Экономическое положение лесного комплекса в период реформ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 08:25, реферат

Краткое описание

Целью моей дипломной работы является анализ экспорта лесной продукции
предприятиями Сибири и изучение тенденций внешней торговли лесной отрасли
Сибири на основе таможенной статистики.

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 53.27 Кб (Скачать файл)

частичная либерализация валютного курса при установлении особого курса для

расчетов с бюджетом и установлением дотаций по критическому импорту; отмена

ограничений на импорт. Либерализация импорта проводилась для создания

конкурентной среды на чрезвычайно монополизированном внутреннем рынке, а

также для компенсации резкого спада в российской промышленности.

Административное установление верхних пределов экспорта топлива и сырья было

вынужденной мерой в условиях, когда внутренние цены значительно ниже мировых,

так как снятие ограничений могло привести к гипертрофированному дефициту на

внутреннем рынке.

На втором этапе (1992-93 гг.) был полностью либерализован валютный курс,

введен импортный тариф. Первая мера была направлена против скрытого

субсидирования импорта в ущерб отечественным товарам, вторая – на обеспечение

защиты отечественных производителей от усиливающейся конкуренции импортных

товаров. Для ужесточения контроля за экспортом сырьевых товаров введен

институт спецэкспортеров стратегических товаров. В целях создания валютного

рынка РФ с 1 июня 1992 года была установлена обязательная продажа

экспортерами 50% валютной выручки (из них 30% Центральному банку по

фиксированному курсу, 20% на валютных биржах по рыночному курсу). Доля

валюты, реализуемой по рыночному курсу, была впоследствии повышена с 20 до

50%.

На третьем этапе, который условно можно назвать "этапом тонкой настройки",

завершился переход на тарифные методы регулирования при снижении роли

количественных ограничений. Объем осуществляемых на централизованной основе

экспортно-импортных операций снизился в 1993 году до 30% внешнеторгового

оборота. Главная роль во внешнеэкономических связях перешла к предприятиям

всех форм собственности. В июне 1993 года были приняты "Федеральный Закон о

таможенном тарифе" и "Таможенный кодекс". С 1994 года прекращается ввоз

товаров на централизованной основе. С 1 июля 1994 года отменено квотирование

экспорта, а 1 июля 1995 года отменена и экспортная пошлина. В июле 1995 года

был принят "Закон о регулировании внешнеторговой  деятельности", в котором

впервые было дано правовое понятие экспорта и импорта товаров и услуг,

определено разграничение полномочий между уровнями власти (краевой,

областной, федеральный), а также впервые предусматривалось применение всех

правил  GATT (Генеральное Соглашение по торговле и тарифам). Также в 1995

году была проведена серия мер по пересмотру таможенных тарифов, в результате

которых средневзвешенный уровень тарифов вырос с 12 до 14-15%; на

беспошлинные товары и товары с однопроцентной пошлиной были введены

пятипроцентные тарифы; был уменьшен перечень товаров, на которые

распространялся преференциальный режим для снижения потока некачественных

товаров (китайские, малайзийские и т.д.).

Либерализация экспорта носила более разумный и продуманный характер, был

принят ряд мер, направленный на создание системы экспорта, соответствующей

международным стандартам. В 1996 году был издан Указ Президента о поддержке

экспортеров, а в марте принята "Федеральная программа развития экспорта", в

которой рассматривается новый подход, заключенный в том, что поддерживается

механизм кредитования, страхования экспортеров и предоставление

государственных гарантий.

Что мешало развитию экспорта и реализации программы? Это антидемпинговые

процедуры, игнорирующие конкурентные преимущества России; затрудненный доступ

к высоким технологиям; ограничения на поставку в Россию новых технологий на

основе национальных списков "товаров двойного назначения"; использование

стандартов, технологических барьеров, процедур испытания, которые усложняют

или делают невозможным экспорт ряда товаров.

