Основные тенденции экономического развития Франции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 14:30, реферат

Краткое описание

Франция расположена в западной части Европейского материка. Ее территория - 552 тыс. квадратных километров, а население - около 63 млн. человек. С юга страна омывается теплыми водами Средиземного моря, в котором Франции принадлежит о-в Корсика. У западных берегов страны ни днем, ни ночью не смолкает шумное дыхание волн Атлантического океана. А на севере Францию от северной соседки Великобритании отделяют морские проливы Ла-Манш и Па-де-Кале. На северо-востоке Франция граничит с Бельгией и Люксембургом. Далее, к востоку, возвышаются вершины Вогезов. Здесь проходит франко-германская граница. Достигнув реки Рейн, граница круто поворачивают к югу, поднимаясь все выше и выше: сначала на горные склоны Юры, по которым проходит граница со Швейцарией, а затем на покрытые снегами хребты Альп, отделяющие Францию от Италии. Здесь находится самая высокая гора Западной Европы - Монблан (4810 м). На юго-западе лежит менее высокая, но труднодоступная горная система Пиренеев. Она образует естественную границу Франции с Испанией и небольшим государством Андоррой. В древности на территории современной Франции жили племена кельтов (галлов) и страна называлась Галлией. В V в. Галлию завоевали франки - народ, пришедший с правого берега Рейна (от них страна получила свое название - Франция).

Содержание

Общая характеристика Франции
Экономическая политика государства 20-70-е годы ХХ века
80-е годы ХХ века
90-е годы ХХ века
Особенности экономического развития Франции
Структура и особенности экономики Франции
Международные экономические отношения Франции
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

паиа.docx

— 37.84 Кб (Скачать файл)

 

Негативные тенденции  действовали во французской экономике  довольно долго. Лишь после снижения процентных ставок в 1996 г. наметилось постепенное  оживление, перешедшее в 1997 г. в подъем, который (при кратковременных и  несущественных периодических ухудшениях конъюнктуры) продолжается и в настоящее  время.

 

В 1990-х гг. экономика Франции  пережила две волны реформ. Первая волна преобразований была связана  с попыткой внедрения в экономику  страны неоконсерватизма и олицетворяется с именем Аллана Жюппе, ставшего премьер - министром страны одновременно с избранием президентом Жака Ширака в 1995г. Вторая волна связывается с премьер - министром Лионнэлем Жоспеном, который стремился к сохранению социальной стабильности, но при этом проводил и мероприятия по разгосударствлению.

 

Первая волна. А. Жюппен был сторонником достаточно жесткой либеральной экономической политики. Он поставил задачу неоконсервативного реформирования хозяйство Франции. Предполагалось решить следующие задачи:

 

преодолеть кризис социальной системы экономики Франции, снизить  ряд социальных гарантий;

 

выйти на уровень критериев  Маастрихтского соглашения о состоянии  государственных финансов стран, готовящихся  вводить евро. С этой целью снижение расходов государственного бюджета  путем урезания социальных программ должно было способствовать ликвидации дефицита бюджета и государственного долга страны;

 

провести налоговую реформу, что могло бы в последующем  стимулировать экономический рост;

 

вести борьбу с безработицей, усиливая гибкость рынка труда;

 

провести широкомасштабную приватизацию и дерегулирование (т.е. процесс отказа от системы государственного регулирования) различных сфер экономики.

 

Реализуя намеченную программу, правительство Жюппе намеревалось отменить привилегии государственным служащим, что незамедлительно вызвало волну протестов по всей стране. Общенациональный социальный кризис поразил Францию в ноябре - декабре 1995г. государственные служащие были против реформ Жюппе, т.к это означало потерю прежних высоких социальных гарантий, завоеванных в 1968г. Частный же сектор поддерживал преобразования, но не сумел выступить столь же сплоченно, как профсоюзы, которые были главной оппозиционной силой правительства Жюппе. В результате реформы приостановились, Франция оказалась неготовой к неолиберальным преобразованиям. Жюппе пришлось продолжить развитие социального рыночного хозяйства.

 

Единственные программы, которые проводились даже несмотря на протесты профсоюзов и служащих, были приватизация, налоговые реформы и новый порядок иммиграции. В середине 1990-х гг. были приватизированы такие крупные французские гиганты как Banque Nationale de Paris, Elf Aquitaine, Rhone - Poulenc и т.д. Ставки налога на прибыль корпорации были снижены до 33⅓%, но одновременно с этим был повышен НДС. Был введен законопроект Дебре, усложнивший нелегальную миграцию. Пытаясь получить от избирателей карт-блашн на неоконсервативные реформы, президент Ж. Ширак летом 1997 г. назначил внеочередные выборы в Национальное собрание. Результат был обескураживающим. Большинство получили левые, а новым премьер министром стал Л. Жоспен.

