Доктрина развития кавказских Минеральных Вод

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 20:01, реферат

Краткое описание

Стратегия создавалась при участии ведущих научных и проектных институтов, представителей основных отраслей экономики, социальной сферы, органов власти всех уровней, представителей крупного и малого бизнеса, а также отраслевых и федеральных экспертов. Она является отражением консенсуса интересов федерального центра, края, региона, местного населения, наиболее влиятельных участников развития региона.
Для разработки и обсуждения Стратегии были созданы специальные организационные структуры.

Содержание

 ВВЕДЕНИЕ
 1. ОСОБЕННОСТИ РЕГИОНА
 2. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ВЫЗОВЫ
 Вызовы конца 20 века
 Вызовы 21 века
 3. КЛЮЧЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНА КМВ
 Проблемы природно-ресурсного комплекса
 Проблемы санаторно-курортного комплекса
 Проблемы в сфере экономики
 Проблемы в социальной сфере
 Проблемы территориального развития
 Проблемы транспортной и инженерной инфраструктуры
 Проблемы в управлении регионом
 4. КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА
 Комплексные рекреационные ресурсы
 Уникальные лечебно-оздоровительные технологии
 Богатое культурно-историческое наследие, высокая концентрация высших учебных заведений
 Выгодное географическое положение и важнейший транспортный узел
 Безопасность
 Инновационно-ориентированная политика края, хороший инвестиционный климат
 Наличие администрации КМВ - идеолога и координатора развития региона
 5. РЕЗУЛЬТАТЫ СЦЕНАРНОГО АНАЛИЗА И СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ВЫБОР
 6. ОБЩАЯ ИДЕОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ И МИССИЯ РЕГИОНА
 7. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ - ВИДЕНИЕ ЖЕЛАЕМОГО БУДУЩЕГО
 Видение желаемого будущего
 Стратегические цели
 8. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ
 8.1. Стратегия сохранения уникального природно-ресурсного комплекса
 8.2. Стратегия развития санаторно-курортного и туристско-рекреационного комплекса
 8.3. Стратегия развития экономики и хозяйственного климата
 8.4. Стратегия развития личности и общества
 8.5. Стратегия инфраструктурного и пространственного развития региона
 8.6. Стратегия совершенствования системы управления
 9. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПАРТНЕРЫ
 10. МЕХАНИЗМ И ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА КМВ

Вложенные файлы: 1 файл

Доктрина развития региона Кавказских Минеральных Вод.doc

— 313.50 Кб (Скачать файл)

Доктрина развития региона Кавказских Минеральных Вод

ОГЛАВЛЕНИЕ

  • ВВЕДЕНИЕ
  • 1. ОСОБЕННОСТИ РЕГИОНА
  • 2. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ВЫЗОВЫ
  • Вызовы конца 20 века
  • Вызовы 21 века
  • 3. КЛЮЧЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНА КМВ
  • Проблемы природно-ресурсного комплекса
  • Проблемы санаторно-курортного комплекса
  • Проблемы в сфере экономики
  • Проблемы в социальной сфере
  • Проблемы территориального развития
  • Проблемы транспортной и инженерной инфраструктуры
  • Проблемы в управлении регионом
  • 4. КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА
  • Комплексные рекреационные ресурсы
  • Уникальные лечебно-оздоровительные технологии
  • Богатое культурно-историческое наследие, высокая концентрация высших учебных заведений
  • Выгодное географическое положение и важнейший транспортный узел
  • Безопасность
  • Инновационно-ориентированная политика края, хороший инвестиционный климат
  • Наличие администрации КМВ - идеолога и координатора развития региона
  • 5. РЕЗУЛЬТАТЫ СЦЕНАРНОГО АНАЛИЗА И СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ВЫБОР
  • 6. ОБЩАЯ ИДЕОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ И МИССИЯ РЕГИОНА
  • 7. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ - ВИДЕНИЕ ЖЕЛАЕМОГО БУДУЩЕГО
  • Видение желаемого будущего
  • Стратегические цели
  • 8. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ
  • 8.1. Стратегия сохранения уникального природно-ресурсного комплекса
  • 8.2. Стратегия развития санаторно-курортного и туристско-рекреационного комплекса
  • 8.3. Стратегия развития экономики и хозяйственного климата
  • 8.4. Стратегия развития личности и общества
  • 8.5. Стратегия инфраструктурного и пространственного развития региона
  • 8.6. Стратегия совершенствования системы управления
  • 9. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПАРТНЕРЫ
  • 10. МЕХАНИЗМ И ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА КМВ

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Проект  по разработке "Стратегии социально  экономического развития эколого-курортного региона Кавказских Минеральных  Вод до 2020 года" (далее - Стратегия) реализован по инициативе Правительства  Ставропольского края и администрации Кавказских Минеральных Вод, в связи с выполнением поручения Президента Российской Федерации В. В. Путина Председателю Правительства Российской Федерации "разработать систему мер по государственной поддержке развития санаторно-курортного комплекса Кавказских Минеральных Вод" (12 августа 2004 г., Пр-1354 ГС).

Стратегия разработана в соответствии с  согласованной программой во второй половине 2006 г.

