Экономическое содержание и признаки предпринимательства. Роль предпринимательства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 22:54, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение экономического содержания и признаков предпринимательства в России.
Задачи работы: рассмотреть содержание и признаки предпринимательства, изучить его роль и влияние на экономику Российской Федерации.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..…3
Глава 1: Экономическое содержание и признаки предпринимательства.5
1.1 Содержание и признаки предпринимательства……………………………..5
1.2 Цели и мотивы предпринимательской деятельности………………..……8
1.3 Функции предпринимательства ...……………………………………….......9
1.4 Организационные формы предпринимательства………………………….13
Глава 2: Роль предпринимательства в России .………………….………...16
2.1 Предпринимательства в России ………..…………………………………..16
2.2 Государственная политика по отношению к предпринимательству……..19
Глава 3: Предпринимательство в здравоохранении …...…………………21
3.1 Понятие «предпринимательство» в здравоохранении………………….…21
3.2 Организационно-правовые формы в сфере здравоохранении ……..…….24
Заключение……………………………………………………………………...27
Список литературы…………………

Вложенные файлы: 1 файл

злодеева.docx

— 59.87 Кб (Скачать файл)

     Однако  наиболее сложный вопрос для корпоративной  формы — это взаимоотношения  между акционерами и управляющими. Хотя юридически корпорация принадлежит  акционерам, они редко заняты в  управлении ею. Чаще всего их управленческое воздействие ограничивается выборами руководящих органов корпорации и участием в выработке стратегии  хозяйственной деятельности. Потенциально держатели акций могут оказывать  влияние путем смены руководства, но не располагая достаточной информацией они обычно склонны воздержать предложения руководства. Поэтому реальная власть оказывается сосредоточенной в руках управляющих, повседневно осуществляющих руководство корпорацией. Эта проблема может быть смягчена при помощи инструментов как законодательного, так и экономического характера. В первом случае в виде механизмов контроля за деятельностью управляющих, а во-втором — форм материального стимулирования как способа вынудить управляющих работать в интересах акционеров. Ясно одно, чем более распыленным является акционерный капитал, тем более вероятной становится возможность злоупотреблений со стороны управляющих.

     Существуют  разные типы корпоративных объединений. Наиболее распространенным из них является акционерное общество, мобилизующее капитал путем выпуска ценных бумаг: акций и облигаций. Держатели  акций общества являются совладельцами  и имеют право на участие в  управлении им, в то время как  держатели облигаций, получающие фиксированный  доход, выступают лишь в роли кредиторов и не принимают участия в управлении. Главная отличительная особенность  акционерного общества состоит в  свободной циркуляции его ценных бумаг на открытом рынке. Поэтому  их часто называют общественными, хотя по сути это частные предприятия. Среди других типов корпоративной организации следует отметить, так называемые S-корпорации, представляющие собой сочетание качеств корпорации и партнерства. Как и в акционерном обществе, держатели акций 8-корпорации, количество которых законодательно ограничивается, несут ограниченную ответственность, избегая в то же время двойного налогообложения. Нельзя не сказать о холдингах, являющихся держателями акций других корпораций и выступающих, таким образом, своеобразной формой регулирования всего корпорированного сообщества. Довольно широкое распространение получили профессиональные корпорации, представляющие собой объединения по профессиональному признаку — юристов, медиков и т.п., участники которых оказывают соответствующие услуги. Профессиональные корпорации — это своеобразная форма акционерного общества закрытого типа. 

     Глава 2: Роль предпринимательства в России.

 

     2.1 Предпринимательства в России.

 

     Предпринимательство — неотъемлемый элемент современной  рыночной системы хозяйствования, без  которого экономика и общество в  целом не могут нормально существовать и развиваться. 
Независимые предприниматели представляют собой наиболее многочисленный слой частных собственников и в силу своей массовости играют значительную роль не только в социально-экономической, но и в политической жизни страны. Предпринимательство обеспечивает укрепление рыночных отношений, основанных на демократии и частной собственности. По своему экономическому положению и условиям жизни частные предприниматели близки к большей части населения и составляют основу среднего класса, являющегося гарантом социальной и политической стабильности общества.

