Кавказская Албания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 13:42, реферат

Краткое описание

Население Кавказской Албании — албаны (не имеют отношения к балканским албанцам и представителям казахского рода албан) — изначально представляло собой союз 26 племён, говоривших на различных языках лезгинской ветви нахско-дагестанской семьи. К ним относились албаны, гаргары (рутульцы), утии (удины), гелы (агулы), чилби, леги (лезгины), сильвы, лпины. Многочисленные племена албанского племенного союза населяли территории между Иверией и Каспийским морем, от Кавказского хребта до реки Кура, хотя территория проживания албаноязычных племён распространялась и южнее, к Араксу. Албаноязычные племена — гаргары, гелы, леги, чилби, сильвы, лпины, цоды — населяли предгорья Большого Кавказа и юг современного Дагестана. Утии жили на побережье Каспия и в провинции Утик

Вложенные файлы: 1 файл

Население.docx

— 37.89 Кб (Скачать файл)

Население

Население Кавказской Албании  — албаны (не имеют отношения к балканским албанцам и представителям казахского рода албан) — изначально представляло собой союз 26 племён, говоривших на различных языках лезгинской ветви нахско-дагестанской семьи. К ним относились албаны, гаргары (рутульцы), утии (удины), гелы (агулы), чилби, леги (лезгины), сильвы, лпины. Многочисленные племена албанского племенного союза населяли территории между Иверией и Каспийским морем, от Кавказского хребта до реки Кура, хотя территория проживания албаноязычных племён распространялась и южнее, к Араксу. Албаноязычные племена — гаргары, гелы, леги, чилби, сильвы, лпины, цоды — населяли предгорья Большого Кавказа и юг современного Дагестана. Утии жили на побережье Каспия и в провинции Утик. Среди всех племён самым значительным (крупным) были гаргары, на что указывают многие исследователи. О гаргарах и амазонках подробно писал древнегреческий географ Страбон. Исследователи утверждают, что албанский алфавит был создан на базе гаргарского языка.

 

Когда античные географы и  историки говорят о населении  Албании, то в первую очередь речь идёт об албанах. По мнению специалистов, изначально албанами называлось только одно из 26 племён, обитавшее на левом берегу Куры. Именно это племя инициировало объединение племён в союз, и название «албаны» стало распространяться и на другие племена. Античные греко-римские источники локализуют албанов на левобережье Куры, от Иверии до Каспийского моря. Так, согласно Страбону, племя албанов жило между Иверией и Каспием, Плиний Старший локализует их от Кавказского хребта до реки Кура, Дион Кассий сообщает, что албаны живут «выше реки Кура». По мнению К. В. Тревер, коренной территорией албан, наибольшего по численности в союзе албанских племён, являлось среднее и нижнее течение Куры, главным образом левобережье. В. Ф. Минорский, один из крупнейших специалистов по истории Закавказья, локализует албан на открытой равнине. Согласно В. В. Бартольду, албаны жили на прикаспийских равнинах. Согласно «Энциклопедии Британника», албаны обитали в горных равнинах Большого Кавказа и в стране к северу, граничащей с Сарматией, то есть в современном Дагестане. Античные авторы, описывая албан, отмечают их высокий рост, светлые волосы и серые глаза. Таким именно представляется учёным-антропологам древнейший тип коренного кавказского населения — кавкасионский, широко представленный в настоящее время в горных районах Дагестана, Грузии и отчасти Азербайджана. Несколько позднее в Восточный Кавказ проникает другой (тоже достаточно широко здесь представленный древнейший антропологический тип), а именно, каспийский, значительно отличающийся от кавкасионского.

 

На протяжении истории  так и не сложилось единой консолидированной  албанской народности. Уже в IX—X столетиях понятия «Албания»  или «албанское» были, скорее, историческими. Значительная часть албанского (разноязычного) населения на правобережье реки Кура приняла христианство, в раннем средневековье перешла на армянский язык, смешалась с армянами и была арменизирована. Процесс этот начался в древности, еще в эпоху политической гегемонии Великой Армении, но особенно активным был в VII—IX веках.

 

Западные албаны были грузинизированы и составили основу населения исторической провинции Эрети.

