Динамика населения России и её компоненты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 00:38, доклад

Краткое описание

Фундаментальная причина снижения рождаемости - завершение к концу XX столетия демографического перехода (перехода от многодетности к малодетности). Другая причина - "конъюнктурный" рост рождаемости в 1980-е гг. вследствие принятых в 1981 г. мер по помощи семьям с детьми. Запланированные семьями рождения в наибольшей мере сконцентрировались в коротком промежутке 1983 - 1987 гг. В результате женщины, выполнившие свои репродуктивные планы, с наступлением 90-х г. превратились в "репродуктивный балласт". Третья причина - влияние системного, прежде всего, экономического кризиса.

Вложенные файлы: 1 файл

ДИНАМИКА НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ И ЕЁ КОМПОНЕНТЫ В 2001.docx

— 45.23 Кб (Скачать файл)

стр. 46

 

Таблица 5. Соотношение между общими и  стандартизованными показателями рождаемости  и смертности (стандартизация проведена по возрастной структуре 2005 г.)

Показатели

Годы

2005

2006

2007

2008

2009

ОКР

10,9

10,4

11,3

12,1

12,4

СтКР

10,9

10,3

11,1

11,8

12,1

ОКС

16,1

15,2

14,6

14,6

14,2

СтКС

16,1

14,9

14,1

13,9

13,3


Таблица 6. Вклад в изменение  рождаемости возрастных коэффициентов  и сдвигов в половозрастной структуре населения

Годы

Вклад изменения возрастных коэффициентов рождаемости (%)

Вклад изменения половозрастной структуры населения (%)

2006 к 2005

47

53

2007 к 2006

91,5

8,5

2008 к 2007

94,1

5,9

2009 к 2008

100

-


ности репродуктивного контингента, в 2008 г. на долю мер демографической политики - чуть более 60%, а в 2009 г. вся прибавка относится к увеличению численности женщин репродуктивного возраста. Постарение населения много больше и к тому же существеннее динамика.

Расчеты влияния на динамику рождаемости, структурных и иных факторов можно  выполнить индексным методом, предложенным В. Н. Архангельским. Им же выполнены  расчеты, представленные в таблице 6.

При всей разности результатов, полученных различными методами, они, тем не менее, одинаково характеризуют тенденцию: сперва была велика роль структурного фактора, затем основной вклад в прирост рождаемости внесли новые меры демографической политики, их значение снизилось в 2008 г. и полностью прекратило оказывать влияние на динамику рождаемости в 2009 г.

Таким образом, страна вступила во второе десятилетие XXI в. в ситуации, когда, во-первых, перестали действовать меры демографической политики в области рождаемости и менее результативными становятся меры в области смертности; и, во-вторых, на фоне сокращения их вклада в рост рождаемости и сокращение смертности происходит повышение значимости процессов изменения численности репродуктивных контингентов и постарения населения.

Будущее формируется в настоящем. Специфика складывающейся ситуации состоит не только в том, что кардинально снизилась действенность мер демографической политики, но и в том, что в наступившем десятилетии на демографическое развитие России будут влиять несколько обстоятельств, неблагоприятных для динамики рождаемости, смертности и миграции населения.

Первое из этих обстоятельств, которое  будет негативно воздействовать на демографическое развитие России, это созданная в 80 - 90-е гг. XX века демографическая волна. В 1983 - 1987 гг. рост родившихся до 2,4 - 2,5 млн. в год, а затем, в 1996 - 2001 гг. резко упал до 1,2 - 1,3 млн. Движение различных по численности контингентов в социальной сфере скачкообразно меняет потребность в образовательных, воспитательных и других учреждениях, определяет численность и структуру репродуктивного и экономически активного населения и др. Так, в 2020 г. численность женщин репродуктивного возраста будет меньше нынешней примерно на 5 млн., причем все это

стр. 47

 

сокращение придется на самый активный репродуктивный возраст. Женщин в возрасте 20 - 29 лет будет меньше на 40%. Для компенсации такого сокращения репродуктивных контингентов с тем, чтобы в 2020 г. родились 1,7 млн. детей потребуется увеличение суммарного коэффициента рождаемости до 1,95. Иначе не будут достигнуты ориентиры, установленные Концепцией демографической политики России на период до 2025 г.

