География железнодорожного транспорта России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2013 в 08:53, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы - изучение показателей деятельности, экономических проблем, перспектив развития железнодорожного транспорта России.
Задачи исследования:
- раскрыть значение железнодорожного транспорта в экономике страны, показать его роль в развитии территориального разделения труда, развитии рыночных отношений в стране, раскрыть его преимущества перед другими видами транспорта;
- раскрыть основные этапы и условия развития железнодорожного транспорта;
- провести анализ и дать экономическую оценку деятельности железнодорожного транспорта;
- раскрыть проблемы и перспективы развития железнодорожного транспорта;

Содержание

Введение 3
1. Значение железнодорожного транспорта в экономике страны 5
1.1. Показатели железнодорожного транспорта 5
1.2. Изменение удельного веса железнодорожного транспорта в общем грузообороте страны за годы экономических реформ 7
2. ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗМЕЩЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА, ОСНОВНЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ МАГИСТРАЛЕЙ 9
2.1. Направление и структура основных грузопотоков 9
2.2. Характеристика размещения железнодорожного транспорта 11
3. ВАЖНЕЙШИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ И РАЗМЕЩЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 21

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа.docx

— 56.18 Кб (Скачать файл)

Таблица 1.2

Удельный вес отдельных  видов транспорта в общем грузообороте и пассажирообороте Российской Федерации. [4, с. 315]

Вид транспорта

Удельный вес в грузообороте

Удельный вес в пассажирообороте

1995г

2005г

2009г

1995г

2005г

2009 г

Железнодорожный

42,83

34,36

39,45

38,62

42,29

43,29

Морской

8,62

8,41

2,88

0,08

0,04

0,01

Внутренний водный

3,63

2,55

1,87

0,68

0,25

0,23

Трубопроводный

43,73

53,76

55,07

Автомобильный

1,15

0,88

0,66

38,16

41,64

42,64

Воздушный

0,04

0,04

0,07

22,45

15,78

13,83


 

2. ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗМЕЩЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА, ОСНОВНЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ МАГИСТРАЛЕЙ

2.1. Направление и структура основных грузопотоков

Структура грузооборота зависит  от специализации экономических  районов, сочетания в них отраслей хозяйства, размещения крупных сырьевых и топливных баз, степени развития перерабатывающей промышленности на привозном  топливе и сырье. Каждому экономическому району соответствует своя структура  грузовых перевозок. Регионы с межрайонным  значением топливных и сырьевых баз (Северный, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский) обладают активным транспортным балансом, т.е. отправление грузов превышает  их прибытие. Районы, где развита  преимущественно обрабатывающая промышленность (Центральный, Волго-Вятский, Северо-Западный), имеют пассивный транспортный баланс — прибытие грузов превышает их отправление.[3, с. 240]

Наиболее грузонапряженные линии железных дорог находятся  на важных направлениях транспортно-экономических  связей Центра с Уралом, Поволжьем, Северо-Западом, Северным Кавказом; Кавказа  с Поволжьем и Уралом; Северо-Запада с Уралом; Урала с Сибирью и  Дальним Востоком.

Преобладающие грузы —  каменный уголь (27%), строительные материалы (19%), нефть (17%), руды (более 12%), черные металлы (9%), лес (5%), химические и минеральные удобрения (4%), цемент и хлебные грузы (по 2,5%). Они составляют 4/5 общего отправления грузов железнодорожным транспортом.[2, с. 147]

Основные потоки каменного  угля формируются в крупных угольных регионах страны. Самую обширную зону сбыта имеет уголь Кузнецкого бассейна. Кузнецкий уголь поступает  на Урал, в Западную Сибирь, Поволжье, Центр. Угли Печорского бассейна направляют в Череповец, Санкт-Петербург, Мурманск, Карелию. Небольшая часть их идет в Центральный и Волго-Вятский  районы. Южный Урал и Поволжье обеспечиваются углем из Караганды и Экибастуза.[5, с. 419]

Главные потоки сырой нефти  образуются в Западно-Сибирском, Волго-Уральском  и Прикаспийском нефтедобывающих  районах. Объемы и дальность перевозок  нефти зависят от размещения нефтеперерабатывающих  заводов. Из Западной Сибири сырую нефть  транспортируют по железным дорогам, главным  образом на Дальний Восток, Южный  Урал, на экспорт в страны Центральной  Азии. Из Волго-Уральского района нефть  и нефтепродукты отправляют на запад, Северный Кавказ и к Новороссийску, откуда они направляются на экспорт.[1, с. 295]

