Экономическое содержание цены

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2015 в 23:33, контрольная работа

Краткое описание

Цена - экономическое понятие, существование и важность которого никому не надо объяснять и доказывать. С раннего возраста, как только человеку приходится наблюдать или самому участвовать в покупке, он на бытовом уровне воспринимает, что такое цена и какую роль она играет в его жизни и в жизни других людей.

Содержание

Экономическое содержание цены…………………………………………..3
Введение…………………………………………………………….....3
Понятия цены, ценообразования, стоимости………………………..4
Функции цены…………………………………………………………7
Заключение…………………………………………………………...14
Задачи………………………………………………………………………..15
Список литературы…………………………………………………………20

Вложенные файлы: 1 файл

экономика предприятия.docx

— 46.54 Кб (Скачать файл)

Отклонения цены товара от его стоимости носят массовый характер из-за множества торговых сделок. Это свидетельствует о закономерности отклонений цен на конкретные товары от их стоимости. Однако по всей товарной массе в результате купли-продажи цена и стоимость в своей совокупности уравновешиваются, поскольку выигрыш одних должен быть равен проигрышу других. Следовательно, равенство суммы цен всех товаров и их стоимости является такой же закономерностью, как и отклонения цен от стоимости по каждому конкретному товару в отдельности.

В качестве средства перераспределения чаще всего используются регулируемые цены. Однако они - не единственный инструмент распределения и перераспределения. Особую роль здесь играют финансы и кредитная система. Так, при решении задачи повышения жизненного уровня определенной категории населения эффективнее всего использовать финансы, оперируя денежными доходами населения (заработная плата, пенсии, пособия), или ставки налоговых платежей. Использование цен в данном случае дает меньший эффект, поскольку от снижения цен обычно выигрывает все население.

 

4. Функция сбалансирования спроса и предложения выражается в том, что через цены осуществляется связь между производством и потреблением, предложением и спросом.

Цена сигнализирует о появлении диспропорций в сферах производства и обращения и требует принятия необходимых мер по их преодолению. Цена служит гибким инструментом для достижения соответствия между спросом и предложением. При появлении диспропорций в развитии хозяйства, несоответствии между предложением и спросом равновесие между ними достигается либо увеличением/сокращением производства товаров, либо путем роста/снижения цены, либо и тем, и другим методами одновременно.

Цена должна заинтересовывать производителя в повышении качества и расширении ассортимента, необходимых рынку товаров, пользующихся спросом. В условиях административно-командной системы управления сбалансированность между спросом и предложением регулировалась планами производства и материально-технического снабжения. Спрос лишь частично регулировался установлением относительно более высоких цен на особо модные товары и снижением цен на товары, не пользующиеся спросом, — так называемые сезонные цены (уценки).

В условиях рыночных отношений цена в этой функции как бы выполняет роль стихийного регулятора общественного производства: сокращается производство товаров, не пользующихся спросом, а материальные и денежные ресурсы направляются на увеличение выпуска товаров, необходимых для рынка и пользующихся спросом.

Спрос выражает потребность в товаре со стороны покупателя с учетом имеющихся у него возможностей купить товар. Практически это выражается в установлении обратной зависимости между рыночной ценой и количеством приобретаемых товаров. При прочих равных условиях количество приобретаемых товаров зависит от уровня цен на них. Чем выше цена, тем меньше товаров будет куплено покупателем, следовательно, объем проданных товаров снизится. Спрос на товары увеличивается с уменьшением цены. При повышении спроса, когда имеет место дефицит товаров, цены на них неизбежно растут. В условиях избытка товаров их продажа возможна лишь при снижении цен.

Предложение характеризуется прямой зависимостью между ценой и количеством товаров, представленных на рынке. При повышении цен растет объем товаров, предлагаемых к продаже, и наоборот. В современных российских условиях имеет место следующий парадокс: цены на многие товары непрерывно растут, а их производство сокращается. Растущий спрос обеспечивается импортом.

