Сущность и разновидность методов экспертных оценок в анализе социально-экономических процессов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 13:55, контрольная работа

Краткое описание

Целью контрольной работы является изучение метода экспертных оценок.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Дать характеристику метода экспертных оценок.
Рассмотреть разновидности методов экспертных оценок.
Составить сценарий группового метода экспертных оценок.

Содержание

Введение 3

Характеристика метода экспертных оценок 5

Разновидность методов экспертных оценок 7

2.1. Индивидуальные методы экспертных оценок 7

2.2. Коллективные методы экспертных оценок 11

Сценарий группового метода экспертных оценок 17

Заключение 19

Список использованной литературы 20

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная по ИСЭП.doc

— 113.50 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

 

дисциплина Исследование социально-экономических  
и политических процессов

 

тема Сущность и разновидность методов экспертных оценок в анализе социально-экономических процессов

 

вариант 17

 

 

 

 

 

Студент: Савельева

Светлана  Вячеславовна

Курс 4      Группа МГБ

Личное дело № 09МГБ01628

Преподаватель Логинов Дмитрий Алексеевич, доктор экономических наук, профессор

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Киров – 2013

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

Введение                                                                                                     3

 

  1. Характеристика метода экспертных оценок                                 5

 

  1. Разновидность методов экспертных оценок                                 7

 

2.1.    Индивидуальные методы  экспертных оценок                              7

 

2.2.    Коллективные методы  экспертных оценок                                 11                          

 

  1. Сценарий группового метода экспертных оценок                     17

 

Заключение                                                                                              19

 

Список использованной литературы                                                     20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Современный этап развития научно-технического прогресса вызвал ярко выраженную потребность в разработке экспертных методов оценки проектов и исследовательских систем.

В тех случаях, когда  совокупность объективных показателей не всегда способна адекватно отобразить состояние исследуемой системы, становится целесообразным оценивать качество проектов и, соответственно, осуществлять их последующий отбор на основе мнения специально отобранных для этой цели специалистов-экспертов, владеющих методологией экспертных оценок и имеющих богатый опыт в сфере решения узловых проблемных задач.

Экспертные методы завоевывают  популярность по мере увеличения доли качественных критериев в отображении  и оценке социальных процессов. Одной из причин, вызвавших эту тенденцию, является необходимость учета интуиции опытных экспертов, выносящих заключения о целесообразности принятия того или иного варианта решения в процессе разработки и реализации программы. Факт проникновения субъективных подходов в плоскость объективной оценки рассматриваемых альтернатив, лежащий в основе методологии экспертных методов, призван обеспечить более точное и адекватное отображение свойств и признаков оцениваемого объекта. Особое значение экспертные методы играют в условиях нестабильной экономики, когда степень неопределенности в исходе различных социально-экономических ситуаций становится все более значимой. В последние годы экспертные оценки находят широкое применение в социально-политическом и научно-техническом прогнозировании, в планировании народного хозяйства, отраслей, объединений, в разработке крупных научно-технических, экономических и социальных программ, в решении отдельных проблем управления [1].

Целью контрольной работы является изучение метода экспертных оценок.

Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    1. Дать характеристику метода экспертных оценок.
    2. Рассмотреть разновидности методов экспертных оценок.
    3. Составить сценарий группового метода экспертных оценок.

Контрольная работа   состоит  из  введения,  трех  глав,   заключения   и   списка использованной литературы.

В первой главе дана характеристика метода экспертных оценок. Во второй   главе   рассмотрены разновидности  методов экспертных оценок. В третьей главе  составлен сценарий группового метода экспертных оценок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Характеристика метода экспертных оценок

Методы экспертных оценок - это методы организации работы со специалистами-экспертами и обработки  мнений экспертов.

Основная идея прогнозирования на основе  экспертных оценок заключается в построении рациональной процедуры интуитивно-логического мышления человека в сочетании с количественными методами оценки и обработки получаемых результатов.

