Особенности территориально-отраслевой структуры хозяйства и её влияние на развитие Японии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 11:58, реферат

Краткое описание

Экономика Японии — одна из самых развитых экономик мира. По размеру ВВП и объему промышленного производства Япония занимает 3-е место среди стран мира, после США и КНР. Развиты высокие технологии (электроника и робототехника). Также развито транспортное машиностроение, включая автомобилестроение и судостроение, станкостроение. Рыболовный флот составляет 15 % от мирового. Сельское хозяйство субсидируется государством, но 55 % продовольствия (по эквиваленту калорийности) импортируется. Имеется сеть скоростных железных дорог «Синкансэн» и скоростных автомагистралей.
Структура экспорта: транспортные машины, автомобили, мотоциклы, электроника, электротехника, химикаты.
Структура импорта: машины и оборудование, топливо, продовольствие, химикаты, сырье.

Содержание

1. Природно-ресурсный потенциал страны и территориально-отраслевая структура японского хозяйства.
2. Экономика.
2.1 Первичный сектор.
2.2 Вторичный сектор.
2.3 Третичный сектор.
Заключение.
Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (3).docx

— 29.80 Кб (Скачать файл)

Содержание

1. Природно-ресурсный потенциал страны и территориально-отраслевая структура японского хозяйства.

2. Экономика.

2.1  Первичный сектор.

2.2  Вторичный сектор.

2.3  Третичный сектор.

Заключение.

Список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Природно-ресурсная потенциал  страны и территориально-отраслевая  структура японского хозяйства.

Природные ресурсы Японии весьма ограничены, что связано, прежде всего, с ее географическим положением и ландшафтом.

Япония расположена в  Восточной Азии на островах Тихого океана, общая площадь которых  составляет 372,2 тыс. кв. км. В состав Японии входят 4 крупных острова - Хонсю, Хоккайдо, Кюсю, Сикоку и 6,8 тыс. малых островов. Более 70 % территории Японии занимают горы. Равнины, на которых проживает основная часть населения страны и размещены практически все хозяйственные объекты, занимают около 20 % площадей страны и расположены преимущественно на Тихоокеанском побережье. Для расширения жизненного пространства используются искусственные насыпные острова и полуострова.

Значительное влияние  на хозяйственное освоение территории оказывает высокая сейсмичность и вулканизм. С извержением подводных  вулканов связаны сейсмические волны - цунами, наносящие большой ущерб  хозяйству (особенно на островах Хонсю  и Хоккайдо).

Климат Японии в целом  благоприятный с высокой влажностью и большими зональными различиями. Важнейшим фактором, формирующим  климат, являются муссоны, летом сопровождающиеся тайфунами и ливнями, а зимой - снегопадами. Смягчающее влияние на климат оказывает теплое океаническое течение Куросио.

Вследствие разнообразия рельефа и климатических условий  почвенный покров Японских островов отличается большой пестротой, но преимущественно  делится на три области: красноземов - охватывающих острова Кюсю, Сикоку и юго-запад Хонсю; область бурых почв, занимающих юго-восточную часть Хонсю; область слабоподзолистых и торфянистых почв западного и северного районов Хонсю, а также равнинной части Хоккайдо. На равнинах Японии широко распространены наносные почвы, состоящие большей частью из суглинков и в наибольшей степени пригодные для возделывания риса. В то же время большая часть почв Японии бедна питательными веществами и нуждается в систематическом удобрении.

Основные растительные зоны Японии - тропическая (о. Рюкю), субтропическая, зона широколиственных листопадных лесов (склоны гор о. Сикоку, Кюсю) и зона хвойных лесов (преимущественно о. Хоккайдо). Леса занимают 70% территории страны. На острове Хоккайдо - это база деревообрабатывающей промышленности и рекреационного хозяйства.

В недрах Японских островов находятся многочисленные месторождения  разнообразных полезных ископаемых, представляющих собой важные ресурсы  минерального сырья и топлива. Но вместе с тем их запасов явно недостаточно, а, кроме того, в Японии отсутствует  ряд весьма важных для промышленности видов минеральных ресурсов.

Из топливных запасов  Япония относительно обеспечена лишь каменным углем, общие объемы которого составляют около 16 млрд. тонн. Он имеет  невысокое качество: преобладает  битуминозный уголь, содержащий много  золы. Нефтяные запасы Японии составляют предположительно 64 млн. тонн, что недостаточно при современном уровне развития хозяйства. Кроме того, залегают они  на значительных глубинах.

Из рудных ископаемых Япония имеет в более или менее  значительных количествах только железную руду невысокого качества, запасы которой  составляют 20 млн. тонн. Преобладают  магнетитовые железняки и лимонит. Кроме железных руд Япония обладает значительными (до 40 млн. тонн) залежами железистых песков (титано-магнетито-лимонитовых руд) с небольшим содержанием железа и пиритов (около 100 млн. тонн).

