Проблемы развития минерально-сырьевого комплекса России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 01:40, реферат

Краткое описание

Процессы глобализации освоения минерально-сырьевой базы. Возможные пути повышения эффективности развития отечественной минерально-сырьевой базы.

Вложенные файлы: 1 файл

Проблемы развития минерально.doc

— 41.50 Кб (Скачать файл)

Проблемы  развития минерально- сырьевого комплекса  России

 

Процессы глобализации освоения минерально-сырьевой базы, которые  значительно интенсифицировались  в последние годы, требуют проведения особой государственной политики. Для  России это очень важно, так как природоресурсный комплекс и, в частности, горнодобывающая промышленность имеют приоритетное значение в социально-экономическом развитии страны и обеспечении ее экономической, сырьевой и энергетической безопасности. Причем политика в данной сфере не может, на наш взгляд, быть эффективной без всестороннего учета последствий глобализации освоения природных ресурсов и определения роли страны в будущей мировой минерально-сырьевой интеграции.

Россия по-прежнему является одним из крупнейших мировых  производителей минерального сырья и занимает ведущее место по его экспорту. По запасам многих полезных ископаемых страна занимает лидирующее положение в мире. Это позволяет нам уже в ближайшие годы войти в мировую минерально-сырьевую интеграцию, для чего необходимо заблаговременно организовать эффективное сотрудничество с другими странами – потенциальными лидерами в будущем обеспечении мира минеральным сырьем.

Однако отечественный  минерально-сырьевой комплекс, несмотря на его огромный потенциал и более  высокую устойчивость к выживанию по сравнению с другими отраслями экономики, в условиях крупномасштабных реформ оказался в критическом состоянии. Основная причина этого – отсутствие долгосрочной государственной стратегии использования и изучения недр и действенного механизма воспроизводства минерально-сырьевой базы.

Значительное  сокращение в последнее десятилетие  объемов геологоразведочных работ  привело к тому, что сырьевая база по многим полезным ископаемым существенно  истощилась, а открытие крупных месторождений  случается все реже. Отмена с 2002 г. ставок на воспроизводство минерально-сырьевой базы, основного источника финансирования геологоразведочных работ и выполнения территориальных программ ее воспроизводства, еще более усугубляет положение. Все это ведет к замедлению экономического развития и ослаблению минерально-сырьевой и энергетической безопасности государства.

В связи с  изложенным проблемы эффективного недропользования, опережающего воспроизводства минерально-сырьевой базы и восполнения стратегических запасов полезных ископаемых должны занять важное место в государственной политике России. Их решение невозможно без существенного увеличения инвестиций в минерально-сырьевой комплекс.

В Советском  Союзе минерально-сырьевой комплекс создавался за счет государственных средств и передавался для эксплуатации практически бесплатно. Начиная с 1990 г. добыча большинства видов минерального сырья в стране обеспечивается в основном сформированным ранее заделом запасов полезных ископаемых. А приросты запасов (практически все) получены за счет использования поискового задела. Однако при этом погашение запасов при добыче компенсировалось не полностью. В результате по большинству полезных ископаемых в общей структуре запасов существенно возросла доля разведанных и подготовленных, тогда как доля оцененных запасов и прогнозных ресурсов значительно снизилась. Если учесть, что последние определяют поисково-разведочный задел и, следовательно, реальные возможности развития минерально-сырьевой базы на перспективу, то создавшееся положение является тревожным сигналом.

Отмена ставок на воспроизводство минерально-сырьевой базы в условиях крайне ограниченных бюджетных средств, как и ожидалось, полностью лишила минерально-сырьевой комплекс важнейшего источника финансовых ресурсов для выполнения геологоразведочных работ. Это уже поставило на грань выживания научно-исследовательские и производственные геологические организации страны. Отметим, что мелкие добывающие предприятия не имеют достаточного количества денег на проведение полномасштабных поисковых и разведочных работ, а крупные структуры часто под тем или иным предлогом не желают вкладывать средства в пополнение запасов и обеспечение долгосрочных перспектив. Учитывая это, возлагать особые надежды на возрождение в полном объеме доперестроечного минерально-сырьевого комплекса не приходится.

В отличие от России ни одна страна мира не практикует поиск и разведку месторождений  полезных ископаемых за счет бюджетных  средств с их последующей бесплатной передачей собственным и иностранным  горнодобывающим компаниям. В странах с рыночной экономикой коммерческие структуры сами финансируют и осуществляют поиск и разведку месторождений полезных ископаемых, а потом либо отрабатывают их, либо продают. При этом рыночные цены на разведанные запасы полезных ископаемых при продаже превышают суммарные выплаты по применяющимся в России (и Советском Союзе) ставкам возмещения затрат за весь период эксплуатации в 8-10 раз и более.

