Экономическая сущность санации предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2014 в 21:00, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является - рассмотрение понятия санации (финансового оздоровления) хозяйствующих субъектов, ситуаций, при которых возникает необходимость в её проведении, проблем с которыми сталкиваются предприятия во время проведения санации и путей их регулирования на примере предприятия ООО «Хлебокомбината Царь-Хлеб».

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx санация предприятия.docx

— 78.20 Кб (Скачать файл)

 

Согласно представленным данным в таблице 2.9 предприятие за 2006-2008 гг. уменьшило выручку от реализации продукции на 316751 грн. несмотря на то, что себестоимость продукции уменьшилась на 126704 грн., а стоимость имущества и собственных средств предприятия снизилась на 110661 грн. и 36025 грн. соответственно. Изменения данных показателей в анализируемом периоде сказались на изменении показателей деловой активности предприятия. Так общий коэффициент оборачиваемости уменьшился на 3,71 раза. Оборачиваемость запасов в оборотах уменьшилась на 7,92, что в свою очередь увеличило оборачиваемость запасов в днях (+6 дня). Изменение показателей деловой активности предприятия свидетельствует о ее снижении.

 

 

2.4 Решение о необходимости проведения  финансового оздоровления предприятия

 

 

На основе показателей финансовой активности ООО «Хлебокомбината Царь-Хлеб» можно сделать вывод о его финансовой несостоятельности.

За период с 2006 г. по 2008 г. состояние предприятия значительно ухудшилось. Главным показателем этого явления стала прибыль предприятия, которая в этот период не была получена. Предприятие работало себе в убыток. Уже в 2008 году убыток составил 37387 грн., что отразилось также отрицательно на всех показателях рентабельности производства. Соответственно уменьшилось количество выпускаемой продукции.

Продукция предприятия перестала пользоваться таким спросом, каким пользовалась ранее. А в частности, в отличае от кондитерских изделий перестала пользоваться спросом непосредственно основная продукция предприятия, то есть хлебобулочные изделия. Это объясняется появлением новых предприятий по производству хлебобулочных изделий в данном регионе. Если, как сообщалось ранее, количество производителей кондитерских изделий с учётом ООО «Хлебокомбинат Царь-Хлеб» составляет 3 предприятия, то производителей непосредственно хлебобулочной продукции к 2006 году составило 7 предприятий. Это значительно повлияло на спрос на продукцию ООО «Хлебокомбинат Царь-Хлеб».

Следует также отметить, что цены ООО «Хлебокомбинат Царь-Хлеб» устанавливает достаточно высокие, ссылаясь на высокое качество своей продукции. Однако с 2006 года предприятие, чтобы повлиять на спрос и выйти из финансового кризиса, применяя новые технологии уменьшил себестоимость своей продукции, и соответственно её цену на рынке. Также предприятию пришлось отказаться от производства некоторых видов хлебобулочной продукции. Однако расчёты предприятия оказались неверными и спрос на продукцию не увеличился.

На этом сложном с финансовой стороны периоде также отрицательно сказался тот факт, что партнёры предприятия несвоевременно выплачивают дебиторские задолжности. У предприятия уменьшились возможности погашения займов, производства и реализации своей продукции, в то время как конкуренты стремительно охватывали данный сегмент рынка и соответственно за 2 года зарекомендовали и утвердились в глазах потребителя.

Конкуренция сказалась отрицательно на производственной деятельности предприятия и с других сторон. Известен тот факт, что хлебобулочная продукция всегда востребована, однако она относится к скоропортящейся. Соответственно, если продукция данного предприятия не пользуется особым спросом она становится непригодной до попадания на стол к потребителю, следовательно предприятия-посредники теряют свои средства и прекращают сотрудничать с поставщиком. Таким образом у ООО «Хлебокомбината Царь-Хлеб» в 2007 году оборвались связи с несколькими торговыми представительствами, в частности с ООО «Грей-Севастополь», ООО «Солана» и ООО «Эллада». Продукция других предприятий стала пользоваться большим спросом, а продукция ООО «Хлебокомбинат Царь-Хлеб» оказалась невостребованной.

Известно, что за период с 2006 г. по 2008 г. значительно уменьшились основные фонды предприятия. Это связано с тем, что предприятие провело ликвидацию морально устаревшего оборудования, однако из-за отсутствия финансовых средств не успело в полной мере заменить его новыми образцами с более высокими показателями выхода продукции. Отсутствие финансовых средств опять же объясняется несвоевременностью выплаты дебиторской задолжности.

