Экономическая оценка деятельности торгового предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 13:45, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является: на основе изучения экономической литературы и переработке теоретического материала, проанализировать и оценить экономические результаты деятельности торгового предприятия.

Вложенные файлы: 1 файл

экономика.docx

— 111.91 Кб (Скачать файл)

                      Введение.

 

Переход к рыночной экономике  требует от предприятия повышения  внимания к оценке эффективности  торговой деятельности, анализу экономических  показателей и выявлению резервов улучшения их состояния.

Важная роль в реализации этой задачи отводится анализу хозяйственной  деятельности торговых предприятий. С  его помощью вырабатываются отражения  и тактика развития торгового  предприятия, обосновываются планы  и управленческие решения, осуществляется контроль за выполнением, выявляются резервы деятельности предприятия, его подразделений и работников.

В современных экономических  условиях деятельность каждого экономического субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений (организаций и физических лиц), заинтересованных в результатах  его функционирования. На основе доступной  им отчетно-учетной информации указанные  лица стремятся оценить финансовое положение предприятия. Основным инструментом для этого служит финансовый анализ, при помощи которого можно объективно оценить внутренние и внешние  отношения анализируемого объекта: охарактеризовать его платёжеспособность, эффективность и доходность деятельности, перспективы развития, и затем по его результатам принять основные решения.

Целью данной работы является: на основе изучения экономической литературы и переработке теоретического материала, проанализировать и оценить экономические  результаты деятельности торгового  предприятия.

Магазин №17 « Продуктовая  лавка». г. Киров ул. Ленина д.146.

 

 

 

 

1.Теоретические  основы экономической оценки  деятельности торгового предприятия.

1.1 Современные состояния  торговли продовольственными товарами.

 

Сегодня торговля в России наиболее динамично развивающаяся  отрасль хозяйства страны. И поскольку именно в торговле в первую очередь сказывается результат деятельности промышленности, можно сказать, что экономический прогресс России в последние годы очевиден, хотя темпы развития нашей внутренней торговли не отличаются особой стремительностью.

 Современное торговое  предпринимательство, а России охватывает все виды деятельности, которые непосредственным образом относятся к купле-продаже, обмену товара на деньги. Хотя его основу составляют товарно-денежные операции купли-продажи или обмена, сегодня в торговом предпринимательстве оказываются задействованными практически те же факторы и ресурсы, что и в производственном предпринимательстве. В настоящее время, в связи с переходом к рыночной экономике, коммерческая деятельность в России достаточно нестабильна, тем не менее, она стремительно и динамично развивается. Очаги официального торгового предпринимательства - это магазины, рынки, биржи, аукционы, торговые дома, торговые базы. Но преимущественно торговля в России осуществляется в сфере малого бизнеса. Наиболее успешно торговая деятельность осуществляется непосредственно производителем. В свою очередь, это в значительной степени способствует продвижению российского товара, как внутренний, так и внешний рынок.

Под внутренней торговлей  как самостоятельной отраслевой системой понимается совокупность субъектов  торговой деятельности, занимающихся на территории РФ куплей-продажей потребительских товаров и оказанием иных товаров и услуг, функционирование которых регулируется общими и специальными мерами организационно-экономического и нормативно-правового характера с целью достижения рыночного согласия товарного предложения и покупательского спроса.

В процессе товародвижения от изготовителя к потребителю розничная  торговля является конечным звеном. При  розничной торговле материальные ресурсы  становятся собственностью потребителя. Розничная торговля включает в себя продажу товаров населению для  личного потребления, организациям, предприятиям, учреждениям для коллективного  пользования или хозяйственных  нужд.

Функции розничной торговли:

- исследует конъюнктуру,  сложившуюся на товарном рынке; 
- определяет спрос и предложение на конкретные виды товаров; 
- осуществляет поиск товаров, необходимых для розничной торговли; 
- проводит отбор товаров, их сортировку при составлении требуемого ассортимента; 
- осуществляет оплату товаров, принятых от поставщика; 
- проводит операции по приемке, хранению, маркировке товаров, устанавливает на них цены; 
- оказывает поставщикам, потребителям, транспортно-экспедиционные, консультационные, рекламные, информационные и другие услуги.

