочных работ, что позволит упростить и ускорить  разведочные работы;
  • широкое использование новых технологий и аппаратуры для сканирования межскважинного пространства (в нефтяной промышленности), что позволит получить более достоверную информацию о строении продуктивных пластов;
  • создание  высоконадежных  ресурсосберегающих  экологически  чистых технологий, оборудования и приборов для обеспечения высокого качества работ при строительстве, эксплуатации и реконструкции систем трубопроводного транспорта.

     Предусматриваются развитие систем транспортировки нефти на всех направлениях с целью максимально удовлетворить потребности потребителей внутри страны, а также расширить область экспорта (например, создание нефтепроводной системы Ангарск – Находка (мощностью до 80 млн. т в год) с ответвлением на Китай (г. Дацин)).

     Для оптимизации экспортных поставок нефтепродуктов с крупнейших нефтеперерабатывающих заводов предусматривается строительство нефтепродуктопроводов.  
 
 
 
 
 

 

4. Нефтепроводы России

 

     Особая  роль в развитии и размещении нефтяной промышленности принадлежит трубопроводному транспорту. Он признан наиболее дешевым и эффективным средством доставки нефти. Главным направлением магистральных нефтепроводов является направление из Западной Сибири в Центральную Россию, а также в Европу через страны СНГ (Украину и Беларусь).

     Основная  часть нефтепроводов идет из Волго-Уральской нефтегазоносной провинции. В 1964 году была открыта первая нить нефтепровода «Дружба», который связал Волго-Уральский район с западной частью СССР и соцстранами Европы (Польшей, ГДР, Чехословакией и Венгрией).

     Нефтепровод имеет маршрут Альметьевск – Самара – Брянск – Мозырь. В Мозыре «Дружба» разветвляется на 2 участка: северный (по территории Белоруссии, Литвы, Польши и Германии) и южный (по территории Украины, Словакии, Чехии и Венгрии). Также из Волго-Уральского района на запад ведет нефтепровод Альметьевск – Нижний Новгород – Рязань – Москва – Ярославль – Кириши, на юг Альметьевск – Саратов – Новороссийск, на восток Туймазы – Омск – Новосибирск – Красноярск – Ангарск. С 1960-х гг. нефть идет из Западной Сибири через Волго-Уральский район: Усть-Балык – Курган – Альметьевск.

     Также с 1960-х гг. появляются новые ветки  в системе нефтепроводов из Западной Сибири: Нижневартовск – Самара – Кременчуг – Одесса, Сургут – Пермь – Ярославль – Новополоцк (вливается в «Дружбу»), Усть-Балык – Омск – Павлодар – Чимкент.

     Помимо  основных направлений действуют  локальные нефтепроводы Ухта – Ярославль, Волгоград – Новороссийск, Грозный  – Туапсе, Оха – Комсомольск-на-Амуре  и др.

    Работу  трубопроводного транспорта осуществляет компания «Транснефть», контролирующая перекачку нефти не только по России, но и за ее пределы. Эта компания, по сути, − государственная монополия и крупнейшая в мире компания по транспортировке нефти. Она представляет собой государственный холдинг, объединяющий 20 дочерних предприятий, занимающихся перекачкой нефти, диагностикой, строительством, 
ремонтно-восстановительными, научно-исследовательскими, проектно-конструкторскими и другими работами. Протяженность системы магистральных нефтепроводов компании, составляет 47,3 тыс. км. В ее состав входят 393 нефтеперекачивающие станции с резервуарным парком общей емкостью 12,8 млн. м3. По магистральным нефтепроводам «Транснефти» транспортируется практически вся добываемая в России нефть. [2, с.221]

 

5.  Экологические проблемы, связанные с добычей, транспортировкой и переработкой нефти

 

     Нефть и нефтепродукты являются наиболее распространенными загрязняющими  веществами в окружающей среде. Основными  источниками загрязнения нефтью являются: регламентные работы при  обычных транспортных перевозках нефти, аварии при транспортировке и добычи нефти, промышленные и бытовые стоки. 