Однако следует отметить, что кондитерские изделия данного предприятия пользуются большим спросом. Объём производства данной продукции не уменьшился и кризис на предприятии на нём не отразился. Посредники согласны отдельно реализовывать кондитерскую продукцию ООО «Хлебокомбинат Царь-Хлеб». В момент финансового спада предприятия только эта ветвь производства осталась без изменения. То есть не снизилась себестоимость продукции, ассортимент и другие показатели.

При условии несостоятельности данного предприятия стоит вопрос о его ликвидации. Однако ликвидационная стоимость ООО «Хлебокомбинат Царь-Хлеб» составляет 30000 грн. Следовательно, данная сумма не сможет покрыть все задолжности предприятия в размере 194040 грн., при этом источники собственных средств составляют только 58767 грн. Таким образом просто ликвидировать данное предприятие не выгодно не собственникам, не кредиторам: и те и те остаются в убытке.

Однако стоит отметить, что предприятие довольно долго оставалось рентабельным, продукция, производимая предприятием относится к категории продукции первой необходимости. Производственные фонды предприятия, хоть и значительно уменьшились, но при соответствующем финансировании подлежат восстановлению. Соответственно можно сделать вывод, о том, что данное предприятие может быть успешно финансово оздоровлено.

В данной ситуации предприятию или кредиторам следует возбудить дело о банкротстве, с последующим принятием решения о санации данного предприятия.

 

 

3 Рекомендации по проведению санации предприятия ООО «Хлебокомбинат Царь-Хлеб»

3.1 Утверждение формы проведения санации предприятия

 

 

В сложившейся ситуации для предприятия ООО «Хлебокомбинат» принимается решение о санации предприятия. Однако учитывая финансовые показатели данного предприятия (Таблица 2.8, Таблица 2.9), можно сделать вывод, что в судовой санации нет никакой необходимости, соответственно будет проводиться досудовая санация.

Досудовая санация заключается в том, что собственник имущества должника-предприятия, учредители должника - юридического лица, кредиторы должника, другие лица в рамках мероприятий по избежанию банкротства должника могут оказать финансовую помощь в размере, достаточном для погашения обязательств должника перед кредиторами, в том числе обязательств по оплате налогов и обязательных платежей.

Оказание финансовой помощи должнику обязывает его взять соответствующие обязательства перед лицами, которые оказали такую помощь. Такими обязательствами могут быть передача части имущества или участие в предприятии, если оно существует в форме общества.

Техническая система мероприятий в процедуре досудовой санации состоит из реструктуризации предприятия (реорганизационные мероприятия), организационно-хозяйственные (перепрофилирование производства, закрытие нерентабельных производств), управленческих (обновление основных средств, передача имущества в аренду, отсрочка и/ или рассрочка платежей, переоформление краткосрочных кредитов в долгосрочные. Сокращение численности рабочих), а также инвестиционных, финансово-экономических, правовых и других мероприятий, которые не противоречат действующему законодательству.

Для разработки плана судовой санации на предприятии рекомендуется создать рабочую группу, в состав которой должны входить представитель должника, кредиторы и потенциальные инвесторы.

В план досудовой санации должна быть внесена кроме сведений о предприятии-должника такая информация:

а) сведения о финансовом положении должника;

б) мероприятия о обновлении платежеспособности;

в) расчёты необходимых средств для реализации мероприятий;

г) определение источников финансирования мероприятий (например, обязательств инвесторов, кредиторов по погашению долга или предоставлении финансовой поддержки, средства государственного бюджета или полученные от аренды имущества, погашение дебиторской задолженности, кредиты банков);

д) условия участия инвесторов и кредиторов в проведении досудовой санации (например, получение права собственности и имущества предприятия соответственно законодательству, распоряжение частью его продукции. Аренда его имущества, удовлетворение требований кредиторов путём перевода долга полностью или его части на инвестора);

е) ожидаемые последствия выполнения плана досудовой санации.

Важной составляющей плана является определение срока и конечных сроков проведения досудовой санации. Этот срок должен быть рассчитан таким способом, чтобы у предприятия-должника было время для выхода из сложного положения и проведения оздоровления производственной деятельности.

