Понятие о мировом хозяйстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 16:20, реферат

Краткое описание

Сельское хозяйство не только древнейшая, но и наиболее распространенная отрасль материального производства. Действительно, в мире нет ни одной страны, жители которой не занимались бы сельским хозяйством и смежными отраслями - растениеводством, охотой, рыболовством. Во всем мире в них занято около 1,1 млрд. человек.
Одна из старейших отраслей - тестильная промышленность. Преобладает производство хлопчатобумажных и шерстяных изделий. Развиты также трикотажное и шелковое производство. В химической промышленности интенсивно развивается производство кислот, щелочей, красителей и лаков, резины и резиновых изделий, мыла, глицерина, искусственных волокон, удобрений.

Содержание

Понятие мирового хозяйства............................................................... 3
Первичный сектор мирового хозяйства
Сельское хозяйство…………………………………………………………………………..4
Лесное хозяйство……………………………………………………………………………..6
Рыболовство.......................................................................................... 7
Вторичный сектор мирового хозяйства
Промышленность.................................................................................. 8
Третичный сектор мирового хозяйства
Транспорт............................................................................................... 9
Сухопутный транспорт: три основных вида........................................11
Водный транспорт: особая роль морского транспорта…………………..12
Воздушный транспорт.......................................................................... 14
Пример описания хозяйства отдельно взятой страны.......................16
Место регионов и стран в мировом хозяйстве в 1995 г.................... 18
Список использованной литературы.................................................... 20

Вложенные файлы: 1 файл

Современные процессы в мировом хозяйстве (Пономарева Н.Н.) Кузнецовой Ю.А. 119-ПО-09.docx

— 47.56 Кб (Скачать файл)

                                                        -8-

Третичный сектор мирового хозяйства.

 

Транспорт.

Транспорт является основой географического  разделения труда. Объем и структура  транспортных перевозок, как правило, отражают уровень и структуру  экономики, а география транспортной сети и грузопотоков - размещение производительных сил. Транспорт и сам активно  воздействует на это размещение, способствуя  специализации и кооперированию предприятий, отраслей, районов и  стран. Без него было бы невозможно преодоление территориального разрыва  между производством и потреблением товаров и услуг, да и общение людей.

Все пути сообщения, транспортные предприятия  и транспортные средства в совокупности образуют мировую транспортную сеть. Масштабы ее очень велики.

 

Мировая транспортная сеть.

Виды путей сообщения

Длина, тысяч километров

 

1950 год

1970 год

1980 год

1990 год

Железные  дороги

1320

1340

1248

1210

в т.ч. электрофицированные

60

125

164

193

Автодороги

15540

19700

22300

23600

в т.ч. с твердым покрытием

7645

12150

16000

20000

Судоходные реки и каналы

560

525

540

544

Нефте- и продуктопроводы

175

395

520

600

Магистральные газопроводы

196

545

760

900

Воздушные пути

33000

5510

6900

7900


 

По расчетам С. Б. Шлихтера (1995 год).

Все виды транспорта группируются не только по значению и уровню развития, но и по географическим сферам их применения. В этом случае выделяют сухопутный (наземный), водный и воздушный транспорт.

 

 

 

 

 

                                                              -9-

 

Структура перевозок мировой транспортной системы.

Вид транспорта

Грузооборот, %

Пассажирооборот, %

 

1950 год

1990 год

1950 год

1990 год

Железнодорожный

30,8

16,0

25,6

11,2

Автомобильный

7,5

8,3

74,1

79,9

  в т.ч. легковой

-

-

56,8

60,1

Внутренний  водный

5,6

2,7

0,6

0,4

Морской

51,9

62,1

0,8

0,3

Нефтяной  трубопроводный

3,1

7,2

-

-

Газопроводный

1,1

3,6

-

-

Воздушный

0,1

0,1

1,2

8,2

Всего

6,88 трлн т

км

45,7 трлн т

км

2,5 трлн пасс

км

16,1 трлн пасс

км


По расчетам С. Б. Шлихтера (1995 год).

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                       -10-

Сухопутный транспорт: три  основных вида.

 

Автомобильный транспорт по праву  можно назвать транспортом XX века. Он зародился в начале века, а  в наши дни автомобиль поистине стал одним из неотъемлимых элементов цивилизации. Протяженность автомобильных дорог все время растет, и уже достигла 24 млн. км; примерно половина ее приходиться на пять стран - США, Индию, Россию, Японию и Китай. Самого высокого уровня автоматизации достигли США, где на 1000 жителей в среднем приходится 600 автомобилей. Во многих странах Западной Европы он тоже очень высок (300 - 400 и более).

 

Железнодорожный транспорт, несмотря на снижение его доли в перевозках, остается важным видом сухопутного  транспорта. Мировая железнодорожная  сеть в основном сложилась еще  в начале XX века. Общая протяженность  ее уже в течение длительного  времени довольно стабильна (1,2 - 1,3 млн. км), но размещение отличается очень  большой неравномерностью. Хотя железные дороги имеются в 140 странах, более 1/2 их общей длины приходится на “первую  десятку” стран: США, Россию, Канаду, Индию, Китай, Австралию, Аргентину, Францию, ФРГ и Бразилию. По густоте сети выделяются страны Европы. Наряду с этим имеются огромные пространства, где железнодорожная сеть очень редка или вообще отсутствует.

