Общая характеристика региона Челябинской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 08:05, реферат

Краткое описание

Данный вопрос интересен тем, что Челябинская область является одним из наиболее крупных в экономическом отношении субъектов РФ, имеет большой потенциал для развития, так как по территории области проходят федеральные автотрассы и Южно-Уральская железная дорога, являющаяся веткой Транссибирской магистрали. Область богата разнообразными природными ресурсами, что способствует развитию металлургии, выгодное географическое положение создает уникальные возможности для развития горнолыжного туризма.
Целью данной работы является всестороннее изучение территориального и социально-экономического состояния Челябинской области, выявление тенденции и факторов, влияющих на данных ход развития региона.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Общая характеристика региона………………………………………….........4
2. Анализ исторического освоения территории региона…………………….....8
3. Характеристика современного состояния размещения производительных сил в регионе…………………………………………………………………..17
4. Общая характеристика социально-экономического развития региона…....26
5. Проблемы и перспективы развития региона………………………………..33
Заключение……………………………………………………………………….42
Список используемых источников

Вложенные файлы: 1 файл

Общая характеристика региона ЧО.docx

— 147.21 Кб (Скачать файл)

Перед первой мировой войной и во время войны в промышленности шли параллельно два процесса: акционирование и установление банковского  контроля. Уже к 1915 г. выпуск военной  продукции увеличился в 204 раза.

Положительные результаты Столыпинской реформы были нивелированы войной, которая мобилизовала 45% всех трудоспособных мужчин, реквизировала значительную часть скота и, введя гужевую повинность, подорвала производительные силы села и привела к росту бедняцких хозяйств. [15]

В Советский период за годы революции и гражданской войны промышленность приходит в упадок. Затем начинается ее восстановление и развитие. Весной 1919г. началось перераспределение земли. От передела земли выиграла деревенская беднота, батраки и часть среднего  крестьянства. Большая же часть среднего и зажиточного крестьянства не только не получила новых наделов, но даже  лишилась того, что имела, в связи с превышением установленной нормы. А это была наиболее трудоспособная часть деревни, дававшая практически весь товарный хлеб.

На введение нэпа на Урале сдерживающее влияние оказали засуха 1921г. и страшный голод 1921-1922г.г., поразившие Челябинскую губернию. На борьбу с голодом поднялись государственные органы, общественные организации, церковь, а также была оказана помощь из-за рубежа. Большая часть продуктов питания и зерна шла через Американскую администрацию помощи, представители которой открыли общественные столовые и медицинские пункты. В начале 1922г. в города Челябинской губернии поступило из-за границы 35 вагонов с рисовой и пшеничной мукой, сушеными фруктами и медикаментами.

Осенью 1922 –го стали ощущаться  первые результаты новой аграрной политики. Нэп менял социальную структуру  деревни. 2\3 крестьян были середняками. В годы нэпа стала развиваться  простейшая сельскохозяйственная кооперация, охватившая свыше 30% крестьянских хозяйств.

Центральные и местные  органы власти, принимая первый план развития народного хозяйства, придавали  Уралу, а с ним и Челябинской  области, особое место в экономике  страны.

В связи с решением о  расширении выплавки чугуна, важнейшая  роль отводилась строительству  Магнитогорского  металлургического завода, Челябинского завода ферросплавов, тракторного завода в Челябинске, завода уборочных машин в Миассе и Юрюзанского лесохимического завода. Для этого необходимо было скорейшее введение в эксплуатацию новой Челябинской электростанции.

С конца 20-х гг. стала претворяться в жизнь идея создания единого  многоотраслевого межрегионального промышленного  комплекса Урало-Кузбасс, основой которого явилось строительство металлургических комбинатов в Магнитогорске и Кузнецке.

Несмотря на то, что многие показатели первого пятилетнего  плана не были выполнены, Урало-Кузнецкий  комбинат, ставший второй угольно-металлургической базой страны, был создан.

В июне 1933г. вступил в ряды действующий Челябинский тракторный завод им. Сталина. Его пуск имел огромное значение для оснащения сельского хозяйства страны.

На Южном Урале сформировалась новая отрасль машиностроения-станкостроения. Головным предприятием стал новый завод тяжелого станкостроения в Челябинске.

За годы  предвоенных  пятилеток подверглись реконструкции  железные дороги, были построены новые, в т.ч. Троицк-Орск. К концу 2-ой пятилетке  коллективизация достигла 95%, то есть было завершено переустройство деревни.

Громадный толчок в развитии промышленности области дала Великая  Отечественная война. За счет эвакуации  оборудования усилился военно-промышленный потенциал региона. Так был создан Челябинский танковый гигант (комбинат - «Танкоград») в результате слияния Челябинского тракторного завода с Ленинградским Кировским и Харьковским дизель-моторным заводами, выпускавший танки «КВ» и «ИС», «САУ». Конструкторы Кошкин М.И., Морозов А.А., Кучеренко Н.А. создали средний танк «Т-34», который стал основным типом танкового вооружения в годы войны.

