Взаимодействие ОПЕК с Россией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 11:06, реферат

Краткое описание

Ныне уместно вести речь об олигополистическом рынке с наличием со стороны предложения наряду с ОПЕК группы государств, таких, как Россия, Мексика, Норвегия, Великобритания и другие, проводящих независимую нефтеэкспортную политику. В этой связи весьма показательно, что в начале 70-х годов XX века западные ТНК контролировали до 90% производства нефти в мире, в то время как на протяжении последних лет странам — членам ОПЕК удается удерживать под своим контролем около 40% рынка. Тем не менее, как справедливо считают специалисты, такой доли оказывается достаточно, чтобы ОПЕК, используя набор специфических инструментов, могла регулировать экспорт и в большинстве случаев поддерживать устойчивый уровень цен на мировом рынке.

Содержание

Введение
1.Общее положение ОПЕК 3
1.1История развития ОПЕК 3
1.2Организационная структура 7
1.3Экономическая характеристика ОПЕК 8
1.4Проблемы развития всех стран ОПЕК. 9
2.Взаимодействие ОПЕК с Россией 11
2.1История взаимоотношений ОПЕК и России 11
2.2Перспективы и проблемы взаимоотношений России и ОПЕК 13
3.Перспективы развития стран ОПЕК 16
3.1Анализ деятельности ОПЕК 16
3.1Преспективы развития ОПЕК 18
Выводы и предложение 26
Список использованной литературы 27

Вложенные файлы: 1 файл

Копия ОПЕК.docx

— 63.36 Кб (Скачать файл)

Что касается потребления, имеются  серьезные перспективы для роста  спроса на нефть. Твердо прогнозируется дальнейший экономический рост приблизительно на 3,3-3,5% в год в течение следующих  двух десятилетий. Эти прогнозы основаны на посылке, что цены на нефть сохранятся в диапазоне, предложенном ОПЕК.

Согласно базовому варианту прогноза, мировая потребность в  нефти вырастает с 75,7 млн. баррелей в сутки в 2000 г. до 89,4 млн. баррелей в сутки к 2010 г. и до 106,5 млн. баррелей к 2020 г. Две трети этого увеличения в спросе за 20-летний период придется на Китай и развивающиеся страны (группу, известную как G77 плюс Китай). Наиболее высокие темпы роста наблюдаются в Южной Азии (прежде всего в Индии и Пакистане). В рамках группировки G77 плюс Китай азиатские страны обеспечивают более половины прироста спроса, как это было и в течение двух предшествующих десятилетий. Россия и другие страны с переходной экономикой добавляют к увеличению спроса еще 2,0 млн. баррелей в сутки, однако в пределах рассматриваемого временного горизонта не достигают своих же уровней, существовавших до 1990 г. Все эти результаты суммированы в таблице 1.

Таблица 1. Перспективы мировой  потребности в нефти согласно базовому сценарию (млн. баррелей в  сутки)

 

2000

2005

2010

2015

2020

Страны ОЭСР

47.9

49.4

51.6

53.4

55.0

Развивающиеся страны

18.7

21.3

25.5

29.9

35.0

Бывший Советский Союз

3.8

4.2

4.7

5.1

5.6

Китай

4.7

5.5

6.7

8.2

9.8

Остальная Европа

0.8

0.8

1.0

1.0

1.2

Весь мир

75.7

81.3

89.4

97.6

106.5


Если обратиться к вопросу  о поставках нефти, большинство  аналитиков согласно с тем, что ресурсной  базы вполне достаточно, чтобы удовлетворить  этот растущий спрос. Ожидается, что  производство в странах, не являющихся членами ОПЕК, будет продолжать расти  весь прогнозный период; при этом производство нефти в Северном море сократится, однако это сокращение будет более  чем компенсировано увеличением  производства в развивающихся странах, России и Каспийском регионе. Рыночная доля ОПЕК, таким образом, в течение  первого десятилетия останется  сравнительно стабильной, и увеличение в добыче практически будет соответствовать  более высокому уровню поставок из стран, не являющихся членами ОПЕК. Однако в последующие десять лет  все более вероятным становится возрастание рыночной доли ОПЕК, по мере того как чистый прирост добычи в странах, не являющихся членами  этой организации, замедлится. К 2020 г. ОПЕК будет получать запросы на поставку на мировой рынок 53 млн. баррелей в  сутки, что составит увеличение на 76% по сравнению с уровнем производства в 2000 г. Со своей стороны, поставки из стран, не являющихся членами ОПЕК, возрастут за этот же период всего  на 18 процентов.

Таблица 2. Перспективы мирового производства нефти в базовом  варианте прогноза (млн. баррелей в  сутки)

-

2000

2005

2010

2015

2020

Страны ОЭСР

21.9

22.3

21.6

21.0

20.4

Развивающиеся страны, за исключением  стран - членов ОПЕК

11.0

12.7

13.9

14.5

15.1

Россия и остальная  Европа

6.7

7.8

8.4

8.8

8.8

Каспийский бассейн*

1.4

2.0

2.7

3.4

3.8

Китай

3.2

3.4

3.4

3.4

3.4

ОПЕК

29.9

31.2

37.3

44.3

52.6

Мировая добыча

75.7

81.3

89.4

97.6

106.5


* Все страны, входившие  в Советский Союз, за исключением  России.