 

Источники еще фиксируют  албанский язык в равнинной части Утика в округе Барда в Х веке, но затем упоминания о нем исчезают. Пестрое в этническом плане население левобережней Албании в это время все больше переходит на персидский язык. Главным образом это относится к городам Аррана и Ширвана, сельское же население в основном сохраняло еще долгое время свои старые языки, родственные современным дагестанским, прежде всего языкам лезгинской группы. Албаны, населявшие восточные равнинные земли, сначала были иранизированы Персией, затем приняли ислам у арабов, после чего тюркизировались, войдя в кавказскую часть азербайджанского этноса. В XII—XV веках предгорная часть Аррана интенсивно заселилась тюркскими кочевниками, и постепенно древнее название Арран заменилось на Карабах (тюркско-иранское «Черный сад»). В то же время горные районы Карабаха усиленно сопротивлялись тюркизации и стали прибежищем христианского населения, к тому времени арменизированного.

Территория

Древнейшей областью Кавказской Албании была северная часть долины Куры к югу от впадения в неё  Алазани. В I тыс. до н. э. здесь начали формироваться ранние городские общины, в том числе древняя столица Албании — Кабалак. Население страны было полиэтническим, его основу составляли народности, говорившие на нахско-дагестанских языках.

 

По мнению большинства  авторов, восточная граница Великой  Армении с Кавказской Албанией установилась по Куре в начале II века до н. э., когда  основатель этого государства Арташес I, предположительно, завоевал куро-аракское междуречье у Мидии Атропатены (либо покорил жившие там албанские племена), и сохранялась на протяжении практически всего периода существования Великой Армении (со II века до н. э. до 390-х гг. н. э.).

 

Существует концепция, согласно которой Арташесиды получили эти территории в наследие от эпохи предыдущей династии Ервандидов (о завоевании этой территории именно Арташесом I исторические источники (в том числе Страбон[62]) умалчивают[63]). Саки (шаки), так же как и утии, обитали в области Утик, на территории, позже получившей название Сакасена.

 

С начала возникновения централизованного  Албанского царства (конец II или середина I в. до н. э.)[61][64][65] оно занимало левобережье Куры, начиная от среднего течения рек Иори и Алазани, до Ахсу, от Большого Кавказа до Каспия[51]. Согласно «Географии» Анании Ширакаци (VII в.), коренная территория собственно Кавказской Албании состояла из 6 провинций[66]: «Албания, то есть Агуанк, к востоку от Иверии, смежна с Сарматией у Кавказа и простирается до Каспийского моря и до пределов армянских на Куре. … Албания заключает в себе следующие провинции»:

Иехни

Бех

Камбечан

Шаке

Востани-Марцпан

Дашти-Баласакан

 

Ширакаци, как и все античные греко-римские авторы, помещает территорию Албании между рекой Кура и Большим Кавказским хребтом:«Но мы рассказываем о собственно стране Албании, которая находится между большой рекой Курой и Кавказскими горами»[67].

 

В 387 году, после раздела  Великой Армении между Византией  и Ираном, Куро-Аракское междуречье (Арцах и Утик), принадлежавшее Армении, было передано в состав Албанского царства (с 462 года — марзпанства).

 

 Кавказская Албания  в V и VI веках н. э., карта из  «Кембриджской Истории Древнего  Мира», т.14, изд. 1970—2001 гг. Сиреневой  линией (по реке Куре) показана  армяно-албанская граница к концу  IV вв н. э., красной линией — границы Албании после 387 года

 

Раннесредневековая Албания  не была полностью идентична античной Албании[68][69][70][34]. Албания той эпохи  была полиэтничной страной, в Арцахе проживали армяне [34][70][71][72][73][74] (согласно некоторым авторам, и албаны[9]), основная часть населения Утика была арменизирована[71][75][38][58][60][76].

