Экспорт: практика международной торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 14:05, курсовая работа

Краткое описание

Экономические связи между государствами имеют многовековую историю. На протяжении столетий они существовали преимущественно как внешнеторговые, решая проблемы обеспечения населения товарами, которые национальная экономика производила неэффективно или не производила вовсе.

Вложенные файлы: 1 файл

чистая курсовая работа по МЭ.docx

— 81.16 Кб (Скачать файл)

Совокупность мер, которые используются государствами в сфере внешнеэкономической деятельности для решения определенных социально-экономических задач, составляет содержание их внешнеэкономической политики. Она, в свою очередь, выступает составной частью экономической политики, в том числе внешней - общего курса государства в международных отношениях.

Государственное регулирование внешней торговли в виде применения протекционистских мер - важное средство достижения стратегических целей экономического развития страны.

Государственное регулирование внешней торговли реализуется при помощи тарифных и нетарифных методов регулирования внешней торговли.

Тарифные методы регулирования внешней торговли представляют собой систематизированный перечень таможенных пошлин (тарифов), которыми облагаются товары.

Существует два основных типа тарифов:

  • фискальные тарифы, используемые государством с целью увеличения притока денежных ресурсов.
  • протекционистские тарифы, используемые государством для защиты национальной промышленности от иностранной конкуренции. Они делают иностранную продукцию более дорогой, чем аналогичную отечественную, которой поэтому потребители и отдают предпочтение.

Кроме того, по субъекту взимания тарифы подразделяют на:

  • адвалорные - взимаемые в процентах от стоимости товара;
  • специфические - взимаемые в виде определенной денежной суммы с веса, объема или штуки товара;
  • смешанные - предполагающие одновременное применение адвалорных и специфических пошлин.

В мировой экономике характерна тенденция к постепенному снижению таможенных пошлин.

К нетарифным методам регулирования внешней торговли относятся меры, направленные на косвенное и административное ограничение импорта с целью защиты определенных отраслей национального производства. Сюда относятся: лицензирование и квотирование импорта, антидемпинговые и компенсационные пошлины, так называемые «добровольные экспортные ограничения», система минимальных импортных цен.

Лицензия как форма регулирования внешнеторговой деятельности представляет собой документ на право ввоза или вывоза товаров, выдаваемая импортеру или экспортеру государственным органом. Использование такого метода государственного регулирования позволяет странам оказывать прямое воздействие на внешнюю торговлю, ограничивая ее размеры, иногда даже полностью запрещая экспорт или импорт отдельных товаров.

Наряду с лицензированием применяется такое количественное ограничение, как квотирование.

Квота - это ограничение количества импортируемых товаров определенного наименования и вида. Подобно лицензиям квоты снижают иностранную конкуренцию на внутреннем рынке в определенной отрасли.

В последние десятилетия между государствами, участвующими в международном торговом обмене заключено свыше ста соглашений о «добровольном ограничении экспорта» и об установлении минимальных импортных цен.

«Добровольное экспортное ограничение» - это ограничение, когда иностранные фирмы добровольно ограничивают объем своего экспорта в определенные страны. Конечно, они дают это согласие против своей воли, в расчете на избежание более жестких торговых барьеров.

Одним из средств конкурентной борьбы производителей за внешние рынки является демпинг, т.е. продажа товаров на внешних рынках по ценам более низким, чем на внутреннем рынке (как правило, ниже издержек производства). Демпинг представляет собой одну из форм недобросовестной конкуренции, нарушающих свободу предпринимательской деятельности на международном рынке товаров путем применения недозволенных методов ведения внешней торговли.

Страны стали вводить антидемпинговые пошлины, которые применяются при импорте товара по ценам ниже предполагаемых издержек на их производство.

Кроме того, государства в силу международных договоров проводят совместные расследования, если имеются подозрения в экспорте по демпинговым ценам.

Поскольку антидемпинговые расследования затрагивают не только конкретных производителей товара, но и государства в целом, такие вопросы могут разрешаться и разрешаются как в установленном законом порядке, так и на официальной основе, т.е. путем переговоров заинтересованных правительств стран, вовлеченных в антидемпинговые расследования, и такие переговоры иногда завершаются урегулированием спорных вопросов на взаимоприемлемой основе (принятие обязательств о прекращении или сокращении объема поставок соответствующих товаров по демпинговым ценам или путем добровольного установления импортных квот на ввоз данного товара).

Поставки товаров на иностранные рынки по демпинговым ценам могут иметь двоякое происхождение.