Сущность метода экспертных оценок заключается в том, что в основу прогноза закладывается мнение специалиста или коллектива специалистов, основанное на профессиональном, научном и практическом опыте.

На современном этапе  эксперты не всегда способны дать количественные оценки значений оцениваемых показателей. Поэтому важнейшим элементом экспертной оценки является способ качественной оценки объектов экспертизы. Своеобразие качественных методов проведения экспертной оценки заключается в таком представлении объекта экспертизы, которое позволяет увидеть в нем скрытые до этого свойства.

Характеристику этих методов следует  учитывать в полной мере при исследовании социально-экономических и политических явлений и процессов. Важное значение имеет подбор квалифицированных и добросовестных экспертов, которые способны давать глубокие компетентные заключения, не поддаваясь политическому и идеологическому давлению со стороны кого бы то ни было.

Социально-экономические и политические процессы оказывают определяющее влияние  на многие стороны жизни общества, и поэтому давление интересов различных социальных сил при решении политических проблем бывает очень мощным. Но именно эти силы часто выступают заказчиком исследований социально-экономических и политических явлений и процессов. Поэтому не случайно появляются ошибочные, а иногда и предвзятые заключения экспертов по различным политическим проблемам, неверно отражающие суть дела, а то и фальсифицирующие его. Все это свидетельствует о том, что не только уровень квалификации, но  идеологические ориентации и моральные качества экспертов являются важными факторами осуществления экспертного изучения различных социально-экономических и политических явлений, складывающихся ситуаций и в целом политических процессов.

В настоящее время при анализе  чаще всего прибегают к таким формам экспертного опроса, как устный опрос квалифицированных специалистов, среди которых могут быть профессиональные политики, в том числе крупные государственные деятели. Также используют, так называемый, «круглый стол», за которым ведут творческую дискуссию теоретики и практически политической деятельности, приходящие к тем или иным теоретическим решениям и практическим рекомендациям по обсуждаемой проблеме. Нередко за «круглым столом» или в иной обстановке применяется «мозговой штурм» - способ коллективной генерации идей и решений.

При необходимости исследователи  прибегают к индивидуальным заочным  опросам экспертов в несколько  туров, а также к коллективному  опросу экспертов. Во всех случаях точность и надежность прогнозов относительно исследуемых социально-экономических и политических явлений и процессов обусловлена такими факторами, как тщательный отбор экспертов, возможность проверки их выводов и рекомендаций другими способами, такими как системный анализ, сравнительный метод, моделирование и т.д.

В настоящее время  методы экспертных оценок широко применяются  при исследовании социально-экономических  и политических явлений и процессов  и в той или иной мере способствуют их всестороннему анализу. Однако для  повышения эффективности их использования  они должны быть соответствующим образом организованы.

 

 

 

2. Разновидность методов экспертных оценок

2.1. Индивидуальные методов экспертных оценок. По мнению О.М. Роя выделяют индивидуальные и коллективные методы экспертных оценок[5].

Индивидуальные методы основаны на использовании мнений экспертов, независимых друг от друга. Информация, которую получает заказчик от эксперта, отличается уникальностью и ориентацией на проблему, имеющую локальный характер.

Преимущества методов  заключаются не только в дешевизне индивидуальных экспертиз, но и в характере самой процедуры, отличающейся глубиной и последовательностью проникновения в предмет. Использование индивидуальных методов позволяет исключить возможность межличностного влияния, способного исказить достоверность экспертной оценки. В процессе их применения используются как качественные, так и количественные критерии.

К индивидуальным методам  экспертных оценок относятся:

1. Метод гирлянд и  ассоциаций, разработанный в 70-е годы XX века советским ученым Г. Бушем. Метод предполагает изучение схожего по свойствам объекта, на базе сличения которых выявляются особенности, характерные для исследуемого объекта. Сферой применения названного метода может стать сложная проблемная ситуация, слабо изученная, в отношении которой нет сложившегося мнения. Метод может быть реализован только при условии большой предварительной работы, заключающейся в глубоком изучении свойств аналогов исследуемого объекта, целесообразности их привлечения, формировании психологической установки экспертов и т.д.

