Основные задачи федеральной региональной экономической политики и инструменты ее реализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 20:48, курсовая работа

Краткое описание

Актуальной проблемой, создающей угрозу экономической безопасности и территориальной целостности страны, становится усиливающаяся неравномерность социально–экономического развития субъектов РФ. Сгладить существующие различия и объективную разницу между уровнями экономического развития субъектов РФ призвана разумная федеральная региональная экономическая политика, стимулирующая развитие перспективных отраслей экономики, повышающая финансовую самодостаточность территорий, и приводящая в конечном итоге к устойчивому развитию территорий и страны в целом. Таким образом, тема работы является достаточно актуальной.
Цель работы: рассмотреть сущность, особенности и инструменты реализации региональной экономической политики.

Содержание

Введение................................................................................................................. 3
1 Теоретические основы региональной экономической политики…………... 5
2 Цели и методы региональной экономической политики…………………… 10
Заключение………………………………………………………………………. 23
Список использованных источников…………………………………………... 26

Вложенные файлы: 1 файл

ОСНОВЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ.doc

— 133.00 Кб (Скачать файл)

- рост государственных  расходов увеличивает совокупный  спрос и ведет к расширению объема выпуска продукции и уровня занятости;

- увеличение суммы  налогов сокращает располагаемый   доход  и  ведет  к сокращению  расходов, снижению спроса  и   через  него  –  к  снижению  объема выпуска продукции и  занятости.

Инструменты фискальной политики используются на  региональном  уровне, также  как  и  на  национальном,   в   двух   формах:   как   автоматические стабилизаторы и как активные регулирующие меры.

Автоматические  стабилизаторы  -  это  такие  механизмы  в  экономике, действие которых уменьшает реакцию  производства  на  изменения  совокупного спроса.

Главными   экономическими   стабилизаторами   являются   пособия    по безработице и  подоходный налог. Особенности их действия состоят в том,  что, во-первых, смягчая последствия изменений  совокупного  спроса,  они  помогают стабилизировать выпуск продукции, во-вторых, они  включаются  автоматически, т.е. не нуждаются в том, чтобы кто-нибудь решал, когда им  следует  вступать в действие.

Их способность стабилизировать  выпуск продукции следует из  того,  что пропорциональный налог  на доходы уменьшает величину мультипликатора,  а  это значит, например, что любое падение инвестиций ведет  к  уменьшению  выпуска продукции на меньшую величину.

Однако автоматические стабилизаторы не в  состоянии  решить  множество задач,  которые   стоят   перед   экономической   политикой,   поэтому   все правительства  пользуются  мерами  активной  фискальной  политики,   которые состоят в регулировании налоговых ставок и величины   государственных расходов.

Государственные  расходы  на   территории   осуществляются   в   форме государственных  закупок  и   социальных   выплат   (трансфертов),   которые производятся  федеральным  правительством,  региональными   правительствами, органами местного самоуправления.

Налоги   также    выплачиваются    правительствам    разного    уровня территориального управления. Макроэкономическое влияние,  которое  оказывает на развитие региона  фискальная  политика,  осуществляется  через  изменение величины  конечного  спроса  в  регионе,  поэтому  оно  идентично  для  всех государственных расходов и налогов независимо от того, правительство  какого уровня их производит.

Величину этого влияния  на региональные  макроэкономические  показатели можно оценить  через  региональный  мультипликатор.  Поскольку  региональные мультипликаторы могут существенно различаться  по  регионам,  то  и  влияние идентичных  мер  фискальной  политики  на  различные регионы существенно различается, т.е. идентичные в  отношении  всех  регионов  меры  приводят  к разным  экономическим   последствиям.   Например,   одинаковые   по   объему государственные закупки, произведенные  в  различных  регионах,  приводят  к разному увеличению производства и занятости.

Межрегиональные  различия  в  уровнях  заработной  платы  не  являются главным стимулом к межрегиональному перемещению рабочей силы, а рынки  труда являются   географически   разделенными.   Действие   рыночных    механизмов ограничивается  целым  набором  факторов,  которые  приводят  к  тому,   что пространственное распределение рабочей  силы  не всегда  отвечает  правилам экономически рационального поведения.

В  идеале,  региональная  политика  должна  использовать  такие  меры, которые приводят к  перемещению труда в  те  регионы  и  сферы  экономической активности, в которых предельный продукт наиболее высок.

Это  предполагает  два  типа  политических  действий:   стимулирование перемещения  предложения  труда  между  регионами   и   политику   повышения миграционной активности работников внутри региона, имея в  виду  перемещение работников между  секторами регионального хозяйства,  а также достижение соответствия между профессионально-квалификационным  составом  работников  и структурой рабочих мест региона.