     В Конституции России определено, что  каждый гражданин имеет право  на свободное использование своих  способностей и имущества для  предпринимательской и иной не запрещенной  законом экономической деятельности. Права и свободы человека и  гражданина, а значит, и право  свободной предпринимательской  деятельности осуществляются на всей территории России и распространяются на каждого гражданина страны. Все  органы государственной власти обязаны  обеспечивать и защищать в своей  деятельности права предпринимателей и свободу предпринимательства, а их противодействие должно рассматриваться  как нарушение Конституции России. Государство признает и защищает равным образом частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности. Статистические данные свидетельствуют  о том, что предпринимательство  стало заметным явлением в экономике  России. Сегодня в стране работает около 850 тыс. малых предприятий с  численностью постоянно занятых  свыше 6 млн. человек, зарегистрировано около 3,5 млн. предпринимателей, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью. С учетом работающих по договорам  и по совместительству, а также  предпринимателей, работающих без образования  юридического лица, в предпринимательстве  занято около 14 млн. человек. С учетом предприятий, которые фактически являются малыми, но не могут быть отнесены к  таковым по тем или иным формальным признакам, а также так называемых средних предприятий, можно говорить об удвоении представленных цифр. 

     География устойчивого развития предпринимательства  постоянно расширяется, хотя и сохраняется  неравномерность его распространения: более половины работающих в стране малых предприятий сосредоточено  в восьми субъектах России, около  четверти — в Москве. Предприниматели  за годы экономических преобразований приобрели опыт ведения бизнеса. Повысился профессиональный уровень  многих предпринимателей и управленцев. В целом произошла сегментация  рынков, появилось больше предприятий, ориентированных на производственный сектор и сферу услуг, улучшается качество продукции пищевой и  легкой промышленности. То же можно  сказать и о сфере услуг  в крупных городах. Вместе с тем, по-прежнему невелика доля производственного  сектора, слабо внедряются новые  технологии. Отдельные примеры выпуска  высококачественных товаров до сих  пор не решают проблему низкой конкурентоспособности  основной продукции малых предприятий. 

     Динамику  развития предпринимательства можно  охарактеризовать одним словом —  застой: количественные показатели развития предпринимательства в России остаются практически неизменными с 1994 г. 

     Августовский  кризис 1998 г. негативно отразился  на многих малых и средних предприятиях: оборотные средства резко уменьшились  или пропали в банках, сократились  рынки сбыта вследствие снижения покупательной способности населения, обанкротились многие предприятия, чья деятельность была связана с  импортом сырья или товаров. В  результате число занятых в этом секторе экономики сократилось  на несколько сотен тысяч человек. Застой сменился тенденцией к разорению  многих предпринимателей и малых  предприятий. Кроме того, усиливается  существующая опасность замедления простого воспроизводства субъектов  предпринимательства взамен прекративших свою деятельность по тем или иным причинам, что ведет к сужению  этого сектора экономики. 

     Международный опыт убедительно показал, что развитие предпринимательства возможно только при наличии целенаправленной политики государства в отношении малого предпринимательства, исходящей из необходимости развития этого сектора  экономики и понимания уязвимости малых предприятий по сравнению  с крупными, обусловленной самим характером их функционирования. Другими словами, государство помогает малому предпринимательству, потому что это необходимо и государству, и народу. 

     В экономически развитых странах число  малых и средних предприятий  достигает 80-99% от общего числа предприятий, в этом секторе экономики сосредоточены  две трети трудоспособного населения, производится более половины валового внутреннего продукта. В этих странах проводится активная и последовательная политика поддержки и развития предпринимательства. В России государство предприняло определенные шаги по развитию малого предпринимательства: формируется законодательная база, были приняты программы развития малого предпринимательства на федеральном и региональном уровнях, при содействии государства создана сеть сервисных организаций. Все большее внимание вопросам развития предпринимательства уделяют региональные и муниципальные органы власти. 

     Очевидно, предпринятые государством меры явно недостаточны, а по ряду позиций допущены отступления от того, что уже достигнуто. В частности, не принята и, соответственно, не финансируется Федеральная программа поддержки и развития малого предпринимательства на 1998-1999 гг. Усиливается налоговый пресс. Возрастают административные барьеры. Несмотря на все трудности становления и развития, предпринимательство к 1995 г. превратилось в заметную экономическую и политическую силу. Назрела необходимость перемен в политике государства по отношению к малому предпринимательству. В качестве инструмента диалога с государством была выбрана форма съезда. 

