Миграционная политика Западной Европы на примере Великобритании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 16:35, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является миграционная политика Западной Европы (на примере Великобритании) , направленная на социально-экономическую стабилизацию, а также создание предпосылок для устойчивого развития стран Западной Европы.
Исходя из поставленной задачи, автор формулирует следующие задачи:
- Исследовать основные тенденции мировых миграций
- Проанализировать миграционную политику Западной Европы (на примере Великобритании)

Содержание

Введение……………………………………….……………………....3
1. Миграционная политика…………………………………...….…...5
1.1 Современные подходы к миграции в странах Западной Европы……………………………………………………………………..5
1.2 Основные тенденции мировых миграций………...……….….5
1.3 Миграционная политика: современные реалии и перспективы……………………………………………………………….7
2. Миграционная политика на примере Великобритании……………………………...…………………………....13
2.1 Государственная политика Великобритании по вопросам миграции населения……………..................………………………….…………….13
2.2 Основные направления миграционной политики Великобритании ……………………………………………………………………………..16
2.3 Конкретные меры, предпринимаемые правительством Великобритании для решения существующих миграционных проблем…………………………………………………………………...19
Заключение……………………………………………………….......23
Список используемых источников………………………………....25

Вложенные файлы: 1 файл

Миграционная политика Западной Европы.Курсовая))))).docx

— 49.26 Кб (Скачать файл)

          Министерство образования и науки  Республики Казахстан

       Костанайский государственный университет имени А. Байтурсынова

 

                       Кафедра Отан тарихы

 

 

 

                                              

 

                                             Курсовая работа

«Миграционная политика Западной Европы на примере Великобритании»

 

                        

                          Дисциплина  Введение в регионоведение

                       Специальность   050500 - Регионоведение

Выполнила:                                      Азбергенова  Г.Ш., студентка 2 курса                                       

                                                                  очной формы обучения

Научный руководитель:                           Жандаулетов  Т. Т.

                                                                   _____________________

 

                                                            Защита курсовой работы

                                                            состоялась ___ _______2012 г.

                                                            оценка_________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         Костанай,  2012

 

                                        Содержание

 

Введение……………………………………….……………………....3

1. Миграционная политика…………………………………...….…...5

    1.1 Современные подходы к миграции в странах Западной Европы……………………………………………………………………..5

    1.2 Основные тенденции мировых миграций………...……….….5      

    1.3 Миграционная политика: современные реалии и перспективы……………………………………………………………….7

2. Миграционная политика на примере Великобритании……………………………...…………………………....13

     2.1 Государственная политика Великобритании по вопросам миграции населения……………..................………………………….…………….13

     2.2 Основные направления миграционной политики Великобритании ……………………………………………………………………………..16

     2.3 Конкретные меры, предпринимаемые правительством Великобритании для решения существующих миграционных проблем…………………………………………………………………...19

Заключение……………………………………………………….......23

Список используемых источников………………………………....25

 

 

 

 

          Введение

Актуальность темы исследования. Миграции отдельных людей и целых  обществ являются важнейшей характеристикой  развития цивилизации. Миграции формируют  новое качество и новый облик  прежних человеческих обществ, создают  новые. В процессах создания, разрушения и трансформации государств миграция населения всегда играла важную роль.

В то же время миграция, а  также политика, направленная на регулирование  миграционных потоков, являясь глобальной проблемой, в отдельных странах  имеет свою специфику в связи  с особенностями исторического, социально-экономического и политического  развития того или иного региона.

В последние годы миграция все больше становится вызовом, иногда угрозой безопасности личности, общества, государства. Миграция привела к серьезным изменениям как в принимающих, так и в отдающих странах. В принимающих странах начала набирать силу ксенофобия. В результате на рубеже веков проблема миграции стала центром общественного внимания. Миграция и проблемы ее регулирования стали темой острых политических дискуссий в мире, что актуализирует необходимость изучения данной проблемы. Ключевое значение миграции в социально-экономических, политических процессах государств в полной мере очевидно в Западной Европе на примере Великобритании.

Целью исследования является миграционная политика Западной Европы (на примере Великобритании) , направленная на социально-экономическую стабилизацию, а также создание предпосылок для устойчивого развития стран Западной Европы.

Исходя из поставленной задачи, автор формулирует следующие  задачи:

- Исследовать основные тенденции мировых миграций

- Проанализировать миграционную  политику Западной Европы (на  примере Великобритании)

  Под «миграционной политикой»  понимаем комплекс законодательных, организационных, экономических мер, направленных на регулирование въезда в страну и выезда из страны населения, и в частности рабочей силы.

