Оценка социально-экономического потенциала региона (на примере Приволжского Федерального округа).

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 22:44, курсовая работа

Краткое описание

Региональная политика государства – это сфера деятельности по управлению
экономическим, социальным и политическим развитием страны в
пространственном, региональном аспекте. Многочисленность субъектов
Российской Федерации всегда порождала у исследователей желание сгруппировать
статистические данные по более крупным единицам территориального деления
страны

Содержание

Введение.
1. Характеристика Приволжского федерального округа, конкурентные
преимущества;
2. Социальное-демографическое положение Приволжского федерального
округа:
2.1. Демографическая политика;
2.2. Социальная политика;
3. Экономические специализации и конкурентные преимущества субъектов
Российской Федерации, входящих в состав Приволжского федерального
округа:
3.1. Республика Башкортостан;
3.2. Республика Марий Эл;
3.3. Республика Мордовия;
3.4. Республика Татарстан;
3.5. Удмуртская Республика;
3.6. Чувашская Республика;
3.7. Пермский край;
3.8. Кировская область;
3.9. Нижегородская область;
3.10. Оренбургская область;
3.11. Пензенская область;
3.12. Самарская область;
3.13. Саратовская область;
3.14. Ульяновская область.
Заключение.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

РЕГ. ЭК-КА.docx

— 60.47 Кб (Скачать файл)

В республике планируется строительство Мордовской ГРЭС в Ковылкинском районе, что позволит решить проблему энергодефицита не только Республики Мордовия, но и Нижегородской и Пензенской областей. На эти же цели направлена реализация проекта реконструкции магистрального газопровода «Саратов – Горький» на участке «Починки – Саранск – Пенза».

Реализация в Республике Мордовия проекта по созданию технопарка в рамках государственной программы «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий», одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 марта 2006 г. № 328-р, позволит сформировать крупный межрегиональный научный центр, который будет специализироваться на разработках оптических и электронных технологий, создании электронных приборов нового поколения, разработке новых материалов, информационно-коммуникационных технологиях. Также в республике планируется создание регионального наноцентра.

 

3.4. Республика Татарстан.

Ведущими отраслями промышленности Республики Татарстан являются нефтегазохимический комплекс, машиностроение, электроэнергетика, авиастроение и приборостроение.

Республика Татарстан является одним из крупнейших сельскохозяйственных регионов Российской Федерации. В сельскохозяйственном производстве республика специализируется на выращивании зерновых культур, сахарной свеклы и картофеля, а также на производстве мяса, молока и яиц.

Конкурентными преимуществами социально-экономического развития Республики Татарстан являются:

- выгодное географическое положение, в центре восточно-европейской части России, в месте слияния крупнейших рек Европы - Волги и Камы;

-  значительные запасы минерально-сырьевых ресурсов;

дифференцированная структура экономики;

-  высокий промышленный потенциал;

-  развитый топливно-энергетический комплекс;

-  развитая транспортно-логистическая инфраструктура;

-  уникальный научно-образовательный комплекс;

-  наличие рекреационных ресурсов (природные заповедники, заказники).

Основными стратегическими приоритетами развития Республики Татарстан являются диверсификация экономики; повышение международной конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности ключевых секторов экономики; стимулирование экспорта несырьевых товаров, произведенных в республике; создание наукоемких высокотехнологичных производств; применение современных информационно-телекоммуникационных технологий во всех секторах экономики; развитие инновационной и образовательной инфраструктуры; дальнейшее развитие малого и среднего бизнеса.

Среди наиболее значимых для экономики республики проектов - проект «Комплекс нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов в городе Нижнекамске», предусматривающий строительство нефтеперерабатывающего завода с получением ароматических углеводородов, завода глубокой переработки нефти в составе установки гидрокрекинга и комплекса переработки тяжелых остатков, нефтехимического завода по производству продукции на основе ароматических углеводородов и других производств.

В рамках развития нефтегазохимического комплекса в Республике Татарстан разработан проект строительства завода по производству аммиака, метанола, карбамида и аммиачной селитры на базе действующего производства в г. Менделеевске. Данный проект предполагается реализовать с использованием лучших мировых технологий и современного японского оборудования.

