Экономика товарного обращения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 10:17, контрольная работа

Краткое описание

Торговля - категория историческая. Она существует там, где есть товарное про¬изводство и характеризуется экономическими отношениями между продавцами и покупателями, суть которых выражается через обмен.
Обмен продуктами труда имеет истоки в периоде разложения первобытнообщинного строя и формирования рабовладельческого общества. Меновая торговля, зародившаяся в то время, преобразова¬лась в более сложный вид, когда обмен стал осуществляться при помощи денег, купеческим капиталом.

Содержание

1.Торговля в системе рыночных отношений. Составные звенья торговли и каналы товародвижения. Торгово-технологические операции и механизмы функционирования оптовой и розничной торговли в современных условиях….3
2.Методы прогнозирования покупательского спроса: достоинства, недостатки, возможности использования в работе предприятий ……………………………13
3. Задача…………………………………………………………………………….29
Список использованных источников…………………………………………….30

Вложенные файлы: 1 файл

Экономика тов. обращения 10 вар.doc

— 287.00 Кб (Скачать файл)

3

 

Содержание

1.Торговля в системе рыночных отношений. Составные звенья торговли и каналы товародвижения. Торгово-технологические операции и механизмы функционирования оптовой и розничной торговли в современных условиях….3

2.Методы прогнозирования покупательского спроса: достоинства, недостатки, возможности использования в работе предприятий ……………………………13

3. Задача…………………………………………………………………………….29

Список использованных источников…………………………………………….30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Торговля в системе рыночных отношений. Составные звенья торговли и каналы товародвижения. Торгово-технологические операции и механизмы функционирования оптовой и розничной торговли в современных условиях.

 

 

 

Торговля - категория историческая. Она существует там, где есть товарное про­изводство и характеризуется экономическими отношениями между продавцами и покупателями, суть которых выражается через обмен.

Обмен продуктами труда имеет истоки в периоде разложения первобытнообщинного строя и формирования рабовладельческого общества. Меновая торговля, зародившаяся в то время, преобразова­лась в более сложный вид, когда обмен стал осуществляться при помощи денег, купеческим капиталом. Развитие товарного произ­водства уже в рабовладельческом обществе привело к обособлению торговли в отдельную отрасль хозяйства. Это один из этапов обще­ственного разделения труда, имеющий колоссальное экономическое значение: развитие торговли повлекло за собой рост производитель­ных сил, которые по своему характеру и направленности выходили за условия рабовладельческого строя и разлагали существующие там производственные отношения. В результате именно в торговле появилась категория капитала. Капитал купца (купеческий капитал) был предтечей становления и развития капитала в его классическом понимании, капитала, подчинявшего себе производство. Таким об­разом, развитие торговли и соответствующий ему рост купеческого капитала явились важнейшим историческим условием возникнове­ния капитализма.

По мере развития капиталистического способа производства торг­овля уступает свои главенствующие позиции в экономике и стано­вится на долгое время "слугой" промышленного производства. В конце XIX-начале XX вв., когда объем производства стал все больше превышать реальное потребление, обострилась проблема сбыта то­варов, и торговля стала уверенно выдвигаться на подобающее ей место в экономике. Ведь производство, в конечном счете, связано с потреблением и без последнего немыслимо. Уже само по себе дове­дение продуктов труда до потребителей создает стимулы для продолжения и расширения производства. Если товары не будут реализованы и останутся на складах, то их производство окажется бесполезным. Поэтому всякое продвижение продуктов труда к по­требителям создает условия для продолжения производства и стиму­лирует его. Но дело не ограничивается этим стимулом. Промышленное предприятие покрывает свои расходы за счет дохо­дов, получаемых от реализации продукции, а это означает, что фи­нансовое положение каждого промышленного предприятия определяется непосредственной реализацией его продукции. Данное обстоятельство является предпосылкой активного и целенаправлен­ного воздействия торговли на предприятия, производящие потреби­тельские товары. С другой стороны, сами торговые предприятия заинтересованы в поступлении от производства качественных, отве­чающих спросу населения товаров, так как это неотъемлемое усло­вие формирования его доходов.

Содержание, субъекты и объекты товарно-денежных отношений (рис.1) на рынке потребительских товаров характеризуются следу­ющими основными процессами.

1. Процесс удовлетворения потребностей в самом общем виде про­текает по формуле Д-Т-Д, что и выражает его экономическое содер­жание.

2. Субъекты этих отношений, проявляющихся через коммерче­скую деятельность:

2.1. производители, работающие в различных формах собствен­ности;

2.2. посредники, от количества которых (между производством и потреблением) зависят число и звенность каналов товародвижения и ассортимент предоставляемых услуг;

2.3. потребители, которых можно разделить на индивидуальных и коллективных.


