Характеристика типовых задач математического моделирования и подходов к их решению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 22:15, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение методов решения задач математического моделирования на примере задач планирования производства и транспортной задачи.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
1. Изучение теоретической части материала.
2. Создание математических моделей задач планирования производства и транспортных задач
3. Решение задачи планирования производства аналитическим и программным методами.
4. Решение транспортной задачи различными методами и программным способом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1 Определение основных понятий математического моделирования и характеристика этапов создания математической модели
1.2 Характеристика типовых задач математического моделирования и подходов к их решению
1.3 Определение и характеристика линейного программирования
1.4 Характеристика симплекс-метода как основного аппарата решения задач линейного программирования
1.5 Основные этапы, особенности и методы решения транспортной задачи
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1 Составление математической модели задачи планирования производства
2.2 Решение задачи планирования производства геометрическим способом
2.3 Решение задачи планирования производства симплекс-методом
2.4 Решение задачи планирования производства с помощью табличного процессора MS Excel
2.5 Составление математической модели транспортной задачи
2.6 Нахождение опорного плана транспортной задачи методом северо-западного угла
2.7 Нахождение опорного плана транспортной задачи методом наименьшего элемента
2.8 Решение транспортной задачи методом потенциалов
2.9 Решение транспортной задачи при помощи табличного процессора Excel
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 1,010.50 Кб (Скачать файл)

 

Цикл приведен в таблице (2,4; 2,3; 3,3; 3,4;).

Из грузов хij стоящих в минусовых клетках, выбираем наименьшее, т.е. у = min (2, 3) = 50. Прибавляем 50 к объемам грузов, стоящих в плюсовых клетках и вычитаем 50 из Хij, стоящих в минусовых клетках. В результате получим новый опорный план (Табл. 2.8.9).

 

Таблица 2.8.9

Пункт направления

B1

B2

B3

B4

B5

Запасы

A1

2[70]

10

15

14

4[80]

150

A2

3[30]

7[90]

12

5[50]

8

170

A3

21

18

6[160]

13[100]

16

260

Потребности

100

90

160

150

80

580


 

Проверим оптимальность опорного плана. Найдем предварительные потенциалы ui, vi. по занятым клеткам таблицы, в которых ui + vi = cij, полагая, что u1 = 0.

 

Таблица 2.8.10

 

v1=2

v2=6

v3=-3

v4=4

v5=4

u1=0

2[70]

10

15

14

4[80]

u2=1

3[30]

7[90]

12

5[50]

8

u3=9

21

18

6[160]

13[100]

16


 

Опорный план является оптимальным, так все оценки свободных клеток удовлетворяют условию ui + vi <= cij(Табл. 2.8.10).

Минимальные затраты составят:

 

F(x) = 2*70 + 4*80 + 3*30 + 7*90 + 5*50 + 6*160 + 13*100 = 3690

 

2.9 Решение транспортной задачи при помощи табличного процессора Excel

 

1) Ввод данных

  • Вводим данные таблицы 2.5.1 в ячейки EXCEL (рис 2.9.1).
  • В ячейки B2: F4 введены стоимости перевозок.
  • В ячейках H7: H9 находится количество имеющегося в наличии товара.
  • В ячейках B11: F11 находятся запросы пунктов назначения.
  • Ячейки B7: F9 – рабочие (изменяемые) ячейки, в которых будут вычисляться значения переменных задачи Xij.
  • В ячейках G7: G9 нужно записать формулы для вычисления левых частей ограничений
      • в G7 должна быть сумма ячеек B7: F7;
      • в G8 должна быть сумма ячеек B8: F8;
      • в G9 должна быть сумма ячеек B9: F9.
  • Формулы для вычисления левых частей ограничений введем в ячейки B10: F10:
      • в B10 должна быть сумма ячеек B7: B9;
      • в C10 должна быть сумма ячеек C7: C9;
      • в D10 должна быть сумма ячеек D7: D9;
      • в E10 должна быть сумма ячеек E7: E9;
      • в F10 должна быть сумма ячеек F7: F9;
  • Целевую функцию поместим в ячейку G2:
      • H4: СУММПРОИЗВ(B2:F4; B7:F9).
  • Таблица исходных данных имеет вид (рис. 2.9.1):

Рисунок 2.9.1.

 

2) Заполнение окна процедуры «Поиск решения»

  • Целевая функция: G2 ($G$2);
  • Значение целевой функции: min;
  • Изменяемые ячейки: B7: F9($B$7: $F$9);
  • Ограничения задачи:

$B$10: $F410 = $B411: $F$11

$B$7: $F$9 = целое

$B$7: $F$9 0

$G$7: $G$9 = $H$7: $H$9

В окне «Параметры» установить «Линейная модель».

Результаты заполнения окна показаны на рис. 2.9.2.