 

Антропологические исследования показывают, что нынешние карабахские  армяне являются прямыми физическими  потомками древнейшего населения  области[77][78]. Согласно академику Б. А. Рыбакову, уже в IV—V вв. только равнинные  части Утика ещё продолжали сохранять свои этнические особенности, хотя и были затронуты общим процессом арменизации[72]. Р. Хьюсен отмечает, что «христианская или новая культура Албании, которая процветала после перевода в пятом столетии нашей эры столицы из Кабалы, к северу от Куры, на Партав, к югу от реки, была по существу и несомненно армянской»[79]. По мнению Хьюсена, народы, населявшие Арцах и Утик и завоёванные армянами во II веке до нашей эры, подверглись арменизации на протяжении последующих нескольких столетий, однако некоторые из них по прежнему упоминались как самостоятельные этнические группы, когда эти регионы отошли к Албании в 387 году нашей эры[9]. Р. Хьюсен отмечает также, что «население юго-восточного Кавказа, будь то под властью Армении или Албании, было очень смешанным, поэтому причислить его к одним или другим или даже просто разделить его на две группы не представляется на данный момент возможным в связи с недостатком доказательств»[9]. К. В. Тревер отмечает, что в IX—X веках «Арцах и большая часть Утика были уже давно полностью арменизованы»[71]. Степанос Сюнеци около 700 года сообщает о наличии арцахского диалекта армянского языка [80], арабский автор Истахри (X век) сообщает, что за Бардой и Шамкором жил «народ из племени армян по имени Сиявардийцы» и что «Путь из Берда’а в Дабиль идет по землям армян». Истахри отмечет также, что по-армянски говорят в области вокруг города Дабиля (Двина), а в стране Берда’а язык арранский[81]. Как отмечает К. Босуорд в «Энциклопедии Ираника», к этому времени арранский язык сохранился в Барде[82] (в Утике). Армянский историк IX—X вв. Ованес Драсханакертци отмечает, что жители Восточного края «из нашего народа и паства пажити нашей»[83].

 

С раннесредневековой эпохи  также происходила картвелизация областей, лежащих в пограничной албано-грузинской зоне. Южные, прикаспийские области, в частности Каспиана, были населены различными ираноязычными племенами, потомками которых является часть современных талышей.

 

Консолидации албанской  нации не произошло. Как античные, так и средневековые авторы, говоря об албанах, упоминают различные названия племён, проживающих у подножья Большого Кавказа, на левобережье Куры. Так, согласно Ал-Истахри, «Говорят, что на вершинах гор, простирающихся в смежности с Баб-ул-Абвабом, живёт более семидесяти различных племен, и у каждого племени особый язык, так что они не понимают друг друга»[81].

 

Р. Хьюсен отмечает, что албанское государство прекратило свое существование к X веку, точное время исчезновения албанского этноса неизвестно, однако оно «возможно просуществовало дольше».[84]. При этом историк XIII века Григор Акнерци сообщает о покорении монголами албанского, армянского и грузинского народов, проводя четкое различие между албанами и другими народами[85]. По мнению главного редактора «Этноисторического словаря Российской и Советской империй», американского историка Джеймса Ольсона (James S. Olson), албанское государство прекратило существование в IX веке. Автор констатирует, что некоторые историки считают армянонаселенный Нагорный Карабах преемником Кавказской Албании, однако признавая несущественными такие утверждения, Джеймс Ольсон все же отмечает, что кавказские албаны участвовали в этногенезе армян Нагорного Карабаха, азербайджанцев, грузин Кахетии и некоторых дагестанских народов: лакцев, лезгин и цахуров.[41]

[править]

Древняя история

 

Армения, Колхида, Иберия и  Албания в начале н. э. Из «Атласа  классической и античной географии» Самуэля Батлера, XIX век.

 

Закавказье в II—I вв., до н. э., по «Всемирной истории», т.2, (М., 1956 г.) Цветом закрашена территория государств Закавказья в середине II века (по другим данным, Албанского государства тогда  не существовало[64]); чёрный пунктир  вдоль Куры — армяно-албанская  граница после 66 г. до н. э. Врезка (здесь  не воспроизведена) показывает границу  вдоль Куры и для империи Тиграна  Великого в первой половине I в. до н. э.

 

 Закавказье в I—IV вв. н. э. по «Всемирной Истории» (вкладка) Заштрихованы земли  Великой Армении, отошедшие от  неё к соседним государствам  после раздела в 387 г.

 

О древней истории Албании  Кавказской свидетельствуют артефакты  археологических культур таких  как Ялойлутепинской[86] .

