Информационное обеспечение моделей развития национальной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 12:02, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей курсовой работы становится исследование проблем механизма информационного обеспечения моделирования развития национальной экономики, а также разработка рекомендаций по его совершенствованию.
Для достижения поставленной цели определим главные задачи курсовой работы:
В первой главе раскрыть сущность и значение моделирования национальной экономики, показать роль информации в осуществлении этих процессов, рассмотреть ее виды и показатели.
Во второй главе изучить сущность и проблемы информационной базы экономики нашей страны, представить способы оценки качества и достоверности информации по ВВП, который является важнейшим показателем развития национальной экономики, а также предложить пути совершенствования информатизации процессов моделирования экономических процессов страны.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МОДЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ.......................................................................................................5
1.1. Сущность и значение моделей развития национальной экономики.....5
1.2. Понятие и роль информации и ее использование в моделях развития национальной экономики......................................................................................8
1.3. Показатели качества информации...........................................................21
ГЛАВА 2. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМА ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МОДЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ................................................................24
2.1. Сущность и проблемы информационной базы экономики России.......24
2.2. Оценка качества и достоверности информации по ВВП.....................27
2.3. Пути совершенствования информатизации моделирования развития национальной экономики....................................................................................29 ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.................................................................................35

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 172.50 Кб (Скачать файл)

 Тем не менее  в последние несколько лет,  несмотря на огрехи в сборе  информации, "Росстат" представляет  довольно точные данные. ВВП считается в России тремя методами - производственным, по расходам и по доходам. Величина статистического расхождения между этими оценками является показателем качества результата и не превышает полутора процентов, что можно считать очень хорошим показателем. Это, правда, не снимает проблемы полного отсутствия официальных проверок качества информации "Росстата".

Чтобы собирать максимально  объективную информацию, нужно располагать  гораздо большими средствами. Надо создавать пообъектную базу данных, проводить множество выборочных обследований, в том числе и по территориям, необходимо запрашивать предприятия о структуре их издержек. А пока в России обеспечение качества подсчета ВВП сводится к реализации метода товарных потоков. Невозможно даже в полной мере использовать информационные ресурсы органов власти, в то время как в других странах пользуются колоссальным количеством маркетинговых исследований и аудиторских заключений. Несмотря на то что в нынешней системе официальной статистики наблюдается огромное количество ошибок, нельзя считать, что там существуют преднамеренные искажения, особенно в отношении ВВП. Но иной статистики у нас нет, мы все в плену у "Росстата", который имеет монополию на статистическую информацию.

 

2.3. Пути совершенствования информатизации моделирования развития национальной экономики

Проблемы технологического базиса в рыночной экономике, как  правило, решаются независимо от усилий, предпринимаемых государством. Однако в большей степени успешность их решения обусловлена политической стабильностью. Поэтому должна быть усилена роль государственного регулирования развития информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, информационных технологий и системы производства информационных продуктов и услуг. В первую очередь должны осуществляться:

бюджетное финансирование социально значимых информационных систем (здравоохранения, образования, трудоустройства, социального обеспечения и т.п.), а также систем налоговой и таможенных служб, информационного обеспечения госорганов, выборов, правопорядка, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

селективная государственная  поддержка приоритетных информационных, компьютерных и телекоммуникационных технологий, открытое конкурсное размещение госзаказов на новые технологии при  гарантиях госзакупок и открытый конкурсный отбор технологий при реализации государственных проектов информатизации;

бюджетная поддержка  перспективных научных исследований, в первую очередь национальных научных  школ, в области создания отечественных  информационных и телекоммуникационных технологий и стимулирование их разработки, производства и использования (разумеется, при их конкурентоспособности) в различных финансируемых из бюджета проектах и программах информатизации государственных объектов;

государственная поддержка  продвижения отечественных информационных и программных продуктов и технических средств информатизации на мировой рынок;

разработка на государственном  уровне программы массовой домашней компьютеризации.