Таким образом, уравновешивающую функцию между спросом и предложением выполняет цена, стимулирующая увеличение предложения при нехватке товаров и понижающая спрос при избытке товаров.

По мере становления рыночных структур и развития конкуренции, по мере достижения сбалансированности между спросом и предложением повышение цен должно обусловливаться только улучшением качества и расширением ассортимента товаров.

С развитием рыночных отношений, свободного предпринимательства и конкуренции эта функция цены будет все более усиливаться и со временем станет доминирующей при формировании цен на товары в рыночном хозяйстве.

 

5. Функция цены как критерия рационального размещения производства по мере перехода страны к рыночной экономике также будет получать вес более полное развитие. Проявляется она в том, что с помощью механизма цен для получения более высокой прибыли осуществляется перелив капиталов из одного сектора экономики в другой и внутри отдельных секторов туда, где норма прибыли более высокая. Такой переток капиталов производится фирмами самостоятельно под воздействием законов конкуренции и спроса. Только предприятие решает, в какую сферу деятельности, в какую отрасль или сферу экономики ему вкладывать свой капитал. Этому предшествуют глубокие маркетинговые исследования, т.е. изучение всех рыночных факторов, в том числе и цен.

Однако в условиях российской экономики, при значительном монополизме производителей и весьма слабо развитой конкуренции переток капиталов из одной сферы экономики в другую пока еще крайне ограничен.

В настоящее время капиталы вкладываются преимущественно в торгово-посредническую деятельность, где их оборот и норма прибыли существенно выше, чем в других отраслях. Поэтому предприниматели использованию своих капиталов на развитие производства продукции предпочитают вложение их в этот вид деятельности. В таком случае капиталы приобретают форму торгового капитала. В этой сфере деятельности имеет место довольно сильная конкуренция между различного рода концернами, объединениями, фирмами за рынки сбыта различных групп товаров.

Вложение же капиталов в производственные виды деятельности при достаточно длительном цикле производства и в условиях инфляции приводит к обесценению средств, вкладываемых в эту сферу.

Все названные функции цены взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом, а в ряде случаев и вступают в противоречие. Так, стимулирующая функция цены усиливает функцию сбалансирования спроса и предложения, способствуя увеличению производства товаров, пользующихся спросом. Однако цена может играть и дестимулирующую роль (при ее снижении), что приводит к сокращению предложения товаров. Это, в свою очередь, ведет к необходимости согласования спроса и предложения в том случае, когда предложение превышает спрос.

Распределительная функция цены тесно взаимодействует с функцией цены как критерия рационального размещения производства, способствуя переливу капиталов в те отрасли и секторы экономики, где предъявляется повышенный спрос на определенные товары и где складывается относительно высокая норма прибыли.

Учетная функция цены нередко вступает в противоречие практически со всеми остальными функциями, особенно со стимулирующей и распределительной функциями, а также с функцией сбалансирования спроса и предложения, так как в рыночных условиях под воздействием множества факторов цена довольно часто существенно отклоняется от издержек производства и реализации.

В хозяйственной жизни взаимосвязи и взаимозависимости между различными функциями цены бывают значительно более сложными и многообразными, что должно стать объектом исследования маркетинговых служб предприятий (фирм).

 

 

    1. Заключение.

Цены, несомненно, представляют собой тонкий, гибкий инструмент и в то же время довольно мощный рычаг управления экономикой, хотя их реальные возможности воздействия на экономику вообще и на уровень жизни в частности намного меньше надежд, возлагаемых на цены, на ценовой механизм людьми. В директивно управляемой экономике цены используются как внешний регулятор, инструмент воздействия со стороны правительства, тогда как в рыночной они образуют часть системы саморегулирования.