В течение последних нескольких лет товарооборот в России увеличивается, что подтверждает положительные  тенденции развития розничной торговли. На Российском рынке представлены разнообразные  розничные предприятия.

Классификация по следующим  признакам:

-по реализуемому ассортименту: универсальные, специализированные, с комбинированным ассортиментом,  со смешанным ассортиментом;

-по форме торгового  обслуживания: индивидуальное обслуживание  или продажа через прилавок, с  открытой выкладкой, самообслуживание, прямая продажа, по предварительным  заказам, по образцам и каталогам;

-по уровню цен: комиссионные, Секонд-хенды, магазины-бутики;

- по типу предприятия: гипермаркеты, универмаги, универсамы, супермаркеты, гастрономы и т.д.

- по форме и виду интеграции: торговые объединения, торговый комплекс, отраслевая интеграция, межотраслевая интеграция;

- по концентрации и местоположению: изолированное размещение предприятия относительно других торговых точек, групповое размещение торговых точек одной специализации, в жилых районах, в центре города.

Поскольку разным потребителям нравятся разные формы обслуживания, возможно одновременное существование  и преуспевания предприятий с  разными уровнями услуг для потребителей. Розничные торговые предприятия со свободным отбором товаров имеют продавцов, к которым при желании можно обратиться за содействием. Клиент завершает сделку, подходя к продавцу и расплачиваясь с ним за покупку. У таких магазинов накладные расходы несколько выше, чем у магазинов самообслуживания.

В структуре розничной торговли учитывается ассортиментный признак. Товары обычно объединяются в соответствующие  группы по признаку производственного  происхождения или потребительского назначения. В розничной торговли в связи с этим функционируют различные виды магазинов:

Специализированные магазины. Специализированный магазин предлагает узкий ассортимент товаров значительной насыщенности. Примерами специализированных розничных предприятий могут служить магазины одежды, спорттоваров, мебельные, цветочные и книжные магазины. Специализированные магазины можно дополнительно подразделить по степени узости предлагаемого ассортимента. В последнее время распространение специализированных магазинов связано с бумом торговых центров, обычно состоящих из одного-двух универмагов и множества специализированных магазинчиков. На долю этих магазинчиков нередко приходится

60-70% всей площади торгового  центра. Большинство специализированных  магазинов до сих пор принадлежит независимым торговцам, однако быстро растет и число специализированных магазинных сетей. Наиболее преуспевающие специализированные магазины концентрируют свои усилия на полном удовлетворении нужд конкретных целевых рынков.     Универмаги. Универмаг предлагает несколько ассортиментных групп товаров - обычно одежду, предметы домашнего обихода, хозяйственные товары.

Каждой ассортиментной группой  занимается специальный отдел универмага во главе со своими закупщиками или торговцами. Некоторые специалисты считают, что универмаг вырос на фундаменте магазина смешанных товаров (поскольку в нем торгуют товарами, нескольких ассортиментных групп). По мнению других, универмаг - наследник магазина текстильных товаров (поскольку многие основатели универмагов до этого были владельцами магазинов текстильных товаров). Первым в истории универмагом считается «Бон марше», основанный в Париже в 1852 г.

    Универсамы. Универсам - это сравнительно крупное предприятие самообслуживания с низким уровнем издержек, невысокой степенью удельной доходности и большим объемом продаж, «рассчитанное на полное удовлетворение нужд потребителя в продуктах питания, стирально-моющих средствах и товарах по уходу за домом». Универсам может находиться и в частном владении, хотя большинство их входит в состав сетей.  Сегодня

доля универсамов в торговле бакалейно-гастрономическими товарами составляет около 70%.  Прогресс  в производстве холодильников позволил и универсамам и потребителям дольше хранить скоропортящиеся продукты. Новая упаковочная техника дала возможность предложить потребителю продукты питания в удобной для хранения таре и расфасовке (банках и коробках), а не выставлять их в оптовой магазинной упаковке (бочках или коробах).

    Магазины товаров повседневного спроса. Продовольственный магазин

товаров повседневного спроса сравнительно невелик по размерам, находится в непосредственной близости от жилого района, открыт допоздна все семь дней в неделю и предлагает ограниченный ассортимент ходовых товаров повседневного спроса с высокой оборачиваемостью.