Проблемы обеспечения  безопасности в информационной сфере  носят как концептуальный, так и практический характер. Должна быть создана единая система обеспечения информационной безопасности, которой необходимо эффективно управлять. Сегодня в стране имеется конгломерат отдельных ведомственных систем, решающих отдельные задачи защиты информации в системах и сетях только в пределах своей компетенции и в своих ведомственных интересах. Необходимы согласование усилий всех подсистем и координация их деятельности.

Поддержание необходимого уровня информационной безопасности требует  постоянного отслеживания политических, социальных, экономических, научно-технических и других изменений как за рубежом, так и внутри страны. Эти изменения могут порождать новые информационные угрозы. Система должна быстро реагировать на эти изменения и перманентно проверять возможности отражения реальных или потенциальных угроз.

Международное информационное сотрудничество должно быть переведено на новый уровень, ориентировано  на разработку и принятие правовых положений и международных соглашений, обеспечивающих информационную безопасность в процессах трансграничного информационного обмена. Необходимо активное участие России в создании межгосударственного законодательства и международных стандартов в области информационной безопасности.

Следует начать международные переговоры по проблемам обеспечения безопасности в информационной сфере. В частности, должны быть достигнуты соглашения между возможно большим числом стран о координации деятельности в сфере борьбы с информационным терроризмом и информационным криминалом, по предотвращению этих угроз и согласовании действий по минимизации их последствий. Предметом переговоров должна стать также международно-правовая защита национальных информационных ресурсов и интеллектуальной собственности, а также авторских прав на материалы, распространяемые по мировым открытым сетям, в первую очередь по Интернету. Должны быть выработаны согласованные национальные и международные правовые нормы, устанавливающие ответственность за хакерство и другие компьютерные преступления, злоумышленное проникновение в национальные и корпоративные информационные сети, нарушение прав и законных интересов граждан в процессе информационного обмена. Необходимо рассмотреть возможности контроля за распространением по сети Интернет непристойной и оскорбляющей общественную нравственность информации, недобросовестной рекламы, мошеннических операций и т.п., оказывающих негативное воздействие на массовое сознание, физическое, психическое и социальное здоровье людей.

Одной из важнейших социально-политических предпосылок перехода к информационному обществу представляет достижение баланса интересов граждан, организаций и государства в информационной сфере. Именно поэтому совершенствование информационного права должно стать локомотивом демократического развития России. При этом следует исходить из принципа безусловного правового равенства всех участников процесса информационного взаимодействия вне зависимости от их политического, социального и экономического статуса. Должен быть обеспечен доступ к мировым информационным ресурсам, глобальным информационным сетям. Ограничение доступа к информации должно рассматриваться как исключение из общего принципа открытости информации и осуществляется только на основе законодательства, в том числе с учетом права собственности на информацию. Юридические и физические лица, собирающие, накапливающие и обрабатывающее персональные данные и конфиденциальную информацию, должны нести ответственность перед законом за их сохранность и использование. Защита общества от ложной, искаженной и недостоверной информации, поступающей через средства массовой информации, должна обеспечиваться государством.

Необходима разработка и реализация национальной стратегии  развития России в условиях перехода мировой экономики к глобальному  информационному обществу, в которой будет четко определено соотношение ролей государства, индивидов, социальных групп, рынка, что позволит повысить качество жизни членов российского общества.

Несмотря на сложность  перечисленных выше проблем, их анализ и решение должны быть увязаны с особенностями текущих экономических процессов и долгосрочной экономической политики.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 Для обеспечения  эффективности моделирования развития  национальной экономики необходимо  обеспечение данных процессов  экономической информацией, под которой понимают сведения, сообщения, знания о состоянии национальной экономики. Экономическая информация содержит сведения об общественных процессах производства, обмена, распределения, накопления, потребления материальных благ. Это те сведения, знания, которые извлекаются из экономических данных.

 Роль информации  в моделировании развития национальной  экономики невозможно переоценить,  так как привлечение качественно  новой информации и новых информационных  технологий обеспечивает интенсивный  путь развития страны, а наращивание дополнительных материальных ресурсов, объемов труда, энергии без использования новой информации приведет страну в экстенсивный тупик.