Вероятные запасы марганцевых  руд, содержащих до 35 % марганца, в Японии определяются в 10 млн. тонн. Относительно обеспечена Япония лишь хромитами и  титаном, извлекаемым из железистых песков. Из руд цветных металлов для Японии наиболее характерны медные, общие запасы которых составляют около 90 млн. тонн. Присутствуют также  свинцово-цинковые руды. Для производства алюминия Япония использует алуниты  месторождений полуострова Идзу. Неограниченны в Японии лишь сырьевые ресурсы для получения металлического магния, исходным материалом для которого служат озерная рапа (раствор, насыщенный магниевыми солями) и морская вода. Кроме того, на Хонсю обнаружены небольшие месторождения урановых руд.

Из неметаллических ископаемых в Японии присутствуют крупные месторождения  серы (о. Хоккайдо) и серного колчедана, по запасом которого Япония занимает второе место в капиталистическом мире после Испании. Калийная и поваренная соли здесь добываются из морской воды. На северо-западе о. Хонсю и юге о. Кюсю добывается небольшое количество фосфоритов. В то же время в Японии много каолина и различного сырья для производства разнообразных строительных материалов, особенно цемента.

При взгляде на экономическую  карту Японии бросается в глаза  концентрация промышленности на сравнительно небольшой территории, образующей полосу, протянувшуюся от равнины Канто на юго-востоке о. Хонсю до полуострова Хидзен на западе о. Кюсю. В этом «индустриальном поясе», охватывающем южное побережье Хонсю и северные побережья Сикоку и Кюсю, находятся крупнейшие промышленные районы страны - Токийский, Нагойский, Осакский, Яватский, а также большое количество отдельных промышленных центров. Здесь проживает две трети населения страны, и расположены самые крупные города и морские порты Японии [1, 88].

Подобное размещение промышленности объясняется прежде всего тем, что она возникла и развивалась преимущественно в тех районах, где в избытке присутствовали дешевые рабочие руки и находились удобные порты, обеспечивающие хорошие связи с мировыми источниками сырья и рынками сбыта готовой продукции.

В то же время, в связи с  началом разработки некоторых видов  минеральных ресурсов, в ряде районов  страны (о. Хоккайдо, западное побережье  о. Хонсю) возникают новые промышленные области, расположенные вне «индустриального пояса». Наблюдается процесс индустриализации ранее сельскохозяйственного побережья  о. Хонсю, примыкающего к внутреннему  Японскому морю, и ряда других территорий государства.

Наиболее развитым в экономическом  отношении районом Японии является Токийский промышленный район (Канто), на долю которого приходится около одной четвертой части населения и промышленной продукции страны. Здесь находится самый крупный по количеству жителей город - столица Японии - Токио («Восточная столица»), вблизи которого расположено более 30 городов-спутников. В числе последних можно назвать: Кавасаки - крупнейший судостроительный и судоремонтный центр Японии; Омия - железнодорожный узел, центр вагоностроения; Кавагути - старинный центр военной промышленности; Токорадзава и Татикава - центры авиастроения. Здесь же находятся старейшие центры шелкового производства Японии - Кирю, Асикага, Такасаки и др.

Крупнейшим индустриальным районом Японии остается также Западный район (Кансай), в котором расположен самый крупный энергетический узел страны. В промышленном производстве Кансая ведущее положение занимает тяжелая промышленность: металлургия, машиностроение, химия, судостроение, военные отрасли. Промышленный город Осака знаменит своими судостроительными верфями, производством авиамоторов, электротехники, велосипедов, стекольными заводами и т.д.

Территориально-экономическая  характеристика Японии показывает огромный потенциал развития социальной, экономической  и внешнеполитической сфер жизни  страны.

 

Экономика

Первичный сектор

Сельское хозяйство

Рисоводство

Сельскохозяйственные угодья Японии составляют около 13 % ее территории. Более половины этих угодий — заливные поля, используемые для рисоводства. В среднем, одно фермерское хозяйство  обладает 1,8 га пашни. Для Хоккайдо этот показатель составляет 18 га, а для  остальных 46 префектур — 1,3 га. Японии присуще интенсивное сельское хозяйство, поскольку сельскохозяйственные угодья преимущественно малые. Они обрабатываются многими фермерами, как правило без применения большой сельскохозяйственной техники, с использованием природных или химических удобрений. Поскольку в стране не хватает равнинной земли, много угодий расположены на террасах на склонах гор, что также затрудняет использование техники.

С конца 20 века для Японии характерно быстрое сокращение пахотных площадей, особенно заливных полей. Причинами сокращения называют переход японцев от традиционного к западному образу жизни — уменьшение потребления риса и увеличение потребления пшеничных изделий, мяса, молочных продуктов и т. д. Другой причиной сокращения пахотных земель является урбанизация, а также развитие предприятий вторичного и третичного секторов экономики. Бывшие сельскохозяйственные угодья отводятся под строительство жилых помещений, заводов, офисов или дорог.

Рыболовство

Рыболовство и переработка  морепродуктов является традиционной отраслью хозяйства японцев со времен неолита. В среднем житель Японии потребляет 168 кг рыбы ежегодно, что  является наивысшим показателем  среди стран мира. Прибрежные воды Японского архипелага богаты рыбой, съедобными водорослями и другими  морскими ресурсами. Долгое время самым  прибыльным местом для рыболовства  было море Санрику на северо-востоке острова Хонсю, где холодное Курильское течение встречается с теплым течением Куросио. Однако из-за аварии на соседней Фукусимской АЭС в 2011 году вылов рыбы и морепродуктов в этом ареале был временно остановлен. Другим местом, богатым рыбой, является северная и южная части Западного Тихого океана.