     Комбинированные универсамы, универсамы широкого профиля и торговые комплексы. На другом конце спектра розничных торговых предприятий располагается три типа магазинов, превышающих своими размерами обычный универсам. Комбинированный универсам - это разновидность универсама с ассортиментом, расширенным за счет включения в него лекарств свободной продажи и лекарств, отпускаемых по рецептам.   Универсамы широкого профиля нередко предлагают такие услуги, как прачечная, химчистка, ремонт обуви, инкассирование чеков, оплата счетов, дешевый буфет.

     Торговый комплекс превышает своими размерами даже универсамы

широкого профиля. Торговый комплекс включает в себя универсам, магазин сниженных цен и розничный склад-магазин. Его ассортимент выходит за пределы обычно покупаемых товаров и включает в себя мебель, тяжелые и легкие электробытовые приборы, одежду и множество других изделий. По сравнению с уровнем цен, обычных для универсамов широкого профиля, торговые комплексы практикуют цены со скидкой. Многие товары

поступают в торговый комплекс в том же виде, как и на склад, прямо от производителей - упакованными в проволочные «корзины», и выкладываются на пятиярусные металлические стеллажи штабелями.      Розничные предприятия услуг. Остановимся вкратце на коммерческих предприятиях, «товарный ассортимент» которых состоит не из изделий, а из услуг.

Розничные предприятия услуг - это гостиницы, мотели, банки, авиакомпании, ВУЗы, больницы, кинотеатры, теннисные клубы, кегельбаны, рестораны, ремонтные службы и различные заведения по оказанию личных услуг, такие, как парикмахерские и косметические салоны, химчистки и т.д. Банки заняты поисками путей более эффективного распространения своих услуг, включая использование автоматических «кассиров» и организацию со временем оплаты счетов по телефону.

 Магазины сниженных цен. Магазин сниженных цен торгует стандартными товарами по более низким ценам за счет снижения нормы прибыли, и увеличения объемов сбыта. Простое использование время от времени цен со скидкой и устройство распродаж еще не делают торговое предприятие магазином сниженных цен. Не делают его таковым и торговля товарами низкого качества по дешевке. Настоящему магазину сниженных цен присущи пять особенностей:

1) он постоянно торгует  по ценам ниже тех, что преобладают в заведениях с

высокими наценками и  невысокой оборачиваемостью товарных запасов;

2) он делает акцент  на марочных товарах общенационального  распространения, так что низкие цены вовсе не предполагают низкого качества изделий;

3) он функционирует по методу самообслуживания при минимуме удобств;

4) он обычно располагается  в районе с низким уровнем  арендной платы и привлекает покупателей из сравнительно отдаленных мест;

5) в нем установлено  простое и функциональное торговое  оборудование.

Помимо магазинов со смешанным  товарным ассортиментом, розничная  торговля по сниженным ценам охватила и специализированные магазины. Появились магазины сниженных цен, торгующие спортивными товарами, стерео аппаратурой, книгами.

Одной из наиболее интересных тенденций стало появление продовольственных магазинов сниженных цен.

 Склады-магазины. Склад-магазин - это лишенное всяких излишеств торговое предприятие сниженных цен с ограниченным объемом услуг, цель которого продажа больших объемов товаров по низким ценам. В широком смысле сюда относятся и торговые комплексы, и продовольственные магазины сниженных цен, выставляющие товары прямо в контейнерах. Одна из наиболее интересных форм мебельные склады-магазины.

Внемагазинная торговля.

 В последние годы особенно популярной становится внемагазинная розничная торговля. В этом случае купить необходимые товары можно и не посещая магазины. Такое удобство потенциальным покупателям создают как товаропроизводители, так и предприятия торговли, использующие различные формы внемагазинной розничной торговли. При этом основными формами торговли являются:

• пересылка товаров по почте;

• продажа товаров на дому;

• рыночная распродажа товаров;

• продажа товаров через  торговые автоматы;

• передвижная распродажа товаров.

Пересылка товаров по почте. В данном случае покупатель делает по почте или телефону заказ на интересующий его товар, на основании чего в его адрес этот товар доставляется. Фирмы, занимающиеся пересылкой товаров по почте, предлагают как самый широкий ассортимент, так и специализируются на продаже определенных видов товаров. При этом информацию, на основе которой покупатели делают заказ, они наиболее часто получают:

Информация о работе Экономическая оценка деятельности торгового предприятия