Стратегия создавалась при участии ведущих  научных и проектных институтов, представителей основных отраслей экономики, социальной сферы, органов власти всех уровней, представителей крупного и малого бизнеса, а также отраслевых и федеральных экспертов. Она является отражением консенсуса интересов федерального центра, края, региона, местного населения, наиболее влиятельных участников развития региона.

Для разработки и обсуждения Стратегии были созданы  специальные организационные структуры.

Состав  организационных структур был утвержден  распоряжением администрации Кавказских Минеральных Вод № 30 от 9 июня 2006 г.

Функции стратегического консультанта, обеспечивающего  научно-методическое сопровождение  разработки, выполняла отобранная по результатам конкурса команда санкт-петербургских  специалистов ФГУП "РосНИПИ Урбанистики" и МЦСЭИ "Леонтьевский центр".

1. ОСОБЕННОСТИ  РЕГИОНА

Особо охраняемый эколого-курортный регион Российской Федерации -Кавказские Минеральные  Воды (КМВ) представляет собой уникальное территориальное образование, расположенное  в границах округа горно-санитарной охраны уникального месторождения минеральных вод Кавминводского артезианского бассейна. В целях сохранения ценных лечебных природных ресурсов и государственной поддержки Кавказских Минеральных Вод был издан Указ Президента Российской Федерации от 27 марта 1992 г. № 309, которым Кавказским Минеральным Водам присвоен статус особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации. Федеральные законы "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" от 23 февраля 1995 г. №26-ФЗ и "Об особо охраняемых природных территориях" от 14 марта 1995 г. №33-ФЗ, а также Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. №136-ФЗ дополнили указанный статус, признав регион особо охраняемой природной территорией (по категорийности земель).

Особый  статус региону придан для сохранения природных свойств курортов Кавказских Минеральных Вод, обеспечения рационального использования лечебных и оздоровительных факторов, сбалансированного решения задач охраны окружающей среды, природно-ресурсного потенциала территории, ее социально-экономического развития в интересах государства.

На территории региона КМВ площадью 5,8 тыс. кв. км проживает около 1 млн. чел. постоянного  населения. Кроме того единовременно  в регионе находится не менее 40 тыс. чел. приезжих, которые отдыхают и лечатся.

Регион  расположен в границах Южного федерального округа, и в него входят территории трех субъектов Российской Федерации: Ставропольского края, Кабардино-Балкарской и Карачаево-Черкесской республик

Границы региона обусловлены задачей охраны запасов минеральных вод, которые используются на курортах. В границах региона выделены 4 курорта федерального значения: Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск; их федеральный статус подтвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 января 2006 г. № 14

Ядром региона является Кавказско-Минераловодская  агломерация, объединяющая Кисловодск, Ессентуки, Пятигорск, Железноводск, Лермонтов, Минеральные Воды и опирающаяся  на высокую транспортную связность  основных городов региона (рис. 5). Эта объективно единая система расселения по сути представляет собой мегаполис, численность населения которого, вместе с тяготеющим сельским населением, в перспективе может приблизиться к 1 млн. чел. Кавказско-Минераловодскую агломерацию можно рассматривать в одном ряду с одиннадцатью городами-миллионниками России. Самым крупным городом региона является Пятигорск (205 тыс. чел.) - второй после Ставрополя по численности населения город, имевший в определённый исторический период статус краевой столицы.

Функции по единому государственному управлению, обеспечивающему приоритеты развития курортного дела, соблюдение природоохранного режима, организацию рационального  недропользования с 1992 года возложены  на администрацию КМВ. Руководитель администрации КМВ назначается Президентом Российской Федерации по представлению Главы администрации Ставропольского края и является его заместителем.

В регион входят (по Постановлению Правительства  Российской Федерации от 6 июля 1992 г. № 462) полностью или частично 11 муниципальных образований Ставропольского края, имеющих органы местного самоуправления (городские округа: Георгиевск, Минеральные Воды, Железноводск, Пятигорск, Ессентуки, Кисловодск, Лермонтов и муниципальные районы: Минераловодский, Георгиевский, Предгорный, и небольшая часть Андроповского), а также 4 малонаселенных района Кабардино-Балкарской и Карачаево-Черкесской Республик.

Регион  в целом не является единицей наблюдения государственной статистики, поэтому  приводимые ниже данные получены на основе суммирования официальных статистических показателей по муниципальным образованиям и экспертных оценок. Список муниципальных образований, которые учитываются в расчетах, не включает Андроповский район Ставропольского края, а также районы Кабардино-Балкарской и Карачаево-Черкесской республик.

По основным показателям, характеризующим уровень  и качество жизни, регион КМВ, как  и Ставропольский край в целом, находится  ниже общероссийского уровня и соседних субъектов Федерации. ВРП Ставропольского  края в расчете на одного жителя ниже 50% от среднего по стране. Денежные доходы населения края составили 61,3% от уровня среднедушевого денежного дохода в целом по России и были ниже, чем в соседних регионах (Ростовская область - 77,8%, Волгоградская область - 71,6%, Краснодарский край - 64,4%). В Ставропольском крае в 2004 г. превышение среднедушевых доходов над прожиточным минимумом было наименьшим среди субъектов Южного федерального округа - 180%. В регионе КМВ отмечается высокий уровень бедности (от 30 до 40%).

