Системный анализ проблемы занятости (безработицы)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 09:08, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование явления безработицы и способов регулирования занятости в рыночной экономике.
Задачи работы:
изучить природу безработицы с точки зрения разных экономических концепций;
выявить различные методы борьбы с безработицей;
проанализировать состояние российского рынка труда;

Вложенные файлы: 1 файл

55.11 Системный анализ проблемы занятости (безработицы).doc

— 538.50 Кб (Скачать файл)

Прежде всего, следует  повысить эффективный спрос, снижая ссудный процент и увеличивая инвестиции.

Монетаристы выступили  против кейнсианских методов.

В 1967 году М. Фридмен высказал мысль о существовании "естественного уровня безработицы", который жестко определен условиями рынка труда и не может быть изменен мерами государственной политики. Если правительство старается поддержать занятость выше ее "естественного уровня" с помощью традиционных бюджетных и кредитных методов увеличения спроса, то эти меры будут иметь кратковременный эффект и приведут лишь к росту цен.

Среди аргументов монетаристов по поводу несостоятельности кейнсианской политики ставился акцент на непредсказуемость  результатов государственного вмешательства из-за больших задержек в проявлении эффекта этих мер.

Монетаристские методы регулирования занятости достаточно радикальны. Они обвиняют рабочих  в том, что последние воздерживаются от работы и получают компенсацию  в виде пособий. Отсюда рекомендации отменить эти пособия, чтобы заставить людей работать. Монетаристы предлагают отказаться от стимулирования экономического роста путем увеличения спроса. Однако политика ограничения спроса может вызвать резкое ухудшение жизненного уровня населения, что скажется на социальной обстановке.

Теперь рассмотрим, какие  же реальные  шаги может применять государство для уменьшения уровня безработицы.

Многообразие типов  безработицы делает задачу ее сокращения чрезвычайно сложной. Поскольку  единого способа борьбы с безработицей не существует, любой стране для решения этой проблемы приходится использовать различные методы.

Уровень фрикционной  безработицы может быть снижен за счет:

1)            улучшения информационного обеспечения рынка труда. Во всех странах эту функцию выполняют организации по трудоустройству (биржи труда).  Они собирают у работодателей информацию о существующих вакансиях и сообщают ее безработным;

2)            устранения факторов, снижающих мобильность рабочей силы. Для этого необходимо прежде всего:    

             а) создание развитого рынка жилья;                

 б) увеличение масштабов  жилищного строительства;                

 в) отмена административных  преград для переезда из одного  населенного пункта в другой

Сокращению структурной безработицы более всего способствуют программы профессионального переобучения и переквалификации. Такого рода программы должны привести к тому, чтобы рабочая сила наилучшим образам соответствовала имеющимся рабочим местам. Эта задача достигается программой профессиональной подготовки, информацией о рабочих местах. Программы профессиональной подготовки обеспечивают как подготовку на рабочих местах, так и в специальных учебных заведениях для безработных, молодежи, а также для рабочих старших возрастов, чья профессия  оказалась устаревшей.

Наиболее трудно бороться с циклической безработицей, для  решения такой задачи наиболее эффективными являются следующие меры:

Создание условий для  роста спроса на товары. Так как  спрос на рынке труда – производный и зависит от ситуации на рынках товаров и услуг, то занятость возрастет, а безработица упадет в там случае, если товарные рынки предъявят больший спрос и для его удовлетворения надо будет нанять дополнительных работников.

Способами увеличения спроса являются:

· стимулирование роста экспорта. Это может привести к росту объемов производства и, соответственно, -  занятости на них;

· поддержка и поощрение инвестиций в реконструкцию предприятия с целью повышения конкурентоспособности продукции.

Создание условий для сокращения предложения труда. Очевидно, что чем меньше людей претендуют на рабочие места, тем легче найти работу даже при том же числе свободных рабочих мест. Сократить  число претендентов на эти места и, более того высвободить дополнительные вакансии для безработных вполне реально.

Некоторое облегчение может  принести, например, предоставление возможности  досрочного выхода на пенсию работникам, еще не достигшим пенсионного  возрасти. В России, например, при  упразднении органов управления союзного уровня работавшим в их штатам мужчинам позволяли уйти на пенсию в 57-58 лет, а женщинам – в 53-54 года. Без этого пожилым служащим пришлось бы искать работу. А поскольку шансов на трудоустройство в этом возрасте у них было немного. Они увеличили бы армию безработных. Досрочная пенсия позволила предотвратить такое развитие событий. Вместе с тем этот способ может использоваться только в очень ограниченных масштабах, так как он влечет существенное увеличение пенсионных выплат.