Существуют  три  основные  группы  факторов,   которые   препятствуют мобильности труда:

- межрегиональные   различия  в  заработной  плате   не   соответствуют различиям  предельной  производительности  труда,  что  возникает  вследствие несовершенной конкуренции на рынке труда;

-  работники  могут   не  реагировать  на  межрегиональные   различия  в заработной плате,  даже  если  они  не  соответствуют  различиям  предельной производительности   труда,   вследствие    несовершенной    информации о региональных рынках труда, т.е. наличии рабочих  мест  и  уровне  заработной платы, социальных условий и т.д.;

- наличие  препятствий   для  миграции,  в  числе   которых  финансовые препятствия,  состоящие в высоких  затратах  на  переезд  и  обустройство  на новом  месте,  высокой   степени  риска,  связанного  с  поиском   работы   и  обустройством на новом месте, а также препятствий социального  и  морального свойств».

В соответствии с делением всех причин, препятствующих  межрегиональной миграции  на  три  группы,   меры   региональной   экономической   политики, нацеленные на их устранение, также можно разделить на три группы:

- предоставление  работникам   «правильных»   сигналов   относительно регионов  и  секторов  хозяйства,  отличающихся  наиболее  высоким   уровнем производительности  труда,  что   достигается   путем   специальных   выплат работникам (надбавок, бонусов) в отдельных регионах и секторах;

- развитие    информационной    сети,    способствующей    получению потенциальными мигрантами  по  возможности  полной  информации  относительно положения на региональных  рынках  труда  в  регионах,  а также социально - экономических условий миграции;

- создание благоприятных  финансовых условий и стимулов  для  мигрантов, которое  осуществляется   путем   разработки   специальных   государственных миграционных программ, предполагающих финансовую поддержку мигрантов.

Программы   финансовой   помощи    при    переезде    реализуют    как правительственные  организации,  так  и  фирмы,  которые  имеют  собственные программы подготовки и переподготовки кадров для предприятий, создаваемых  в различных  регионах.  Сложнее  обстоит  дело  с   преодолением   препятствий социально-морального  характера,  что   достигается   путем   предоставления финансовых льгот и грантов, а также информации о преимуществах  регионов,  в которых привлекаются потенциальные мигранты.

Экономическая   политика,   проводимая   в   отношении   регулирования регионального  рынка  труда,  тесно  связана   с   политикой   в   отношении стимулирования перераспределения ресурсов капитала, в  силу  их  взаимосвязи эти   два   типа   экономической   политики   при   их   реализации   должны анализироваться вместе.

Политика повышения  мобильности капитала, в конечном счете, нацелена на достижение соответствия между спросом и предложением на  рынке  труда  путем регулирования его предложения.

При этом спрос на труд, включая  квалификационный  состав  работников, пространственную и отраслевую структуру занятости, предполагается  заданным.

Поэтому другая сторона  проведения экономической  политики  на  рынках  труда связана со стимулированием  спроса  на  труд,  прежде  всего  в  регионах  с высоким уровнем безработицы, что достигается методами  политики  перемещения капитала.

Политика  воздействия  на  капитал  нацеливается  либо  на  внутренние условия функционирования фирм, существующих в  регионе,  либо  на  повышение мобильности капитала и перемещения его из  регионов,  в  которых  существует избыточный  спрос  на  рабочую  силу,  в  регионы,   где   имеется   избыток предложения рабочей силы.

В первом  случае  задачей  региональной  политики  является  повышение производительности фирм, уже существующих в тех или иных регионах,  а  также создание более эффективной внутрирегиональной  структуры  производства.  Для этого используются следующие меры:

- воздействие на структуру  затрат предприятий с  целью укрепления  их финансового положения, для чего  вводятся  налоговые скидки  на  заработную плату  и  прибыль,  административное  регулирование   заработной   платы   и занятости (неполная рабочая неделя,  административные  отпуска,  сдерживание роста заработной платы и т.д.);

- повышение конкурентоспособности  продукции путем предоставления  грантов  и  субсидий   фирмам   на   улучшение   организации   производства, технологий;

-  помощь  фирмам  в  разработке  альтернативных  планов   дальнейшего функционирования, когда рабочих и  предпринимателей  связывают  долгосрочные соглашения.  Этот  способ  предпочтителен,  когда  закрытие  предприятий   в определенных местах нецелесообразно по социальным причинам;

- стимулирование структурных   сдвигов  в  хозяйстве  региона,  которые могут быть нацелены либо на повышение доли отраслей  с  высокой  добавленной стоимостью, либо на повышение занятости;

- создание в регионе  полюсов роста посредством стимулирования  развития пропульсивных   отраслей,   положительный   эффект   от   развития   которых распространяется на имеющиеся в  регионе  отрасли,  повышения  инновационной активности, привлечения в регион высококвалифицированных менеджеров.

