Экономический потенциал как основа функционирования торговой организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 20:25, курсовая работа

Краткое описание

В период перехода от стратегии выживания к стратегии развития изучение экономического потенциала необходимо. Под экономическим потенциалом понимается совокупность имеющихся видов ресурсов, сопряженных между собой, использование которых позволяет достичь экономический эффект. Он является основой хозяйственной деятельности предприятий и организаций. На успешное ведение хозяйственной деятельности торговой организации влияет степень использования экономического потенциала.

Содержание

Введение….……………………………………………......................................3
1 Теоретические аспекты экономического потенциала……………………….5
1.1 Сущность и структура экономического потенциала организации……5
1.2 Методика оценки экономического потенциала организации.............9
2 Анализ экономического потенциала торговой организации ООО «Пеликан»………………………………………………………………………..17
2.1 Технико-экономическая характеристика ООО «Пеликан»………….17
2.2 Анализ трудового потенциала организации…...……………………….24
2.3 Анализ производственного потенциала организации……………….31
3 Основные направления повышения эффективности использования экономического потенциала организации …37
Заключение……………………………………..………………………………..42
Список использованных источников……………………………….................44
Приложения 46

Вложенные файлы: 1 файл

экономический потенциал (2).docx

— 219.98 Кб (Скачать файл)

Директор  без доверенности действует от имени  общества, в том числе:

  • осуществляет оперативное руководство деятельностью общества;
  • имеет право первой подписи под финансовыми документами;
  • распоряжается имуществом общества для обеспечения его текущей деятельности;
  • представляет интересы общества как в Республике Беларусь, так и за ее пределами, в том числе в иностранных государствах;
  • заключает и расторгает трудовые договоры с работниками общества, применяет к этим работникам меры поощрения и налагает на них взыскания;
  • назначает своих заместителей, распределяет обязанности между ними, определяет их полномочия;
  • совершает сделки от имени общества;
  • организует ведение бухгалтерского учета и отчетности общества;
  • представляет ежегодный отчет и другую финансовую отчетность в соответствующие органы;
  • исполняет другие функции, необходимые для достижения целей деятельности общества и обеспечения его нормальной работы, в соответствии с действующим законодательством и уставом общества.

Прибыль (доход), остающаяся у общества после уплаты налогов, иных платежей и сборов в  бюджет и внебюджетные фонды, поступает  в полное его распоряжение и используется обществом самостоятельно. Общество вправе ежеквартально, раз в полгода или раз в год принимать решение о распределении чистой прибыли между участниками. Прибыль общества, предназначенная для распределения между всеми его участниками, распределяется пропорционально размерам их долей в уставном капитале.

Общество самостоятельно устанавливает организационную форму бухгалтерской работы, определяет форму и методы бухгалтерского учета при соблюдении общих методологических принципов, разрабатывает систему внутрипроизводственного учета, отчетности и контроля.

Организационная структура общества представлена на рисунке 3.

Рисунок 3 − Организационная структура ООО «Пеликан»

Из рисунка  видно, что высшим органом управления общества является общее собрание его  участников. Текущее руководство  деятельностью общества осуществляется директором, которому подчинены коммерческий, финансовый директора и главный  бухгалтер. Следует отметить, что  в данной организации работают маркетолог и менеджер по рекламе, т.е. руководство  заботиться об исследовании спроса покупателей и продвижении на рынке своей продукции.

Рассмотрим  финансовые результаты деятельности ООО «Пеликан» за 2009−2011 годы по данным отчетности (Приложение А). Показатели финансово-экономической деятельности представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Экономические показатели работы ООО «Пеликан»

