Основные проблемы социально-экономического развития Республики Карелия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 21:34, доклад

Краткое описание

Негативное влияние факторов, сдерживающих социально-экономическое развитие республики, а также появление новых глобальных вызовов, привело к обострению имеющихся проблем, выявив неустойчивый характер экономического развития в Республике Карелия. Темпы роста валового регионального продукта в 2006 - 2007 годах (105,1% и 108,5%) сменились падением в 2008-2009 годах (95,4% и 90%).
К основным проблемам, определяющим неустойчивость экономики республики, относятся нестабильное финансовое состояние ряда предприятий и высокий уровень убыточных организаций. На протяжении последних лет около 50% организаций в республике являются убыточными вне зависимости от роста или снижения абсолютного значения финансового результата деятельности предприятий в целом по республике.

Вложенные файлы: 1 файл

Основные проблемы социально.doc

— 61.50 Кб (Скачать файл)

Основные проблемы социально-экономического развития Республики Карелия 

 

 

 Негативное влияние  факторов, сдерживающих социально-экономическое  развитие республики, а также  появление новых глобальных вызовов,  привело к обострению имеющихся  проблем, выявив неустойчивый характер экономического развития в Республике Карелия. Темпы роста валового регионального продукта в 2006 - 2007 годах (105,1% и 108,5%) сменились падением в 2008-2009 годах (95,4% и 90%).

 

 К основным проблемам,  определяющим неустойчивость экономики республики, относятся нестабильное финансовое состояние ряда предприятий и высокий уровень убыточных организаций. На протяжении последних лет около 50% организаций в республике являются убыточными вне зависимости от роста или снижения абсолютного значения финансового результата деятельности предприятий в целом по республике.

 

 Уровень убыточных  организаций от общего числа  предприятий, учитываемых статистическими  органами по Республике Карелия,  значительно выше среднероссийского  уровня (30,1% в 2009 году) и выше значения в среднем по Северо-Западу (31,16%). В 2009 году по республике этот показатель составил 49,1%, по итогам 9 месяцев 2010 года убыточными являются 48,8% предприятий. Это связано с высокими и постоянно растущими затратами предприятий, колебаниями цен на реализуемую продукцию, особенностями отраслевой структуры республиканской экономики, которая является монопрофильной и определяется счетным количеством предприятий.

 

 Финансовое состояние  республики осложняется тем, что  некоторые крупные предприятия, работающие на территории республики, являются структурными подразделениями корпораций, расположенных за пределами Карелии. При этом финансовые показатели структурных подразделений не отражаются в данных статистического учета и зависят от политики головных организаций. При ухудшении внешних и внутренних факторов, влияющих на деятельность таких предприятий, возникают большие риски при формировании республиканского бюджета.

 

 Зависимость доходов  бюджета от ограниченного круга  крупнейших плательщиков представляет собой серьезнейшую проблему.

 

 В условиях кризиса  при необходимости финансирования  жизненно важных социальных расходов  это привело к росту дефицита  бюджета и государственного долга  Республики Карелия. В 2010 году  дефицит бюджета ожидается в размере 3,2 млрд. руб. Объем государственного долга на начало 2011 года достиг 8,9 млрд. рублей, что составляет 62% к налоговым и неналоговым доходам бюджета Республики Карелия.

 

 Для обеспечения  устойчивого экономического роста  необходима модернизация экономики и ее структурная диверсификация на основе инновационного технологического развития. Однако уровень научного и инновационного развития в Республике Карелии недостаточен для достижения поставленных целей. Доля инновационной продукции, произведенной инновационно-активными предприятиями республики, в общем объеме оборота организаций всех видов деятельности в 2009 году составила 0,6%.

 

 Главными проблемами  в этой области являются: недостаток  у предприятий собственных средств  на инновации, недостаточная финансовая поддержка со стороны государства, неразвитость инновационной инфраструктуры, слабо развитое взаимодействие между наукой и бизнесом, недостаток инвестиционного и венчурного капитала, неразвитость системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров для инновационной сферы.

 

 Одним из основных  факторов развития науки и  инноваций в республике должна  стать системная, целенаправленная  государственная поддержка научной  и инновационной деятельности.

 

 В реальном секторе  экономики, несмотря на сокращение объемов экспорта круглого леса (в связи с решением Правительства России об увеличении таможенных пошлин), остается высокой экспортная направленность производства, что обуславливает зависимость экспортоориентированных предприятий республики от мировой конъюнктуры. Изменениями ситуации на мировых рынках лесобумажной продукции, металлов, руды были обусловлены как рост в 2003-2006 годах стоимости карельского экспорта, так и ее спад в 2009 году. Из-за высокой концентрации экспорта (основу которого составляют 7 товарных позиций), положительная или отрицательная динамика данных рынков в значительной степени влияет и на экономику республики в целом.