 

Трубопроводный транспорт получил  развитие прежде всего благодаря быстрому росту добычи нефти и природного газа и тому территориальному разрыву, который существует между главными районами их добычи и потребления. Самые длинные трубопроводы, достигающие иногда 4 - 5 тысяч км, построены в странах СНГ, Канаде, США, странах Ближнего Востока.

Водный транспорт: особая роль морского транспорта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                           -11-

Водный транспорт: особая роль морского транспорта

Морской транспорт - очень важная составная  часть мировой транспортной системы. Благодаря развитию морского транспорта Мировой океан уже не столько  разделяет, сколько соединяет страны и континенты. Он обслуживает 4/5 всей международной торговли.

 

Общая протяженность морских трасс  измеряется миллионами километров. Морские  суда транспортируют главным образом  массовые грузы - наливные (нефть, нефтепродукты), навалочные и насыпные (уголь, руда, зерно, фосфориты и др.), причем обычно на расстояние 8 - 10 тысяч км. Но “контейнерная  революция” на морском транспорте привела к быстрому росту перевозок  и так называемых генеральных  грузов - готовых изделий и полуфабрикатов.

 Морские перевозки обслуживает морской торговый флот, общий тоннаж (вместимость) которого превышает 420 млн. тонн. До середины 70-х годов почти половину этого тоннажа составляли танкеры. Теперь доля их заметно уменьшилась, многие супертанкеры стоят на приколе или даже сданы на слом. Морские суда плавают под флагами почти 160 стран, но главную роль и здесь играют страны “первой десятки”, которую возглавляют Либерия, Панама и Япония.

 

Наличие большого морского флота у  некоторых развивающихся стран, особенно у Либерии и Панамы, объясняется  тем, что на самом деле под флагами  этих стран ходят суда США, Японии, Греции, Норвегии, ФРГ, Великобритании, Италии, Швеции. Такое “бегство”  флота объясняется стремлением  судовладельцев традиционных морских  держав сэкономить на налогах, на заработной плате моряков. Следовательно, фактически флот, плавающий под “удобными” (“дешевыми”, “подставными”) флагами, принадлежит не развивающимся, а развитым странам Запада.

 

Общее число морских портов на всех морях и океанах превышает 2,7 тысячи. Но так называемых мировых портов, т. е. портов-гигантов, перегружающих  ежегодно более 50 млн. тонн грузов, всего  немногим более 30. В том числе 11 из них имеют грузооборот свыше 100 млн. тонн. Для развитых стран наиболее характерны универсальные порты, способные  принимать и отправлять самые  разнообразные грузы. В развивающихся  странах, Канаде, Австралии, ЮАР крупные  порты обычно узко специализированы на экспорте нефти, руды, угля.

 

Крупнейшие универсальные морские порты мира в начале 1990-х годов.

Порт

Страна

Грузооборот, млн. т

Роттердам

 
Нидерланды

 
290

Сингапур

 
Сингапур

 
190

Новый Орлеан

 
США

 
175

Кобе

 
Япония

 
170

Нью-Йорк

США

155 

Тиба

 
Япония

 
135

нагоя

 
Япония

 
130

Хьюстон

 
США

 
125

Иокогама

 
Япония

 
125

Шанхай

 
Китай

 
115


 

Внутренний водный транспорт - старейший  вид транспорта. Но и в наши дни  и по грузообороту (не считая воздушного), и по пассажирообороту, и по длине сети он занимает последнее место в мировой транспортной системе.

 

Развитие и размещение внутреннего  водного транспорта в первую очередь  связано с природными предпосылками - наличием рек и озер, пригодных  для судоходства. Амазонка, Парана, Миссисипи, Обь, Енисей, Янцзы, Конго  имеют значительно большую пропускную способность, чем самые мощные железнодорожные магистрали. Но использование этих предпосылок зависит от общего уровня экономического развития. Вот почему по грузообороту внутренних водных путей в мире выделяются США, Россия, Канада, ФРГ, Нидерланды, Бельгия, а также Китай. На все же гигантские речные системы Азии, Африки и Латинской Америки приходится лишь 5% этого грузооборота.

 

Примерно 1/10 общей длины используемых внутренних водных путей составляют искусственные пути (шлюзованные  реки и каналы). Самые значительные из них находятся в США, Китае, России и зарубежной Европе.

 

Главный район озерного судоходства  в мире - Великие озера в США  и Канаде, которые соединены с Атлантическим океаном глубоководным путем по реке Святого Лаврентия, позволяющим морским судам заходить на 4 тысячи километров в глубь континента.

 

                                                             -13-

Воздушный транспорт.