В миллионах  рублей

Показатель

Годы

Отклонение

Темпы роста, %

2009

2010

2011

2010/2009

2011/2010

2010/ 2009

2011/ 2010

Выручка от продажи товаров

6258,75

8794,25

11940

2535,5

3145,75

141

136

Себестоимость проданных товаров

3313

5036,25

7472

1723,25

2435,75

152

148

Валовая прибыль

2945,75

3758

4468

812,25

710

128

119

Прибыль (убыток) от продаж

2156

2036,25

2435,75

-119,75

399,5

94

120

Прибыль до налогообложения

1912,5

1569,75

1342

-342,75

227,75

82

85

Чистая прибыль 

1912,5

1569,75

1342

-342,75

-227,75

82

85

Совокупный капитал

3979,75

7156,75

9169,25

3177

2012,5

180

128

Рентабельность предприятия, %

48,1

21,9

14,6

-26,2

-7,3

-

-

Рентабельность продаж, %

34,4

23,2

20,4

-11,2

-2,8

-

-


 

По данным таблицы видно, что выручка от продажи товаров в 2010 г. увеличилась на 41%, а в 2011 г. еще на 36% и составила 11940 млн. руб.

В то же время, в 2010 г. прибыль от продаж спала на 6% по сравнению с 2009 г., это связано с тем, что себестоимость проданных товаров в 2010 г. увеличилась на 52%. В 2011 г. прибыль от продаж увеличилась на 20% и составила 2435,75 млн. руб. Таким образом, рентабельность продаж в 2009 г. составила 34,4%, в 2010 г. – 23,2%, а в 2011 г. – 20,4%. Соответственно, наблюдается и тенденция к снижению чистой прибыли, в 2010 г. она уменьшилась на 18%, а в 2011 г. еще на 15% и составила 1341,5 млн. руб. Что объясняется значительным количеством конкурентов на рынке.

Рентабельность предприятия за отчетный год составила 14,6%, что является неплохим показателем, но по сравнению с предыдущими годами она упала почти в 3 раза. Таким образом, рентабельность предприятия в 2010 г. в сравнении с 2009 г. снизилась на 26,2 процентных пункта, а в 2011г. в сравнении с 2010 г. – на 7,3 процентных пункта. Рентабельность продаж за анализируемый период также снизилась. В 2009 г. она составляла 34,4%, что на 11,2 процентных пункта больше, чем в 2010 г. А в 2011 г. в сравнении с 2010 г. рентабельность продаж снизилась еще на 2,8 процентных пункта.

Динамика  выручки от продаж товаров и себестоимости  представлена на рисунке 4.

 

 

Рисунок 4 − Динамика выручки и себестоимости проданных товаров

Исследование  показало, что себестоимость товаров  растет большими темпами, чем выручка  от продажи. Так, в 2010 г. выручка выросла на 41%, а себестоимость на 52%, в 2011 г. темп роста выручки составил 36%, а себестоимости – 48%.

Как показал  анализ, валовая прибыль ООО «Пеликан» имеет тенденцию к росту, в 2010 г. она увеличилась на 28% и составила 3758 млн. руб. Динамика показателей валовой прибыли и прибыли от продаж представлена на рисунке 5.

Рисунок 5 − Динамика показателей  валовой прибыли и прибыли  от продаж

В 2011 г. произошел рост валовой прибыли на 710 млн. руб. (19%) и составила 4468 млн. руб. При этом, прибыль от продаж, в 2010 г. снизилась на 16%, но уже в 2011 г. выросла на 20% по сравнению с 2010 г. и составила 2435,75 млн. руб.

Динамика  показателей чистой прибыли и  собственного капитала представлена на рисунке 6.

 

Рисунок 6 − Динамика показателей чистой прибыли и собственного капитала        ООО «Пеликан»

Рассмотрим  показатели экономической эффективности ООО «Пеликан» поквартально за последние 2 года. Из рисунка 7 видно, что выручка от продаж имеет тенденцию к росту на протяжении всего года, линия роста 2011 г. практически составляет прямую линию. Данные за 9 месяцев работы в 2010 году свидетельствуют, что темп роста выручки снизился и имеет место изгиба на графике. В целом, за 2011 год объем выручки увеличился на 35%.

 

 

Рисунок 7 − Показатели выручки от продаж товаров поквартально в 2010-2011 гг.

Динамику  выручки от продажи и прибыли  в 2007 г., можно проследить на рисунке 8.

 

 

Рисунок 8 − Показатели выручки от продаж товаров и прибыли в 2011 г.

