Закон спроса и предложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2014 в 22:12, реферат

Краткое описание

Приступая к изучению теории спроса и предложения, надо отметить, что она претерпела определенные изменения, которые благоприятно сказались на взаимодействии с другими теоретическими концепциями стоимости, ценности и цены. спрос предложение рынок
Спрос и предложение — взаимозависимые элементы рыночного механизма, где спрос определяется платежеспособной потребностью покупателей (потребителей), а предложение — совокупностью товаров, предложенных продавцами (производителями).

Содержание

Введение
Спрос и закон спроса
Особенности действия закона спроса
Предложение: кривая и закон предложения
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Закон спроса и предложения(курсовик)1к.1с..docx

— 118.88 Кб (Скачать файл)

Объем предложения у каждого производителя, как правило, меняется в зависимости от цены. Если цена окажется низкой, то продавцы предложат мало товаров, придержат часть его на складе. Если же цена будет высокой, то они предложат рынку много товара. Когда же цена существенно возрастет и окажется очень высокой, то производители постараются увеличить предложение товара, попытаются сбыть даже бракованные изделия.

Предложение товаров на рынке во многом зависит от издержек производства — производственных затрат.

Производитель, если на него не оказывается экономического давления, действует, соблюдая свои собственные интересы, т.е. стремится максимизировать получаемую им прибыль. Это означает, что, принимая решение об объеме производства для предложения на рынке, производитель всякий раз выбирает такой объем производства, который обеспечивает ему наибольшую прибыль. На первый взгляд кажется, что уменьшение объема производства ведет к увеличению выручки. Но оказывается, что каждая фирма имеет пределы своего роста. Рост фирмы и, предложения на рынке за этими пределами ведет к увеличению издержек производства, таких, как транспортные расходы, затраты на управление производством и реализация продукции из-за возросших трудностей и т.д.

Цены ресурсов оказывают непосредственное влияние на издержки производства и через них на объем предложения. Но величина затрат на ресурсы в экономическом смысле не тождественна сумме денежных издержек производства. Ресурсы, как правило, имеют несколько возможных сфер применения, поэтому экономист стремится учесть все альтернативные способы применения ресурсов. В качестве затрат на ресурс должна включаться и денежная выручка от наиболее выгодного из альтернативных способов использования ресурса.

Экономист, в отличие от бухгалтера, учитывает не только стоимость ресурсов, оплаченных в явном виде производителем их собственнику, но и стоимость неявно оплаченных ресурсов..

Технический прогресс приводит к снижению затрат на производство и последующему увеличению объема предложения. Государство, осуществляя законодательную деятельность, устанавливает правила поведения экономических агентов, взимает налоги с производителей. Государство занимается регулированием цен и стандартизацией товаров. Иногда оно осуществляет прямое вмешательство в процессы производства и обмена.

На микроуровне говорят об индивидуальном предложении, о совокупном предложении — реальном объеме национального производства, который может быть произведен всеми товаропроизводителями при различных уровнях цен.

 При анализе цен ресурсов  должны учитываться абсолютно  все факторы, участвующие в производстве  товара, включая географическое положение.

На объем предложения, кроме самого товара, оказывают влияние и такие факторы, как цены взаимозаменяемых и взаимодополняемых товаров, уровень технологии, деятельность государства, налоги, перспективные ожидания, степень монополизации производства и рынка и т.д.

Для потребителя цены - сдерживающий фактор, т. к. высокая цена вынуждает покупать меньшее количество товара.

Наравне с эластичностью спроса проявляет себя и эластичность предложения, которая характеризует относительные изменения между ценой и предложением товаров к реализации. Коэффициент эластичности предложения по цене выражает собой изменение производства и предложения товаров при увеличении или уменьшении товара на 1 %. Он рассчитывается как отношение процентного измерения величины предлагаемой продукции к процентному изменению в цене по формуле:

Es=%∆Qs/ %∆P.

Если при увеличении (уменьшении) цены на 1% предложение соответственно увеличилось тоже на 1%, то такая эластичность предложении называется единичной. Наклон кривых предложения дает определенное представление о степени эластичности предложения по цене товара. Чем положе кривая предложения товара, тем большей эластичностью оно обладает.

Исходя из закона предложения, можно сказать, что в отличие от спроса, стимулом к расширению производства товара, и, следовательно, увеличения его предложения является повышение цен.

