Развитие и размещение железнодорожного транспорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 23:40, курсовая работа

Краткое описание

Транспорт важнейшая сфера общественного производства. В системе единого народно-хозяйст-венного комплекса страны транспорт занимает особое место. Он является одной из отраслей, формирующих инфроструктуру народного хозяйства. Транспорт служит материальной основой разделения труда в обществе и осуществляет многообразную связь между произ-водством и потреблением, промышленностью и сельским хозяйством, добывающей и обрабатывающей промышленнистью, экономическими районами. Транспорт оказывает большое влияние на развитие и размещение общественного производства и в свою очередь отражает развитие и размещение произво-дительных сил по территории страны.

Содержание

Введение 4

I. Научные основы развития и размещения
транспорта по территории страны. 5

I.1. Роль транспорта в воспроизводственном
процессе. 5

I.2. Структура единой транспортной системы и
место в ней железнодорожного транспорта по
территории страны. 7

II. Развитие и размещение железнодорожного
транспорта по территории страны. 12

II.1. Факторы определяющие развитие и
размещение железнодорожного транспорта
по территории страны. 12

II.2. Характеристика современного состояния
железнодорожного транспорта РФ. 15

II.3. Экономическая оценка деятельности
железнодорожного транспорта РФ. 18

III. Проблемы и перспективы развития и
размещения железнодорожного транспорта
в РФ. 21

Заключение 26


Библиографический список 28

Вложенные файлы: 1 файл

razv_i_razm_zhd_transta.doc

— 123.00 Кб (Скачать файл)

 



 

САМАРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ  ЭКОНОМИЧЕСКАЯ  АКАДЕМИЯ

 

 

 

Кафедра   ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

 

По курсу :       ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ

 

На тему : Развитие и размещение

                железнодорожного  транспорта.

 

 

Студента   

 

Специальность        Финансы и кредит (5 лет)

 

Курс                                           1

 

 

 

 

 

Научный руководитель __Попов Е.А.____     _____________

                                                    фамилия и.о.                  подпись

 

 

 

Оценка _______________                     Дата защиты_____________

 

 

 

 

 

 

 

                

                                            План.

 

 

Введение                                                                       4

 

I. Научные основы развития и размещения

   транспорта  по территории страны.                            5

 

I.1. Роль транспорта в воспроизводственном

      процессе.                                                                   5

 

I.2. Структура единой транспортной системы и

      место в  ней железнодорожного транспорта  по 

      территории  страны.                                                  7

 

II. Развитие и размещение железнодорожного

    транспорта по  территории страны.                          12

 

II.1. Факторы определяющие развитие и

       размещение  железнодорожного транспорта 

       по территории  страны.                                            12

 

II.2. Характеристика современного состояния

       железнодорожного  транспорта РФ.                       15

 

II.3. Экономическая оценка деятельности

       железнодорожного  транспорта РФ.                       18

 

III. Проблемы и перспективы развития и

     размещения  железнодорожного транспорта 

     в РФ.                                                                           21

 

Заключение                                                                   26

 

Приложение                                                                   27                

 

Библиографический список                                       28

                                                              

       Введение.

 

 

Транспорт важнейшая  сфера общественного производства. В системе единого народно-хозяйст-венного  комплекса страны транспорт занимает особое место. Он является одной из отраслей, формирующих инфроструктуру народного хозяйства. Транспорт служит материальной основой разделения труда в обществе и осуществляет многообразную связь между произ-водством и потреблением, промышленностью и сельским хозяйством, добывающей и обрабатывающей промышленнистью, экономическими районами. Транспорт оказывает большое влияние на развитие и размещение общественного производства и в свою очередь отражает развитие и размещение произво-дительных сил по территории страны.

В данной курсовой работе на тему «Развитие и размещение железнодорожного транспорта» и ставится цель показать место и роль железнодорожного транспорта в системе единой транспортной системы, основные показатели работы и технической воору-женности железнодорожного транспорта, а также проблемы и перспективы его развития.

В конце работы приводится карта-схема «Размещение  железнодорожных путей на территории Российской Федерации».