 

Рисунок 2.9.2

  1. Выполнив процедуру «Поиск решения» получим следующие результаты (рис. 2.9.3):

 

Рисунок 2.9.3

 

Таким образом из A1 следует отвезти 70 ед. товара в B1 и 80 ед. товара в B5; из A2 отвезти 30 ед. товара в B1, 90 ед. товара в B2 и 50 ед. товара в В4; из A3 отвезти 160 ед. товара в B3 и 100 ед. товара в B4. При этом суммарная стоимость транспортных расходов составит 3690 рубля.

 

 

Заключение

 

Необходимость решения задач линейного программирования на современных предприятиях очевидна. Построение и решение экономико-математических, а также транспортных задач позволяет, в свою очередь, решать различные технико-экономические и экономические производственные задачи, которые позволяют найти наиболее рациональные путеи и способы транспортировки товаров и минимизировать сумму транспортных расходов.

Целью моей курсовой работы было изучение методов решения задач математического моделирования.

В ходе работы, я изучила основных понятий математического моделирования. Научилась составлять математическую модель задачи плана производства, решать задачу геометрическим способом и симплекс-методом, составлять математическую модель транспортной задачи, находить опорный план методом северного - западного угла и методом наименьшего элемента, находить оптимальный план перевозок методом потенциалов, решать задачи программным способом с помощью табличного процессора MS Excel

При выполнении курсовой работы была рассмотрена производственная и транспортная задача и произведено решение двумя различными способами: аналитическим и программным. При сравнении ответов выяснилось, что оба способа дали одинаковые результаты, что доказывает правильность полученного оптимального плана.

Данная работа, может послужить примером материалов для самостоятельного изучения методов решения задач математического моделирования.

Я считаю, что цель поставленная в курсовой работе полностью достигнута, задачи выполнены, актуальность доказана.

 

 

Литература

 

  1. Кузнецов А.В., Новикова Г.И., Холод И.И. – «Сборник задач по математическому программированию». Минск, Высшая школа, 1985 г.
  2. Кузнецов А.В., Новикова Г.И., Холод И.И. – «Высшая математика. Математическое программирование». Минск, Высшая школа, 2001 г.
  3. Красс М.С., Чупрынов Б.П. ”Основы математики и ее приложения в экономическом образовании”, Издательство “Дело”, Москва 2001г.
  4. Лященко И.Н. Линейное и нелинейное программирование. / Лященко И.Н., Карагодова Е.А., Черникова Н.В., Шор Н.З.. – К.: «Высшая школа», 1975, 372с.
  5. http://www.edu.ru
  6. http://www.rfst.fsoft.ru

 

 

Приложение 1

 

Задача. Предприятие предполагает выпускать два вида продукции А1 и А2, для производства которых используется сырьё трех видов. Производство обеспечено сырьем каждого вида в количествах: b1, b2, b3 кг. На изготовление единицы изделия А1 требуется затратить сырья каждого вида а11, а21, а31 кг, соответственно, а для единицы изделия А2 – а12, а22, а32 кг. Прибыль от реализации единицы изделия А1 составляет с1 ден.ед., для единицы изделия А2 – с2 ден.ед. Данные для решения задачи представлены в таблице 1

Требуется составить план производства изделий А1 и А2 обеспечивающий максимальную прибыль предприятия от реализации готовой продукции.

Необходимо:

  • Решить задачу геометрически (графики построить в системе Mathcad);
  • Решить задачу симплекс-методом;
  • Решить задачу программным способом с помощью табличного процессора MS Excel.

 

Таблица 1

Вид сырья

Продукция

Ограничения по сырью

B1

B2

1-й

4

1

240

2-й

2

3

180

3-й

1

5

251

прибыль

40

30

 

 

 

 

Приложение 2

 

Задача. На три базы А1, А2, А3 поступил однородный груз в количествах: а1, а2, а3 соответственно. Груз требуется развезти в пять пунктов: b1 в пункт В1, b2 в пункт В2, b3 в пункт В3, b4 в пункт В4, b5 в пункт В5. Данные для решения задачи представлены в таблице 2

 

Таблица 2

Пункт направления

B1

B2

B3

B4

B5

Запасы, ai

A1

2

10

15

14

4

150

A2

3

7

12

5

8

170

A3

21

18

6

13

16

260

Потребности, bj

100

90

160

150

80

580


 

Спланировать перевозки таким образом, чтобы их общая стоимость была минимальной.

Необходимо:

  • Найти опорный план методом северо-западного угла;
  • Найти опорный план методом наименьшего элемента;
  • Найти оптимальный план перевозок методом потенциалов;
  • Решить задачу программным способом с помощью табличного процессора MS Excel.

Размещено на Allbest.ru

 


Информация о работе Характеристика типовых задач математического моделирования и подходов к их решению