Второе. В течение первого десятилетия XXI в. происходило постарение возрастной модели рождаемости. В 2000 г. средний  возраст матери при рождении детей составлял 25,8 года, к 2005 г. возрос до 26,6, а в 2009 г. достиг 27,4 года. В 2008 г. впервые в целом по России коэффициент рождаемости в возрастной группе 25 - 29 лет оказался выше, чем в возрасте 20 - 24 года. В 2009 г. уже в 44 субъектах РФ уровень рождаемости у 25 - 29-летних женщин был выше, чем у 20 - 24летних. В Санкт-Петербурге в 2008 г. впервые коэффициент рождаемости в возрастной группе 30 - 34 года оказался больше, чем в 20 - 24 года. В 2009 г. такая ситуация была и в Москве. Продолжение этого процесса будет сдерживать рост рождаемости.

Третье. В наступившем пятилетии (это пока остается гипотезой) сокращение количества рождений возможно также в результате происшедшего в 2007 г. резкого увеличения вторых рождений, явления, напоминающего "тайминговый сдвиг" начала 1980-х гг.. Дело в том, что существенный рост в 2007 г. вторых рождений, либо вызван увеличением числа семей, решивших обзавестись вторым ребенком, либо спровоцировал более раннее выполнение репродуктивных планов теми, кто осуществил бы это, но в более поздние сроки.

Четвертое. Произойдет также дальнейшее постарение населения, увеличение в  нем доли лиц старше трудоспособного  возраста. Согласно среднему прогнозу Росстата, к началу 2015 г. доля этой категории населения достигнет 23,7% по сравнению с 21,6% в 2010 г., к началу 2020 г. достигнет 25,9, а к 2025 г. - 27,2%. Увеличение доли пожилого населения, не говоря уже о росте социальных издержек, непременно приведет к росту умерших, что может быть нивелировано лишь сокращением показателей смертности во всех, в т.ч. и старших возрастах.

Пятое. За двадцать лет после развала  Советского Союза, в образованных на постсоветском пространстве государствах, существенно сократился миграционный потенциал для России. Из 25,3 млн. русских, оставшихся за пределами их исторической родины, часть вернулась в Россию (около 4 млн. человек), часть (уроженцы смешанных браков разных поколений) сменила национальную принадлежность (их только в Украине оказалось 1,8 млн. человек), часть умерших заменили лица, родившиеся в 1980-е гг., 1991 - 2010 гг. и прошедшие социализацию в уже иных социальных условиях и т. д. По нашей оценке, миграционный потенциал русских в новом зарубежье ныне не превышает 5 млн. человек.

Миграционный потенциал существенно  сократился, если не иссяк полностью, в Беларуси и Украине. В Казахстане он минимизировался в связи с быстрым социально-экономическим развитием. В прибалтийских государствах он изначально был невелик. Остаточный миграционный потенциал из числа русских и других титульных для России народов сохранился пока в государствах Средней Азии. Население, прибывающее ныне в Россию из государств нового зарубежья - в основном временные трудовые мигранты и лишь в малой степени могут быть миграционным потенциалом для страны.

Таковы трудности, которые будут влиять на повышение рождаемости и сокращение смертности в ближайшие годы. Очевидно, что в этих условиях должно существенно возрасти значение миграции. Тем не менее, её роль в демографической динамике зависит от показателей рождаемости, смертности и естественной убыли. Их желаемые уровни определены Концепцией демографической политики России до 2025 г., утвержденной Указом Президента РФ в 2006 г. При демографических параметрах, приводимых в таблице 7, среднегодовой миграционный прирост не должен быть менее 350 - 400 тыс. человек при нынешних 250 тыс.

Достижение намеченных Концепцией пороговых значений рождаемости, смертности и соответственно миграции будет  зависеть как от " силы" государственных  мер, так и от времени их реализации. В частности, необходимо учитывать то, что создан-

стр. 48

 

Таблица 7. Демографические показатели, намеченные на 2015 и 2025 гг. Концепцией демографической  политики России на период до 2025 г.

Показатели

2010

2015

2025

СКР

1,590

1,685

1,944

ОПЖ

68,9

70

75

Число родившихся, тыс. человек

1790

1750

1500

Число умерших, тыс. человек

2031

2000

1700

Естественная убыль, тыс. человек

241

-250

-200

Численность населения на конец года, млн. человек

142 - 143*

142 - 143

145


* 142 млн. по данным  текущего учета, 143 млн. - по данным переписи населения 2010 г.

ная в 1980 - 90-е гг. демографическая волна, хотя и скажется в наибольшей мере на числе родившихся в 2020-е гг. действие ее станет ощущаться уже с 2015 г. С этого времени пополнение наиболее активной в репродуктивном отношении группы будет происходить из лиц, родившихся начиная с 1990 г., когда в 1990 г. их число было меньше на полмиллиона, чем три-четыре года назад. В 2020 г. эту категорию пополнят появившиеся на свет во второй половине 1990-х гг. (число родившихся в 1996 - 2000 гг. было на 1/3 меньше, чем в 1986 - 1990 гг.). Такое влияние демографической волны должно учитываться при проектировании вклада различных компонентов в демографическую динамику, во всяком случае, не откладывать на завтра (на 2015 г. и позже), то, что надо делать уже сегодня (начиная с 2011 г.).

