Концепция иерархии городов, сетей городов и зон влияния городов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 14:09, курсовая работа

Краткое описание

Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические вопросы Концепции Иерархии городов, сетей городов и зон влияния городов
2. Выявить научную проблематику Концепция Иерархии городов, сетей городов и зон влияния городов
3. Показать пути решения и рассчитать их значения в прогнозе

Содержание

Введение..................................................................................................................3
Глава 1. Изучение зоны влияния, иерархии и системы городов.................5
1.1. Рассмотрение транспортной иерархической модели «Коля».............5
1.2. Рассмотрение общей концепции функциональной иерархии…….....6
1.3. Рассмотрение теории центральных мест «В. Кристаллера» и
«Формальной модели»................................................................................6
Выводы.....................................................................................................10
Глава 2. Анализ концепций иерархии городов, сетей городов и зон
влияния городов……………………………………………….…......12
2.1. Анализ иерархической и сетевой модели............................................12
2.2. Анализ закона «ранг – размер» (Иерархия городов)………………..13
2.3. Анализ гравитационной модели интенсивности связи городов.......14
Выводы....................................................................................................15
Глава 3. Совешенствование и дальнейшее развитие концепции
иерархии городов……………………………………………………..17
3.1. Развитие концепции иерархии городов.…..........................................17
3.2. Развитие концепции зоны влияния города ……………...…………..18
3.3. Совершенствование агломерации иерархии городов……..……..….21
Выводы….……..……………………...……….....................................22
Заключение…..……………………………………………..................................23
Библиографический список………….……...….…..….……………..........…..25

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 396.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки  Российской федерации

Иркутский государственный технический УНИВЕРСиТЕТ

Кафедра  «Мировая экономика»

 

 

 

 

 

                                    Допускаю к защите

Руководитель:

____________   (проф. Ястребов.К.Л.)

 

 

«Концепция иерархии городов, сетей городов и зон влияния городов»


 

 

 

 

Пояснительная записка

к курсовой работе по дисциплине

 

 

 

Муниципальная экономика 

 

Выполнил студент группы (НЭ-09-1):___________________(Григорян. М.С)                                      

 

 

Нормоконтроль: _______________________________(проф. Ястребов К.Л)                                               

 

 

 

Курсовая работа защищена с оценкой _____________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

Иркутск 2013 г 

         Содержание

Введение..................................................................................................................3

Глава 1. Изучение зоны влияния, иерархии и системы городов.................5

          1.1. Рассмотрение транспортной иерархической модели «Коля».............5

        1.2. Рассмотрение общей концепции функциональной иерархии…….....6

  1.3. Рассмотрение теории центральных мест «В. Кристаллера» и  

     «Формальной  модели»................................................................................6

                  Выводы.....................................................................................................10

Глава 2. Анализ концепций иерархии городов, сетей городов и зон

        влияния городов……………………………………………….…......12

  2.1. Анализ иерархической и сетевой модели............................................12

  2.2. Анализ закона «ранг – размер» (Иерархия городов)………………..13

  2.3. Анализ гравитационной модели интенсивности связи городов.......14

                  Выводы....................................................................................................15

Глава 3. Совешенствование и дальнейшее развитие концепции

        иерархии городов……………………………………………………..17

  3.1. Развитие концепции иерархии городов.…..........................................17

  3.2. Развитие концепции зоны влияния города ……………...…………..18

        3.3. Совершенствование агломерации иерархии городов……..……..….21

               Выводы….……..……………………...……….....................................22

Заключение…..……………………………………………..................................23

Библиографический список………….……...….…..….……………..........…..25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность темы «Концепция иерархии городов, сетей городов и зон влияния городов» бесспорна – мир меняется и новые данные по исследуемому вопросу несут насущный характер. Определяющую роль в экономической судьбе города играют его связи с национальной (и мировой) экономикой. Активность города как поставщика или рынка сбыта как конечной продукции, так и факторов производства характеризуется его зонами преимущественного влияния. При формировании этих зон весьма важную роль играет фактор экономического расстояния, изучение которого сформировало классический подход пространственного анализа.

 Анализ явлений,  подразумеваемых тематикой Иерархия структур микро-,    макро- и мегамира. особенно актуален в наши дни. Если анализировать степень научной разработанности Иерархия структур микро-, макро- и мегамира., сразу можно сказать, что данное явление исследовали как отечественные, так и зарубежные ученые, есть много разработок и в Интернете. Однако, все эти исследования, описанные в периодике, учебниках и монографиях, не создают полной и четкой картины, особенно на сегодняшний день тематики Иерархия структур микро-, макро- и мегамира. Данная тематика, несмотря на наличие большого круга научных разработок и мнений, имеет и ряд отсутствующих разработок и нерешенных вопросов. Логично предположить, что данная работа помимо учебной, будет иметь теоретическую, так и практическую значимость.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть теоретические  вопросы Концепции Иерархии городов, сетей городов и зон влияния городов

2. Выявить научную  проблематику Концепция Иерархии городов, сетей городов и зон влияния городов

3. Показать пути решения и рассчитать их значения в прогнозе;

4. Сделать выводы и  предложения.