Учитывая вышеизложенное, России для поддержания на принятом в мире уровне минерально-сырьевой базы (разведанных запасов) необходимо изыскать надежный бюджетный источник финансирования геологоразведочных работ или законодательно закрепить за добывающими компаниями обязательства по поиску новых месторождений и восполнению запасов добываемого минерального сырья с периодической отчетностью перед государственными контролирующими ведомствами. Во втором случае добывающим организациям должен быть снижен налог на добычу, в состав которого по версии Государственной думы входит 50% прежней ставки на воспроизводство минеральной базы, на эту величину и рекомендуется снизить размер налога.

С другой стороны, введение с 2002 г. единого для каждого  вида полезного ископаемого налога на добычу без учета экономико-географических и горно-геологических условий эксплуатации конкретного месторождения приведет к вовлечению в разработку только высокорентабельных месторождений. В результате многие предприятия лишатся дополнительных источников сырья из менее эффективных месторождений, находящихся в зоне их действий. Отметим, что единый налог был принят Государственной думой несмотря на мнение подавляющего числа недропользователей о целесообразности применения дифференцированных (в зависимости от экономических показателей эксплуатации) ставок на добычу минерального сырья. Следствием этого станет дальнейшее существенное сокращение запасов сырья как в уже разведанных, так и в перспективных для изучения месторождениях. Для алмазодобывающей отрасли России такое решение чревато серьезными негативными последствиями – так, уже в недалеком будущем объем добычи алмазов может значительно (в 2 раза) уменьшиться. Представляется, что подобная ситуация складывается и по многим другим ценным видам полезных ископаемых. Поэтому для месторождений отдельных стратегически важных для народного хозяйства сырьевых ресурсов целесообразно уже в ближайшее время законодательно предусмотреть возможность снижения фискальной нагрузки на их отработку с целью повышения инвестиционной привлекательности.

Кроме того, отечественные горнодобывающие предприятия находятся в неравном налоговом положении с другими производственными и торговыми структурами. Помимо общих для всех товаропроизводителей налогов (на доход, прибыль, имущество и добавленную стоимость) они дополнительно облагаются сборами за выдачу лицензий, платежами за пользование недрами, рентными платежами и т.д. Суммарный размер последних порой превышает общую сумму налогов от производственно-хозяйственной деятельности. Это крайне ограничивает возможности недропользователей (особенно мелких и средних) в развитии минерально-сырьевой базы и своевременном обеспечении прироста запасов. В таких условиях наряду с высказанными выше предложениями представляется целесообразным обстоятельно рассмотреть вопрос об ограничении максимального размера суммарных налогов (от объема реализации или балансовой прибыли) на недропользователя.

Еще один момент, касающийся непосредственно алмазодобычи, а также других сырьевых отраслей. При определении направлений  геологоразведочных работ на алмазы в Западной Якутии (особенно – для постановки детальных поисков) АК “АЛРОСА” в значительной степени опирается на наработки предыдущих лет (советского периода). Однако при выходе за пределы данного региона у компании таких возможностей, как правило, нет (там до настоящего времени целенаправленные поиски алмазов не проводились). Поэтому приходится начинать с обоснования оценок прогнозных ресурсов и разработки научного обеспечения поисков. А это не только не стимулирует вложение средств, но значительно снижает эффективность поисков. По нашему мнению, первые шаги по обоснованию перспектив алмазоносности районов, оценке прогнозных ресурсов и разработке научных рекомендаций по проведению поисков должно принять на себя государство, с тем, чтобы лицензии на геологическое изучение недр выдавались более обоснованно.

Возможными путями повышения эффективности развития отечественной минерально-сырьевой базы являются также разработка кадастра месторождений полезных ископаемых и взимание рентных платежей. Благотворное влияние должны оказать подготовка и внедрение Горного кодекса России.

Выполнение названных  мер позволит, наш взгляд, восстановить прежний потенциал минерально-сырьевого  комплекса России и повысить его  инвестиционную привлекательность. А  в итоге Россия может стать одним из потенциальных лидеров в будущем обеспечении потребностей мирового сообщества ценнейшими видами минерально-сырьевых ресурсов, в том числе и природными алмазами.

Информация о работе Проблемы развития минерально-сырьевого комплекса России