Формирование внешнеэкономического механизма переходного периода, основанного

на ограничении использования нетарифных методов регулирования экспорта в

отношении стратегически важных сырьевых товаров, продукции военного и

двойного назначения, использовании таможенного тарифа для защиты внутреннего

рынка в основном уже завершено, хотя корректировка идет до сих пор.

                1.4 Обзор внешних рынков лесной продукции               

В мировом лесном экспорте бывший СССР занимал ведущее место, главным образом

по лесоматериалам сырьевого характера:  по балансам - 1-е место,  по хвойному

пиловочнику - 2-е (после Канады),  по ДВП - 2-е (после  Швеции),  по

целлюлозе -5-е,  фанере - 7-е,  бумаге, картону и ДСП - 8-е.

По данным бывшего внешнеторгового объединения "Экспортлес",  СССР в 1985 г.

по общему объему лесного экспорта занимал 5-е место  в  мире,  уступая США,

Канаде,  Швеции и Финляндии. Доля лесного экспорта в составе внешней торговли

СССР составляла в 1989 г.  3,7%  (в 1980 г.  - 4,5%), а размер общей валютной

выручки измерялся суммой свыше 2,5 млрд. инвалютных рублей.

В номенклатуре  международной валютной торговли лесоматериалы занимали по

стоимости 4-е место после нефти и нефтепродуктов, машин и оборудования,

газа. Тем не менее положение СССР на мировом рынке лесных товаров уже в то

время  было  довольно  скромным как по сравнению с его лесосырьевыми

возможностями,  так и в ряду ведущих стран -  производителей  и  экспортеров

лесопромышленной продукции.

В конце 80-х годов наиболее  заметно  наша  страна  отставала (особенно на

европейском  фоне)  по экспорту бумажной продукции, древесных плит,

пиломатериалов.  Следует также учесть,  что доля экспорта бумаги  и  картона

в общем объеме производимой продукции составляла, например, в Канаде 69%,

Швеции - 78, Финляндии - 84%.

В настоящее время при плачевном состоянии лесной промышленности, неразвитости

внутреннего рынка и в условиях затянувшегося кризиса важным фактором подъема

производства считается расширение экспорта лесоматериалов. Поэтому потенциал

внешних рынков потребления может рассматриваться как определенное условие

устойчивого развития российского экспорта лесоматериалов. С этим связан и

рост доходности лесного хозяйства России, который напрямую зависит от

эффективности лесопромышленного производства и, следовательно, от потенциала

рынков потребления российских лесоматериалов и роста объемов лесозаготовок.

Свыше 60 % мировой торговли лесоматериалами (в денежном выражении) является

внутрирегиональной. т. е. осуществляется между странами в пределах одного

континента. Существует несколько очень крупных торговых потоков и между

континентами. Если рассматривать только межрегиональную торговлю,  то здесь

выявляются один крупный экспортирующий и два крупных импортирующих региона.

Крупнейший в мире поставщик лесоматериалов в другие регионы — Северная

Америка, экспорт которой составляет половину межрегиональной торговли (17

млрд долл. США в 1993 г.). Другая половина направляется в Азиатско-

Тихоокеанский регион (главным образом, в Японию, что не умаляет значения

других азиатских стран). Являясь крупнейшим поставщиком в Азиатско-

Тихоокеанский регион, Северная Америка экспортирует туда древесную массу,

бумагу, пиломатериалы, фанеру и щепу (торговый поток составляет 28 %

межрегиональной торговли).

Крупнейшим местом назначения потоков межрегиональной торговли после

указанного региона является Европа, импорт которой из других регионов

составляет 27% межрегиональной торговли. Крупнейшим поставщиком опять же

выступает Северная Америка (древесная масса, бумага, пиломатериалы, фанера).