     Наибольшие  потери нефти связаны с ее транспортировкой из районов добычи. Аварийные ситуации, слив за  борт танкерами промывочных  и балластных вод, – все это обуславливает присутствие постоянных полей загрязнения на трассах морских путей. Но утечки нефти могут происходить и на поверхности, в итоге нефтяное загрязнение обхватывает все области жизнедеятельности человека.

     Загрязнение влияет не только на окружающую нас среду, но и на наше здоровье. С такими быстрыми «разрушительными» темпами, вскоре все вокруг нас, будет непригодно для  использования: грязная вода будет сильнейшим ядом, воздух насыщен тяжелыми металлами, а овощи и вообще вся растительность будет исчезать  из-за разрушения структуры почвы. Именно такое будущее ожидает нас по прогнозам ученых примерно через столетие, но тогда будет поздно что-либо предпринимать.

    Постройка очистных сооружений, ужесточенный контроль за транспортировкой и добычей нефти, двигатели, работающие за счет извлечения водорода из воды – это всего лишь начало списка  того, что можно применить для очищения окружающей среды. Эти изобретения доступны и могут сыграть решающую роль в мировой и Российской экологии. 

 

Заключение

 

      В настоящее время человечество переживает углеводородную эру. Нефтяная отрасль является главной для мировой экономики. В нашей стране эта зависимость особенно высока. Если продолжать хищническую эксплуатацию месторождений вкупе с большими потерями при транспортировке и нерациональной нефтепереработкой, то будущее нефтяной промышленности представляется весьма мрачным. Уже сегодня сокращение темпов производства составляет в среднем 12–15% в год, что чревато полным развалом стратегически важной для державы отрасли.

      В середине 2006 г. Россия стала лидировать в мире по объемам нефтедобычи, обойдя бессменного лидера предыдущих двадцати лет – Саудовскую Аравию. Добыча нефти в России находится на пределе: пользуясь отличной ценовой конъюнктурой, россияне стараются экспортировать возможно большие объемы нефти из страны. К осени 2007 г. Россия уже в течение года занимала первую строчку в мировом рейтинге. Однако огромное число нерешенных проблем российской нефтяной индустрии ставят под вопрос ее долгосрочное лидерство в мире.

      Нефть же является и одним из основных экспортируемых из России товаров – около 85% поставляется в дальнее зарубежье. Порядка 250 млн. т., ежегодно экспортируемых из России, делают страну видным игроком на мировом нефтяном рынке.

      В настоящее время нефтехимия дает почти четверть всей химической продукции. Нефть – ценнейшее природное  ископаемое, открывшее перед человеком  удивительные возможности «химического перевоплощения». Всего производных  нефти насчитывается уже около 3 тысяч. Нефть занимает ведущее место в мировом топливно-энергетическом хозяйстве. Ее доля в общем потреблении энергоресурсов непрерывно растет. Нефть составляет основу топливно-энергетических балансов всех экономически развитых стран.

 

Список использованной литературы

 
  1. Экономическая  география  России: учебник  для  вузов / под общ. ред. В.И. Видяпина, доктора экон. наук, проф. М.В. Степанова. – изд-е. перераб. и доп. – М. – ИНФРА-М. – 2005. – 568 с.
  2. Введение в экономиескую географию и региональную экономику России: учеб. пособие: / А.А.Винокуров, В.Г Глушкова., С.В. Макар и др. - М. – Ч.1. – 2003. – 430с.
  3. Российский статистический ежегодник. 2007 / Статистический сборник / Росстарт. – М., 2007.
  4. Экономическая  география России: Учеб. пособие  для  вузов / Т.Г. Морозова, М.П. Победина, С.С. Шишов и др.; под ред.Т.Г. Морозовой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. – ЮНИТИ. – 2004. – 471 с.
  5. Мухин А. В. Государственное регулирование в отраслях ТЭК / А. В. Мухин// ТЭК: топлив.-энергет. комплекс. – 2001. – № 2. – С. 106-110

Информация о работе Развитие и размещение нефтяной промышленности в России