Японская модель рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 20:13, реферат

Краткое описание

Из всех неурядиц она выходит более сильной и уверенной в себе, неуклонно укрепляя свои экономические (вместе с ними и политические) позиции на мировой арене.

Цель реферата: выяснить, как модель рыночной экономики Японии способствовала экономическому росту Японии и успеху японских товаров на международном рынке.

Содержание

Введение 3

1. История развития экономики 3

1.1. Послевоенные экономические реформы япони 4

1.2. Период высоких темпов роста в японие 4

1.3. Период структурной адаптации и интернационализации 6

1.4. Структурный кризис 90-х гг 6

2. Структура экономики 8

2.1. Промышленность 8

2.2. Сельское хозяйство 12

2.3. Сфера услуг 13

3. Факторы развития экономики 14

4. Особенности японской модели рыночной экономики 15

4.1. Особенности структуры частного предпринимательства 15

4.2. Трудовые отношения 17

5. Государственное регулирование экономики 19

6. Внешнеэкономическая деятельность. Роль в мировой экономике 20

7. Перспективы развития экономики 22

Заключение 23

Список литературы 24

Вложенные файлы: 1 файл

«Японская модель рыночной экономики».docx

— 59.14 Кб (Скачать файл)

    б) особенности  расходной части – низкий уровень  финансирования национальной обороны (менее 1% ВВП);

    в) крупнейшие статьи расходов – социальное страхование  и пенсии (цель – поддержание  социальной стабильности), трансферты и государственные инвестиции в  инфраструктуру.

6. Внешнеэкономическая  деятельность. Роль  в мировой экономике

Внешнеэкономическую деятельность страны отличает высокий  динамизм, товарная насыщенность и  большие объемы товарооборота (3-е  место в мире после США и  ФРГ).

    В мировой торговле доля Японии составляет 7-8%. Экспортная квота и доля импорта  во внутреннем потреблении составляют примерно по 10,5%, что близко к соответствующим  показателям США и примерно по 10,5%, что близко к соответствующим  показателям США и примерно вдвое  ниже среднемировых и среднеевропейских  показателей. За весь послевоенный период физический объем экспорта Японии увеличился в 70 раз. В основе успеха лежит конкурентоспособность  продукции, которая формируется  за счет высокого качества, новейшей технологии, кадровой политики и авторитета фирмы.

    В товарно-отраслевой структуре японского  экспорта доминирует производственное оборудование (примерно 60%), промышленные полуфабрикаты и потребительские  товары длительного пользования (по 18%). В экспорте Японии на полупроводники приходится 50%, на легковые автомобили – 22, на телекоммуникационное оборудование – 22,6 на сталь – 17%. Основные статьи импорта – промышленное сырьё, топливо  и полуфабрикаты (45%), производственное оборудование (25%), продовольствие (примерно 14%). На Японию приходится свыше 30% мирового экспорта железной руды, 195 – руд  цветных металлов, каменного угля, хлопка и шерсти.

    Основные  внешнеторговые партнеры - США (примерно 30% экспорта и около 25% импорта), страны АТР и Западной Европы. На страны Востока приходится более 50% японского  экспорта товаров и более 305 вывоза капитала. Специфическая черта японской экономической политики в отношении  развивающихся стран - предварительное  изучение особенностей их внутреннего  рынка, определение свободных "лагуны" в нем, чтобы затем предложить государствам такие товары, услуги, технологии и кредиты, которые заполонили бы эти "лагуны" и были бы в максимальной степени эффективны и полезны  для партнера. отношения со стороны Восточной Европы (Чехия, Венгрия) японская сторона строит исходя из относительно высокого уровня их развития. В отношении же государств СНГ, КНР и стран Азии японские фирмы учитывают неразвитость инфраструктуры, уязвимость кооперационных поставок внутри страны, а также дефицит энергии и сырья в некоторых из них.

    За  счет расширения экспорта товаров и  услуг, а также через распространение  технологий влияние японских корпораций в мировой экономике значительно  возрастает. Вывод японских производительных мощностей за рубеж начался еще  в 1970-е годы, и в 2003 г. около 40% японского  импорта приходилось на долю продукции  японских предприятий, действующих  за рубежом. Глобализация предпринимательской  деятельности японских корпораций включает не только расширение вывода производительных мощностей за рубеж, но и стандартизацию продукции и координацию экономической  политики. Свидетельством стремления японских корпораций к глобализации своей деятельности служат их все  более активные усилия по получению  доступа на важнейшие мировые  рынки.

    Япония  занимает 2-е место по экспорту прямых капитальных (15% от общемирового объема). Восемь японских компаний (Хитачи, Тойота, Сони и др.) по объему заграничных  активов входят в число 50 крупнейших инвесторов мира. Основные капитальные  вложения сосредоточены в кредитной  сфере (42,4%), торговле (11,3%), недвижимости (11,1%). Основным рынком приложения капитала являются страны АТР, США и Западной Европы.

    Что касается дисбаланса между японскими  зарубежными инвестициями и иностранными инвестициями в Японии, который во многом являются результатом сохранявшихся  долгое время ограничений на прямые иностранные инвестиции и строгого валютного регулирования, то он тоже начал постепенно сокращаться. Прямые иностранные инвестиции в Японии стали быстро расти начиная с  середины 90-х годов XX в.: в 1995-2002 гг.  они увеличились с 369 млрд до 2,39 трлн иен в год, а число слияний и приобретений японских компаний иностранными выросло с 40 в 1995 г. до 112 в 2002 г.

 

7. Перспективы развития экономики

Существуют  две модели экономического развития Японии.

