Когнитивная графика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 10:25, реферат

Краткое описание

Несмотря на гигантское количество разработанных алгоритмов и многообразие программных продуктов, трехмерная (да и любая другая) графика остается областью широкого использования ручного труда. Это труд дизайнеров, инженеров, архитекторов, проектировщиков, художников. Словом, всех тех, кто изо дня в день сидит за компьютером и при помощи мыши, графического планшета или любого другого устройства ввода чертит, рисует, создает графические композиции. Можно ли облегчить их труд, уменьшить количество затрачиваемого времени, повысить производительность труда, снизить затраты, наконец? Ведь немалая часть звеньев технологических цепочек (т.е. технологических операций, ТО), в которых участвуют вышеперечисленные профессии давно сокращена либо вовсе исчезла благодаря автоматизации.

Содержание

ПРЕДИСЛОВИЕ………………………………………………………..3
КОНЦЕПЦИЯ КОГНИТИВНОЙ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКИ…5
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ………………………………………………7
ЗАДАЧИ КОГНИТИВНОЙ ГРАИКИ…………………………………9
ОСОБЕННОСТИ КОГНИТИВНОЙ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКИ……………………………………………………………...10
АРХИТЕКТУРА КОГНИТИВНЫХ ИКГ-СИСТЕМ……………….11
ЗНАНИЕ-ПОРОЖДАЮЩАЯ ККГ-СИСТЕМА ‘PYTHAGORAS’...15
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..19

Вложенные файлы: 1 файл

когнитивная.doc

— 799.00 Кб (Скачать файл)
  • БЗ САПР – система математических моделей технических объектов и технологических процессов, экономических моделей, нормативов, ТЗ и т.д.
  • БЗ автоматизированного обучения – иерархическая система обучающих программных модулей;
  • БЗ ИКГ-изображений – база знаний на основе ИКГ-изображений объектов, их свойств и отношений, а также постулатов и утверждений данной проблемной области.

Все подсистемы базы знаний и все режимы работы когнитивной ИКГ-системы ориентированы на широкое использование возможностей когнитивной ИКГ на всех этапах интерактивного процесса принятия решений в научных исследованиях. [3, c.139-141]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. ЗНАНИЕ-ПОРОЖДАЮЩАЯ ККГ-СИСТЕМА ‘PYTHAGORAS’

Для исследования ЗНАНИЕПОРОЖДАЮЩИХ возможностей ККГ Александром и Антоном Зенкиными была разработана так называемая человеко-машинная ККГ-система ДСТЧ  - Диалоговая Система для исследования проблем аддитивной Теории Чисел - одного из наиболее абстрактных разделов современной Фундаментальной Науки (ФН). Последнее обстоятельство обеспечивало "чистоту эксперимента", поскольку в этой области ФН никакая графика вообще никогда не применялась. Главная особенность ККГ-системы ДСТЧ состоит в том, что она позволяет визуализировать на экране дисплея абстрактные теоретико-числовые факты, утверждения и теоремы в форме особого рода цвето-музыкальных ККГ-изображений (так называемых ПИФОГРАММ теоретико-числовых абстракций).

При определенных условиях такие пифограммы порождают,  -  пока, естественно, - в голове человека новые идеи, которые без ККГ на протяжении тысячелетий оставались недоступными для исследователей.

Приведем несколько  характерных примеров.

Одним из наиболее древних научных понятий, с которыми познакомилось человечество еще на самой ранней заре своего интеллектуального развития, без сомнения, является понятие натурального ряда чисел:

1, 2, 3, 4, 5, ...  (1)

Не менее  простым и фундаментальным является понятие о множестве квадратов натуральных чисел, с которым современный человек знакомится в начальной школе:

1, 4, 9, 16, 25, ...  (2)

Одно из самых  естественных и неожиданных ККГ-открытий представлено на Рис. 3: традиционная, привычная со школы, (a) и две нетрадиционные (b, c) формы визуального ККГ-представления одного и того же математического объекта - множества квадратов натуральных чисел {1, 4, 9, 16, 25, 36, ...}. Этот рисунок можно интерпретировать как очередной гносеологический "парадокс" современной математики: расстояние между изображениями a) и b) составляет не очевидные 5 см., а примерно 2000 лет! Действительно, нарисовать параболу в форме b) мог еще Пифагор, однако, за прошедшие два тысячелетия ни один математик так и не сумел догадаться о том, что эта, такая знакомая, одна, но бесконечная парабола (a) в когнитивном 2D-пространстве трансформируется в бесконечное семейство ... конечных парабол (b и c). 

Рис. 3

Более того, в 1841 году Мебиус рисовал очень похожие  параболы, - и даже – по модулю 16 (!), - в своих известных работах по номографии ... Однако, только когнитивная визуализация в рамках ККГ-подхода позволила нам впервые увидеть это фантастическое преобразование с многообещающей чисто математической перспективой! 

По-видимому, совсем никакая, даже самая буйная, математическая фантазия не смогла бы себе представить тривиально-параболический ряд (2) в виде ... звездного неба, изображенного на ККГ-картинке Рис. 4. А теперь представьте себе это звездное небо в динамике, когда все "планеты" приходят в согласованное движение... - И в рамках ККГ-системы ‘PYTHAGORAS’ такое движение - реальность, а не фантазия! Здесь уже начинают вибрировать основания не только когнитивной психологии, но и пифагорейского учения о Единстве и Гармонии Числа, Образа и Музыки... Между тем, это всего лишь различные ККГ-"фотографии" одного и того же "вдоль и поперек изученного" множества натуральных чисел ряда (2).

Рис. 4 Интеллектуально-астральные ипостаси параболы обыкновенной

Заметим здесь, что ККГ-образы теоретико-числовых объектов, в частности, изображенные на рисунках 3 и 4, имеют на экране компьютера не только математически осмысленную и физически убедительную окраску, но и порождают некоторое специфическое музыкальное "произведение", что позволяет иногда не только УВИДЕТЬ, но и УСЛЫШАТЬ некоторые характерные особенности рассматриваемых математических структур.

На рис. 5 приведены пифограммы  новых теоретико-числовых объектов, которые были открыты с помощью ККГ-системы ‘PYTHAGORAS’ и до самого последнего времени в современной математике были неизвестны. Эти пифограммы читаются (а точнее, считаются) как страница обыкновенной книги: слева-направо и сверху-вниз. Так, например, если про-"считать" только черные квадратики на пифограмме no.1, то мы получим следующие числа:

1, 2, 4, 5, 7, 10, 13.   (3)

Рис.5. Царственные современники Пифагора [2]

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Артюхин В.В., Методическое пособие по дисциплине  «Компьютерная графика» «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем» / Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. – М., 2001. 56 с.
  2. Зенкин Александр A. и Зенкин Антон A. В НАУКЕ, ОБРАЗОВАНИИ, УПРАВЛЕНИИ. Режим доступа: http://www.self-organization.org/results/papers/pdf/hsicpaper26.pdf. (дата обращения 15.10.2013).
  3. Искусственный интеллект: справочник. В 3 кн. Кн. 2. Модели и методы / под ред. Д.А. Поспелова. М.: Радио и связь, 1990. 304 с.
  4. Когитивная графика. Режим доступа:   http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%B3%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D0%BA%D0%B0 (дата обращения 21.09.2013)
  5. Оскерко В.С. Системы обработки графической информации. Минск: БГЭУ, 2009. 21 с.

 


Информация о работе Когнитивная графика