2. Метод парных сравнений  основан на простом сопоставлении экспертом альтернативных вариантов, из которых он должен выбрать наиболее предпочтительный. Метод позволяет рассчитывать равноценность или принципиальную несравнимость представленных альтернатив, в связи с чем они исключаются из анализа. В ходе такого сравнения эксперт не только отбирает лучшие варианты, но и формулирует критерии, позволяющие осуществить такой выбор, подчеркивая свойства и признаки отобранной альтернативы.

3. При использовании  метода векторов предпочтений эксперту предъявляется весь набор оцениваемых альтернативных вариантов и предлагается для каждого из них указать, сколько альтернативных ему вариантов он опережает. Полученную информацию можно изобразить в виде вектора, одним из компонентов которого является число альтернативных вариантов, превосходящих первый, вторым компонентом — число альтернатив, которые превосходят второй и т.д. Примером векторного представления 10 альтернативных вариантов служит такая последовательность (5,0,7,3,2,1,4,9,8,6). Упоминая в системе предпочтения каждый из вариантов не более одного раза, эксперт проводит строгое ранжирование представленных вариантов на основе предварительно сформулированного критерия. Использовать этот метод можно и при коллективной экспертизе, представляя коллективный взгляд на соотношение рассматриваемых альтернатив.

4. Метод фокальных  объектов, разработанный в 50-е гг. XX века американским ученым Ч. Вайтингом, заключается в перенесении признаков случайно отобранных аналогов на исследуемый объект. Отличительным признаком данного метода является то, что он совершенно исключает количественный подход и нацелен, на концентрацию внимания исследователя на фокальном объекте, служащим основой сопоставления с объектами, составляющими поле направленного случайного поиска. Фокальные точки спонтанно выбираются всеми индивидами в силу особой роли первых в отношении социально однородной группы, сформированной вокруг базовых ценностей, которые разделяют члены таких групп. Примером фокального объекта может служить примечательное для данного территориального образования культовое здание, служащее местом встреч. В пользу использования этого метода при проведении экспертных оценок говорит то обстоятельство, что значительная часть научных открытий делается на основе обобщения фактов, находящихся на периферии стратегии направленного поиска. Путем сопоставления фокального объекта и группы случайных объектов производится сравнение аналоговых признаков с признаками фокального объекта, по результатам которого производится сравнение объектов и определяется перечень мер по совершенствованию роли фокального объекта в моделируемом процессе.

5. Индивидуальный экспертный  опрос возможен в форме интервью или в виде анализа экспертных оценок. Метод интервью означает беседу заказчика с экспертом, в ходе которой заказчик в соответствии с разработанной программой ставит перед экспертом вопросы, ответы на которые значимы для достижения программных целей. Анализ экспертных оценок предполагает индивидуальное заполнение экспертом (экспертами) разработанного заказчиком формуляра, по результатам которого производится всесторонний анализ проблемной ситуации и выявляются возможные пути в ее решении. Свои соображения эксперт выносит в виде отдельного документа, составленного на основе тщательного обследования объекта. Анализ экспертных оценок может быть произведен на основе использования ряда методов, в основе которых лежит выбор оптимальной альтернативы в определении варианта решения [3].

6. Метод средней точки  используется при большом количестве альтернативных решений. Для этого формулируются два альтернативных варианта решения, один из которых менее предпочтителен, чем второй. После этого эксперту предлагается подобрать третий альтернативный вариант, оценка которого расположена между значениями первой и второй альтернативы. Процедура завершается, когда определяется сравнительная предпочтительность всех участвующих в экспертизе альтернативных вариантов.

Информация о работе Сущность и разновидность методов экспертных оценок в анализе социально-экономических процессов