Государство Кипчаков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 17:41, реферат

Краткое описание

Примерно в ІХ-Х веках н.э. в степях Евразии начинается процесс выделения этнических групп из объединений племён — славянских, романо-германских, тюркских и других. Именно на этом отрезке времени, на западе сформировалось древне-русское государство, а на территории Казахстана Х в. появляется новое мощное государство кочевых тюркоязычных племён — кипчакское, которое стало прямым преемником кимакского. Предки кипчаков сиры кочевали в IV–VII вв. в степях между монгольским Алтаем и восточным Тянь-Шанем и упоминались в китайских источниках как народ «сеяньто». Образованное ими в 630 г. государство было затем уничтожено китайцами и уйгурами. Остатки племени отошли в верховья Иртыша и степи восточного Казахстана. Они получили название кипчаки, что, по легенде, означало «злосчастные».

Содержание

1. Этнический состав и происхождение кипчаков ………………………..3

2. Хозяйство, общественно-политический строй………………………….5

3. Упадок государства кипчаков………….………………………………...7

Заключение…………………………………………………………………..9

Список использованной литературы……………………………………...10

Вложенные файлы: 1 файл

Государство кипчаков.doc

— 61.50 Кб (Скачать файл)

 

 


Содержание

 

 

1. Этнический состав и происхождение кипчаков ………………………..3

 

2. Хозяйство, общественно-политический строй………………………….5

 

3. Упадок государства кипчаков………….………………………………...7

 

Заключение…………………………………………………………………..9

 

Список использованной литературы……………………………………...10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Этнический состав и происхождение кипчаков

 

 

Примерно в ІХ-Х  веках н.э. в степях Евразии начинается процесс выделения этнических групп из объединений племён — славянских, романо-германских, тюркских и других. Именно на этом отрезке времени, на западе сформировалось древне-русское государство, а на территории Казахстана Х в. появляется новое мощное государство кочевых тюркоязычных племён — кипчакское, которое стало прямым преемником кимакского.

Предки кипчаков сиры кочевали в IV–VII вв. в степях между монгольским Алтаем и восточным Тянь-Шанем и упоминались в китайских источниках как народ «сеяньто». Образованное ими в 630 г. государство было затем уничтожено китайцами и уйгурами. Остатки племени отошли в верховья Иртыша и степи восточного Казахстана. Они получили название кипчаки, что, по легенде, означало «злосчастные».

Термин «кюеше» или «цзюеше», упомянутый в 201 г. до н.э., воспринимается многими исследователями-кипчаковедами как первое упоминание кипчаков в письменных источниках.

Однако более достоверное  упоминание их под именем «кибчак» — в надписи на так называемом Селенгинском камне (759 г.) «кипчак», «кыфчак» — в сочинениях мусульманских авторов: Ибн-Хордадбеха и Гардизи (IX в.), Махмуда Кашгари (IX в.), Ибн-Асира (XIII в.), Рашид ад-дина, ал-Омари, Ибн-Хал-дуна (XIX в.) и других. Русские летописи (XI-XIII вв.) называют их половцами и сорочинами, венгерские — палоцами и кунами, византийские источники и западноевропейские путешественники (Рубрук - XIII в. и др.) — команами (куманами), а позднее в арабских источниках их стали называть мамлюками.

Кипчаки сложились как этнос в Центральном и Восточном Казахстане в VIII в. Кочевавшие здесь племена кангаров, карлыков, кимаков и кыргызов в середине VIII в. были объединены под властью сиров-кипчаков, пришедших с Алтая. Они дали своё имя возникшему объединению племён, которое стало называться кипчакским.

В середине ХІ – начале ХІІ века окончательно формируются пять основных групп кипчакских племён: 1) алтайско-сибирская; 2) казахстанско-приуральская; 3) подонская; 4) днепровская, включая крымскую подгруппу; 5) дунайская, включая балканскую подгруппу. Кроме того, отдельные группы кипчаков известны также в Фергане, Восточном Туркестане, Кашгари.

В первый период политической истории кипчаки выступали совместно с кимаками, активно действуя в составе кимакского союза племён в борьбе за новые пастбища.

К концу Х века в  степях Казахстана меняется политическая обстановка. Здесь исчезает этническое имя «кимак». Постепенно политическая власть переходит к кипчакам. В начале XI в. они вплотную продвигаются к северо-восточным границам Хорезма, вытесняя огузов из низовьев Сырдарьи, и заставляют их переселяться в Среднюю Азию и степи Северного Причерноморья.

К середине XI в. кипчакам подчинялась почти вся обширная территория Казахстана, за исключением Семиречья. Восточная граница их остаётся на Иртыше, западные пределы достигают Едиля (Волги), на юге — района реки Талас, а северной границей служили леса Западной Сибири. В этот период вся казахская степь называется Кипчакской Степью или «Дешт-и-Кипчак».