 

Воздушный транспорт - самый молодой  и динамичный вид транспорта. Действительно, если в 1948 году воздушным транспортом  во всем мире было перевезено около 20 млн. пассажиров, то в 1990 году - более 1,2 млрд.! Это значит, что авиатранспортом  пользуется почти каждый четвертый  житель Земли. Сеть регулярных авиалиний  теперь опоясывает весь земной шар, протягиваясь на миллионы километров. Ее опорные  точки - 5 тысяч аэропортов, крупнейшие из которых ежегодно пропускают десятки  миллионов пассажиров. В межконтинентальных пассажирских сообщениях воздушный  транспорт вышел на первое место, почти полностью вытеснив морской. На авиалиниях, пересекающих Атлантику, в воздухе одновременно находятся  не менее ста авиалайнеров.

 

Пассажирооборот крупнейших аэропортов мира.

Аэропорт

 
Город

 
Страна

 
Количество  пассажиров в 1994 г., млн. чел.

О’Хара

 
Чикаго

 
США

 
66,4

 
Хартсфилд

 
Атланта

 
США

 
54,1

 
Даллас

 
Даллас

 
США

 
52,6

 
Хитроу

 
Лондон

 
Великобритания

 
51,7

 
Лос-Анжелес

 
Лос-Анжелес

 
США

 
51,0

 
Ханеда

 
Токио

 
Япония

 
42,2

 
Рейн-Майн

 
Франкфурт-на-Майне

 
Германия

 
35,1

 
Сан-Франциско

 
Сан-Франциско

 
США

 
34,5

 
Стейплетон

 
Денвер

 
США

 
33,1

 
Майами

 
Майами

 
США

 
30,2

 
Шарль де Голль

 
Париж

 
Франция

 
29,6

 
Дж. Ф. Кеннеди

 
Нью-Йорк

 
США

 
28,8

 
Кимпо

 
Сеул

 
Респ. Корея

 
27,3

 
Мак-Керан

 
Лас-Вегас

 
США

 
26,8

 
Детройт

 
Детройт

 
США

 
26,8

 
Орли

 
Париж

 
Франция

 
26,6

 
Гонконг

 
Гонконг

 
Сянган (Гонконг)

 
25,9

 
Скай-Харбор

 
Феникс

 
США

 
25,6

 
Логан

 
Бостон

 
США

 
25,4


 

Международная (мировая) торговля - самая  старая часть мирового хозяйства, которая  в эпоху НТР приобрела поистине “второе дыхание”. Темпы роста  внешнеторгового оборота значительно  опережают темпы роста производства в целом, что свидетельствует  об углублении международного географического  разделения труда.

 

Географическое разделение мировой  торговли отличается сильной неравномерностью. Более 70% всего ее оборота приходится на экономически развитые страны Запада, и в том числе свыше 45% - на Западныю Европу. В экспорте большинства этих стран преобладают дорогостоящие готовые изделия. Что же касается возросшей зависимости ряда стран Запада от импорта топлива, сырья и продовольствия, то эти потребности также в значительной мере удовлетворяются поставками из Канады, Австралии, ЮАР. В то же время сильная зависимость от импорта топлива и сырья, да и готовых изделий привела к тому, что многие страну имеют пассивный торговый баланс[2]. Крупнейшие в мире (по стоимости) грузопотоки связывают США с Канадой и Японией, ФРГ с ее соседями.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                       -15-

 

 

Пример описания хозяйства  отдельно взятой страны.

 

Великобритания - экономически развитая индустриальная страна с высоким  уровнем технологического развития. Господствуют частные или смешанные  крупные монополии, в том числе  транснациональные.

Ведущая отрасль промышленности - машиностроение, в том числе электро-техническое и радиоэлектронное, транспортное (авиаракетостроение, авто- и судостроение), тракторо- и станкостроение. Развиты нефтеперерабатывающая, химическая, тестильная, пищевкусовая промышленность. Представлены практически все отрасли легкой промышленности (особенно развиты обувная и швейная).

Высокоинтенсивное сельское хозяйство  обеспечивает почти 3/4 потребностей страны в продовольствии. Большая часть  земли принадлежит крупным землевладельцам - лендлордам. Главная отрасль сельского  хозяйства - мясо-молочное и молочное животноводство. Развито зерновое хозяйство. Особое место принадлежит рыболовству. В экспорте преобладают высокотехнологичные машины и оборудование, нефтепродукты, изделия химической промышленности. Основные внешнеторговые партнеры - страны Европейского Экономического Сообщества и США.

Большое развитие с древних времен получило морское судоходство. По тоннажу  торгового флота Великобритания занимает одно их ведущих мест в  мире. Основная доля национального  дохода приходится на промышленное производство, торговлю и транспорт.

Сырьевые ресурсы собственно Великобритании относительно невелики. Это каменный уголь, железная руда, цветные металлы, нефть, каменная соль (залежи имеют  большое промышленное значение), горючие  сланцы, каолин. Значительная часть  потребляемого и перерабатываемого  в стране сырья ввозится из-за границы.

Информация о работе Понятие о мировом хозяйстве