 

 К одной из основных  проблем функционирования экономики  республики следует отнести дефицитность  энергетического баланса. Потребность в энергоресурсах и, особенно в электроэнергии, только на 45-50% покрывается за счет выработки электроэнергии электростанциями, расположенными на территории Республики Карелия.

 

 Наряду с вопросом  наращивания собственных энергетических мощностей для республики остро стоит вопрос эффективности использования имеющихся энергоисточников и энергетических ресурсов в целом.

 

 Республика Карелия  занимает большую по площади  территорию, но при этом по  плотности проживающего населения  относится к малонаселенным территориям, в связи с чем имеет протяженные линии электропередач, которые создают значительные потери энергии при ее передаче.

 

 Экономика Республики  Карелия направлена, в основном, на добычу и первичную переработку  природных ресурсов. Энергоемкость производства товаров и услуг в республике, в 1,5-2 раза превышает соответствующие показатели для индустриально-развитых стран, как и в целом по России, а по отдельным позициям и более. Высокая энергоемкость производственных отраслей республики при высокой цене на привозные энергоносители приводит к увеличению себестоимости и снижению конкурентоспособности продукции, поэтому в целях дальнейшего экономического роста перед предприятиями республики стоит задача снижения энергоемкости производств.

 

 Современное состояние теплоэнергетики Республики Карелия характеризуется зависимостью от привозных видов топлива на 80 %. В то же время собственная топливно-сырьевая база в целом способна обеспечить 100 % потребности источников теплоснабжения в топливе за счет потребления местных видов топлива (древесина и торф).

 

 К числу наиболее серьезных  проблем относится неудовлетворительное  состояние покрытий автодорог.  Доля автомобильных дорог регионального  значения Республики Карелия,  не отвечающих нормативным требованиям, составляет ориентировочно 65 %. Данный показатель является одним из самых высоких не только в Северо-Западном федеральном округе, но и в Российской Федерации.

 

 Сохраняет свою актуальность  проблема аварийности на дорогах  республики. В 2009 году по сравнению с 2008 годом число погибших возросло на 35,4%. На высоком уровне сохраняется тяжесть последствий ДТП - в Республике Карелия по итогам 2009 года данный показатель составил 9,8 погибших на 100 пострадавших, что выше, чем в целом по России (9,2%) и по СЗФО (7,4%).

 

 Основные проблемы в лесопромышленном  комплексе связаны с вопросами  обеспечения сырьевой безопасности  лесоперерабатывающих предприятий  республики. В связи с реализацией  инвестиционных проектов, направленных  на увеличение производственных  мощностей, спрос на древесное сырье будет увеличиваться и составит 8,5 млн. куб.м к 2015 году.

 

 Одной из основных проблем,  сдерживающих развитие лесопромышленного  комплекса Республики Карелия,  является низкая степень обеспеченности  транспортной инфраструктурой. Планируется увеличение объемов строительства лесных дорог круглогодового действия.

 

 Необходимо привлечение инвестиций  в лесной комплекс республики  для обеспечения глубокой переработки  древесины и комплексного использования  лесных ресурсов, вовлечения в производство низкотоварной древесины, отходов лесозаготовки и лесопереработки, развитие биоэнергетики.

 

 Для дальнейшего развития  горнопромышленного комплекса необходимо  решить ряд проблем, к которым  относятся:

 

- инфраструктурные ограничения,  неразвитость транспортной сети и энергетики, высокая зависимость сырьевых предприятий от естественных монополий;

 

- несбалансированность на межрегиональном  уровне проектов строительства,  развития транспортной и иных  инфраструктур со связанными  с ними сырьевыми ресурсами и продуктами их переработки;

 

- отсутствие эффективных мер  по ограничению импорта сырьевых  ресурсов, когда данные поставки  могут привести к существенному  снижению уровня добычи и переработки  сырьевых ресурсов в республике.

 

 На продовольственном рынке Республики Карелия отмечается довольно жёсткая конкурентная борьба местных товаропроизводителей сельскохозяйственной и пищевой продукции, как между собой, так и с товаропроизводителями из других регионов Российской Федерации, стран ближнего и дальнего зарубежья. До 62 % внутреннего продовольственного рынка молока и молокопродуктов формируется за счёт ввоза этих продуктов питания из-за пределов республики. Внутренний потребительский спрос на мясо и мясопродукты удовлетворён за счёт выпускаемой продукции местными товаропроизводителями лишь на 30 %, на 70 % - за счёт ввозимой продукции.