 

Вторая волна. Правительство  Жоспэна, став у руля правления в 1997 г., столкнулось с хронической (с 1990 г) стагнацией экономического роста, с высокой и постоянно возраставшей безработицей, с несоответствием показателей государственного долга и дефицита госбюджета требованиям Маастрихтского договора. Левое большинство Национального собрания и сам Л. Жоспен считали, что для Франции - страны с давними социальными традициями - консерватизм по американским или британским рецептам неприемлем. У Франции есть свой собственный путь развития, который вовсе не предполагает слом старого механизма. Принципы развития французской экономики пересматриваются медленно, постепенно, но, что самое интересное, реформы в неоконсервативном стиле теперь проводят левые. Преобразования Жоспена даже называют "тихой революцией" во Франции.

 

К сферам экономической жизни, в которых были осуществлены преобразования, относятся:

 

предпринимательство, в отношении  которого пересмотрена прежняя философия  неприязни, теперь уже реально снижается  роль государства в экономике;

 

реструктуризация: на первый план выходят интересы акционеров, а оплата труда постепенно соизмеряется с конкретными результатами деятельности;

 

рынок труда: новому правительству  удается проблема урегулирования трудовых споров, роль профсоюзов в регулировании  рынка постепенно снижается, проявляется  большая гибкость в оплате труда;

 

валютный союз: реструктуризация французской промышленности и повышение  ее конкурентоспособности предполагает вклад Франции в укрепление курса  единой европейской валюты через  укрепление французского франка;

 

высокие технологии: государство  переменило свои прежние позиции, теперь поощряя частные вложения в НИОКР (Научно-исследовательские и опытно-конструкторские  работы).

 

В стране вступает в действие Закон о 35-часовой рабочей неделе с 2000г., который довольно сильно вредит национальной конкурентоспособности (ранее продолжительность рабочей  недели не превышала 39 часов). Все приработки сверх установленного времени будут  облагаться повышенным налогом. Например, компании - производители программного обеспечения, в которых рабочее  время не нормируется, обеспокоенные  таким законодательством, в спешном  порядке стали переводить свои подразделения  из Франции в страны с более  длительной продолжительностью рабочей  недели.

 

Высокий уровень безработицы  так же вызывал опасения. Хотя Л. Жоспен пообещал создать не менее 380 тыс. рабочих мест, французские безработные  сами не хотят идти работать, получая  высокие пособия от государства.

 

Французские компании все  это время работали на пределе: постоянное увеличение трудовых и налоговых  издержек снижало их прибыльность. Уже в благополучном 2000 г. прибыль  после выплат налогов и социальных платежей была ненамного выше, чем в тяжелейшем кризисном 1981 г. (соответственно 12,7 и 15,9%). В 2001 г. финансовое положение компаний еще ухудшилось: названный показатель снизился до 13,9%. Параллельно выяснилось, что в условиях неблагоприятной конъюнктуры малые и средние фирмы не в состоянии выполнять положения закона о 35-часовой рабочей неделе, который стал для них обязательным с 1 января 2000 г. В августе 2001 г. правительство объявило о переходе на "гибкое применение" закона о 35-часовой недели для компаний с менее чем 20 занятыми: отныне им разрешалось вводить сверхурочные часы и оплачивать их по договоренности с действующими на их предприятиях профсоюзами и/или комитетами предприятий. Это была единственная мера государства по улучшению положения компаний в 2001 г.

 

Из-за таких нерешенных проблем  в экономике страны продолжают нарастать  трудности. Если экономический рост 1998 г. оказался для Франции довольно успешным (его темпы составили 3,1%), то в 1999 г. темп роста снизился до 1,4% (что еще и связано с падением мирового спроса) при сохраняющейся высокой (11% населения) безработицы.

 

Л. Жоспен, тем не менее, продолжает свой курс развития Франции, отрицая  экономический либерализм, но достигая компромисс между социальным спокойствием в обществе и экономической эффективностью. Это означало принятие принципов  развития свободной рыночной экономики, но отрицание принципов развития свободного рыночного общества. Тому, как это удается французам, следует  у них поучиться. Государственные  расходы в ВВП предполагалось к 2002 г. снизить с 54 до 50%, а дефицит  бюджета - с 3 до 1% ВВП.

 

 

Особенности экономического развития Франции

 

 

В экономической системе  Франции действует социально - ориентированная  модель экономики, в центре которой  находится " государство благоденствия". Именно из-за высокой роли государства  в экономике такую систему  довольно часто называют и этатической моделью. Не случайно, что один из бывших премьер - министров страны, Эдуард Балладюр, назвал французское государство государством - планификатором (l`etat planificateur), подразумевая плановый характер французского этатизма, весьма существенную роль государства в экономике.

 

О значительной роли государства  в экономике Франции говорят  следующие факты:

 

Франция перераспределяет 54% ВВП;

 

количество занятых в госсекторе составляет 24% всего числа занятых;

 

крупнейшие французские  ТНК - это, прежде всего, предприятия  с государственной долей участия, такие как Renault (автомобилестроение), Thomson (электроника), Aeropaciale (самолеты "Airbus" и ракеты "Arian").