В годы войны были увеличены  мощности Магнитогорского металлургического  комбината, Златоустовского завода. В короткие сроки были построены  крупные заводы: Челябинский и Чебаркульский металлургические заводы, Миасский автомобильный, челябинские ТЭЦ. До войны броневая сталь на Южном Урале не производилась. В годы войны впервые в истории отечественной и мировой металлургии магнитогорцы применили блюминг для получения танковой брони, совершив технический переворот в металлургическом деле.

Основным источником развития сельского хозяйства были его  внутренние ресурсы как материально-технические, так и людские. Сокращение рабочей  силы за счет мобилизации и военно-оборонительных работ восполнялись небывалым энтузиазмом  народа.  Сказались также и  репрессивные меры воздействия. Однако сохранить сельскохозяйственное производство в довоенных размерах не удалось.

В годы войны на территорию области было эвакуировано около 2000 промышленных предприятий, которые  и после войны, оставаясь на новых  местах и продолжая производить  главным образом военную продукцию, сохраняли и укрепляли роль региона  как одного из центров ВПК страны.

В период с 1946 по 1949г. началось строительство новых объектов, превративших область в крупнейший центр атомной промышленности страны. В 1948г. вступил в строй крупнейший центр комбинат «Маяк» (Челябинск-40, ныне Озерск, вблизи города Кыштыма). На нем были сооружены первые отечественные реакторы-конверторы для получения плутония. Именно здесь были накоплены первые килограммы плутония-239, из которых были изготовлены заряды первых ядерных бомб.

В послевоенные годы промышленность испытала определенные трудности, т. к. не доставало капиталовложений, а  основная его часть шла на восстановление районов, освобожденных от оккупации. Так же не хватало рабочей силы, а эвакуированные стали возвращаться в свои родные места. Одновременно широко использовали труд «спецконтингента» - заключенных. [15]

Довольно бурно развивалась  промышленность области в 50-70гг. Была построена железная дорога, соединившая  Миасс и Учалы(Башкортостан), развернулось строительство от Магнитогорска на Белорецк и Уфу. В это же время начал развиваться трубопроводный транспорт Шканово-Магнитогорск.

В этот период перед промышленностью  возникла проблема сырьевой базы. Запасы горы Магнитной, основной базы иссякали. Проблема состояла еще и в том, что основная доля запасов железной руды была представлена бедными сидеритовыми рудами, которые не находили большого применения в металлургии. То же и в цветной металлургии, где разработка руд велась еще с 18-го века  и почти заканчивалась.

Чтобы решить проблему сырья, нужно было комплексно использовать всю руду. Так, на Челябинском электроцинковом начали производство серной кислоты. Произвели реконструкции на Магнитогорском металлургическом комбинате и Челябинском цинковом заводах.

Много внимания уделялось  машиностроению. На челябинском тракторном заводе осваивалось производство тракторов  с дизельным двигателем. Уральский  автомобильный завод освоил производство большегрузных автомобилей «Урал-375». Для ликвидации электроэнергии была построена высоковольтная линия ЛЭП-500, соединяющая Уральскую энэргосистему с Волжской ГЭС им. Ленина. Тем самым Уральская энэргосистема вошла в единую энергосистему Европейской части страны. В 1936гг. было завершено строительство первой очереди газопровода Бухара-Урал (Челябинск-Магнитогорск). Через Челябинск прошла трасса нефтепровода от Сургута до Альметьевска, по которому Тюменская нефть шла на запад.

В годы семилетки была почти  электрифицирована полностью Южноуральская железная дорога. Железнодорожный транспорт стал оснащаться только тепловозами и электровозами, приспособленными для вождения тяжеловесных составов. В конце 70-х гг. велось оснащение автоблокировкой и диспетчерской информацией, механизировались и автоматизировались операции. На Южно-Уральской железной дороге к концу 70-х гг. грузооборот составил 30 млрд. т/км; это больше чем перевезли вместе взятые ФРГ, Франция. Италия, Испания, Великобритания, Финляндия, Дания, Бельгия. В РСФСР по наличию автодорог Челябинская область занимала 35-е место.

В черной металлургии проблема отставания сырьевой базы продолжала усугубляться. Руду завозили из Казахстана, с Курского месторождения, с Кольского полуострова. Перевозка руды из Курска на Магнитогорский комбинат занимала 8-10 суток. В зимнее время руда смерзалась, приходилось отогревать вагоны в специальных тепляках, что резко увеличивало стоимость сырья. Аналогично обстояли дела и в цветной металлургии. Медеплавильные заводы в 70-е гг. были обеспечены собственной рудой лишь на 10-30%. Сырье завозилось из Средней Азии, с Алтая, Северного Кавказа, но развитие чугунно-литейного исталилитейного производства продолжалось. Основную массу черного металла давали предприятия-гиганты: ММК и ЧМК. Начиная с 60-х гг. весь мир переориентируется на кислородно-конвертерный способ выплавки стали, и в 1968 г. был пущен конвертерный цех на ЧМК.