Регион  КМВ - крупнейший и уникальный курортный регион Российской Федерации, который может обеспечивать существенное улучшение здоровья не менее 1 млн. чел. в год. Это обстоятельство, крайне важное для национальных интересов России в условиях демографического спада и ухудшения здоровья населения, предопределяет основное направление развития региона КМВ и необходимость его государственной поддержки. Если отвлечься от уникальных лечебных факторов и рассматривать регион КМВ в ряду других мест туризма, то его роль относительно невелика - доля региона КМВ в общем физическом объеме рынка внутреннего туризма России составляет примерно 2,2 %. Однако в объеме услуг российского санаторно-курортного комплекса доля региона существенно выше и составляет около 10%.

В регионе  также развиты сельскохозяйственное и промышленное производство, транспорт, логистика и торговля, обеспечивающие занятость и доходы значительной части населения. На регион КМВ приходится более 35% розничного товарооборота, более 25% промышленного производства, более 20% инвестиций в основной капитал, более 10% сельскохозяйственного производства Ставропольского края.

Специализацию региона КМВ определяют 3 крупных  агрегированных отраслевых комплекса, каждый из которых занимает существенную долю в общем объеме занятости  и хозяйственной деятельности и является основой формирования соответствующего кластера:

  • санаторно-курортный и туристско-рекреационный комплекс;
  • комплекс торговля-транспорт-логистика;
  • агропродовольственный комплекс.

На территории региона выделяются зоны хозяйственной специализации - курортные и промышленные города, а также сельскохозяйственные районы

2. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ  ВЫЗОВЫ

Вызовы, с которыми столкнулся регион в последние  десятилетия, и которые будут  действовать в будущем, можно  классифицировать по времени возникновения и силе влияния:

Вызовы  конца 20 века, продолжающие действовать  Вызовы 21 века:

Высоко  значимы

  • Развал СССР и открытие границ.
  • Глобализация и обострение конкуренции.
  • Межэтническая напряженность и конфликты на Северном Кавказе.
  • Вступление России в ВТО.
  • Ужесточение конкуренции в индустрии гостеприимства.
  • Экономический рост в России.

Значимые

  • Реформы государственного устройства России.
  • Миграционное давление.
  • Ухудшение состояния здоровья населения России.
  • Увеличение общественных расходов на укрепление здоровья нации.

Вызовы  конца 20 века

Развал  СССР и открытие границ. Глобализация и обострение конкуренции

Открытие  границ и последовавший в начальный  период перехода страны к рынку глубокий экономический кризис явились негативными  факторами, как для большинства отраслей экономики, так и для санаторно-курортного комплекса региона КМВ. Сокращение доходов большинства населения и снижение государственной поддержки привели к резкому снижению спроса на услуги курортов КМВ. Немногочисленные платежеспособные слои населения осваивали новые зарубежные курорты, а большинство граждан России утратило способность платить за отдых и лечение. Произошла существенная перестройка экономических взаимоотношений санаторно-курортных учреждений и государства, в частности, в первые годы перестройки резко снизилось государственное финансирование санаторно-курортного лечения из фондов социального страхования, уменьшились отчисления на эти цели из средств предприятий. Это привело к тому, что санаторно-курортные учреждения во многом утратили свою социальную значимость. Число отдыхающих резко сократилось, особенно во внесезонное время. Материальная база курортов за годы экономического кризиса пришла в упадок. Некоторые санатории стали нерентабельными и закрылись.

Межэтническая напряженность и конфликты на Северном Кавказе

Относительная безопасность региона КМВ по сравнению  с соседними республиками российского  Кавказа стала фактором, благоприятствующим миграции в регион населения и  экономической деятельности. Возникло усиленное миграционное давление на регион, временами превышающее его адаптационную емкость. Но появились и неожиданные возможности в сфере оптовой и розничной торговли, обслуживающей потребности менее безопасных соседей. Регион стал своеобразной перевалочной базой, центром дистрибьюции, куда завозятся оптовые партии товаров крупными поставщиками; затем мелкими партиями поставляются в соседние регионы.

Реформы государственного устройства России

Для региона, традиционно находившегося под  государственным управлением и  опекой, серьезным вызовом стало наделение местного самоуправления большими полномочиями в сфере использования земли и регулирования градостроительной деятельности. Отсутствие в действующем земельном законодательстве чёткого механизма наделения органов государственной власти различного уровня полномочиями в сфере землепользования, привели к утрате государственного контроля над охраняемыми землями курортно-рекреационного назначения и к рассогласованиям градостроительного развития курортно-рекреационной агломерации.

Миграционное давление

Главным вызовом региональной демографической  политике является усиливающееся давление потока иммигрантов не востребованных по своей квалификации. В самом  общем виде решение этой проблемы заключается в координации программ поддержки иммиграции с кадровыми потребностями работодателей, находящихся на территории региона.

Информация о работе Доктрина развития кавказских Минеральных Вод