План досудовой санации наиболее реалистичен для ситуации предприятия ООО «Хлебокомбинат Царь-Хлеб», так как основы данного плана более лояльны, в основном в том отношении, что при судовой санации участие в этом процессе самого предприятия-должника сведено к минимуму и все полномочия переходят к санатору. При досудовой санации предприятие-должник участвует в санации и в её менеджменте. Именно по данной причине в данной ситуации предприятие делает выбор в пользу досудовой санации. Для этого необходимо принять решение о проведении санации по инициативе субъекта хозяйствования. Данная ситуация подразумевает то, что предприятие, которое находится в кризисе, или когда существует реальная угроза неплатежеспособности и объявления его банкротом в недалёком будущем становится инициатором признания себя несостоятельным, как в данном случае поступило ООО «Хлебокомбинат Царь-Хлеб». Решение о санации принимается перед обращением кредиторов к арбитражному суду с требованием признать данное предприятие банкротом.

После признания себя несостоятельным предприятие должно провести санационный аудит. А именно провести следующие мероприятия:

- оценка всех данных, представленных в плане финансового оздоровления;

- проверка достоверности приведённых в плане причин кризиса;

- экспертиза выявленных в плане сильных и слабых сторон предприятия;

- экспертиза экономической оценки отдельных санационных процедур и эффективности санации в целом;

- правовая оценка предложенных санационных мероприятий;

- оценка всех видов риска при проведении санации;

- конечная оценка санационной способности предприятия.

Таким образом определяется первый этап управления санацией - возможность осуществления санации, которая определяется перспективами выхода из кризисного состояния и успешного развития предприятия при оказании ему существенной внешней помощи на современном этапе. ООО «Хлебокомбинат Царь-Хлеб» имеет реальные шансы на успешное проведение санации, так как у него сохранились производственные фонды, осталась невыплаченной дебиторская задолжность, производство составляют перспективные в будущем отрасли данного вида производства, которые уже на данном этапе не затронул кризис и спрос на этот вид продукции является стабильным.

Следующим этапом станет определение концепции санации данного преприятия. ООО «Хлебокомбинат Царь-Хлеб» обосновывает оборонительную концепцию санации, которая заключается в сокращение объёмов операционной и инвестиционной деятельности предприятия, обеспечивающее сбалансированность денежных потоков на более низком объёмном их уровне. Эта концепция предполагает привлечение внешней финансовой помощи для соответствующей реструктуризации предприятия, в процессе которой оно избавляется от ряда производственных структурных подразделений, незавершённых реальных инвестиций и других видов активов в целях финансовой стабилизации. В данном случае предприятие принимает решение о закрытии некоторых производственных цехов и значительно уменьшает ассортимент своей продукции.

Далее предприятием определяется направление осуществления санации. Для ООО «Хлебокомбинат Царь-Хлеб» санация будет направлена на его реструктуризацию (реорганизацию), то есть принимать более глобальные изменения.

Главным этапом является выбор формы санации. Форма санации непосредственно характеризует тот механизм, с помощью которого достигаются её основные цели. Эти формы определяются в рамках конкретного направления санации, избранного предприятием, с учётом особенностей его кризисной ситуации. Наиболее оптимальной формой санации для данного предприятия станет поглощение. Эта форма санации осуществляется путём приобретения предприятия-должника предприятием-санатором (для последнего это вид инвестиций). Санируемое предприятие при поглощении обычно теряет свой самостоятельный статус, хотя может сохраниться в виде дочернего предприятия.

Следующий этап подразумевает подбор санатора. Такой подбор осуществляется исходя из выбранных форм санации и предшествует разработке бизнес-плана санации предприятия, в которой санатор должен принимать обязательное участие. В ситуации с конкретным предприятием, которое уже выбрало поглощение в качестве формы санации, санатором станет более крупное предприятие, сторонний хозяйствующий субъект, специализирующийся на выпуске подобной продукции (в данном случае хлебобулочных изделий). ООО «Хлебокомбинат Царь-Хлеб» позволит приобрести своё предприятие крупному производителю при условии того, что санируемое предприятие может сохраниться в виде дочернего предприятия.

Например, ООО «Украинский кондитер» приобретает ООО «Хлебокомбинат Царь-Хлеб» как инвестиционный проект, рассчитывая провести разделение. Эффект данной формы санации состоит в том, что за счёт существенного сокращения общехозяйственного управленческого аппарата, непроизводственных и вспомогательных служб значительно сокращается сумма постоянных издержек, в связи с чем за счёт эффекта операционного левериджа каждое новое выделенное подразделение быстрее может достичь точки безубыточности своей деятельности.

Информация о работе Экономическая сущность санации предприятия