Последствия войны негативно  сказались негативно на сельском хозяйстве области: сократились  посевные площади, снизилась урожайность, износилась техника, не хватало рабочих  рук. Стоимость трудодня была ниже 1940 г. Условия жизни в деревне не улучшались, строилось мало жилья. Поэтому люди покидали деревни.

Неблагоприятно повлияло на сельскохозяйственное производство и массовое укрупнение колхозов. Объединение началось в 1950 г. и осуществлялось административными методами, без учета мнения населения. Несколько улучшил положение в сельском хозяйстве сентябрьский (1953 г.) Пленум ЦК КПСС: повысились заготовительные цены, снизились налоги. Результаты не замедлили сказаться: денежные доходы колхозов возросли, улучшилась материально-техническая база, увеличился тракторный парк почти в 2 раза.

В 1954 г. в стране началось освоение целинных и залежных земель, которые были и в челябинской  области. Новые земли, главным образом, обрабатывались силами совхозов, а  на наиболее отдаленных участках создавались  гигантские совхозы, типа зерносовхоза им. Горького в Чесменском и «Урала»  в Кизильском районах.

Многочисленные ошибки, допущенные в ходе освоения целинных земель, высокая  цена, заплаченная за хлеб, а возможно и преждевременность этой кампании не позволили решить в стране проблему хлеба.

Наряду с укрупнением  колхозов, с 1954 г. в нарастающем темпе  проходили перевод колхозов в  совхозы. Для слабых хозяйств это  имело положительное значение. Однако в число вновь создаваемых  совхозов попадали и сильные в  экономическом отношении колхозы. Для них реорганизация не дала положительных результатов, а в  некоторых несколько лет наблюдался спад производства. В Челябинской  области был особенно велик удельный вес совхозов по Уралу. Вторая половина 50-х гг.- это время реорганизации  МТС, активного наступления на приусадебные хозяйства, где урезаются земельные  участки, сокращается поголовье  домашнего скота.

Во второй половине 60-х  гг. был провозглашен курс на интенсификацию сельскохозяйственного производства. Объем капитальных вложений в  аграрную сферу возрос. На полях  появилась новая техника, в т. ч. и трактор «Т-100М», созданный  на ЧТЗ и награжденный на Лейпцигской  международной ярмарке золотой  медалью. «Т-100М» по своим техническим характеристикам соответствовал мировым стандартам и экспортировался в 48 стран мира.

В Челябинской области  проводилась работа по орошению и  борьбе с эрозией почвы. Успешно  развивалось птицеводство, строились  птицефермы. Вокруг промышленных центров  области создавались хозяйства  по выращиванию картофеля, овощей, продукции  животноводства. Во всех отраслях наблюдается значительный рост производства (за 1966-1975 гг.). Затем в 1976-1985 гг. наступил спад пр-ва сельскохозяйственной продукции. Более стабильным было состояние животноводства, по ряду отраслей даже наблюдался рост поголовья.

Со 2-й половины 60-х г. изменилось отношение правительства к личным приусадебным хозяйствам. Ограничения  их деятельности, введенные в 50-х  гг., были признаны ошибочными. Теперь каждая семья, проживающая на селе, могла иметь огород, скот и птицу.

В пригородных зонах горожане занялись садоводчеством. В1985 г. в Челябинской области почти половина рабочих и служащих имели сады и огороды.

Конец 70-х гг. характеризуется  дальнейшей миграцией крестьян в  города. В области сложилась критическая  ситуация в связи с нехваткой  сельскохозяйственного населения. Деревни пустели. Этот процесс запустения активизировался непродуманной  политикой по сносу не песперктивных деревень. С 1965 по 1985 г. количество населенных пунктов сократилось  в 2,3 раза. Обезлюдение деревень привело к тому, что для сельскохозяйственных работ стали привлекать горожан, особенно в период уборки.

 

 

  1. Характеристика современного состояния размещения производительных сил в регионе

 

В Челябинской области  зарегистрировано 87 тыс. организаций  и предприятий всех форм собственности.

 В общероссийском масштабе  регион занимает лидирующие позиции  во многих отраслях промышленности: обрабатывающие производства - на 4м  месте по объемам отгруженной  продукции; строительство жилья  – на 9м месте; по объему валового регионального продукта – область занимает 11е место; инвестиции в основной капитал – на 13м месте.

В процентном соотношении, предприятия  черной металлургии региона выпускают  более 30% стали в общероссийском масштабе, производство проката составляет 27%, производство стальных труб – 15,4%.

Информация о работе Общая характеристика региона Челябинской области