Предложение, как и спрос, может быть эластичным, неэластичным и единичным.

 

 

3. Ценовые и неценовые факторы спроса и предложения

Выяснив закономерности, необходимо выяснить факторы, влияющие на спрос и предложение. Их условно принято делить на ценовые и неценовые.

Ценовой фактор – это цена на данный товар, она влияет на спрос обратно пропорционально.

Любая цена, назначенная фирмой, так или иначе, скажется на уровне спроса и предложения на товар.

Для замера спроса необходимо провести его оценку при разных ценах. На рисунке представлена оценка спроса на кукурузные хлопья. Спрос растет по мере снижения цены с 15 рублей до 10 рублей. Однако на уровне 6 рублей он начинает падать, т.к. люди думают, что кукурузные хлопья слишком дешевые и, следовательно, низкого качества.

 

Цена служит самым важным фактором количества любого покупаемого продукта, но существуют и другие факторы, которые влияют на покупки. Они называются неценовыми факторами. Когда они действительно изменяются, происходит сдвиг кривой спроса и кривой предложения. Поэтому их также называют факторами изменения спроса и предложения.

Рассмотрим влияние неценовых факторов, воздействующих на спрос:

1. Доходы населения. Как правило, при росте дохода увеличивается спрос на более дорогие, качественные товары. Товары, спрос на которые изменяется в прямой связи с изменением дохода, называются товарами высшей категории, или нормальными товарами. Вместе с тем существуют товары, потребление которых с ростом дохода уменьшается. Эти товары называются товарами низшей категории. Спрос на такие товары изменяется в противоположном направлении при изменении дохода: при росте дохода происходит снижение потреблении, а при уменьшении дохода- увеличение потребления.

2. Спрос и цены на  сопряженные товары. Взаимозаменяемыми называют такие товары , которые могут быть использованы для одних и тех же целей. Они удовлетворяют одну и ту же потребность. Приведет ли изменение цены на сопряженный товар к повышению или снижению спроса на рассматриваемый продукт, зависит от того, является ли этот родственный товар заменителем продукта или сопутствующим ему.

Когда два продукта взаимозаменяемы, между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь.

Когда два товара являются взаимодополняющими, изменение спроса на один товар приводит к такому же изменению на другой. Между ценой на один товар и спросом на другой наблюдается обратная связь.

Многие пары товаров являются независимыми, самостоятельными товарами, изменение цены на один очень мало повлияет или вовсе не повлияет на спрос на другой.

3. Размер рынка. Как правило, чем в большем объеме представлен товар на рынке, тем меньше его цена (сказывается конкуренция производителей), и, следовательно, тем больше спрос на него.

4. Число покупателей. Здесь  прямая зависимость: увеличение на рынке числа покупателей обуславливает повышение спроса. А уменьшение числа потребителей находит отражение в сокращении спроса.

5. Вкусы, предпочтения покупателей, национальные особенности. Учитывая  национальные особенности, надо исходить из того, что спрос не изменится, или изменится незначительно, если вырастет цена на товар, являющийся предметом повседневного спроса у людей, живущих на данной территории.

Благоприятное для данного продукта изменение потребительских вкусов или предпочтений, вызванное рекламой или изменением моды, будет означать, что спрос возрос по каждой цене. Неблагоприятные перемены в предпочтениях потребителей вызовут уменьшение спроса и смещение кривой спроса влево.

6. Ожидание. Потребительские ожидания относительно будущих цен на товары, наличие товаров и будущего дохода способны изменить спрос. Ожидание падения цен и снижения доходов ведет к сокращению текущего спроса на товары. Обратное утверждение также верно. Сдвиг кривой вправо показывает, что спрос увеличивается, а влево – уменьшается. Теперь рассмотрим неценовые факторы, влияющие на предложение.

1. Стоимость ресурсов. Цены  на ресурсы определяют издержки  произв

2. Технология. Применение  более совершенной технологии  удешевляет производство. При данных  ценах на ресурсы снижаются  производственные издержки, а, следовательно, увеличивается предложение.

3. Налоги и дотации. Повышение  налогов сокращает возможности  производителей, уменьшает объемы  производства, что приводит к  снижению предложения и смещению  кривой влево.

Дотации - это субсидии государства, помощь тем или иным производителям.