Из таких прогнозов  развития спроса и предложения вытекают определенные следствия относительно будущих потребностей в инвестициях, рассматриваемых на глобальном уровне. В странах ОПЕК для расширения производящего потенциала требуются  меньшие затраты. Там также медленнее  темпы истощения действующих  месторождений (если сравнивать со странами, не входящими в ОПЕК). Вообще говоря, новые чистые инвестиции потребуются  не только для прироста мощностей, но и на поддержание существующего  потенциала добычи. Однако потребности  в инвестициях стран, не входящих в ОПЕК, оказываются гораздо выше, чем стран - членов ОПЕК, что мало согласуется с требуемыми относительными объемами прироста в добыче сырой  нефти. Это также противоречит тому, что производство нефти вне ОПЕК, как ожидается, увеличится за предстоящие  двадцать лет только примерно на одну треть от прироста добычи в странах  ОПЕК. Размах глобального вызова становится яснее из того факта, что в предстоящие десятилетия объем требуемых инвестиций в глобальном масштабе должен составить громадные суммы, чтобы дать возможность создать достаточные мощности для производства требуемого количества нефти.

Помимо базового варианта прогноза, был разработан сценарий на основе высоких цен на нефть, в  котором цена "корзины" ОПЕК поднималась  в 2002 г. до $32 за баррель и оставалась на этом уровне в реальном выражении. Высокие цены будут воздействовать на спрос так, что он снизится на 4,0 млн. баррелей в сутки к 2010 г. по сравнению с базовым прогнозом и на 6,0 млн. баррелей в сутки - к 2020 г. Эта относительно скромная реакция на движение нефтяных цен частично объясняется тем, что в некоторых регионах мира существует мощный налоговый буфер, но такой вывод отражает также известную низкую эластичность в ключевых потребляющих секторах, особенно в транспортной отрасли. Однако эта оценка воздействия высоких цен на спрос не учитывает, разумеется, возможных крупных подвижек в политике или технологии, которые могут быть спровоцированы ситуацией, вызванной такими ценами на нефть.

Влияние предполагаемых высоких  цен на поставки нефти будет определяться факторами на порядок более мощными, чем факторы, определяющие спрос, и  уровень ее добычи уже к 2010 г. окажется на 11,0 млн. баррелей в сутки выше, чем по базовому варианту развития. Важной частью такой реакции станет переоценка представлений о том, что же является ресурсной базой  в условиях таких высоких цен, и такая переоценка произойдет рано или поздно. И в самом деле, в более длительной временной  перспективе реакция, идущая от расширения ресурсной базы, окажется еще сильнее. Эти долгосрочные результаты подразумевают, что странам, не принадлежащим к  членам ОПЕК, для развития производственных мощностей до соответствующего уровня потребуются такие инвестиции, что  они, вероятно, покажутся неприемлемо  высокими и будут представлять собой  финансовые издержки намного большие, чем те, которые требовались бы странам ОПЕК. Более прямым ограничением экономической обоснованности таких проектов явятся, однако, последствия, которые они означали бы для производства нефти в ОПЕК: предполагаемый сценарий включает в качестве своего условия постоянное снижение уровня добычи в ОПЕК и сокращение в долгосрочной перспективе ее доли на мировом рынке до менее чем 20%, что, со всей очевидностью, не согласуется с увеличением производственных мощностей, планируемым в странах - членах этой организации. Таким образом, для поддержания любой данной цены на нефть мощным ограничивающим фактором оказываются объемы производства в странах, не являющихся членами ОПЕК. Ключевой элемент в оценке возможности поддерживать стабильность нефтяных цен - реакция ресурсной базы на их возможное повышение: очень даже вероятно, что пороговой величиной для такого мощного роста в предложении нефти на рынок со стороны стран, не входящих в ОПЕК, является цена гораздо более низкая, чем $32 за баррель.

Чтобы дополнить сценарии, основанные на высоких ценах, было высказано  предположение, что борьба за долю на рынке отбросит цены на нефть до величины $12 за баррель в реальном выражении. При этом, по оценке, спрос  вырастет к 2010 г. на 4,5 млн. баррелей в  сутки, а к 2020 г. - более чем на 6,0 млн. Поставки из стран - нечленов ОПЕК снизятся к 2010 г. по сравнению с базовым сценарием на 5,0 млн баррелей в сутки и к 2020 г. - на 7,0 млн. Чистым результатом будет то, что доля ОПЕК на мировом рынке к 2010 г. увеличится до 50%, то есть до уровня, который, согласно базовому сценарию, был бы достигнут только к 2020 г. Соответственно производство в странах - членах ОПЕК к этому году достигнет 66,0 млн. баррелей в сутки - уровня, который не мог бы рассматриваться как экономически обоснованный.