 

Ялойлутепинская культура относится к III—I вв. до н. э. и названа по памятникам в местности Ялойлутепе (Габалинский район Азербайджана). Среди находок известны могильники — грунтовые и курганные, захоронения в кувшинах и сырцовых гробницах, погребения — скорченные на боку, с орудиями (железные ножи, серпы, каменные зернотёрки, песты и жернова), оружием (железные кинжалы, наконечники стрел и копий и др.), украшениями (золотые серьги, бронзовые подвески, фибулы, многочисленные бусы) и главным образом с керамикой (чаши, кувшины, сосуды на ножках, «чайники» и др.). Население занималось земледелием и виноделием[86].

 

Албаны впервые упоминаются во времена Александра Великого у Арриана: они сражались против македонян на стороне персов в 331 до н. э. при Гавгамелах в войске Атропата, персидского сатрапа Мидии. При этом неизвестно, в какой зависимости они были от Атропата или царя Дария III, была ли эта зависимость вообще или они выступали в качестве наёмников — как, например, греческие гоплиты.

 

По-настоящему древний мир  познакомился с албанами во время походов Помпея, в 66 до н. э.[87]. Преследуя Митридата Евпатора, Помпей через Армению двинулся в сторону Кавказа и в конце года расположил войско на зимние квартиры тремя лагерями на Куре, на границе Армении и Албании[88]. Видимо, первоначально вторжение в Албанию не входило в его планы; но в середине декабря албанский царь Ороз переправился через Куру и неожиданно атаковал все три лагеря, но был отбит. На следующее лето Помпей, со своей стороны, в качестве возмездия совершил неожиданное нападение на Албанию и совершенно разгромил в бою албанское войско, частью окружив и уничтожив, частью загнав в соседний лес и там сжегши; после этого он даровал албанам мир и взял у них заложников, которых провёл в своём триумфе. В ходе этих событий были составлены (особенно историографом Помпея Феофаном Митиленским) первые детальные описания этой страны, которые дошли до нас в изложении Страбона (География, 11.4):

 

«Албаны больше привержены к скотоводству и стоят ближе к кочевникам; однако они не дики и поэтому не очень воинственны. (…) Люди там отличаются красотой и высоким ростом, вместе с тем они простодушны и не мелочны. У них обычно нет в употреблении чеканной монеты, и, не зная чисел больше 100, они занимаются лишь меновой торговлей. И в отношении прочих жизненных вопросов они высказывают равнодушие. К вопросам войны, государственного устройства и земледелия они относятся беззаботно. Однако сражаются они как в пешем строю, так и верхом в полном и тяжёлом вооружении подобно армянам [то есть в пластинчатых доспехах, покрывающих всадников и коней]. Войско они выставляют большее, чем иберы. Именно они вооружают 60 тысяч пехотинцев и 22 тысячи всадников, со столь многочисленным войском они выступили против Помпея. Албаны вооружены дротиками и луками; они носят панцири и большие продолговатые щиты, а также шлемы из шкур зверей, подобно иберийцам. Албаны чрезвычайно склонны к охоте, однако не столько благодаря умению, сколько по страсти к этому занятию. Их цари также замечательны. Теперь, правда, у них один царь управляет всеми племенами, тогда как прежде всякое разноязыкое племя управлялось собственным царём. Языков у них 26, так что они нелегко вступают в сношения друг с другом. (…) Они почитают Гелиоса, Зевса и Селену, особенно Селену, святилище которой находится вблизи Иберии. Обязанность священника у них исполняет самый уважаемый человек после царя: он стоит во главе большой и густонаселённой священной области, а также распоряжается рабами храма, многие из которых, одержимые богом, изрекают пророчества. Того из них, кто, став одержимым богом, в уединении скитается по лесам, священник приказывает схватить и, связав священной цепью, пышно содержать весь год; затем его вместе с другими жертвами богине закалывают. Жертвоприношение производится следующим образом. Кто-то из толпы, хорошо знакомый с этим делом, выступает со священным копьем в руке, которым по обычаю можно совершать человеческие жертвоприношения, и вонзает его сквозь бок в сердце жертвы. Когда жертва валится наземь, они получают известные предзнаменования по способу падения и объявляют всем. Затем приносят тело в определённое место и все топчут его ногами, совершая обряд очищения. Старость у албанов в чрезвычайном почёте, и не только родителей, но и прочих людей. Заботы о покойниках или даже воспоминания о них считаются нечестием. Вместе с покойниками погребают и всё их имущество, и потому живут в бедности, лишённые отцовского достояния.»

Информация о работе Кавказская Албания