3

 

I.                   
Экономическое содержание коммерческой деятельности

 

II. Субъекты коммерческой деятельности

2.1. Производители

Государственные

Совместные

Коллективные

Частные

Индивидуальные

Зарубежные

 

каналы реализации

III. Объекты коммерческой деятельности

3.1.  Товары                                                                         3.2. Услуги                                                                             3.3. Товары и услуги

IV. Стимуляторы торговли

                                                                                    удовлетворение потребностей                           формирование                         

     4.1. Потребности              4.2. Спрос           4.3. Обмен       формирование дохода торговли                        новых потребностей

 

 


3

 

3. Объектами коммерческой деятельности являются непосредственно товары и связанные с ними услуги как продажного, так и послепродажного характера, а также запросы потребителей.

4. Бесконечность процесса потребления и закон его качественного роста воздействуют на торговлю и превращают процесс товарного обращения в экономический «вечный двигатель», функционирование которого осуществляется посредством реализации экономических интересов продавца и покупателя.

Экономическое содержание коммерческой деятельности проявляется через соответствующие связи торговли. По классификации профессора А.В.Орлова, различают связи первого и второго порядка. Связи первого порядка обеспечивают взаимодействие торговли с отраслями, выпускающими потребительские товары, с одной стороны, и  отраслей и подотраслей экономики, обеспечивающих условия , которые необходимы для организации коммерческой деятельности, - с другой.  Связи второго порядка опосредованы для торговли через взаимодействие с производителями потребительских товаров, которые могут функционировать только получая необходимое оборудование, материалы, сырье, кадры и т.д. из других отраслей хозяйственного комплекса. Торговля же через собственную деятельность (до 95% материальных благ потребители получают в процессе обмена, осуществляемого при непосредственном участии торговли) создает условия для процесса воспроизводства в этих отраслях, удовлетворяя предъявляемые занятыми в них работниками потребности в разных товарах.

Рассмотренная классификация связей торговли, несомненно, расширяется за счет новых признаков, что обусловлено динамичностью этой важнейшей отрасли экономики и кругом задач, решение которых на нее возложено.

Существует несколько определений торговли:

      форма товарного обмена;

      экономическая деятельность, заключающаяся в обмене результатами хозяйственной деятельности между предприятиями, юридическими и физическими лицами;

                  экономические отношения, связанные с обменом товаров, и конкретные хозяйственные отношения, связанные с процессом их реализации;

                  организованный обмен продуктов между звеньями мирового хозяйства, побуждаемыми к обмену разделением труда, независимо от того, ведут ли эту торговлю торговцы, фабриканты или потребительские общества;

                  организационный механизм реализации товарно-денежных отношений;

                  совокупность экономических отношений по обслуживанию обмена результатами деятельности юридических и физических лиц;

                  отрасль экономики, выполняющая посреднические операции в процессе обмена и реализации продуктов труда конечному потребителю.

Суммируя приведенные определения и учитывая широкий круг самых разнообразных связей отрасли, можно сказать, что торговля - это сложная организационная система, обеспечивающая свою деятельность посредством большого количества разнонаправленных экономических связей, уровень осуществления которых характеризует состояние экономики страны.

Развиваясь в комплексе отраслей и подотраслей экономики и являясь частью системы товарного обращения, торговля выполняет присущие ей функции. Содержание функций торговли определяется предметами ее труда, связанными с ними услугами и особенностями деятельности как посредника, обеспечивающего:

      доведение товаров от производства до потребления;

      смену форм стоимости и возмещение затрат на производство и перемещение   товаров.

Выполняя эти функции, торговля обслуживает обмен продуктами труда, концентрирует товарные запасы, исходя из условий их производства и потребления  (которые не всегда совпадают во времени и пространстве), осуществляет территориальное распределение товаров.

Помимо названных, присущих ей как отрасли экономики, торговля выполняет ряд внутренних торгово-технологических функций, которые по своему характеру подразделяются на производительные и непроизводительные.

Производительные функции – это работы, связанные с продолжением процесса производства в сфере обращения: транспортировка, концентрация и хранение товара, преобразование производственного ассортимента в торговый, предпродажная подготовка товаров и т.д.