Основу вылова составляют рыбы семейства скумбриевых (14 %), тунцы (8 %), анчоусы (8 %), приморские гребешки (7 %), сайры (5 %), рыбы семейства лососевых (5 %), кальмары (5 %), минтай (4 %) и ставрида (4 %). Среди других видов ловят крабов, камбал, пагр и т. д. Вылов осуществляется в прибрежных и удалённых водах. По международному законодательству японские рыбаки имеют право заниматься рыболовством только в японских территориальных водах и японской исключительной экономической зоне радиусом 370 км в Тихом океане.

Япония является мировым  лидером по импорту рыбы и морепродуктов. Она ввозит 20 % всей рыбы мира, экспортируемой другими странами. Объёмы японского  импорта рыбы и морепродуктов  начали расти после установления международных ограничений относительно территориальных вод и исключительных экономических зон. Эти ограничения  сделали невозможным лов рыбы японскими рыбаками в далёких  водах Тихого океана. После 1995 года Япония больше ввозит продукты рыболовства  из-за границы, чем добывает или выращивает сама. Больше всего денег японцы тратят на ввоз креветок, а больше всего  покупают иностранных тунцов. Главными международными поставщиками рыбы и морепродуктов в Японию являются мировые лидеры в области рыболовства — КНР, Перу, Чили, США, Индонезия.

Вторичный сектор

Промышленность

Промышленные районы: Токио  — Иокогама, Осака — Кобе и  Нагоя, на которые приходится более 50 % доходов обрабатывающих отраслей; г. Китакюсю на севере о. Кюсю. Наиболее отсталые в индустриальном отношении Хоккайдо, северный Хонсю и южный Кюсю, где развиты чёрная и цветная металлургия.

Главным структурным фактором является наука и образование, поэтому  им уделяется особое внимание. Согласно государственной программе развития национальной системы научно-исследовательских  и опытно-конструкторских работ (НИОКР) был осуществлен переход  от импорта технических достижений в разработке собственной системы  НИОКР. Были созданы крупные научные центры, занимающиеся разработками в области физики твердого тела, атомной энергетики, физики плазмы, новейших конструкционных материалов, космических роботов и др.. К лидерам мировой экономики относятся такие японские компании, как «Тойота Моторс», «Мацусита Электрик», «Сони Корпорэйшн», «Хонда Моторс», «Toshiba», «Фудзицу» и др..Почти 99 % японских компаний относится к сфере малого и среднего бизнеса. Особенно велика их роль в автомобильной, электронной и электротехнической отраслях.

Промышленные районы:

Три больших района:

1. Токийско-Йокогамский промышленный район (Кей-хин; префектуры Токио, Канагава, регион Канто, Восточная Япония)

2. Нагойский промышленный район (Тюкё)

3. Осакско-Кобский промышленный район (Хан-син)

Другие районы:

1. Северное Кюсю (Кита-Кюсю)

2. Внутренне-японский морской промышленный район (Сето-Найкай)

3. Восточный морской промышленный район (Токай)

4. Промышленный район северных земель (Хокурику)

5. Канто

6. Токийско-Тибский промышленный район (Кэй-ё; префектура Тиба, регион Канто, Восточная Япония)

7. Касимский промышленный район (Касима; префектура Ибараки, регион Канто, Восточная Япония)

Автомобилестроение

Автомобилестроение —  одна из основных отраслей промышленности, которая обеспечила стремительное  развитие японской экономики во второй половине 20 века. В начале 21 века в  этой отрасли было занято около 8 млн человек. Автомобильная продукция является одной из главных статей японского экспорта. Крупные автомобилестроительные районы расположены в префектурах Канагава, Сидзуока и Айти. Крупнейшие заводы находятся в городах Хиросима, Сидзука, Тойота, Хамамацу, Йокосука, Иокогама, Ота. Ведущими японскими автомобильными компаниями, работающими на международных рынках, являются «Мазда» (Хиросима), «Хонда» (Токио), «Тойота», «Ниссан» (Йокогама), «Судзуки» (Хамамацу), «Мицубиси» (Хамамацу) и другие.

Судостроение

Судостроение является традиционной отраслью производства для Японии на протяжении многих веков. Основными  судостроительными районами являются побережье Внутреннего Японского  моря, северные берега острова Кюсю и Тихоокеанское побережье. Крупнейшие заводы расположены в городах Сасебо, Нагасаки, Курэ, Ономичи, Сакаидэ, Кобе, Йокосука, Йокогама, Хакодате. Ведущими японскими судостроительными компаниями являются «Сасэбо» (Сасебо), «Мицубиси» (Нагасаки), «Кавасаки» (Кобе), «Юниверсал» (Кавасаки) и другие.

Информация о работе Особенности территориально-отраслевой структуры хозяйства и её влияние на развитие Японии