    Одной из предлагаемых моделей является так  называемая «контролируемая инфляция» (путем увеличения денежной массы) как  средство стимуляции производства. Однако, скорее всего, простое насыщение  рынка деньгами не спасет ситуацию, так как банки все еще будут  «бояться» финансировать предприятия, и спрос на рынке все равно  будет насыщен. Следовательно, большой  поток денег будет направлен  или на закупку еще большего количества правительственных облигаций (по состоянию  на сентябрь 2000 года в коммерческих банках уже сосредоточено таких  облигаций на 75,5 триллионов иен), или  на закупку ценных бумаг в США. То есть, увеличение денежного обращения  не сможет обеспечить инфляцию  желаемой степени.

    Вторая  модель – это политика по снижению курса йены. Безусловно, снижение курса  иены может стать более эффективным  способом увеличения инфляции.. Несомненно резко выросший в свое время  курс иены был одной из главных причин спада японского экспорта. Некоторые японские эксперты считают, что если добиться снижения курса иены, то это сделает возможным больший экспорт, большие прибыли от экспорта на базе иены, и сокращение импорта с одновременным подъемом внутреннего производства. Т.е как бы развернет ситуацию в противоположную сторону. Однако, в современной экономике ни одно государство не умеет манипулировать курсом своей валюты. Поток частных денег очень часто движется в противоположную намерениям правительства сторону. К тому же, надо иметь в виду, что производство товаров с низким уровнем технологий уже перенесено из Японии в Китай и ЮВА. И даже при пониженном курсе иены производство уже не возвратится в Японию. Следовательно, снижение курса иены весьма вероятно приведет лишь к повышению цен на импортируемые товары без какого-либо «стимулирования» внутреннего производства.

    Можно сказать, что сегодня все промышленно-развитые страны уже достигли «потолка» с  точки зрения размеров своей экономики. Их общей задачей является поддержание  нынешнего уровня, при осуществлении  постоянной реструктуризации. Для Японии эта проблема особенно острая, ибо  она с 80-х годов слишком «раздувала»  свою экономику. Послевоенная Япония была большой махиной, нацеленной на экономическое  развитие. После того, как эта  цель была достигнута, многие институты  и механизмы, обеспечившие в свое время быстрый экономический  рост, стали избыточными и подлежат жесткому реформированию.

 

Заключение

         Японская модель – модель регулируемого корпоративного капитализма, в которой благоприятные возможности накопления капитала сопрягаются с активной ролью государственного регулирования в сферах программирования экономического развития, структурной, инвестиционной и внешне экономической политики и с особым социальным значение корпоративного (внутрифирменного) начала.

    Японская  модель экономики отличается развитым планированием, координацией деятельности правительства и частного сектора. Экономическое планирование государства носит рекомендательный характер. Планы представляют собой государственные программы,  ориентирующие и мобилизующие отдельные звенья экономики на выполнение общенациональных задач. Для японской экономики характерно сохранение национальных традиций при заимствовании у других стран того, что нужно для развития страны. Это позволяет создавать такие системы управления и организации производства, которые в условиях Японии дают большой эффект. Заимствование японского опыта другими странами не всегда дает ожидаемый результат (например, кружки качества), поскольку в этих странах нет японских традиций.

    Японская  модель характеризуется определенным отставанием уровня жизни населения (в том числе заработной платы) от уровня производительности труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции и резкое повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. Препятствий имущественному расслоению не ставится. Такая модель возможна только при исключительно высоком , самосознании, приоритете интересов нации над интересами конкретного человека, готовности населения идти на определенные материальные жертвы ради процветания страны. Одной из особенностей японской модели является социальная организация общества в Японии, предусматривающая гармонизацию отношений в обществе на всех его уровнях и во всех социальных сферах на основе уважения традиций японского образа жизни. На базе этих моральных ценностей сложилась своеобразная мотивация трудовой деятельности. Именно эта модель демонстрирует значение социо-культурного и конфессиональных факторов в экономической жизни общества.

 

Список  литературы

 
    1. Ломакин В.К. Мировая экономика: Учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 735 с.
    2. Мир в XX веке./ Под ред. О.С. Сорока-Цюпы. – М.: Просвещение, 1999. – 318 с.
    3. XX век. Ступени научно-технического прогресса Японии. Взгляд в будущее // Япония сегодня: 2002. – июль, стр. 5-10.
    4. Леонтьева Е. Япония // Мировая экономика и международные отношения: 2001.- №8, стр. 109-118.
    5. Гарантии безопасности в XXI веке. Японо-американские планы создания региональной системы ПВО // Япония сегодня:2000.-февраль, стр. 2-3
    6. Чудес в экономике не бывает // Япония сегодня: 2002.- июль, стр.2-4.
    7. Целищев И. Японская фирма на пути к новой модели // Мировая экономика и международные отношения: 2001.-№9, стр. 81-89.
    8. Экологический аспект интеграции: [Япония] // Азия и Африка сегодня: 1999.-№7, стр. 30-33.
    9. Быков П. Последний рецепт: Милитаризация в Японии // Эксперт: 2002.-№15, стр. 100-101.
    10. Федин И., Козицын С. Японская экономика серьёзна больна // Коммерсант: 2000.-15 ноября, стр. 7.
    11. Самые большие валютные резервы у Японии // Эхо планеты: 2000.-№33.- август, стр. 4.
    12. Целищев И. Японская модель роста: сбережения, кредитование, инвестирование // Мировая экономика и международные отношения: 2001.-№6, стр. 87-96.

Информация о работе Японская модель рыночной экономики