4. Цены на другие товары  также отражаются на объеме  производства.

5. Ожидания. Ожидая роста  цен, производители иногда придерживают  товар, чтобы создать временный  дефицит товара и ускорить  рост цен.

6. Конкуренция. Чем больше  фирм на рынке, тем больше предложение, и наоборот.

Здесь уместно вспомнить и о спросе, и о предложении.

Равновесная цена рассматривалась в противоположных концепциях рыночной цены. Одна из них высказана английскими классиками и К.Марксом и обосновывает приоритет предложения продавца (товаропроизводителя): цена - это денежное выражение стоимости товара, созданной трудом. Другое учение, развитое австрийской школой политической экономии, отстаивает приоритет спроса: потребности человека, полезность и ценность благ, а следовательно спрос покупателя, диктуют уровень рыночной цены.

 



 


 

 





 

 Равновесная цена.

 

Теперь рассмотрим указанные кривые на графике. Точка Е на графике - равновесная цена, свидетельствующая, что цена продавцов, совпадает с ценой покупателей. Планы как покупателей, так и продавцов оправдаются полностью: покупатели запланированным оптимальным образом удовлетворят свои потребности, а поставщики получат запланированную оптимальную прибыль.

Теория спроса и предложения, базирующаяся на концепции предельной полезности, не смогла раскрыть экономическую природу равновесной цены. Ведь в данной точке воздействие спроса и предложения на цену взаимопогашается, а поэтому не понятно, чему соответствует данный уровень цены.

Между тем несомненно, что равновесная цена и равновесное количество обладают следующими необыкновенными свойствами.

1. Товаров представлено  на рынке не больше и не  меньше, чем нужно для потребления  людей. Все затраты на производство  благ окупаются их продажей  по равновесной цене. Стало быть, достигнутое равновесие свидетельствует  о наибольшей экономической эффективности  сложившейся рыночной ситуации.

2. В точке равновесия  выражен и наибольший социальный  эффект. За равновесную цену потребитель  приобретает предельное количество полезностей.

3. На рынке не обнаруживается  ни избытка товаров (количества, которое излишне для продажи  при данном объеме доходов  населения), ни дефицита благ.

Предположим, что предложение увеличивается, а спрос сокращается. В этом примере совмещаются два эффекта снижения цены, которые дают большее снижение цены, чем при действии одного из эффектов. Направление изменения количества продукта зависит от относительных параметров изменения предложения и спроса. Предположим теперь, что предложение сокращается, а спрос возрастает. Наблюдаются два эффекта повышения цены. Если уменьшение предложения больше, чем увеличение спроса, равновесное количество продукта окажется меньше, чем оно было первоначально. Возможны так же случаи, когда предложение и спрос изменяются в одном и том же направлении.

Равновесное количество продукта однозначно уменьшается.

Величина спроса и величина предложения являются взаимозависимыми величинами. Пересечение кривых спроса и предложения определяет цену равновесия и равновесное количество продукции. Ситуация рыночного равновесия выгодна и продавцам товара, и потребителям. Изменение спроса и предложения оказывают влияние на изменение равновесной цены и равновесного количества, в разных случаях оно может быть различным.

4. Экономическое значение  исследования конъюнктуры рынка.

Общая цель рыночных исследований состоит в определении условий, при которых обеспечивается наиболее полное удовлетворение спроса населения в товарах данного вида и создаются предпосылки для эффективного сбыта произведенной продукции.

Конъюнктура рынка — это совокупность условий, при которых в данный момент протекает деятельность на рынке. Она характеризуется определенным соотношением спроса и предложения на товары данного вида, а также уровнем и соотношением цен.

Рассматриваются три уровня исследования конъюнктуры рынка: общеэкономический, отраслевой и товарный.

В связи с тем, что изучение конъюнктуры связано с текущим состоянием рынка, программа исследований должна быть ориентирована, прежде всего, на обоснование коммерческих решений, принимаемых на уровне предприятия, когда в основном ведутся исследования конъюнктуры конкретных товарных рынков. Однако при этом учитывается состояние общеэкономических и отраслевых условий реализации.

Служба изучения рынка предприятия анализирует данные о динамике производства товара в сопоставлении с заявками и заказами оптовых покупателей, анализирует сведения о движении товаров в розничной торговой сети.

Информация о работе Закон спроса и предложения