В середине XI века кипчаки переходят Едиль и за короткое время подчиняют себе многочисленные западно-кангарские племена долины рек Тен и Узеу (Днепр). К началу XII века земли, занятые кипчаками, разделяются на два крупных объединения. Кипчаки, обитавшие к западу от Едиля, объединились в конфедерацию во главе с ханами из рода токсаба. Она разделялась на области тенских кипчаков, от Едиля на востоке до Кавказских предгорий на юге и Тена — на северо-западе, и области узеуских кипчаков, известных также как половцы и куманы, располагавшихся в степях Северного Причерноморья (Поле Половецком) от Тена на востоке до низовий Дуная и Карпат на западе. Во главе этих образований стояли ханы династий Шару хана и Бонек хана.

Кипчаки, жившие на территории Казахстана, образовали более централизованное государство, во главе которого стояли ханы из рода ельбори. Легенды называют основателем этого государства Абар хана (XI в.).

В XI-XII веках восточно-кипчакское государство разделялось на два крыла. Правое крыло, занимавшее торгайские степи, бассейны рек Жем, Жаик, Едиль, а также полуостров Мангыстау, возглавлялось ханами ельбори. Здесь же, в районе Торгая и располагалась ставка верховного хана. Левое крыло занимали земли Центрального и Восточного Казахстана, от Сырдарьи до Иртыша и Есиля. Столицей был город Сыгнак, во главе которого стояли ханы из племени кайы-уран.

 

 

 

2. Хозяйство, общественно-политический  строй

 

 

Основным занятием кипчаков было кочевое  скотоводство. Они разводили верблюдов, овец, лошадей и рогатый скот. Они имели торговые связи и политические связи с русскими князьями в ХІІ–ХІІІ вв.

Кипчакское общество было социально и сословие неравным. Основой имущественного неравенства была частная собственность на скот. Основным богатством служило число лошадей. Многие в стране кипчаков, как сообщают письменные источники, владели, несколькими тысячами прекрасных лошадей, а некоторые из них 10- и более - тысячными табунами. Посягание на собственность строго каралось, считалось наказуемым, по устоявшимся нормам обычного права (торе). Скот, находившийся в частной собственности кипчакских семейств, отмечался родоплеменными метками (тамгами).

Обладая огромными стадами, аристократия была и фактическим собственником пастбищ, на которых содержался этот скот, хотя юридически собственность и не фиксировалась. Право распоряжения пастбищами и регулирования перекочевками принадлежало кипчакским ханам и племенной знати.

На другом полюсе находились непосредственные производители — скотоводы. Рядовые общинники были в своей основной массе свободными. Однако через отдачу себя и своего имущества под защиту сильного сородича проявлялась их зависимость от власть имущих. С потерей скота, а следовательно и возможности кочевать, свободный общинник переходил в категорию оседлых жителей (ятуков). Но как только у бедного ятука появлялось достаточное количество скота, он снова переходил в лоно кочевого хозяйства.

Самую бесправную группу в кипчакском обществе составляли рабы, которые пополнялись за счёт военнопленных. Рабы шли главным образом на продажу, и лишь часть их использовалась в хозяйстве в качестве слуг.

Рельефно была выражена строгая иерархическая система  господствующей аристократической верхушки (ханы, тарханы, баскаки, беки, баи), наряду с этим роды и племена также разделялись по своей социальной значимости.

Власть кипчакских ханов передавалась по наследству от отца к сыну. Династийным родом считался ельбори, из числа которых выходили ханы. Ханской ставке называвшиеся Ордой, находился аппарат управления хана, ведавший ханским имуществом, и ханской армией. В военно-административном отношении Кипчакское ханство, следуя древнетюркским традициям, делилось на два крыла: правое — со ставкой на реке Урал на месте города Сарайчик, и левое — с резиденцией в городе Сыгнаке. Более мощное было правое крыло. Военной организации и военно-административной системы управление придавалась исключительное значение, ибо они отражали специфику кочевого быта и были наиболее органичными и удобными для кочевого способа существования.

Кроме верховного хана кипчакские роды имели своих ханов. В аристократическую верхушку входили также тарханы, беки, баскаки и др. Ставка хана была в городе Сыгнаке.

Кипчаки были не только кочевниками-скотоводами, но и городскими жителями. В их владениях располагался ряд крупных городов: Сыгнак, Джент, Барчынлыкент — на Сырдарье, Канглыкент — на Иргизе, Саксин — в низовьях реки Едиль, Таматархан (Тмутаракань русских летописей) — на Таманском полуострове и Шарухан — недалеко от современного Харькова. Кроме того, кипчаки составляли значительный процент населения Ясы, Отрара, Ургенча и крымских городов.

Кипчаки обладали мощными  по тем временам военными силами. Их основу составляла мобильная лёгкая и тяжёлая конница, вооружённая луками, саблями, копьями, шлемами и лёгкими доспехами. Половецкие отряды активно использовали тактику засад, стремительных и внезапных конных набегов, глубокого вторжения в тыл противника с целью его окружения. Находясь в обороне, окружали свои стоянки повозками.