Железные руды перевозятся  главным образом внутри экономических  районов, в пределах крупнейших металлургических баз - Урала, Кузбасса, Центрально-Черноземного и Северо-Западного районов. Межрайонные  потоки железной руды направляются из Казахстана и месторождений КМА на Урал, из Восточной Сибири—в Кузбасс.[4, с. 516]

В России основные отправители  черных металлов — Урал, Западная Сибирь, Центрально-Черноземный и Северный районы. Отсюда потоки металла идут во все остальные районы. Встречные  направления, по которым поступают  черные металлы, объясняются, с одной  стороны, специализацией металлургии, с другой - большим разнообразием  марок стали и сортамента проката.

Лесные грузы отправляют с крупных станций, они перевозятся  почти по всем дорогам. Наиболее мощные потоки леса образуются на Сибирской  магистрали, линиях Архангельск —  Вологда - Москва, Пенза - Лиски и  Екатеринбург — Орск - Канаш.[5, с. 265]

Хлебные грузы формируются  в лесостепных и степных районах  страны и направляются в густонаселенные  зоны. Много зерна транспортируется по дорогам Северного Кавказа, Поволжья, Западной Сибири. Зерно завозят Центральный, Северо-Западный, Северный, Волго-Вятский  и Дальневосточный районы. Для  зерна характерно географию пассажирских перевозок наибольшее влияние оказывают  размещение населения, расположение крупных  экономических и культурных центров  и транспортной сети, основных курортов, санаториев и туристических баз. По перевозкам пассажиров Россия занимает 3-е место в мире после Японии и Индии.

 

2.2. Характеристика размещения железнодорожного транспорта

Таблица 2.3

Основные показатели развития пассажирских перевозок железнодорожным  транспортом.  [4, с. 465]

Показатели

1980г

1985г

1990г

1999г

2009г

Перевезено пассажиров, млн  человек

2971

3036

3143

1833

1419

В том числе: в междугородном  сообщении, млн человек

216

236

261

157

138

в пригородном сообщении, млн человек

2755

2799

2882

1676

1280

Пассажирооборот, млрд пассажирокилометров

227

246

274

192

167

В том числе: в междугородном  сообщении, млрд пассажирокилометров

182,6

113,5

116,2

в пригородном сообщении, млрд пассажирокилометров

91,9

78,8

50,8

Интенсивность перевозок  пассажиров, тыс. пассажирокилометров  на 1 км

2747

2900

3148

2200

1941


Рассмотрим природные  условия, влияющие на размещение железнодорожного транспорта.

Современная техника позволяет  прокладывать железные дороги в любых  районах, однако строительство и  эксплуатация дорог в горах значительно  дороже, чем на равнинах. Около 70% железных дорог в стране имеют подъемы  от 6 до10%. Большие подъемы – от 12 до 17% - на магистральных дорогах  встречаются на Урале (особенно на линии  Пермь – Чусовская - Екатеринбург), в Забайкалье и на Дальнем Востоке. Прямая трасса и пологий профиль  железнодорожной линии с эксплуатационной точки зрения эффективны. Однако при  проектировании трассы путь часто удлиняется для подхода к крупным городам  и промышленным центрам, расположенным  в стороне от прямой линии. При  выборе трассы железной дороги учитывается  возможность осыпей, обвалов. Неблагоприятные  климатические условия затрудняют строительство и эксплуатацию железных дорог. Следует различать факторы, влияющие на формирование транспортной сети, и факторы, влияющие на ее состав. Природные условия могут лишь воздействовать на эксплуатационный режим уже выбранного направления пути для транспортных грузов и пассажиров.

К основным факторам, влияющим на формирование транспортной сети, в  том числе и железных дорог, относятся: развитие и размещение хозяйства, направление  и мощность основных внутрирайонных и транспортно - экономических связей, размещение городов и административных центров.

Сокращение дальности  перевозок грузов снижает транспортные расходы в процессе производства, что имеет важное значение для  народного хозяйства. Вопросу уменьшения средней дальности перевозок  на железных дорогах уделяется большое  внимание.

Из факторов, влияющих на себестоимость перевозок грузов по железным дорогам, выделяются:

  • направление перевозки;
  • размещение грузооборота (грузонапряженность на 1км пути);
  • техническое оснащение линии (число путей, величина подъема, род тяги – тепловозная, паровая, электровозная);
  • район расположения линии;
  • время года.

Все эти факторы зависят  от экономико-географических условий.