    При анализе  различных аспектов миграционной политики Западной Европы  на примере Великобритании использовалась информация,  предоставленная в источниках, рассматривающих данную тему.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   1.Миграционная политика

1.1 Современные подходы к миграции в странах Западной Европы

 

В последние десятилетия  миграционная политика западных стран  все больше характеризуется ориентацией  на использование комплексного подхода, на тесную координацию различных  ее направлений. В частности, иммиграционный контроль и прием мигрантов увязываются  с обеспечением их обустройства, адаптации  или интеграции и поддержанием нормальных межэтнических отношений в обществе, а также с принятием внешних  мер по ограничению и предупреждению потоков нежелательных мигрантов (внешняя помощь, зарубежные инвестиции и т.д.). При этом в свете угрозы международного терроризма в начале нынешнего тысячелетия приоритетное значение стало придаваться иммиграционному  контролю, усилению фильтрации принимаемых  мигрантов с учетом требований национальной безопасности и резкому ужесточению  борьбы с нелегальной иммиграцией.

1.2 Основные тенденции мировых миграций.

 

   Международная миграция  в современном обществе является  довольно значимым явлением, с  точки зрения масштабов ( по данным ООН в 2010 г. в мире насчитывалось 174,8 млн мигрантов), а также социально- экономических и политических последствий для стран и регионов. Преобладающим направлением современной миграции стали перемещения населения из беднейших развивающихся стран в экономически развитые государства.

   Следует заметить, что масштабы миграционных процессов  в мире имеют тенденцию к  постоянному увеличению – в  них вовлекается все большее  число людей. В частности, только за 2010г. количество мигрантов выросло на 18,7 млн человек, или примерно на 2,2% по сравнению с предыдущим годом. Принято считать, что миграция стала одним из проявлений процесса глобализации мировой экономики и определяется  в большинстве своем причинами объективного порядка. [ 1 ]

   Однако объяснять  процесс интенсификации миграции  исключительно объективными причинами  демографической и социально-экономической  дифференциации было бы не совсем верно. На наш взгляд, определенную лепту в интенсификацию миграционных процессов в последнее время вносят субъективные составляющие, свойственные отдельным обществам.

   Прежде всего, это  осознание широкими массами населения  беднейших стран своего бедственного  положения по сравнению с жителями  стран Запада. Как отмечает профессор  Н. М. Римашевская, «бедного делает бедным не только уровень доходов, а осознание того, что у него нет чего-то, что есть у других»[1]. Глобализация разрушила изоляцию локальных сообществ, увеличила поток информации о качестве жизни в странах Запада, породила зависть и желание «бедняков» хотя бы минимально приблизиться к подобному уровню потребления, стимулировав миграцию в экономически развитые страны. Информацию о социально-экономических возможностях в развитых странах потенциальные мигранты получают по родственным каналам. П. Стокер в одной из работ предлагает именовать подобный обмен информацией, влияющий на принятие решения о миграции, «миграционной сетью».

   Таким образом,  в условиях глобализации мировой  экономики четко оформились две  основные группы факторов миграции. В данном случае под факторами  мы понимаем условия, по которым  возникает миграционное движение человека или групп людей. Первая группа факторов: объективные факторы социально-экономического и демографического порядка – безработица, нищета, перенаселенность.  Вторая группа: субъективные факторы – осознание безысходности положения и жизненных перспектив в стране прежнего проживания, стремление получить более высокие стандарты жизни и доходы.

1.3  Миграционная политика: современные реалии и перспективы.

 

Миграционная политика многих экономически развитых государств пытается всячески стимулировать дисперсное расселение этнических мигрантов, для  того чтобы обеспечить их успешную интеграцию на новом месте жительства. Во многих европейских странах возникла идея «предельно допустимой концентрации иммигрантов», которую пытались внедрить на практике.