Если говорить о значении цены и ценообразования для предприятия, то можно отметить следующее. Цена - это то, что определяет имидж предприятия, его долю на рынке и, в конечном итоге, результаты производственно-хозяйственной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Задачи.

 

Задача 1.

Последняя цифра номера зачетной книжки – 7.

Определить годовую сумму амортизационных отчислений и норму амортизации способом списания стоимости по сумме числа лет полезного использования.

При способе списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования годовая сумма амортизационных отчислений определяется с учетом первоначальной стоимости объекта основных средств и годового соотношения, где в числителе — число лет, остающихся до конца срока службы объекта, а в знаменателе — сумма числа лет срока службы объекта.

Приобретён объект стоимостью 200 тыс. руб. со сроком полезного использования 6 лет.

Решение.

Сумма срока службы:

1 + 2 + 3 + 4 + 5 + 6 = 21 год.

 

В первый год эксплуатации указанного объекта может быть начислена амортизация в размере:

6/21, или 28,6%, т.е. 57 200 руб.

 

Во второй год:

5/21, или 23,8%, т.е. 47 600 руб.

 

В третий год:

4/21, или 19%, т.е. 38 000 руб.

 

В четвёртый год:

3/21, или 14,3%, т.е. 28 600 руб.

 

В пятый год:

2/21, или 9,5%, т.е. 19 000 руб.

 

В шестой год:

1/21, или 4,8%, т.е. 9 600 руб.

Задача 2.

 

a - 170, b - 40, c - 24, d - 257, e - 10, f - 5; месяц №1 - сентябрь, месяц №2 - апрель.

 

Определите производственную мощность цеха при следующих условиях.

Количество однотипных станков в цехе 170 ед., с 1 сентября установлено ещё  40 ед., с 1 апреля выбыло 24 ед., число рабочих дней в году – 257, режим работы – двухсменный, продолжительность смены – 8 часов, регламентированный процент простоев –10%, производительность одного станка – 5 деталей в час.

Решение:

Производственная мощность цеха (М) определяется по формуле:

М = Пст* Тмакс * Фср.г ,

где Пст – производительность станка; Тмакс – максимальный фонд времени работы; Фср.г – среднегодовое количество оборудования (станков), ед.

Тогда:

Тмакс = Краб.д * Кс * tсм* (100 – %прост) / 100% = 257 * 2 * 8 * (100 –10)/ 100 = 257 * 2 * 8 * 0,90 / 100 = 37,008 ч ,

где Краб.д – количество рабочих дней в году; Кс – количество смен, tсм – продолжительность одной смены, ч.

 Для выявления соответствия производственной программы имеющейся мощности исчисляется среднегодовая производственная мощность (Мср.г.):

Мср.г. = Мн + Мвв * m – Мл* n ,

где Мн – мощность на начало года (входная); Мвв – ввод мощностей в течение года; Мл – ликвидация (выбытие) мощностей в течение года; m, n – количество полных месяцев соответственно с момента ввода мощностей в действие до конца года и с момента выбытия мощностей до конца года.

 

 

Тогда:

Фср.г = Мн + (Мвв * m) / 12 – (Мл * n) / 12 = 170 + (40 * 4) / 12 – (24 * 9) / 12 = ~ 165,34 станка.

М = 5 * 37,008 * 165 = 30 531,6 деталей.

                  Вывод: максимально возможный выпуск деталей – 30 531 ед. Ликвидируя «узкие» места на производстве, можно увеличить выпуск деталей.

 

Задача 3.

a - 170, b - 40, c - 24, d - 257, e - 10, f - 5; месяц №1 - сентябрь, месяц  №2 - апрель.

 

Определите норматив оборотных средств в незавершённом производстве, оборачиваемость оборотных средств предприятия, если известно, что выпуск продукции составил 17 000 ед.; себестоимость изделия – 170 руб., цена изделия на 24 % превышает его себестоимость; среднегодовой остаток оборотных средств – 50 000 руб.; длительность производственного цикла изготовления изделия – 5 дней; коэффициент нарастания затрат в незавершённом производстве – 0,5. Число рабочих дней  - 257.