Во-первых, преднамеренный экспорт товара по бросовым ценам в больших количествах и в течение длительного времени может иметь цель захвата иностранного рынка и вытеснения конкурентов. Это типичный случай нарушения принципа конкуренции с применением не дозволенных законом методов ведения торговли (недобросовестная конкуренция). Иногда в качестве "оправдания" подобных действий экспортеры ссылаются на высокие импортные пошлины на данный товар в стране ввоза. В этом случае, чтобы иметь возможность поставить товар на иностранный рынок, значительно снижаются цены на него, иначе иностранный покупатель такой товар не будет закупать вообще, ибо он окажется неконкурентоспособным.

Однако все подобные "доводы" не служили и не могут служить оправданием для демпинга, и государство - импортер применяет в подобных случаях свое законодательство о защитных мерах при демпинге. Так это делается, и это нормально и правомерно.

Во-вторых, экспорт товара по заниженным ценам может иметь место без предварительного намерения "демпинговать" иностранный рынок. Сюда относятся незнание уровня цен и общей ситуации на рынке импортера в отношении данного товара.

Выводы по главе 1

Традиционной и наиболее развитой формой международных экономических отношений является внешняя торговля. На долю торговли приходится около 80 процентов всего нынешнего объема международных экономических отношений. Ещё ни одной стране мира не удалось создать экономику, без участия в международной торговле. В современных условиях активное участие страны в мировой торговле связано со значительными преимуществами: оно позволяет более эффективно использовать имеющиеся в стране ресурсы, приобщиться к мировым достижениям науки и техники, в более сжатые сроки осуществить структурную перестройку своей экономики, а также более полно и разнообразно удовлетворять потребности населения.

Если рассматривать мировую торговлю в плане тенденций ее развития, то налицо с одной стороны - явное усиление международной интеграции, постепенное стирание границ и создание различных межгосударственных торговых блоков, с другой стороны - углубление международного разделения труда, градация стран на промышленно развитые и отсталые.

Нельзя не заметить все возрастающую роль современных средств связи в процессе обмена информации и заключении самих сделок. Тенденции к обезличиванию и стандартизации товаров позволяют ускорять процесс заключения сделок и оборот капиталов.

Государственное регулирование международной торговли может быть: односторонним, двусторонним, многосторонним. В зависимости от масштабов вмешательства государства в международную торговлю различают протекционистскую торговую политику и политику свободной торговли. Таможенные тарифы и пошлины являются основным инструментом торговой политики государства, правомерность применения которого признается международными нормами. В зависимости от того, какая сторона торговой политики считается важной, существует несколько дополняющих друг друга определений таможенного тарифа. Существуют нетарифные методы регулирования международной торговли.

Анализируя процессы, протекающие в мировой торговле, следует подчеркнуть, что либерализация становится ее основной тенденцией. Происходит значительное снижение уровня таможенных пошлин, отменены многие ограничения, квоты и т. п. Иногда либерализация внешней торговли осуществляется в одностороннем порядке. Форсированная либерализация внешнеторгового режима фактически мешала решению задачи повышения конкурентоспособности российских производителей на внешнем рынке и не способствовала их защите от иностранной конкуренции внутри страны. Выступая за либерализацию международной торговли, многие экономисты все чаще связывают ее с понятиями "добросовестной", "справедливой" торговли.

 

2. Современные способы осуществления международной торговли

2.1 Анализ вовлеченности стран в международную торговлю

Исследование вовлеченности стран в международную торговлю измеряет эффективность работы различных учреждений и политику государств в сфере ведения международной торговли и развития экономического сотрудничества. Публикация докладов была начата в 2008 году в рамках Программы по вовлеченности в международную торговлю.

Исследование публикуется каждые два года и оценивает способности экономик стимулировать торговлю, а также уделяет внимание тем областям, в которых особенно необходимы меры по улучшению ситуации. В рамках текущего исследования аналитическая группа ВЭФ составила рейтинг 132 государств на основе анализа четырех основных показателей открытости их экономик для международной торговли: доступ к внутреннему рынку, административное управление на границах, деловой климат, а также транспортная и коммуникационная инфраструктура. При подсчете индекса используются статистические данные международных организаций, а также результаты ежегодно составляемого ВЭФ «Обзора мнений менеджеров»

В этом году наибольшие успехи в развитии международной торговли продемонстрировали экономики стран Юго-Восточной Азии, в частности страны Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Таиланд (57 место), Индонезия (58) и Филиппины (72) существенно упрочили положение в рейтинге, в то время как позиции Китая (56) и Индии (100) несколько снизились. Крупные европейские экономики продолжают сохранять традиционно высокие показатели. Так, Финляндия и Великобритания переместились на шесть позиций вверх, заняв 6 и 11 места соответственно, Германия и Франция остались на прежних позициях -- 13 и 20 места соответственно.