Создание условий для  роста самозанятости. Смысл такого рода программ состоит в том, что людям помогают открыть собственное дело, чтобы они могли прокормить себя и свою семью, даже если им не удается найти работу по найму.

Реализация программ поддержки молодых работников. Тяжелее  всего безработица ударяет по пожилым (их уже никто не хочет брать на работу из-за падающей производительности труда и ухудшения здоровья) и самым молодым (их еще никто не хочет брать на работу из-за низкой квалификации и отсутствия опыта).

Для помощи молодежи могут  использоваться различные методы:

-  экономическое стимулирование молодежной занятости;

-   создание специальных фирм, предлагающих работу именно молодежи

-   создание центров обучения молодых людей тем профессиям, шансы на занятость в которых наиболее высоки.

Список программ сокращения безработицы можно продолжать еще  долго, но важно понимать, что все  эти программы не могут полностью  ликвидировать или существенно  сократить циклическую безработицу. Такой результат достигается  лишь при общем улучшении экономической ситуации в стране. 

Итак, существует целый  ряд методов борьбы с безработицей. Основными можно назвать –  помощь в трудоустройстве молодежи, а также переквалификацию уволенных  работников. В России, как и других странах мира, проблема безработицы  стоит остро и нуждается в  решении. В следующей главе рассмотрим российскую ситуацию с безработицей.

 

Глава 2. Проблема безработицы  в России и Нижегородской области

2.1 Занятость и безработица в  России

Численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в августе 2012г. составила 76,4 млн.человек, или около 54% от общей численности населения страны.

В численности экономически активного населения 72,5 млн.  классифицировались как занятые экономической деятельностью и 4,0 млн.человек - как безработные с применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю) (рис. 2).

Рис. 2 Динамика численности  ЭАН, млн. чел.

Уровень безработицы (отношение численности безработных к численности экономически активного населения) в августе 2012г. составил 5,2% (без исключения сезонного фактора) (рис. 3).

Рис. 3. Уровень безработицы  по методологии МОТ (в % от ЭАН)

Уровень занятости населения (отношение численности занятого населения к общей численности населения обследуемого возраста) в августе 2012г. составил 65,4%.

Таблица 1

Экономическая активность населения3

 

2012г.

Август 2012г. (+,-) к


квартал

II  
квартал

июль

август

августу 2011г.

июлю 2012г.

Тыс.человек

           

Экономически  активное 
население в возрасте  
15-72 лет (рабочая сила)

74765

75926

76402

76448

-237

46

занятые

69895

71723

72277

72493

480

216

безработные

4870

4203

4124

3955

-717

-169

В процентах

           

Уровень экономической  
активности (экономически  
активное население к  
численности населения в  
возрасте 15-72 лет)

67,4

68,5

68,9

69,0

-0,2

0,1

Уровень занятости  
(занятые к численности на- 
селения в возрасте 15-72 лет)

63,0

64,7

65,2

65,4

0,4

0,2

Уровень безработицы  
(безработные к численности  
экономически активного  
населения)

6,5

5,5

5,4

5,2

-0,9

-0,2


 

По сравнению с июлем 2012г. численность занятого населения  в августе увеличилась на 216 тыс.человек, или на 0,3%, численность безработных  уменьшилась на 169 тыс.человек, или  на 4,1% (таблица 1). По сравнению с августом 2011г. численность занятого населения выросла на 480 тыс.человек, или на 0,7%, численность безработных сократилась на 717 тыс.человек, или на 15,3%.

Общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с  критериями МОТ, в 3,7 раза превысила численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения. В конце августа 2012г. в государственных учреждениях службы занятости населения состояло на учете в качестве безработных 1068 тыс.человек, что на 1,7% меньше по сравнению с июлем 2012 года.

Как показывают материалы  обследований населения по проблемам  занятости в августе 2012г., 71% безработных искали работу самостоятельно без содействия служб занятости (в августе 2011г. - 65%). При этом мужчины реже обращались в службы занятости в поисках работы, чем женщины. Среди безработных мужчин доля ищущих работу с помощью служб занятости в августе 2012г. составила 28,5%, среди безработных женщин - 30,1%. Наиболее предпочтительным является обращение при поиске работы к помощи друзей, родственников и знакомых - в августе 2012г. его использовали 62,6% безработных (рис. 4).

Рис. 4 Способы поиска работы безработными (в % к общей  численности безработных)4

Безработица по полу и  виду поселения. Среди безработных, по методологии МОТ, доля женщин в августе 2012г. составила 47,0%, доля городских жителей - 62,5% (таблица 2).

Безработица городского и сельского населения характеризуется  превышением уровня безработицы  среди сельских жителей по сравнению с уровнем безработицы среди городских жителей. В августе 2012г. это превышение составило 1,8 раза.