В современном мире только рыночные механизмы (уровень спроса и предложения,

валютный курс, тарифы, издержки) определяют объем и направление торговых

потоков лесоматериалов между странами и регионами. Сложившаяся традиционная

структура поставщиков хвойных пиломатериалов на европейский рынок в начале

90-х годов включала  Канаду, Россию, США, листовых древесных  материалов —

Индонезию, Малайзию, США, фанеры — Индонезию, США, древесной массы —

Бразилию, Канаду, США, бумаги и картона — Бразилию, Канаду, США, древесного

сырья — Кот-д'Ивуар, Габон, Россию, Латинскую Америку (Аргентина, Чили)

(таблица 1.4).

Европейский рынок — традиционный для России при торговле лесом.

Складывавшаяся десятилетиями структура экспорта лесоматериалов из бывш. СССР

претерпела в последние годы значительные изменения.  Причиной стали не только

процессы переформирования европейского  рынка лесоматериалов  в связи с

распадом СССР и СЭВ, появлением новых членов Европейского Союза (ЕС),

динамикой цен и стоимости производства в России, но в значительной степени —

с изменениями самого европейского рынка.

                                                                     Таблица 1.4

     Европейский импорт лесоматериалов из других регионов (1993 г.)[12]

    

Регион

Круглый лес, млн м3

Пиломатериалы млн м2

Листовые древесные материалы, млн м2

Древесная масса, млн метрич. т

Бумага и картон, млн метрич. т

Северная Америка

0,8

2,7

1,4

4,5

2,2

Латинская Америка

0.5

0.5

0.4

10.7

0.3

Азиатско- Тихоокеанский регион

0.1

1.1

0.8

0

0.2

Африка

2.0

0.9

0.2

0.3

0.1

Прочие регионы

0

0

0

0.3

0

Общий объем европейского импорта

30.7

33.7

13.5

13.9

33.0


 

До недавнего времени страны ЕС были по  преимуществу  импортерами  всех видов

лесоматериалов, кроме бумаги и картона. Динамика европейского нетто-импорта в

значительной мере зависит от вида лесоматериалов. Например, для круглого леса

(бревен и балансов) существует  определенный уровень, по сравнению  с которым

колеблются средние многолетние оценки. По данным зарубежных экспертов, он

составляет около 15 млн. м3 в год (в основном за счет поставок

балансов из России и бревен из тропических стран). Другим видам лесоматериалов

свойственны циклические колебания, природа которых еще недостаточно изучена.

По степени своей зависимости от импорта европейские страны сильно различаются

между собой. В сущности, чистый импорт имеет большое значение лишь для ЕС,

где он составляет почти такую же часть предложения, как и внутренняя вывозка

древесины. Скандинавские страны и страны Центральной Европы (главным образом,

Австрия) являются экспорт-ориентированными, в основном в рамках ЕС. Страны

Юго-Восточной Европы и Балтии в меньшей степени завязаны с европейским

рынком, хотя данная группа стран, по мнению зарубежных аналитиков, вполне

может превратиться в экспорт-ориентированную группу.

Фактический  объем  рубок главного пользования в России в 1996 г. составил около

100 млн м3. Даже с учетом древесины, полученной от

рубок промежуточного пользования, уровень лесозаготовок снизился по сравнению с

наиболее благополучным в последнее десятилетие 1988 г. в 2 раза. В то же время

в Европе дефицит торговли необработанным круглым лесом продолжает

увеличиваться. Это означает, что отставание объемов экспорта от объемов импорта

необработанным круглым лесом в Европе растет

[13]. В 1995 г. оно составило 28,5 млн м3 (в 1992 г. — 14,8 млн м

3). Если экспорт необработанного круглого леса за 1994—1995 гг. сократился

на 0,9 %    и    составил 16,7 млн м3, то его импорт увеличился за

тот же период на 11,7% и составил 45,2 млн м3. Доля его экспорта в

объеме производства Европы сохранялась в последние годы на уровне 5,6—5,8 %, а

доля импорта в объеме потребления увеличилась за 1993—1995 гг. с 10,9 до 13,8%.

Такая динамика торговли этим видом сырья обеспечила рост внутреннего

потребления необработанной круглой древесины в Европе за 1993—1994 гг. на 11,4,

Информация о работе Экономическое положение лесного комплекса в период реформ