Исследование показывает, что традиционные понятия о торговле все более устаревают, поскольку глобальные цепочки создания стоимости требуют новой политики и сотрудничества, а также новых способов оценки. Авторы исследования указывают, что безопасность, качество и торговля могут быть взаимно усилены посредством мер по укреплению логистических цепочек. Важнейшим барьером для успеха развития торговли остается нехватка знаний в поиске покупателей. Принятие политических мер, стимулирующих торговлю, будет становиться все более важным не только для усиления развития отдельных стран, но также для процветания их торговых партнеров. Так, результаты 2012 года показывают, что Торговое соглашение стран АСЕАН, вступившее в силу в 2010 году, заметно стимулировало развитие торговли в их экономиках.

В рейтинге из 132 стран (см. Приложение А), для которых рассчитан индекс, Россия заняла лишь 112 место по уровню включенности в мировую торговлю (между Кыргызстаном и Лесото). Авторы исследования указывают, что несмотря на некоторые улучшения российская экономика продолжает оставаться одной из самых закрытых в мире и до сих пор поддерживает барьеры, препятствующие ее широкому участию в мировой торговле. Хотя Россия занимает десятое место в мире по размеру экономики, она является наименее открытой и привлекательной как для импорта, так и для экспорта.

Главной проблемой России исследователи считают чрезвычайно ограниченный доступ к рынку, обусловленный обременительной нормативно-правовой базой и многочисленными торговыми и тарифными ограничениями, многие из которых носят технический характер. По показателю доступа к рынкам Россия находится на 129 месте, по развитости административной инфраструктуры -- на 111, транспортной и коммуникационной инфраструктуры -- на 51, по уровню бизнес-климата -- на 113. С учетом вступления России во Всемирную Торговую Организацию (ВТО) позиции страны в следующем рейтинге будут выше, но одного присоединения к организации недостаточно, указывают авторы доклада. Для реализации амбициозных целей российского правительства по повышению производительности, конкурентоспособности и созданию новых рабочих мест необходимо радикально снизить барьеры для интеграции России в международную торговлю.

2.2 Основные проблемы международной торговли и пути их преодоления

Международная торговля представляет собой процесс купли и продажи, осуществляемый между покупателями, продавцами и посредниками в разных странах. Он связан с множеством практических и финансовых затруднений для фирм, участвующих в нем. Наряду с обычными проблемами торговли и коммерции, которые возникают в любых типах бизнеса, в международной торговле существуют дополнительные проблемы:

  • время и расстояние - кредитный риск и время выполнения контракта;
  • изменение курсов иностранных валют - валютный риск;
  • различия в законах и правилах;
  • правительственные постановления - валютный контроль, а также суверенный риск и страновой риск.

Основным последствием колебания валютных курсов для международной торговли является риск для экспортера или импортера, заключающийся в том, что стоимость иностранной валюты, которую они применяют в своих торговых оборотах, будет отличаться от той, на которую они надеялись и рассчитывали.

Экспозиция к иностранной валюте и валютный риск могут принести дополнительные прибыли, а не только убытки. Предприятия отыскивают способы сведения к минимуму или полного устранения экспозиции к иностранной валюте, чтобы планировать деловые операции и более достоверно прогнозировать прибыль. Импортеры стремятся минимизировать экспозицию к иностранной валюте по тем же причинам. Но, как и в случае с экспортером, импортеры предпочитают точно знать, сколько им придется заплатить в своей валюте. Существуют различные способы устранения экспозиции к иностранной валюте, осуществляющиеся при помощи банков.

В международной торговле экспортер должен выставить счет покупателю в иностранной валюте (например, в валюте страны покупателя), или покупатель должен оплатить товары в иностранной валюте (например, в валюте страны экспортера). Возможно также, чтобы валюта платежа была валютой третьей страны: например, фирма в Украине может продать товары покупателю в Австралии и попросить оплатить их в долларах США. Поэтому одной из проблем импортера является необходимость получения иностранной валюты для выполнения платежа, а у экспортера может возникнуть проблема обмена полученной иностранной валюты на валюту своей страны.

Информация о работе Экспорт: практика международной торговли