Модель «черного ящика»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 12:10, реферат

Краткое описание

Все модели (и простые, и сложные) создаются человеком. К сожалению, не существу¬ет экспертных систем для построения моделей (за исключением очень узких специализи¬рованных приложений). Возможно, когда-нибудь революция в вычислительной технике и программном обеспечении приведет к созданию автоматизированных пакетов для по¬строения моделей управления. Однако в настоящее время построение моделей в значи¬тельной степени является искусством, которое требует определенного воображения, а также владения техническими знаниями.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.ТСЭМ.doc

— 68.50 Кб (Скачать файл)

•    Является ли дисциплина работников критерием, т.е. тем, на что менеджер может повлиять административным способом, принимая решения о человеческих ресурсах. Или это параметр, который нужно принимать как данность? В любом случае, как измерить дисциплинированность? Если это понятие слишком расплывчато, чтобы определять его в качестве переменной, может, следует не включать его в модель, а учесть позднее, на этапе интерпретации модели? Или следует использовать в качестве показателя дисциплины количество прогулов? Какие факторы в таком случае влияют на них, и какое подмножество этих факторов должно стать переменными решения?

•    Если доля рынка должна быть критерием, каково точное определение рынка, на долю которого повлияют решения менеджера? Имеется в виду доля регионального, национального или международного рынка? Или всех трех? Идет ли речь о доле рынка в текущем году, в следующем году или в последующие пять лет? В чем измеряется доля рынка — в количестве проданных единиц товара или в стоимостном выражении?

•    Нужно ли включать в модель продажи конкурентов в качестве параметров? Ведь если считать продажи конкурентов внешними входами, это означает, что менеджер не может влиять на них и должен воспринимать их как заданные. Однако менеджер, безусловно, может повлиять на объемы продаж конкурентов посредством активной системы скидок или усиленной рекламы, которые могут служить переменными решения. В таком случае принадлежащая конкурентам доля рынка должна быть внутренним выходом (результирующей переменной), а не внешним входом модели. Но если это выход модели, может быть, следует считать долю рынка, принадлежащую конкурентам, критерием, который нужно минимизировать?

•    Менеджер должен руководствоваться в своей модели своими собственными критериями, временной шкалой и мировоззрением или обязан учитывать предпочтения своего руководства?

•    Основное внимание в модели должно уделяться ежедневным оперативным решениям, более долгосрочному стратегическому планированию или и тому, и другому?

•    Что нужно включить в модель в виде показателей эффективности или параметров, исходящих от внешних заинтересованных лиц, таких как законодатели, группы потребителей и акционеры?

Приведенные выше вопросы  иллюстрируют важность суждений менеджера для четкого определения элементов "черного ящика".

Предлагается следующий  подход к стадии формализации: вначале  определить цель и соответствующий  показатель качества (или несколько  показателей), т.е. основные выходы модели. Затем выяснить, какие входы модели (переменные решения и параметры) связаны Достижением данной цели и оказывают влияние на показатели эффективности. На основании этого делается следующий шаг: определяются переменные решения и параметры, которые непосредственно влияют на достижение цели. В результате этих рассуждений, производимых в обратном порядке, получается та же самая формализация модели в виде черного ящика". Однако такой подход зачастую проще, поскольку менеджерам легче думать о ситуациях в терминах целей и критериев (показателей эффективности).

Построение модели

После завершения формализации (в устной или письменной форме) символическую  модель необходимо построить.

Как следует из опыта, основной вклад менеджера в построение модели на данном этапе состоит в  том, чтобы разработать внутри "черного ящика" математические уравнения, связывающие переменные. Чтобы преодолеть при моделировании "синдром чистого листа", можно вначале использовать упрошенные связи, которые затем уточняются. К уточнению следует отнестись со всей ответственностью, поскольку эти связи в совокупности с данными становятся основой всего процесса моделирования. Этой теме уделено достаточно внимания в последующих главах. Главная же идея состоит в том, что один менеджер с помощью современных методов использования электронных таблиц в состоянии создать и проанализировать множество практических моделей. Даже в более сложных ситуациях, требующих создания межотраслевой группы, предварительное моделирование может осуществить один эрудированный менеджер.

Основанием для такого утверждения может служить то, что большинство связей модели представляют собой простые бухгалтерские уравнения (Прибыль = Доход — Общие расходы) или физические определения (Количество_месяцев = 12 х Количество_лет) и, следовательно, знакомы и понятны каждому менеджеру. Остальные связи модели разработать сложнее, однако в большинстве управленческих моделей сложных уравнений сравнительно немного. Чтобы разработать корректное математическое представление взаимосвязи двух или нескольких переменных как части общей логики модели, необходим определенный опыт. Можно воспользоваться следующим методом: начертить график, отражающий требуемую зависимость, т.е. начать не с математического уравнения, а с его графика, а затем подобрать соответствующее данному графику уравнение. Данный метод используется также для анализа необработанных данных, что может потребоваться при оценке значений параметров. Принято называть этот метод "моделированием на основе данных".

В заключение можно еще  раз подчеркнуть, что простота модели «черного ящика» обманчива, так как существует опасность 1) неполноты охвата входов и выходов, 2) описания действий системы на базе статистики, а также 3) изменения внутреннего механизма системы с течением времени (так называемая структурная адаптация системы).

 




Информация о работе Модель «черного ящика»