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                      

 

 

I. Научные основы развития и размещения

транспорта  на территории страны.

I.1. Роль транспорта в воспроизводственном

процессе.

 

Общественное  производство всегда развивается в  конкретном географическом пространстве при определенном сочетании производственных сил. Подобно тому, как при размещении отдельного предприятия необходим участок земли, на котором располагается, и взаимодействуют его подразделения, так и при размещении производства по стране требуется определенная территориальная организация и взаимодействие выражается перемещением грузов и людей между предприятиями и районами. Для его осуществления функционирует сложная межотраслевая транспортная система страны, подразделяемая на две подсистемы: транспорт общего и не общего пользования. Транспорт общего пользования выпол-няет работу по перемещению продукции между произ-водителями и потребителями в сфере обращения. В его состав входят железнодорожный, морской, речной, автомобильный, трубопроводный (нефтепродуктно-газопроводный) и воздушный виды транспорта. Транспорт не общего пользования перемещает сырье, материалы и другие виды еще не поступившие в сферу обращения продукции, а также производственный персонал внутри производственных предприятий промышленности, сельского хозяйства, строительной индустрии, торгово-снабженческих организаций.

Транспорт воздействует на весь процесс расширенного воспроизводства: продолжительность производственного  цикла, запасы сырья, топлива, вместимости  складов, влияет на создание и развитие новых строительно-производственных комплексов и т.д.. Транспорт является продолжением процесса воспроизводства в сфере обращения. Сам он не создает новых вещественных продуктов, а только перемещает продукцию, созданную другими отраслями народного хозяйства. Но это перемещение продукции с места производства в место потребления–очень важная материальная перемена, увеличивающая его стоимость. Транспорт, перемещая продукцию, подготав-ливает ее к потреблению. Без этой подготовки нельзя считать производственный процесс завершенным. Таким образом, во-первых, транспорт выступает тем важным элементом, без которого не может осуществляться, в современных условиях, процесс производства. Во-вторых, продукция транспорта не может накапливаться «про запас». Она выражается самим перемещением грузов и людей и поэтому эффективность работы транспорта и развитие транспортной сети определяется тем, как размещено производство и потребление и как в связи с этим формируются потоки грузов и пассажиров.

Данные особенности  подчеркивают взаимо-действие размещение производства и развития транс-портной сети, которые следует учитывать при плани-ровании народного хозяйства.

Транспортная  сеть России включает 162 тыс. км магистральных  железнодорожных линий и подъездных путей, 680 тыс. км автодорог с твердым  покрытие, 100 тыс. км внутренних водных путей, 214 тыс. км магистральных трубопроводов России объединяющих около 160 тыс. предприятий всех видов собственности, на которых занято более 4.5 мил человек (8% от общей численности рабочих и служащих страны). Основные производственные фонды транспортно-дорожного комп-лекса составляют 13.6% стоимости всех производст-венных фондов народного хозяйства1.

 

 

 

 

I.2. Структура единой транспортной

системы и место  в ней железнодорожного

транспорта  по  территории страны.

 

Современная транспортная система РФ включает следующие основные виды транспорта: железнодорожный, речной, автомобильный, воздушный и трубопроводный (нефте- и газопроводный). При формировании единой транспортной системы (ЕТС), обращается внимание на три важных аспекта: социально-экономический, технологический, экономико-географический.

Социально-экономический  аспект связан с основной целью развития транспортной системы, а именно –  качественным и полным удовлетворением  потребностей народного хозяйства  и населения в перевозках грузов и пассажиров.

Другой основой  развития различных видов транспорта выступает технология перевозочного  процесса грузов и людей, которая  видоизменяется на различных путях  сообщения в соответствии с технико-экономическими особенностями каждого вида транс-порта, обусловливающими наиболее выгодными условия перемещения их в едином перевозочном процессе страны. Благодаря учету этих особенностей удается обеспечить кооперацию различных видов транспорта в транспортной системе страны. Многие исследователи транспортных проблем ограничиваются этими двумя аспектами единой транспортной системы. Однако этим не исчерпывается сущность проблемы единой транспортной системы. Главная задача – отыскание оптимальных пропорций в развитии производства и транспорта применительно плани-руемому этапу экономического развития страны. С решением важных вопросов территориальной организации производственных сил связан экономико-географический аспект проблемы единой транспортной системы, учитывающий взаимоотношения между природной средой, производством и транспортом.