В республике планируется создание на территории особой экономической зоны «Елабуга» предприятия мощностью до 500 тыс. автомобилей в год, из которых не менее 10% планируется поставлять на экспорт. Для обеспечения проекта компонентой базой планируется также задействовать мощности Заволжского моторного завода и создаваемые мощности нового парка в г. Тольятти. Реализация проекта приведет к появлению второго крупнейшего игрока на российском рынке легковых автомобилей.

В рамках создания нового транспортного маршрута международного транспортного коридора Европа – Западный Китай в республике реализуется проект по строительству автомагистрали Шали (М-7) – Бавлы (М-5) в развитие нового маршрута федеральной автомобильной дороги Казань – Оренбург.

В республике реализуется проект по созданию комплекса объектов мультимодального логистического центра в районе станции Свияжск для организации обслуживания товаропотоков как существующих международных транспортных коридоров Запад – Восток и Север – Юг, так и перспективного – «Европа – Западный Китай» с использованием логистических технологий, отвечающих мировым стандартам.

Крупнейшим социально-значимым проектом, реализуемым на территории Республики Татарстан, является развитие метрополитена  
в г. Казани.

 

3.5.Удмуртская Республика.

Важнейшими видами экономической деятельности Удмуртской Республики, обеспечивающими основной объем валового регионального продукта, являются: добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, оптовая и розничная торговля, транспорт и связь, сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, строительство.

Основу промышленного потенциала республики составляют обрабатывающие производства (машиностроение и металлообработка, включая приборостроение, производство электрооборудования, автомобилестроение, производство вооружений) и топливно-энергетический комплекс.

Природно-климатические условия позволяют развивать многоотраслевое сельское хозяйство, которое формирует сырьевую базу для развития пищевой промышленности и обеспечивает продовольственную самостоятельность республики. Основной специализацией сельского хозяйства является животноводство: молочное скотоводство, свиноводство, птицеводство.

Удмуртская Республика обладает рядом важных конкурентных преимуществ:

-  развитый промышленный потенциал (в настоящее время в республике сохраняется высокая концентрация оборонного производства. Доля предприятий республики в российском производстве гражданского гладкоствольного стрелкового оружия составляет 85%, нарезного – 80%, автоматического боевого стрелкового оружия 90%, снайперского – 95%);

- достаточная природно-ресурсная база. Наличие запасов углеводородного сырья (газ, нефть, нефтеконденсат), минерально-сырьевых ресурсов (мел, известняки, карбонатные породы для использования в качестве цементного сырья, глинистые породы для производства кирпича, керамзита, цемента, пески и песчаники, минеральные воды), лесных ресурсов;

-  развитый агропромышленный комплекс.

Основными стратегическими приоритетами социально-экономического развития Удмуртской Республики являются сохранение высокого качества и конкурентоспособности человеческого потенциала; диверсификация экономики на основе поддержки высокотехнологичных (приборостроение и производство электрооборудования, нефтегазовое оборудование, автокомпоненты) и модернизации традиционных (добыча нефти, оборонно-промышленный комплекс, автомобилестроение, металлургия, лесопромышленный комплекс, агропромышленный комплекс, легкая промышленность) секторов специализации; снижение инфраструктурных ограничений развития экономики и  повышение устойчивости системы расселения.

Предполагается реализация инвестиционного проекта по строительству и эксплуатации на платной основе мостовых переходов через реки Каму и Буй в Камбарском районе Удмуртской Республики, планируется реконструкция и модернизация до международного уровня аэропорта в г. Ижевске, формирование современного транспортно-логистического комплекса.

Будет продолжено строительство восточного обхода г. Ижевска на участке от автодороги Ижевск – Воткинск до автодороги на подъезде к городам Ижевск и Пермь федеральной автомобильной дороги М-7 «Волга».

Строительство на территории Удмуртской Республики завода по производству лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения будет способствовать выпуску современных импортозамещающих лекарственных средств.

Реализация инвестиционного проекта по развитию регионального рыболоводческого комплекса позволит обеспечить потребительский рынок Удмуртской Республики и других регионов Российской Федерации живой рыбой солоноводных (морских) видов.

Перспективы развития агропромышленного комплекса республики во многом будут связаны с реализацией инвестиционного проекта «Комплексное развитие агропромышленного комплекса Удмуртской Республики».

 

 

3.6. Чувашская Республика.