Политика повышения  мобильности частных капиталов  имеет  три  основные формы:

- субсидии;

- налоги;

- административный контроль.

Целями такой политики являются привлечение капитала в  одни  регионы  и ограничение или  запрещение  развития  фирм  в  других  регионах.  Поскольку политика, направленная на перемещение капитала, реализуется  преимущественно путем предоставления субсидий на используемый капитал или на затраты  труда, рассмотрим более подробно эти два инструмента региональной политики.

Одной   из   целей   региональной   политики   является    сглаживание межрегиональных различий, которое достигается  за  счет  разрешения  проблем отстающих в развитии  регионов,  на  территории  которых  по  тем  или  иным обстоятельствам   складывается    неблагоприятная    социально-экономическая ситуация. Государственная экономическая  политика,  проводимая  в  отношении проблемных регионов, носит селективный характер, т.е. связана  с  выработкой комплекса мер, применяемых по отношению к конкретному региону.

Селективную поддержку  регионального развития нельзя строго  отнести  к собственно макроэкономическим или микроэкономическим регуляторам,  поскольку для ее  реализации  может  использоваться  практически  весь  инструментарий экономической политики, включая фискальный механизм, стимулирование труда  и капитала, создание специальных зон, принятие региональных программ.

Эффективность селективной  региональной политики зависит  от  следующих обстоятельств:

- наличие четких критериев  выбора регионов, которые являются  объектами государственной поддержки;

- дифференциация  объемов   предоставляемой  регионам  государственной поддержки в различных ее формах в зависимости от конкретных задач; выбор приоритетных секторов в проблемных регионах,  на  стимулирование которых должна направляться государственная поддержка;

- выбор источника средств  стимулирования регионального развития.

Объектами селективной  государственной  поддержки  являются  проблемные регионы. Выбор регионов,  которые  должны  стать  объектами  государственной поддержки,  является  сложной  задачей,  которая  решается  каждой   страной самостоятельно. Сюда относятся депрессивные районы, районы нового освоения, слаборазвитые, приграничные районы, районы экологического бедствия и т.д.  в зависимости от этого выбора определяется и набор  инструментов  региональной политики, при помощи которого власти намереваются разрешить их проблемы.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Региональная политика – очень важная составляющая практически  любой политики, как на федеральном, так и на субфедеральном и местном уровнях. Хотя говорить о региональной политике только как о части какой-либо другой политики неверно. Региональная политика – самостоятельная и необходимая часть политической и правовой основы общества и всего государства. Будущее России во многом определяется именно проводимой сейчас в нашей стране региональной политикой. Только при разумной, целостной и учитывающей интересы государства, регионов и населения региональной политике можно вообще говорить об этом будущем России как единой и процветающей страны. К сожалению, современная региональная политика Российской Федерации редко отвечает хотя бы одному из этих критериев. Поэтому назрела необходимость проведения не только различных экономических и социально – экономических реформ в нашей стране, но также и единой и комплексной «региональной» реформы. В перспективе эта реформа должна быть направлена на сохранение единого как в социальном, экономическом аспектах государства, выравнивание уровней развития регионов, повышение уровня жизни населения, дальнейшее развитие региональных и общегосударственных экономик, превращение России в развитое правовое демократическое федеративное правительство. Как мне кажется, федеральный центр в России должен выступать не только как управляющий и перераспределяющий финансовые ресурсы орган Федерации, но скорее как координирующий отношения между регионами и являющийся гарантом сохранения единого экономико-социально-политико-правового пространства. Регионы же не должны ограничиваться только своими сугубо региональными проблемами, но должны играть активную роль в политической и экономической жизни всего государства, а роль Совета Федерации как органа государственной власти должна быть повышена. Кроме того, равноправие субъектов Федерации из фактически, должно стать реальностью, а разделение страны по фактическим правам на «республики», «области», «округа»- анахронизм, место которому в истории. Федеральный центр не должен бояться передать некоторые права и свои функции в ведении субъектов Федерации (например, вопросы владения, распоряжения и пользования и пользования землей).

Информация о работе Основные задачи федеральной региональной экономической политики и инструменты ее реализации