Таблица 2

Уровень безработицы  по полу и виду поселения

в процентах

 

Всего

Мужчины

Женщины

Городское население

Сельское  
население

2011г.

         

Январь

7,8

8,4

7,1

6,5

11,4

Февраль

7,6

8,3

6,8

6,3

11,2

Март

7,1

7,9

6,3

6,2

10,0

Апрель

7,2

7,9

6,5

5,9

11,0

Май

6,4

6,6

6,2

5,3

9,5

Июнь

6,1

6,4

5,7

5,2

8,5

Июль

6,5

6,9

6,2

5,6

9,2

Август

6,1

6,2

6,0

5,2

8,9

Сентябрь

6,0

6,5

5,5

5,1

8,7

Октябрь

6,4

6,6

6,1

5,5

9,0

Ноябрь

6,3

6,6

6,0

5,2

9,5

Декабрь

6,1

6,3

6,0

5,0

9,6

2012г.

         

Январь

6,6

6,9

6,2

5,3

10,4

Февраль

6,5

7,0

5,9

5,3

10,0

Март

6,5

7,1

5,9

5,2

10,5

Апрель

5,8

6,1

5,5

4,9

8,6

Май

5,4

5,8

4,9

4,5

8,1

Июнь

5,4

5,7

5,2

4,3

8,7

Июль

5,4

5,8

5,0

4,4

8,4

Август

5,2

5,3

5,0

4,3

7,6


 

Возрастной состав безработных. Средний возраст безработных в августе 2012г. составил 34 года. Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 32,3%, в том числе в возрасте 15-19 лет - 7,1%, 20-24 лет - 25,2%. Высокий уровень безработицы отмечался в возрастной группе 15-19 лет (27,8%) и 20-24 лет (12,8%). По сравнению с августом 2011г. уровень безработицы в возрасте 15-19 лет сократился на 0,7 процентного пункта, в возрасте 20-24 лет - на 1 процентный пункт.

Рис. 5 Уровень безработицы  по возрастным группам и виду поселения  в августе 2012 года (в % от численности  ЭАН)

В среднем среди молодежи в возрасте 15-24 лет уровень безработицы  в августе 2012г. составил 14,5%, в том  числе среди городского населения - 13,8%, среди сельского населения - 15,9% (рис. 5). Коэффициент превышения уровня безработицы среди молодежи в среднем по возрастной группе 15-24 лет по сравнению с уровнем безработицы взрослого населения в возрасте 30-49 лет составляет 4 раза, в том числе среди городского населения - 4,6 раза, сельского населения - 2,5 раза.

Продолжительность поиска работы. Среди безработных 39,3% составляют лица, срок пребывания которых в состоянии поиска работы (безработицы) не превышает 3-х месяцев. Один год и более ищут работу 28,3% безработных (застойная безработица).

Среди сельских жителей доля застойной  безработицы составила 30,3%, среди  городских - 27,1%.

Наличие опыта работы. В численности безработных 34,5% составляют лица, не имеющие опыта трудовой деятельности. В августе 2012г. их численность по сравнению с августом 2011г. уменьшилась на 143 тыс.человек, или на 9,5% и составила 1,4 млн.человек. В числе безработных, не имеющих опыта трудовой деятельности, 16,9% составляет молодежь до 20 лет, 53,2% - от 20 до 24 лет, 13,5% - от 25 до 29 лет.

В августе 2012г. среди безработных  доля лиц, оставивших прежнее место  работы в связи с высвобождением или сокращением численности  работников, ликвидацией организации  или собственного дела, составила 15,6%, а доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с увольнением по собственному желанию - 22,7% (в августе 2011г. - соответственно 19,4% и 22,6%).

Рис. 6 Уровень безработицы  по методологии МОТ по федеральным  округам (в % от численности ЭАН)

Безработица по федеральным  округам. Самый низкий уровень безработицы, соответствующей критериям МОТ, отмечается в Центральном федеральном округе, самый высокий - в Северо-Кавказском федеральном округе (рис. 6). Данные по субъектам Российской Федерации приведены в приложении 1.

Число официально зарегистрированных безработных в России в 2012 году составит свыше 1,5 млн человек. Таков прогноз  заместителя министра здравоохранения  и социального развития РФ Максима  Топилина. По данным Росстата, регистрируемая безработица, в сентябре 2008 года составлявшая порядка 1,2 млн человек, по итогам апреля 2009 года подскочила до 2,3 млн человек. В течение 2009-2010 годов уровень безработицы был снижен и вернулся к докризисным показателям. По итогам 2011 года Минздрав ожидал, что уровень регистрируемой безработицы в России составит приблизительно 1,5 млн человек.

Информация о работе Системный анализ проблемы занятости (безработицы)