Работа состоит из введения, основной части, заключения, библиографического списка.

Описание реальных границ обслуживаемых городом зон позволяет уточнить “весомость” города и, тем самым, выявить его конкурентные позиции, что создает основу для прогнозирования перспектив его экономического развития. Для предварительного выявления зон влияния нередко используется классическая гравитационная модель, этот подход, в частности, был использован в рамках широкомасштабного исследования системы городов Франции в 50-е годы нашего века. В последние десятилетия произошли значительные изменения, как доступности, так и производственных структур, которые стимулировали переход к новым вариантам распределения деятельности между городами, менее иерархизированным и более диверсифицированным. Это поставило под сомнение возможность непосредственного применения классического концептуального подхода и стимулировало разработку новых подходов, связанных с такими концепциями как сети городов, метрополизация(т.е. усиление главных городов, прежде всего, за счет концентрации услуг) и глобализация. Резко усиливаются связи между крупнейшими городам и, особенно значимым фактором является переход развитых стран к более открытому типу экономики (прежде всего, в рамках крупных межнациональных зон: ЕС, Северная Америка, Юго-Восточная Азия),который выдвинул на первый план международные связи мегаполисов, что ослабило их связи с их ближайшим окружением.

Интернационализация и  технологический прогресс грузового автомобильного транспорта привели к значительному расширению рынка и к резкому ослаблению роли фактора близости размещения товаров, в том числе таких, которые ранее относились к группе скоропортящихся.

Столь значительная переориентация крупнейших городов на внешние экономические связи не отменяет полностью значимость местной региональной базы, однако в целом усложняется само понятие зоны влияния города. Фактически, при изучении мегаполисов сложилась концепция многоплановых (“многослойных”) зон влияния, соответствующих разным территориальным уровням и разным видам влияния: город как центр производства связан со своими рынками сбыта по каждому виду товаров и услуг; город как центр управления производством, разместивший на своей территории головные конторы многих фирм, контролирует производство многих других городов, входящих в этот слой его зон влияния и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Изучение  зоны влияния, иерархии и системы городов

1.1. Рассмотрение транспортной  иерархической модели «Коля»

Иерархические модели территории вошли  в арсенал пространственного  анализа в середине XIX века в рамках немецкой школы. Так, весьма характерна модель, предложенная в 1880 году Колем, в основе который лежит реальная иерархическая система транспортных магистралей некоторой страны.

1. Дороги общенационального значения, связывающие важнейшие региональные центры со столицей.

2. Дороги областного  значения, обеспечивающие, в частности,  связь этих центров с средними  городами соответствующего региона.

3. Дороги районного  значения, связывающие средние города  с малыми и т.д. Коль акцентирует  внимание на преобладании в  этой системе дорог иерархической формы и предлагает в качестве модели абстрактную строго иерархическую древовидную систему дорог.

“Дерево” - это такой граф, вершины которого иерархически упорядочены: одна вершина высшего уровня связана с несколькими вершинами второго уровня, каждая из которых в свою очередь связана ребрами с несколькими вершинами третьего уровня и т.д. (вариант нисходящей иерархии, когда главная вершина изображается в верхней части чертежа). Возможен обратный вариант восходящей иерархии, когда главная вершина соответствует нижнему уровню и изображается снизу, вершины второго уровня изображаются выше главной и т.д. Именно этом варианту соответствует чертеж, имеющий характерную форму дерева, откуда и происходит название этого типа графа. Предварительное рассмотрение моделей типа “граф”.

Реальная система дорог  не обладает строго древовидной структурой, существуют дороги, связывающие некоторые региональные центры, аналогично внутри региона существуют отдельные дороги, связывающие средние города, иногда даже средние города двух соседних регионов и т.д. Однако, в XIX веке преобладающая часть дорог соответствовала древовидной схеме. Развитие автомобилизации в XX веке усилило на высших уровнях роль сетевых структур в системе дорог, тем не менее, и сейчас сохраняют свое значение древовидные фрагменты общей системы путей сообщения.