Что означают все эти различные  предположения о ценах для  получаемых ОПЕК доходов от экспорта? В недавнем отчете Международного энергетического агентства (МЭА), например, высказано мнение, что доходы ОПЕК окажутся ниже в случае как значительно более высоких, так и более низких цен, чем в базовом варианте, как в 2010-м, так и в 2020 г. Действительно, при сценарии, основанном на низких ценах, получаемый доход оказывается более низким как в 2010-м, так и в 2020 г. Кроме того, если в рассмотрение включается реакция ресурсной базы, высокие цены, в очень долгосрочной перспективе, также приводят к более низкому совокупному доходу от экспорта, хотя в 2010 г. этот результат еще не обнаружится. Все это подтверждает то общее заключение, что доходы ОПЕК от экспорта не окажутся максимально большими при поддержании ни крайне высоких, ни крайне низких цен. Однако основной вывод на основании этих результатов заключается в том, что цены, обозначенные в таких сценариях экстремального развития ситуации, просто не могут быть долгосрочными. И в самом деле, имея в виду именно это обстоятельство, министры стран ОПЕК определили полосу цен для "корзины ОПЕК" в рамках $22-28 за баррель как представляющую собой устойчивый, способный просуществовать долгое время уровень цен на нефть для средне- и долгосрочного периода.

Наконец, был разработан еще один набор сценариев, который  рассмотрел воздействие низких цен  на экономическую обстановку, вызванную  внешним давлением, и возможную  реакцию на нее. В частности, учитывая озабоченность потенциалом для  глобального экономического выздоровления, документально подтверждаемую погрешность  в определении темпов будущего экономического роста и согласие относительно центральной  роли, которую рост экономики играет в создании растущего спроса на нефть, было принято, что мировой экономический  рост на период 2002-2005 гг. составит всего 2% в год. Следствием такого низкого  экономического роста явно будет  значительное сокращение спроса на нефть  по сравнению с базовым сценарием. Перед лицом этого низкого  спроса рассматривались две возможные реакции. В первом сценарии предполагалось, что ОПЕК продолжит производить нефть на уровне базового сценария, пока не будет достигнуто равновесие на рынке при значительном падении нефтяных цен. Затем был разработан второй сценарий, в котором предполагалось - по аналогии с совместными действиями, недавно предпринимавшимися странами ОПЕК и государствами, не входящими в это объединение (Россия, Норвегия, Оман, Ангола, Мексика), - что бремя амортизации пониженного спроса с целью поддержания цен, заложенных в базовом варианте сценария, будет распределено между ОПЕК и некоторыми регионами, не входящими в ОПЕК.

Согласно оценке, в результате прогнозируемого в этом варианте замедления экономического роста ожидаемое  падение спроса на нефть составит более 1 млн. баррелей в сутки. Если бы производство нефти в странах  ОПЕК продолжало расти темпами, приблизительно соответствующими тем, которые заложены в базовом сценарии, реальные цены упали бы в среднем до величин  ниже $14,5 за баррель. Эти низкие цены вызвали бы наибольшее падение доходов  как в странах - членах ОПЕК, так  в остальных странах - производителях нефти. Сценарий совместных усилий демонстрирует, как путем разделения бремени  управления рынком можно избежать этих крайних последствий. В частности, в случае прогнозного падения цен Россия начнет терять ежегодно $17 млрд., а совместные усилия сократят потери по сравнению с уровнем, предсказываемым в базовом сценарии, всего до $2 млрд. Хотя эти величины являются лишь ориентировочными, указывающими, к каким последствиям может привести развитие рыночной ситуации, между странами ОПЕК и государствами, не входящими в это объединение, явно существует взаимная заинтересованность в поддержании стабильности рынка путем разделения бремени и выработки адекватного ответа на происходящие рыночные возмущения.

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы и предложение

 

 Все страны ОПЕК находятся  в глубокой зависимости от доходов  своей нефтяной промышленности. Пожалуй, единственная из стран, представляющая исключение, это Индонезия, которая  получает существенные доходы от туризма, леса, продажи газа и других сырьевых материалов. Для остальных стран  ОПЕК уровень зависимости от экспорта нефти варьируется от самого низкого  — 48 процентов в случае с Объединенными  Арабскими Эмиратами до 97 процентов  в Нигерии.

Из этого следует, что  без внешнего рынка говорить о  развитии стран ОПЕК нет смысла. Экспорт сырья, являясь основным источником дохода стран, "вытягивает" за собой и внутреннюю экономику. Из этого следует, что экономика  стран-участников картеля напрямую зависит от мировых цен на углеводородное сырье.

Ясно, что в общих интересах  и России, и ОПЕК, поддержать цены на нефть в заранее оговорённых  пределах.

С одной стороны, цены на нефть должны покрывать производственные затраты и основные риски производителей. С другой стороны, цены не должны оказывать  отрицательного влияния на развитие мировой экономики и, в частности, должны позволять осуществление  инвестиций в развитие нефтяной промышленности

Решить эти проблемы можно  только объединенными усилиями стран-членов ОПЕК и независимых производителей. Взвешенная и кропотливая работа в этом направлении позволит добиться долгосрочного решения существующих проблем.

Информация о работе Взаимодействие ОПЕК с Россией