Экономико-географические особенности нашей страны выдвигают  железнодорожный транспорт на первый план в транспортной системе. Вытянутой  главной хозяйственной полосы на несколько тысяч километров требует  круглогодичного обеспечения массовых перевозок грузов в направлениях, которые водный транспорт не может обеспечить, прежде всего, из-за меридионального направления речных путей. Железнодорожный транспорт отличается регуляр-ностью движения во все времена года и большой скоростью (по сравнению с водным транспортом), способностью осваивать массовые потоки грузов и пассажиров, низкой себестоимостью перевозок. Он принимает на себя основную часть потоков массовых грузов (угля, руды, леса, зерна, металла и т.д.). На долю железнодорожного транспорта приходится 37% грузооборота страны на 1995г1.

 

                   Для сравнения:

 

Трубопроводный  транспорт…………………………24,0%

Морской транспорт………………………….………….2,3%

Внутренний  водный транспорт………………...……..5,9%

Автомобильный транспорт……………………… .…30,5%

Воздушный транспорт………………………………..  .0,3%

     

Отправление пассажиров по видам транспорта общего пользования, %2:

 

  1. автобусный………………….50,1      
  2. железнодорожный………….4,8
  3. троллейбусный……………..18,9  
  4. трамвайный…………………16,9 
  5. метрополитенный……………8,7
  6. таксомоторный……………….0,3
  7. морской………………………..0,1
  8. внутренний водный………….0,1

 

Железнодорожный транспорт РФ представляет крупнейшую транспортную систему мира с высокой  степенью интенсивности перевозного  процесса. Он выполняет 35% мирового грузооборота и около 18% пассажирооборота при  наличии 7% протяженности железных дорог мира. Российские железные дороги осуществляют более 2/3 грузооборота и половину пассажирооборота транспорта общего пользования во внутренних сооружениях, в то время как стоимость основных фондов железнодорожного транспорта в транспортной инфраструктуре – 1/31.

Современный уровень  организации учета и статистического  наблюдения за наличием и использованием основных средств железнодорожного транспорта, перевозки грузов и пассажиров не имеет аналогов в других отраслях народного хозяйства России. Эксплутационная длина путей сообщения в 1993г. составила по железнодорожному транспорту - 158,1 тыс. км, в том числе общего пользования – 86,8 тыс. км, не общего пользования – 71,3 тыс. км.2

Для железнодорожного транспорта характерен постоянный рост грузовых и пассажирских перевозок который значительно отражает увеличение протяженности сети железных дорог. В структуре перевозок железнодорожного транспорта преобладают грузовые перевозки. Номенклатура перевозимых по железным дорогам грузов насчитывает несколько тысяч наименований, но ведущее место занимают 8 групп массовых грузов, на долю которых приходится около 80% грузооборота. К этим грузам относятся: каменный и коксовый уголь, черные металлы, нефтяные, лесные, хлебные, руда всякая, минеральные строительные материалы, минеральные удобрения.

 

Табл. I.2.2. Основные показатели работы и технической вооруженности железнодорожного транспорта1.

 

Показатель

1985г.

1991г.

1993г.

Грузооборот, млрд. т. км

Перевезено грузов, млн. т

Пассажирооборот, млрд.

Перевезено пассажиров, млн.

Эксплутационная длина, тыс. км

Протяженность электрофици-рованных линий, тыс. км

Численность работников, заня-тых  на перевозках, тыс. чел.

Производительность труда  одно-го работника, занятого на перевозках, тон т-км

3718,4

3951

374

4166

144,9

 

48,4

 

2074

 

 

1973

2316

5789

254,7

2696

151,5

 

49,2

 

2065

 

 

1956

1210,9

1030

255,2

2790

158,1

 

48,3

 

1079

 

 

1852

Информация о работе Развитие и размещение железнодорожного транспорта