Экономико-географические особенности  районов, которые определяют виды грузов, направление и размер их ввоза  или вывоза, обуславливают транспортные связи. Создание новых путей вызывает новое направление связей, например, проведение железной дороги из Печерского угольного бассейна на Урал создало  бы новое направление вывоза угля, а следовательно, новые связи  бассейна. Размеры и направления  межрайонных и внутрирайонных связей зависит от следующих факторов:

  • размещение производства;
  • размещение пунктов потребления и баз хранения;
  • технологических особенностей производства;
  • технической структуры предприятия;
  • планирование распределения, обмена и перевозок.

Среди других факторов, влияющих на развитие железнодорожной сети,  выделяются:

  • объем капитальных вложений;
  • уровень развития НТП;
  • экологический фактор.

Железнодорожная сеть России разделена на значительные протяженности  и вместе с тем взаимосвязанные  участки – 19 железных дорог, которые, в свою очередь, состоят из отделений. Размещение железнодорожного транспорта неравномерно. Густой и разветвленной  железнодорожной сетью обладает Европейская часть страны.

Москва – самый крупный  железнодорожный узел страны. В европейской  части России от Москвы расходятся мощные железнодорожные магистрали с высокой технической оснащенностью, которые составляют «основной транспортный скелет».

К северу от Москвы такими магистралями являются: Москва – Вологда –  Архангельск; Москва – С. Петербург  – Мурманск; Москва – Архангельск  с ответвлением от Коноша до Воркуты  – Лабытнангии, а также Коноша – Котнос – Воркута.

На юг от Москвы важнейшими железнодорожными магистралями являются: Москва – Воронеж – Ростов-на–Дону  – Армавир.

К востоку от Москвы пролегают  магистрали: Москва – Ярославль  – Киров – Пермь – Екатеринбург; Москва – Самара – Уфа – Челябинск; Москва – Саратов – Соль –  Илецк.

В пределах Западной Сибири и части Восточной Сибири преобладают  магистрали широтного направления: Челябинск – Курган – Омск –  Новосибирск – Красноярск – Иркутск  – Чита – Хабаровск – Владивосток.

В меридиональном направлении  действует участок Тюмень – Сургут – Уренгой.

Из Самары – Кинель - Оренбург – ветка проходит в независимые  государства Казахстан, Узбекистан, Кыргистан, Таджикистан, Туркменистан. На юге магистраль проходит через  Армавир – Туапсе и далее в  Закавказские независимые государства.

Перечень железных дорог  Российской Федерации.

  1. Октябрьская – Области: Ленинградская, Новгородская, Псковская. Республика Карелия.
  2. Московская - Области: Брянская, Калужская, Курская, Московская, Орловская, Рязанская, Тульская.
  3. Горьковская - Области: Владимировская, Кировская, Нижегородская, Пермская. Республики: Башкортостан, Марий-Эл, Татарстан, Удмуртия, Чувашия.
  4. Северная - Области: Архангельская, Владимировская, Вологодская, Ивановская, Костромская, Ярославская. Республика Коми.
  5. Северо-Кавказская – Области: Ростовская. Края: Краснодарский, Ставропольский. Республики: Дагестан, Ингушская,  Калмыцкая, Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская, Чеченская.
  6. Юго-Восточная - Области: Белгородская, Воронежская, Липецкая, ростовская, Тамбовская.
  7. Приволжская - Области: Астраханская, Волгоградская, Пензенская, Саратовская.
  8. Самарская - Области: Оренбургская, Пензенская, Самарская, Тамбовская, Ульяновская. Республики: Башкортостан, Мордовия, Татарстан.
  9. Свердловская - Области: Пермская, Свердловская, Тюменская. Ханты-Мансийский Автономный Округ.
  10. Южно-Уральская - Области: Курганская, Оренбургская, Челябинская. Республика Башкортостан.
  11. Западно-Сибирская - Области: Кемеровская, Новосибирская, Омская. Край Алтайский.
  12. Кемеровская - Области: Кемеровская, Новосибирская. Край Алтайский.
  13. Красноярская – Красноярский край.
  14. Восточно-Сибирская - Области: Иркутская, Кемеровская. Край Красноярский. Республики: Бурятия, Хакасия.
  15. Забайкальская - Области: Амурская, Читинская.
  16. Дальневосточная – Еврейская Автономная Область. Края: Приморский, Хабаровский.
  17. Сахалинская – Сахалинская область
  18. Калининградская – Калининградская область.
  19. БАМ - Области: Амурская, Иркутская. Республика Саха (Якутия).

Информация о работе География железнодорожного транспорта России