В модели Коля города рассматриваются прежде всего как транспортные узлы системы дорог, соответственно иерархия этих дорог определяет иерархию городов. В этой модели уже появляются полюса экономической активности, однако в качестве доминирующей функции городов рассматривается функция транспортного обслуживания.

Эта модель отражает лишь один из аспектов экономического пространства, тем не менее это один из важнейших аспектов, так как вместе с системой экономических полюсов транспортная сеть определяет структуру этого пространства. В частности, в рамках концепции мегаполиса как мини системы городов подобный подход может быть распространен на урбанизированную территорию современной городской агломерации. В современном пространственном анализе эта структурообразующая роль транспорта рассматривается как общепризнанный постулат теории.

1.2. Рассмотрение «Общей» концепции функциональной иерархии

Распределение производства товаров и услуг на национальном и региональном уровне традиционно объяснялось функциональной иерархией, связанной с размерами городов, функций и концепция центральных мест, зоны влияния которых покрывают все национальное экономическое пространство, разбивая его на соответствующие “ячейки”. При этом в классической теории центральных мест предполагается иерархическая вложенность мелких ячеек-зон обслуживания нижнего уровня в более крупные ячейки второго уровня, которые в свою очередь вложены веще более крупные ячейки второго уровня и т.д. В центре ячеек каждого уровня лежат города, осуществляющие это обслуживание, соответственно получается иерархия таких городов-центров. В законченной форме подобная модель центральных мест впервые была предложена в первой половине 20-го века в работах Кристаллера.

Дальнейшее развитие выявило недостаточность этих моделей. Экономическая реальность национального пространства гораздо сложнее.

Однако исходные иерархические  концепции дали толчок экономическим  исследованиям, которые во второй половине XX века привели к развитой теоретической концепции каркаса городов, лежащей в основе целой серии прикладных исследований по конкретным территориям разного уровня.

Дальнейшее развертывание  концепции каркаса обогатило  ее более конкретными частными концепциями сети городов, метрополизации и глобализации. Современные концепции при объяснении межгородского распределения экономической активности по-прежнему опираются на понятие зоны влияния городов, развивая первоначальный подход Кристаллера. Была подтверждена общая зависимость между разнообразием (количеством) и природой видов обслуживания и численностью населения городов и поселков, еще более тесная зависимость обнаруживается, если перейти к населению, привлеченному этими городами (т.е. к общей численности населения зон влияния городов).

1.3. Рассмотрение теории центральных мест «В. Кристаллера» и

    «Формальной модели»

Общая концепция центральных мест создана в Германии в период 20-30-х годов трудами В. Кристаллера (1933) и А. Лёша (1940), работавших в рамках немецкой школы пространственного анализа. Однако окружающее пространство. Эти товары и услуги различаются, тем не менее, от города к городу по причине их “радиуса действия”. В рамках своего подхода Кристаллер пытался рассматривать город, именно как место, где группируются виды торговли, имеющие рынок сбыта примерно равного размера. Таким образом, в модели Кристаллера эффективная организация торговли выступает как основная причина существования города (розничная торговля как градообразующая отрасль). Площадь и население, характеризующее такой общий рынок сбыта, является по

Кристаллеру зависимой  переменной, значение которой определяется четырьмя группами факторов.

1.Уровень экономии, вызванной  эффектом масштаба.

2.Численность обслуживаемого  населения. 

3.Экономическое расстояние (факторы, связанные с транспортными  издержками).

4. Частота покупок  (как показатель значимости требования значительной близости).

Это было эмпирически  подтверждено в многочисленных исследованиях 60-х годов, проведенных, в частности, во Франции.Однако, при описании этой связи крайне важно иметь ввиду, что производитель должен преодолеть так называемый “порог” (по Кристаллеру), т.е.минимально необходимый объем производства, обеспечивающий положительное значение прибыли. Таким образом, в основе концепции лежит понятие “порогового значения” населения зон рынков сбыта: свыше порога производство данного вида существует, ниже - его нет.

Кристаллер объясняет, что размеры места, т.е. расстояние, которое потребитель считает приемлемым, чтобы преодолеть его для покупки некоторого блага является величиной переменной. Так для магазина, продающего периодические издания (прессу, особенно ежедневную),район сбыта более ограничен, чем для антикварного магазина, куда клиенты могут приехать издалека для покупки редких вещей. Это хорошо видно на примере современной Западной Европы. На территории типичной средней по размеру европейской страны, такой как Великобритания, Германия, Италия, Франция, как правило, располагается несколько тысяч мелких сельских населенных пунктов, с численностью менее 100 жителей, которые полностью лишены торговли и обслуживания.

Информация о работе Концепция иерархии городов, сетей городов и зон влияния городов