Сказанное выше относится также  и к миграционному сальдо, необходимому как для компенсации естественной убыли, так и обеспечения заданной на 2015 и 2025 гг. численности населения. Оно должно быть наибольшим в наступившее десятилетие, что связано с тем, что масштабы миграционного потенциала в новом зарубежье с годами становятся все меньше и меньше.

Что делать? Для противостояния трудностям, с которыми страна столкнется в ближайшие 15 лет, необходимо своевременно разработать и начать осуществление ряда упреждающих мер, вводимых в течение 3 - 4 лет в определенной очередности по регионам в зависимости от уровня их демографического неблагополучия. Причем объем вводимых льгот должен нарастать для каждой группы регионов тоже в течение нескольких лет. Пик введения наиболее сильных мер должен приходиться на самые "провальные" годы, когда в возраст наибольшей фертильной активности будут входить женщины, родившиеся в конце 1990-х гг.

Разработка новых мер демографической политики должна вестись по ряду направлений, среди которых стимулирование рождения вторых и третьих детей, снижение возраста вступления в брак и более ранних сроков рождения первого ребенка, пенсионные льготы и др. Все эти и другие меры должны пройти тщательную профессиональную проработку, изучить накопленный российскими регионами в последние 10 лет опыт разработки и реализации программ демографического развития, в т.ч. и на муниципальном уровне, принять во внимание мнение населения об уже применяемых и предлагаемых им мерах.

Помимо разработки федеральных  мер, должны активизироваться в этой сфере и регионы, для чего необходимо, прежде всего, повышение профессионального  уровня работников, занимающихся демографической  тематикой. Анализ отчетов по мониторингу, направляемых в Минздравсоцразвития соответствующими региональными органами, свидетельствует о том, что эта проблема давно назрела.

Наконец, как показал опыт 1980-х  гг. и первого десятилетия нового столетия, применению новых мер демографической политики должно предшествовать доведение до населения информации об его составе и численности. Так, установленные в 1981 г. меры помощи семьям с детьми сразу же привели к росту рождаемости. Уже в 1983 г. число рожденных достигло 2478 тыс. или превысило уровень 1981 г. на 241 тыс. Затем оно стало снижаться: в 1984 г. относительно предшествующего года - на 68 тыс.

стр. 49

 

стр. 50


и в 1985 г. - на 35 тыс. Но с началом  перестройки и обещанием М. С. Горбачева создать в стране социализм "с человеческим лицом" уже в 1986 г. число рождений увеличилось на 111 тыс., и в 1987 г. - еще на 14 тыс., достигнув 2,5 млн. человек. Происшедшее называется "синдром Горбачева" (люди поверили в перемены и возможность жить по-человечески). Но вскоре вместе с разочарованием началось снижение рождаемости. В 1988 г. число родившихся снизилось сразу на 152 тыс. Происшедшее просматривается и по динамике суммарного коэффициента рождаемости.

Нечто подобное произошло и в  середине первого десятилетия XXI века. В мае 2006 г. было объявлено о введении новых мер демографической политики, прежде всего, предоставлении материнского капитала при рождении второго ребенка. Население сразу же откликнулось на призыв рожать. Уже с апреля 2007 г. началось постоянное помесячно превышение родившихся относительно предшествующего года, а с июля стало выше, чем в соответствующие месяцы всех лет, начиная с 1993 г. С учетом того, как в 2006 г. информировалось население о материнском капитале и других мерах, которые намечалось ввести с 2007 г., необходимо, чтобы введению дополнительных мер демографической политики предшествовало развертывание в СМИ соответствующих информационных кампаний.

Сможет ли страна противостоять  тем демографическим трудностям, с которыми она столкнется уже  в ближайшие годы, всецело зависит от тех усилий, которые предпримет государство, чтобы реализовать цели Концепции демографической политики. Не хочется думать, что с намеченной целью довести к 2025 г. численность населения России до 145 млн. человек, произойдет то же, что случалось уже много раз, как, в частности, завершали строительство коммунизма к 1980 г., по Н.

С. Хрущеву, или обеспечили всем семьям отдельные квартиры к 2000 г., по М. С. Горбачеву. Без коммунизма и отдельных квартир  для всех Россия хорошо ли плохо, но прожила. Выживет ли она без людей? Навряд ли.




Информация о работе Динамика населения России и её компоненты