В 1986 г. шесть коммун в  Брюсселе были объявлены «заполненными» и получили от правительства разрешения не предоставлять лицензию на проживание новым иммигрантам.  Во Франции  во многих населенных пунктах местные  власти установили предельные нормы  концентрации иностранцев – 10-15% , а  многие мэрии издали распоряжение, что иммигрант, желающий воссоединиться с семьей, должен доказать, что его  жилье отвечает определенным стандартам.  В Германии идея «пределов» приема мигрантов привела к возникновению  подхода – концентрация более 20%  иностранцев от общей численности  населения должна  становиться  причиной для беспокойства. После 1975г. муниципалитетам, в которых более 12% населения приходилось на иностранцев, разрешили прекратить прием иммигрантов. В дани существует законодательный  акт, согласно которому в каждый подъезд  дома нельзя вселять более одной  семьи иммигрантов.[2]

   Однако реализовать  на практике это порой бывает  очень трудно. С одной стороны,  эта проблема касается прав  человека в сфере свободы определения  места жительства, а с другой  – меры воздействия на процесс  расселения этнических меньшинств  в обществе с демократической  традицией наталкиваются на их  нежелание расселяться дисперсно.   Так и случилось – в большинстве  стран подобные попытки успехом  не увенчались. Шведская стратегия  расселения беженцев по всей  стране, заключавшаяся в стремлении  правительства распределить в  течение шести лет более 100 тыс. вынужденных мигрантов за  пределами трех крупных городов  в пропорции три беженца на 1000 местных жителей, завершилась  неудачей. В Великобритании вьетнамских  беженцев первоначально распределяли  по многим городским районам,  но они постепенно перегруппировались  в небольшое количество мест  поселения.

   Миграционная политика  многих экономически развитых  стран мира ставит в качестве  одного из основных приоритетов  необходимость интеграции иммигрантов  в новом обществе. В настоящее  время в мировой практике сложилось  два основных способа интеграции: ассимиляция и взаимное сосуществование  культур. Миграционная политика  в отношении интеграции иммигрантов  зачастую существенно различается,  и страны можно подразделить  на две основные группы. К странам,  проводящим политику ассимиляции,  относятся Франция, Германия, США,  Швейцария. В то время как  политики взаимного сосуществования  культур придерживаются Великобритания, Канада, Нидерланды, Бельгия, государства  Скандинавии.

   Интеграция мигрантов  представляет сложный процесс  вхождения мигранта в общество, происходящий под воздействием  объективных и субъективных факторов. Существенное воздействие на  процесс интеграции иммигрантов  оказывают различные фактор объективного  и субъективного плана: продолжительность  проживания; характер расселения  и численность иммигрантов; уровень  образования и социально-экономическое  положение мигрантов; религиозная основа этнической общности; восприятие коренным населением мигрантов.

   В условиях интенсивной  миграции кардинально изменяется  этнический состав населения  многих стран и крупных городов.  Наиболее яркий пример  - США.  Здесь сегодня каждый четвертый  американец – латиноамериканец  или «небелый». По данным Бюро переписи США, в 2010г. около 18% населения США не разговаривают дома на английском языке, а 4% - английского языка просто не знают или  владеют им очень слабо. В 60% случаев общение идет на испанском языке, что связано с ростом иммиграции из стран Латинской Америки. Если современные тенденции в области миграции и естественного движения сохранятся, латиноамериканское и небелое население увеличится к 2020г. до 115 млн человек (или около 35% населения), в то время как белое население почти не увеличится. К 2056г. небелое население составит  около 50% населения США. В этнической структуре населения Нью-Йорка доля белого населения сократится с 45 до 29% , афро-американцев – 27 до 25%, выходцев из азиатских стран, напротив, увеличивается с 10 до 20%, а метисов и представителей других рас – с 18 до 26%. [3]

   Сходные процессы  происходит в Европе. Официально  в странах ЕС проживают 18,4 млн иммигрантов, или всего около 5% населения. Однако, если принимать во внимание нелегальных иммигрантов и натурализовавшихся иностранцев, то по оценкам CEPS, эта цифра будет больше, по крайней мере, на 40-60% , т.е. примерно 25-29 млн человек. В Лондоне доля белого населения сократится с 72 до 45%, африканцев – с 11 до 9 %, в то же самое время доля выходцев из Южной Азии увеличится  с 10 до 26%, китайцев – с 3 до 6%, метисов – с 4 до 14%.

   Необходимо признать, что изменение этнического состава  населения крупных городов и  стран – необратимая тенденция  глобализации мировой экономики.  И даже если гипотетически  предположить, что в один момент  прекратится международная миграция населения, то это не остановит процесс трансформации этнической структуры населения, поскольку показатели естественного движения различных рас и этнических групп отличаются на порядок.  Согласно данным по США , среднегодовые темпы естественного прироста населения в 1980-е гг. составляли всего четыре промилле, афроамериканцев – 13, латиноамериканцев – 18, а выходцев  из азиатских стран – около 19 промилле в естественном приросте. С учетом показателя миграционного прироста разрыв возрастает среди всех рас, кроме белых.

Информация о работе Миграционная политика Западной Европы на примере Великобритании