 

 

 

3. Упадок государства Кипчаков

 

 

В конце XII в. кипчаки переживают период кризиса. Сыгнакское владение, воевавшее на два фронта — против кара-киданей в Семиречье и Хорезма на Сырдарье, — вынуждено было пойти на союз с последним и постепенно попадает под его зависимость. В 1182 г. хан Алп-Кара-Уран направил хорезмшаху посольство во главе со своим сыном Кадыр-Бугу ханом, который заключил союз с Хорезмом против кара-киданей. Поход, состоявшийся летом того же года, закончился победой, и кипчаки освободили от киданей город Тараз с окрестностями. Однако вскоре союзники стали враждовать между собой ив 1195 г. хорезмшах Текеш выступил в поход против Кадыр-Бугу хана. В начале кипчаки отступили, но воины-урани, составлявшие основную часть гвардии хорезмшаха, известили хана кипчаков о своём намерении перейти на его сторону. Ободрённый хан победил хорезмшаха, которому с трудом удалось спастись. Однако вражда между Кадыр Бугу ханом и племянником Алп-Дерек-и-налом ослабила кипчаков и в 1200 г. Алп-Дерек, ставший новым ханом, признает себя вассалом Хорезма. После победы хорезмшаха над кара-киданями Алп-Дерек получил в управление все земли по среднему и нижнему течению Сырдарьи. В 1210 г. он перенёс столицу в Отрар и стал править от имени хорезмшаха, приняв титул Гайыр хана.

Западные кипчаки в этот период терпят ряд поражений от русских князей. В 1183 г. объединённые русские силы разгромили хана Кобека, правителя узеуских кипчаков, на реке Орели. В 1185 г. хан тенских кипчаков Кунашык (Кончак) двинулся на Русь, но дважды потерпел поражение и был вынужден отступить. Новгород-северский князь Игорь решил добить ослабленных кипчаков и поживиться за счёт военной добычи, но его поход в 1185 г. закончился полным разгромом русских войск на реке Каяле, что было описано в «Слове о полку Игореве». В этой битве принимали участие и западно-казахстанские кипчаки во главе с Казак ханом. В начале XIII в. часть кипчаков во главе с ханами принимают христианство. Узеуский хан при крещении получил имя Данилы Кобяковича, а сын Кунашыка — Юрия Кончаковича. После смерти последнего, власть над тенскими кипчаками переходит хану Котану.

В 1054–1055 кипчаки впервые  появились у границ Переяславского княжества и вскоре начали набеги на раздробленную Русь (1068, 1092, 1093, 1096), Венгрию (1070, 1091, 1094) и Византию (1087, 1095). Однако, русские князья не только воевали с кипчаками, и было время, когда они совместно выступали против общего врага. Например, общеизвестно, что в первую битву с монгольскими ордами в 1223 году на реке Калке русские князья выступили в союзе с половецким (кыпчакским) ханом Катоном. Нередко кипчаки вступали в союз с отдельными русскими князьями и вместе с ними нападали на владения их соперников. В свою очередь, князья часто роднились с половецкими ханами.

 

 

 

Заключение

 

 

Кипчаки сыграли важную роль в развитии таких стран, как Индия, Египет, Болгария, Китай, Византия, Грузия, Хорезм в эпоху средневековья. Кипчаки стали заметным компонентом этногенеза казахов, ногайцев, крымских, сибирских, татар, башкир, каракалпаков, узбеков, кыргызов, балкарцев, кумыков, туркмен и других тюркских народов, а по мнению Л.Н. Гумилева — и украинцев. Они вошли в состав турецкого, венгерского, грузинского, болгарского, русского, украинского, монгольского, китайского, индийских и арабских народов.

Известно, что домонгольский  период кипчаки во главе с ханом Атраком играли важную роль в военной организации Грузинского царства Давида ІV и его преемников. Кипчак Шамсад-Дин Ильдигиз был основателем династии Ильдигизидов в Азербайджане. В тяжёлые времена Византийской империи времена начала ХІ века, когда её существованию угрожали тюрки сельджуки с востока, а печенеги с севера вступив в союз с императором Алексеем, оказали ему помощь разгромив печенегов. Кипчаки были самыми многочисленными из всех тюркоязычных народов Центральной Азии и Восточной Европы.

Таким образом, Кипчакское ханство было в XI – XII вв. сложившимся раннефеодальным государством, продолжившим и развившим традиции древнетюркской государственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. История Казахстана с древнейших времён до наших дней, Очерк, — Алма-Ата, 1993.

2. История Казахской ССР в 5-ти томах. — Алма-Ата, 1977-1980.

3. Кляшторный С., Султанов Т. Казахстан. Летопись трех тысячелетий., — Алма-Ата, 1922.

4. Гумилев Л.Н. Древние тюрки. — Алма-Ата, Наука, 1993.


Информация о работе Государство Кипчаков