 

Социальное рыночное хозяйство  с элементами этатизма сглаживало отрицательные  черты капитализма в стране, государство  стояло на защите интересов трудящихся. Сильные традиции социально - рыночной экономики, особенно в послевоенный период, способствовали обретению французами значительных завоеваний в социальной сфере. Заработанная плата в государственном  секторе, в частности, превышает  уровень оплаты труда в частном  бизнесе. Государственные служащие получили корме высокой заработанной платы высокие пенсии, различные  пособия. Уровень пособий по безработице  также весьма высок. Сильные профсоюзы  угрожают общенациональными забастовками при малейшем наступлении правительства  на достигнутые социальные завоевания.

 

Однако современная экономика  Франции развивается в новых  условиях: глобализация мировой экономики  и объединение Европы оказывают  значительнее влияние на национальную экономику. Для успешного глобального  развития теперь необходима либерализация  экономики, отмена внутреннего регулирования, а также новые технологии, которые  могут случить научно - технической  базой экономического роста. В основе мирового НТП в настоящее время  так же стоят серьезные структурные  изменения в экономике, предполагающие изменение регулирующей роли государства.

 

Экономическому развитию страны серьезно мешают:

 

система социальных гарантий;

 

значительное различие между  государственным и частным сектором;

 

утечка умов.

 

Система социальных гарантий имеет своим следствием высокую  нагрузку на государственные финансы. После отставки правительства генерала де Голля в 1968г. французы добились значительных завоеваний в социальной сфере, с  которыми не спешат расставаться. В  частности, государственные служащие не подлежат сокращению, в 50 - 55 лет выходят  на пенсию, уровень их пенсии превышает  уровень их заработанной платы. Такими социальными гарантиями Франция  гордится, но гордость омрачняет процесс старения населения.

 

Финансовые гарантии финансируются  в первую очередь за счет налогоплательщиков. Грузом на трудящихся ложатся пенсии и пособия по безработице. Оказывается, что на некоторых предприятиях один работающий уже содержит не только себя и сою семью, но и как минимум  двух пенсионеров. (Так, численность персонала на французских железных дорогах (Societй National de Chemine de Fer) составляет около 190 тыс. человек. В тоже время пенсионеры, ранее работавшие в SNCF, - это 350 тыс. человек. Каждый служащий - налогоплательщик, таким образом, содержит еще и двух пенсионеров) но высокие социальные гарантии предполагаются только в государственном секторе экономики. Заработанная плата в частном секторе в стране ниже, а социальных гарантий, свойственных госсектору, там практически нет.

 

Различие между государственным  и частным сектором экономики  заключается не только в уровне заработанной платы и гарантий. Изначально экономической  идеологией стран было поощрение  занятости в государственном  секторе и едва ли не отрицательное  отношение к частному предпринимательству. Наиболее престижной до сих пор считается  государственная служба, на которую  стремятся поступить все французы. Иностранцам доступ на госслужбу категорически закрыт из-за высокого уровня труда и социальных гарантий пользуются популярностью даже такие профессии, которые считаются непрестижными в других странах мира. А желающих заняться частным предпринимательством или работать в частной фирме не так ужи и много. Высшие учебные заведения страны в первую очередь ориентировались на профессиональную подготовку государственных служащих. Частное предпринимательство было загнано в угол высоким уровнем налогов и предвзятым отношением государства к частному бизнесу.

 

В высших учебных заведениях Франции не прививают культуру бизнеса, а готовят, в основном, государственных  чиновников. Оторванность системы высшего  и профессионального образования  от проблем развития частного бизнеса  приводит к тому, что выпускники учебных заведений очень часто, не найдя работу в государственном  секторе, остаются не у дел. Государственные  ВУЗы Франции не способны гибко реагировать  на спрос на рынке труда, в связи с чем выпускникам очень трудно адаптироваться в частном секторе экономики, а так же вообще найти работу во Франции. В результате наиболее перспективная и хорошо образованная молодежь страны не находит спроса на рынке труда Франции и предпочитает работу за границей. В 2005 году 14% выпускников ВУЗов уехало из страны. Они объясняют свое решение консерватизмом, отсутствием динамизма и негибкостью французских социальных и экономических структур и, безусловно, размером зарплаты, которая по ту сторону Ла-Манша в среднем на 20% выше.

 

 

Структура и особенности  экономики Франции

 

 

На долю сельского хозяйства  во Франции приходится 2,6% ВВП, промышленности - 30%, а сфера услуг производит около 60% ВВП. Очевидна постиндустриальная ориентация экономики и довольно высокая доля сферы нематериального  производства.

 

Франция - крупнейший производитель  сельскохозяйственной продукции в  Западной Европе. Ведущей отраслью является животноводство, на долю которого приходится 2/3 стоимости аграрной продукции, Франция является первым среди западных стран производителем ячменя и сахара, вторым - пшеницы, вина и мяса. Традиционно  известны такие отрасли, как виноградарство, садоводство, устричный промысел. Сельское хозяйство высоко индустриализовано. По насыщенности техникой, использованию  химических удобрений оно уступает только Нидерландам, ФРГ, Дании. Техническое  оснащение, повышение агрокультуры хозяйств привело к повышению уровня самообеспеченности страны в сельскохозяйственных продуктах. По зерну, сахару он превышает 200%, по сливочному маслу, яйцам, мясу - свыше 100%.

Информация о работе Основные тенденции экономического развития Франции