 Существует большое  разнообразие видов информации, используемой в процессах моделирования  экономических процессов. К ним, в частности, относится отраслевая, региональная, социогенная информация; в зависимости от целей использования информация делится на прогнозную, плановую и отчетную; с точки зрения характера поведения объектов экономическая информация подразделяется на: статическую и динамическую; другое деление экономической информации и данных: первичная и вторичная и много других классификаций.

 Для оценки качества  экономической информации применяются  различные показатели, к наиболее  значимым из которых относят: полезность, достоверность, своевременность, релевантность информации.

 Проведенное в рамках  данной курсовой работы исследование  выявило ряд существенных недостатков  в обеспечении информацией прогнозирования  и моделирования развития национальной экономики, к числу которых можно отнести: отсутствие ясной и полной законодательной базы в области информатизации экономических процессов; слабое техническое обеспечение сбора, обработки и анализа информации; неоправданная сложность информационно-аналитической системы современной России; слабая проработанность нормативной базы по обеспечению качественной оценки экономической информации и ряд других.

 В связи с этим  возникает необходимость в совершенствовании  информационной базы экономики  страны для повышения качества процессов моделирования развития национальной экономики. К основным направлениям улучшения обеспечения экономической информацией мы можем отнести:

1. Создание единой  информационной политики, реализация  которой позволит повысить уровень  образованности населения страны в области информационных технологий, сохранить научный потенциал, сделать экономику страны более конкурентоспособной.

2. Создание современных  компьютерных баз и банков  данных, что позволит поднять  информационную базу экономики страны на более высокий качественный уровень, а также сократить отставание России от других развитых стран по этому показателю.

3. Массовое использование  статистических методов обработки  информации, что имеет огромное  значение для моделирования развития экономики. Ведь именно статистика занимается сбором, обработкой и анализом информации обо всех сторонах экономической жизни страны, получаемый ею цифровой материал позволяет объективно оценить тенденции развития самых различных явлений и территориальных распределений практически любых показателей экономики или производственной сферы страны. Статистика позволяет дать оценку экономического развития страны, выполнить анализ социально-экономического развития общества и уровня жизни населения, на основе которой можно составлять прогнозы и осуществлять эффективное моделирование и прогнозирование развития национальной экономики.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Афонин В.В., Федосин С.А. Моделирование систем. – М.: Бином, 2010.

2. Глазьев С.Ю. Тенденции и проблемы экономического развития России // Современная конкуренция. - 2010.

3. Ершова Т.В. Информационное общество - это мы! - М.: Институт развития информационного общества, 2009.

4. Замятина О. М. Моделирование систем: Учебное пособие. – Томск: ТПУ, 2009.

5. Индекс готовности регионов России к информационному обществу. Под ред. Хохлова Ю.Е. , Шапошника С.Б. - М.: Институт развития информационного общества, 2009.

6. Киселева  Е.А.  Макроэкономика. Экспресс-курс: учебное пособие. - М.: КноРус, 2009.

7. Машунин Ю.К. Теория и моделирование рынка на основе векторной оптимизации. – М.: Университетская книга, 2010.

8. Панюков А.В. Математическое моделирование экономических процессов. – М.: Либроком, 2010.

9. Розмаинский И.Н. Неопределенность и институциональная эволюция в сложных экономических системах // Вопросы экономики. - 2009. - № 6.

10. Руцкий В.Н. Информация как фактор экономического развития //Проблемы современной экономики. - 2009. - № 3.

11. Сафрончук М.В. Микроэкономика: учебное пособие. – КноРус, 2009.

12. Сухарев О.С. Основы макро- и микроэкономики. – М.: Высшая школа, 2009.

13. https: // msdb.ru

14. http://knowhow. virtech.ru

15. http://www.lerc.ru

 


Информация о работе Информационное обеспечение моделей развития национальной экономики