     Первый  Всероссийский съезд представителей малых предприятий, инициированный общественными объединениями предпринимателей, которые консолидировались вокруг Торгово-промышленной палаты России, состоялся  в феврале 1996 г. В работе съезда участвовало  около 3000 делегатов из всех регионов России. Перед съездом ставились  следующие задачи: привлечь внимание властей к проблемам предпринимательства;  
добиться от органов власти конкретных действий по улучшению предпринимательского климата и консолидировать предпринимателей. 

     В работе съезда приняли участие Президент  России Б.Н. Ельцин, мэр Москвы Ю.М. Лужков, руководители Правительства и Федерального собрания России. На пленарном заседании  съезда были обозначены основные позиции  делегатов, суть которых сводилась  к тому, что малый бизнес может  стать решающей силой в преобразовании и развитии экономики России, но при условии его признания  и поддержки. Президент, представители  правительства заверили съезд в своем намерении всемерно помочь предпринимательству. 

     Съезд обсудил и утвердил основные положения  государственной политики по поддержке  малого предпринимательства в России на период 1997-2000 гг., принял обращения  и рекомендации в адрес Президента, Федерального собрания, Правительства России, конкретных министерств и ведомств. 

     По  итогам съезда был принят указ Президента России, декларировавший конкретные меры по поддержке отечественного предпринимателя. После I Всероссийского съезда прошел ряд съездов в регионах России. В послесъездовский период в целом несколько «потеплело» отношение власти к предпринимательству. Активизировалось создание инфраструктуры поддержки предпринимательства. Однако надежды предпринимателей не оправдались. Принятые решения в большинстве своем осталось невыполненными. Государственный комитет по поддержке и развитию малого предпринимательства в 1998 г. был упразднен. Государство опять оставило малый бизнес на периферии своего внимания.

 

     2.2 Государственная политика по отношению к предпринимательству.

 

     На  развитие предпринимательства значительное влияние оказывают политические механизмы.

     Одним из важных инструментов государственного содействия развитию мелкого бизнеса  является прямая финансовая помощь, которая  осуществляется посредством льготного  субсидирования малых фирм, предоставления гарантий при получении ими займов из других источников и льготного  налогообложения.

     Важным  инструментом государственного содействия малым предприятиям в большинстве  промышленно развитых стран является система государственных заказов. Данная форма отношений позволяет  обеспечить малому бизнесу гарантированный  рынок сбыта, ускорить процесс накопления капитала, расширить производственные мощности, укрепить конкурентоспособность, модернизировать оборудование и  многое другое.

     Достаточно  широкое развитие получили организуемые государственными органами и частными предприятиями специальные службы по оказанию различных консультационных услуг малым компаниям.

     Особая  система государственной поддержки  существует для предприятий, занимающихся научно-исследовательскими работами. Главное место в этой системе  занимают финансовая помощь и информационное обеспечение исследовательских  работ.

     Десятилетний  опыт развития предпринимательства  в России позволяет утверждать, что  для создания эффективной системы  поддержки малого предпринимательства  необходимы:

     самостоятельная законодательная и нормативная  база, определяющая специфические условия  деятельности субъектов МП в их отношениях с органами власти и другими хозяйствующими субъектами;

     радикальное усовершенствование налоговой системы; минимизация административно-разрешительной и контролирующей практики; обеспечение  безопасности и защиты личности и  собственности;

     специализированные институты и механизмы, обеспечивающие разработку и реализацию государственной политики, направленной на поддержку МП, включая органы государственной власти и управления, общественные объединения и организации предпринимателей, специализированные организации поддержки МП (фонды, кредитные, страховые, гарантийные и лизинговые учреждения; технологические парки, промышленные зоны и полигоны; учебные, консультационные, информационные и другие обслуживающие структуры);

     финансово-имущественная  поддержка, необходимая для обеспечения  МП производственными площадями, земельными участками и оборудованием, финансовыми  средствами (бюджетными), создание условий  и механизмов для привлечения  частных отечественных и иностранных  инвестиций в сферу МП

     учет  национальных, региональных и исторических особенностей; поощрение ремесел, народных промыслов, кооперативных, артельных  и семейных форм организации предпринимательской  деятельности; сезонных работ, самозанятости;

Информация о работе Экономическое содержание и признаки предпринимательства. Роль предпринимательства в России