 

 К основным проблемам,  сдерживающим развитие агропромышленного  комплекса, можно отнести: финансовую  неустойчивость отрасли, высокий  уровень износа основных средств  и недостаточность финансовых ресурсов, в том числе кредитных ресурсов для модернизации производства, сложности с оформлением земель сельскохозяйственного назначения хозяйствующими субъектами агропромышленного комплекса республики; дефицит квалифицированных кадров.

 

 Решение жилищных  проблем граждан относится к  приоритетным направлениям государственной  политики. В Республике Карелия  на протяжении последних лет  ежегодный прирост жилья составляет  не менее 10%. Однако по показателю  ввода жилья в эксплуатацию  на одного жителя Республика Карелия находится на одном из последних мест в Северо-Западном федеральном округе. В 2009 году в республике введено 0,241 кв. м жилья на 1 жителя - 7 место в СЗФО, за 11 месяцев 2010 года - 0,166 кв.м. К препятствиям развития жилищного строительства следует отнести сложную процедуру выделения земельных участков и недостаточное развитие инженерной инфраструктуры. Еще одной проблемой является высокий уровень износа коммунальных сетей.

 

 Несмотря на решение  определенной части задач по реформированию жилищно-коммунального хозяйства, не удалось ликвидировать проблемы, связанные с высокими потерями энергоресурсов, большой задолженностью, значительным износом основных фондов.

 

 Физический износ  основных фондов котельных составляет 55%, тепловых сетей - 62,8%; требуют немедленной перекладки около 16% теплопроводов и 30% сетей водоснабжения и канализации. Потери тепловой энергии с утечками сетевой воды и в результате отсутствия эффективной изоляции достигают 25% по некоторым муниципальным образованиям республики.

 

 Большинство действующих  в республике систем питьевого  водоснабжения находится в состоянии,  не обеспечивающем санитарно-эпидемиологического  благополучия.

 

 Ряд проблем, оказывающих  серьезное влияние на экономическую  ситуацию, существует и в социальной сфере республики.

 

 В 2008 году проведена  масштабная реформа систем оплаты  труда работников государственных  учреждений, финансируемых за счет  средств бюджета Республики Карелии,  и муниципальных учреждений, направленная  на улучшение качества оказываемых услуг за счет соответствующего стимулирования труда работников. Темпы роста номинальной начисленной заработной платы работников бюджетной сферы за счет введения новых систем оплаты труда в 2009 году превысили темпы роста номинальной начисленной заработной платы работников реального сектора экономики и составили в целом по республике 116 %, при этом индексация фондов оплаты труда работников государственных учреждений, финансируемых за счет средств бюджета Республики Карелия, и муниципальных учреждений была произведена лишь на 9 %.

 

 В 2009-2010 годах в  условиях финансово-экономического  кризиса в республике впервые  за много лет величина номинальной  начисленной среднемесячной заработной  платы опустилась ниже среднероссийского  показателя. В 2010 году реальная заработная плата в Республике Карелия среди регионов Северо-Западного федерального округа оставалась на одном из низких уровней.

 

 В период финансово-экономического  кризиса значительно обострилась  ситуация с несвоевременной выплатой  заработной платы. В 2009-2010 годах задолженность по заработной плате составляла от 45 до 54 млн. рублей, в то время как в докризисный период удалось снизить задолженность по заработной плате до 8 млн. рублей. Следует отметить, что практически весь объем задолженности формируется у предприятий, признанных в установленном законом порядке банкротами, то есть имеет под собой экономические причины.

 

 В 2009 году значение  показателя дифференциации доходов  (соотношение доходов 10 % наиболее  и наименее обеспеченных жителей) составило 10,5, в то время как в целом по Российской Федерации он составлял 20,6. Несмотря на относительную стабилизацию этого показателя, уровень жизни населения остается низким. Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума за период с 2006 по 2010 год выросла с 15,4 до 17%.

 

 Рынок труда Республики  Карелия по показателям, характеризующим  социально-трудовую сферу, по  сравнению с регионами Северо-Западного  федерального округа, г. Москвы, следует  оценить как неконкурентоспособный.  Этот фактор является серьезным препятствием в обеспечении экономики республики квалифицированными кадрами. Имеется отток квалифицированных работников в экономически развитые регионы. Кроме этого, анализ серьезного снижения численности занятых в экономике региона позволяет предположить, что наряду с ростом маятниковой миграции происходят процессы активизации теневой занятости населения, а также его маргинализации. Особенно уязвимой в отношении комплектования квалифицированными кадрами является бюджетная сфера республики.

Информация о работе Основные проблемы социально-экономического развития Республики Карелия