Ведущее место в экономике Чувашской Республики занимает промышленный комплекс, включающий обрабатывающие производства, производства и распределение  электроэнергии, газа и воды и добычу полезных ископаемых. Основную долю (до 80%) занимают организации обрабатывающих производств. В обрабатывающих производствах значительную долю занимает машиностроительный комплекс, развито химическое производство, производство прочих неметаллических  минеральных продуктов, производство пищевых продуктов и текстильное и швейное производство.

Также в экономике Чувашии важное значение имеет аграрный комплекс. В республике занимаются разведением крупного рогатого скота молочного направления, свиней, овец, птицы.

Чувашская Республика - единственный в России, а также третий в мире производитель тяжелой бульдозерно-рыхлительной и трубоукладочной техники. Машины, выпускаемые в Чувашской Республике, используются в нефтегазовой, горнорудной и строительной отраслях.

Конкурентными преимуществами социально-экономического развития Чувашской Республики являются:

-  выгодное географическое положение на берегах р. Волги, в центре европейской части России, стратегическое пересечение важнейших железнодорожных, водных, воздушных и автомобильных магистралей, близость мегаполисов и регионов с высоким платежеспособным спросом населения;

-  развитый строительный комплекс;

- наличие высокотехнологичных производств на ряде промышленных предприятиях;

- современные телекоммуникации и связь, ускоренная информатизация во всех сферах жизнедеятельности населения.

Основным стратегическим приоритетом развития Чувашской Республики является инновационное развитие экономики, обладающей потенциалом динамичного роста, диверсифицированной структурой производства, значительным экспортным и импортозамещающим потенциалом, ориентированностью на социальную ответственность бизнеса и повышение качества жизни населения.

В настоящее время на территории Чувашской Республики сформированы кластеры тяжелого машиностроения, электротехнического направления, химического производства и проводятся работы по формированию кластеров высокотехнологичного медицинского и биотехнологичного направления.

Ведется работа по созданию особой экономической зоны технико-внедренческого типа в г. Новочебоксарске. Ее основная цель – развитие высокотехнологичных отраслей шестого экономического уклада (нанотехнологии, солнечная энергетика, информационные технологии, технологии тонкой химии и т.д.), создание новых рабочих мест и роста налогового потенциала республики.

Производственную основу зоны составят инновационные проекты, среди которых  базовым является строительство завода по производству солнечных модулей с применением нанотехнологий.

В республике планируется начать производство по серийному выпуску грузовых вагонов с улучшенными техническими и эксплуатационными характеристиками. Ввод нового производства позволит увеличить объемы производства, обеспечит дополнительные высококвалифицированные рабочие места. Мощность нового производства – 6 тыс. грузовых вагонов разных моделей в год, производительность – 24 вагона в сутки.

 

3.7. Пермский край.

Ведущими отраслями промышленности являются добывающая и нефтеперерабатывающая промышленность (среднегодовой объем добычи нефти – 11,3 млн. тонн), химическая промышленность, машиностроение, металлургия, лесная промышленность.

Основными конкурентными преимуществами Пермского края являются:

наличие природных ресурсов (основу составляют минерально-сырьевые ресурсы, в том числе такие, как Верхнекамское месторождение калийно-магниевых солей, а также лесные и водные ресурсы);

энергоизбыточность региона (20% электроэнергии поставляется в соседние субъекты);

важное транзитное положение региона в транспортной сети России, расположение на пересечении широтных железнодорожных,  автодорожных магистралей федерального уровня и меридиональной водной магистрали – реки Кама.

Основными стратегическими приоритетами социально-экономического развития Пермского края являются:

- строительство железнодорожной магистрали Соликамск - Гайны - Сыктывкар - Архангельск (участок Белкомур). Магистраль Белкомур в составе Северного транспортного коридора обеспечит кратчайший путь в Северную Европу и регионы Сибири, Казахстана и Средней Азии, а в перспективе станет частью трансконтинентального грузового пути.  Формирование прямой транспортной артерии предполагается производить путем соединения действующих тупиковых участков этого направления;

-  формирование инновационной инфраструктуры Пермского края, в рамках которой предполагается разработать механизмы, позволяющие получать новации в независимости от этапа реализации;

Информация о работе Оценка социально-экономического потенциала региона (на примере Приволжского Федерального округа).