 

Данные показывают, что темп роста выручки намного  превышает темп роста прибыли  от продажи товаров.

 

Рисунок 9 − Динамика чистой прибыли ООО «Пеликан» за 2010-2011 год

 

Из рисунка 9 видно, что в I полугодии чистая прибыль в течении двух лет имеет одинаковый темп развития, а по итогам 9 месяцев в 2010 г. наблюдается спад, а в 2011 г., наоборот рост темпа прибыли. По итогам 2011 года ООО «Пеликан» получил значительно меньшую чистую прибыль по сравнению с 2010 г. Рентабельность ООО «Пеликан» в 2011 г. составила 14,6%, что говорит об эффективности развития организации.

Таким образом, исследуемая организация ежегодно увеличивает объемы реализации, при этом, несмотря на обострение конкуренции, поддерживает высокий уровень рентабельности. Экономический потенциал современного торгового предприятия характеризуется наличием и эффективностью использования торговых площадей и торгового оборудования, трудовых ресурсов, а также развитой системой маркетинговых исследований и управлением ассортиментом товаров.

 

 

2.2 Анализ трудового потенциала организации

 

 

Основой экономического потенциала являются основные виды ресурсов. В торговле в первую очередь это  трудовые ресурсы и основные средства. К трудовым ресурсам относится та часть населения, которая обладает необходимыми физическими данными, знаниями и навыками труда в соответствующей отрасли. Достаточная обеспеченность предприятий нужными трудовыми ресурсами, их рациональное использование, высокий уровень производительности труда имеют большое значение для увеличения объемов продукции и повышения эффективности производства. В частности, от обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами и эффективности их использования зависят объем и своевременность выполнения всех работ, эффективность использования оборудования, машин, механизмов и как результат – объем производства продукции, ее себестоимость, прибыль и ряд других экономических показателей.

Основными задачами управления трудовыми ресурсами  являются следующие:

− изучение и оценка обеспеченности предприятия и его структурных подразделений трудовыми ресурсами в целом, а также по категориям и профессиям;

− определение и изучение показателей текучести кадров;

− выявление резервов трудовых ресурсов, более полного и эффективного их использования [11, c.198].

Источники информации для анализа: план экономического и  социального развития предприятия, статистическая отчетность по труду  ф. № 1-т «Отчет по труду», приложение к ф. № 1-т «Отчет о движения рабочей  силы, рабочих мест», данные табельного учета и отдела кадров.

Обеспеченность  предприятия трудовыми ресурсами  определяется сравнением фактического количества работников по категориям и профессиям с плановой потребностью. Особое внимание уделяется анализу  обеспеченности предприятия кадрами  наиболее важных профессий. Необходимо анализировать и качественный состав трудовых ресурсов по квалификации. Проанализируем в таблице 3 обеспеченность персоналом ООО «Пеликан».

Таблица 3 − Обеспеченность и структура персонала ООО «Пеликан» в 2011 г.

Категории работающих

По плану

Факт

Отклонение, (+, -)

Удельный вес, факт, %

1

2

3

4

5

Всего работающих

63

56

-7

100,00

Аппарат управления

16

16

0

28,57

Работники всего

40

35

-5

62,50

Кассиры

5

5

0

8,93

Окончание табл. 3

       

1

2

3

4

5

Продавцы-консультанты

30

26

-4

46,43

Кладовщики

2

2

0

3,57

Водители

3

2

-1

3,57

Специалисты (товароведы)

4

3

-1

5,36

Служащие (уборщицы)

3

2

-1

3,57


При анализе  обеспеченности персоналом предприятия  можно сделать следующие выводы об изменении качественного состава  рабочей силы. В 2011 г. численность персонала по плану должно было составить 56 человек, что на семь единиц больше фактической численности. Это связанно с тем, что на предприятии потребность в продавцах консультантах возникает по мере роста ассортимента и товарооборота, а вследствие не полного использовании торговых площадей нет необходимости полностью комплектовать, причем это относиться только к должностям с низкой квалификацией, поэтому при определенных условиях укомплектовать предприятие полностью не составит труда.

Информация о работе Экономический потенциал как основа функционирования торговой организации