 

Решение:

1) Норматив оборотных средств в незавершенном производстве рассчитывается как произведение среднесуточных затрат, длительности производственного цикла и коэффициента нарастания затрат:

 Ннзп = Зсут * пд * Кнз

2) Затраты среднесуточные можно определить как отношение произведения объема выпускаемой продукции и себестоимости единицы изделия к продолжительности планового периода в днях:

Зсут = (17 000 ед. * 170 руб.) / 257 = ~11 245,14 руб.

3) Определим норматив оборотных средств в незавершенном производстве:

 Ннзп = 11 245,14 руб. * 5 дн. * 0,5 = 28 112,85 руб.

4) Для определения коэффициента оборачиваемости необходимо объем реализованной продукции разделить на среднегодовую стоимость оборотных средств. Для этого необходимо определить цену одного изделия, увеличив его себестоимость на 24 %:

Z = 170 руб.+ 24% = 210,80 руб.

5) Рассчитаем коэффициент оборачиваемости:

Коб = Утп / OCг;

Коб = (210,80 руб. * 17 000 ед.) / 50 000 руб. = 71,67 об.

6) Длительность одного оборота равна отношению продолжительности планового периода к количеству оборотов, совершаемых оборотными средствами за этот же период:

Д1об = Тпл / Коб;

 Д1об = 257 / 71,67 = 3,59 дн.

7) Коэффициент отдачи оборотных средств определяется как отношение прибыли, полученной от реализации продукции, к среднегодовому остатку оборотных средств:

 Котд = П / ОСг * 100%.

8) Прибыль равна разнице между выручкой от реализации продукции и затратами на производство продукции:

 П = Утп - Стп;

Утп = 210,80 руб. * 17 000 ед. = 3 583 600 руб.;

Стп = 170 руб. * 17 000 ед. = 2 890 000 руб.;

П = 3 583 600 руб. – 2 890 000 руб. = 693 600 руб.

9) Коэффициент отдачи оборотных средств:

Котд = 693 600 руб. / 50 000 руб. * 100% = 1 387,2%.

 

 

 

Задача 4.

 

a - 170, b - 40, c - 24, d - 257, e - 10, f - 5; месяц №1 - сентябрь, месяц  №2 - апрель.

 

Определите размер реализованной, валовой и чистой продукции. Предприятие выпустило основной продукции на сумму 170 тыс. руб. Стоимость работ промышленного характера, выполненных на сторону, составила 40 тыс. руб. Полуфабрикатов собственного производства изготовлено на  24 тыс. руб., из них 80% потреблено в своём производстве. Размер незавершённого производства увеличился на конец года на 10 тыс. руб. Материальные затраты составляют  24 % стоимости товарной продукции.

 

Решение.

 

Основная продукция (ОП) – 170 тыс. руб.

Работы, услуги промышленного характера (У) – 40 тыс. руб.

Стоимость полуфабрикатов (П) – 24 тыс. руб., в том числе полуфабрикаты для собственного производства (Псп) – 80% = 19,2 тыс. руб.

Прирост незавершенного производства (Пнп) – 10 тыс. руб.

Стоимость материальных затрат (МЗ) - 24% товарной продукции.

 

ВП = ОП+ П + У + Пнп = 170 + 24 + 40 + 10 = 244 тыс. руб.

 

ТП = ОП + ( П – Псп ) + У = 170 + ( 24 – 19,2 ) + 40 = 214,8 тыс. руб.

 

РП = ОП + ( П – Псп ) + У = 170 + ( 24 – 19,2 ) + 40 = 214,8 тыс. руб.

 

МЗ = товарная продукция * долю материальных затрат = 214,8 * 24 / 100 = 51,552  тыс. руб.

 

Информация о работе Экономическое содержание цены