В процессе создания реальной рыночной экономики функции торговли как посредника будут освобождаться от несвойственных ей операций. Так, в настоящее время торговля вынуждена заниматься фасовкой товаров, осуществляя ее, как правило, вручную, а следовательно, неэффективно. Фасовку товаров более экономично осуществлять в сфере производства, а не в торговле, для которой харктерна лишь функция реализации стоимости, обмена. Продолжение же процесса производства в сфере обращения будет иметь место и дальше, но по своему удельному весу должно быть минимально. Такова сложившаяся практика в странах с реальной рыночной экономикой. Переход торговли на работу преимущественно с фасованными товарами не только повысит результативность ее деятельности, но и создаст условия для внедрения методов обслуживания, отвечающих требованиям рынка.

Непроизводительные функции - это работы, непосредственно обеспечивающие коммерческую деятельность: изучение спроса и конъюнктуры рынка потребительских товаров; маркетинговое воздействие

 

 

Рис.2.  Задачи, решаемые хозяйственной отраслью «Торговля»

 

 

на производство и спрос, управление торгово-хозяйствен­ной деятельностью, учетные и денежные операции.

Задачи торговли как связующего звена рыночной экономики определены ее посреднической ролью. Основной из них является осу­ществление экономических связей между производством и потреблением, отдельными отраслями и регионами (рис. 10.2). Решая эту задачу, торговля регулирует товаропотоки по всем каналам пере­мещения потребительских товаров.

 

Своевременное выполнение как общеэкономических, так и торгово-технологических функций отрасли обеспечивает и качество ре­шения задач торговли.

Качество решения этой задачи регламентируется конкретной эко­номической ситуацией. Причем сегодня воздействие торговли на отечественного производителя малоэффективно. По мере насыще­ния товарного предложения по объему, ассортименту и качеству значимость торговли как организационного рычага повышения эф­фективности экономики страны будет повышаться.

Обеспечивая перемещение товаров от производства к потребите­лю, торговля оказывает на них воздействие: производство ориенти­рует на удовлетворение запросов потребителей, а последних побуждает к новым, более качественным потребностям.

Установление, поддерживание и развитие экономических связей между различными контрагентами, воздействие на производство и потребление возлагают на торговлю задачу регулирования пропорций, определяющих состояние экономики страны.

Успешность решения этой задачи, в свою очередь, позволяет торг­овле воздействовать на устойчивость денежной системы. Связывая производство и потребление и способствуя таким обра­зом установлению оптимальных экономических пропорций, торгов­ля содействует мобилизации доходов государственного бюджета: чем больше объем продажи товаров, тем больше налоговые поступления, даже при снижении налоговых ставок.

Обеспечение устойчивости денег, а следовательно, и относительной стабилизации цен при условии расширения ассортимента потребительских товаров определяет следующую задачу торговли: содействие росту материальной заинтересованности потребителя в повышении результативности труда. Суть этой задачи заключается в том, что, доводя товары от производства до потребления, торговля способствует как количественному, так и качественному росту потребностей, а уровень их удовлетворения определяется покупательской способностью, спросом.

Рост потребностей человека - движущая сила производства, которое только тогда успешно, когда удовлетворяет постоянно растущие потребности. Это закон любой, тем более рыночной, экономики.

Вместе с тем процесс удовлетворения разносторонних, постоянно меняющихся потребностей сопровождается изменениями условий их реализации. Здесь особое значение приобретает время, затрачи­ваемое на покупку товаров. В условиях формирования рынка задача снижения затрат времени на приобретение товаров  решается в большей мере торговлей и приобретает не полемическое, а конк­ретное экономическое значение.

Удовлетворение постоянно растущих и меняющихся потребностей (а этот процесс бесконечен) и приводит в действие экономический "вечный двигатель", обеспечивая  необходимые экономические связи и удовлетворяя в результате этого ранее предъявляемые потребности, способствуя проявлению новых, для чего необходимо не только использовать сложившиеся экономические связи, но и устанавливать и развивать новые.

Таким образом, торговлю, на наш взгляд, можно рассматривать как:

1) организационный механизм реализации товарно-денежных от­ношений;

2) совокупность организационно-экономических отношений по обслуживанию обмена результатами деятельности юридических и физических лиц;

3) отрасль экономики, выполняющую посреднические операции в процессе обмена и реализации продуктов труда конечному потребителю.

Практика развития торговли как отрасли выявила два ее основных звена: оптовое и розничное. Оптовая торговля - это организация торговых операций с крупными партиями товаров для последующей продажи предприятиям розничного звена, производственным потре­бителям как для внутреннего потребления, так и дальнейшего про­изводства. Розничная торговля - это предприятия, обслуживающие конечных потребителей (индивидуальных и коллективных). Исходя из этого, процесс перемещения потребительских товаров от производства к конечному потребителю можно представить сле­дующей схемой (рис.3).

Анализ этой схемы товародвижения выявляет каналы, по кото­рым перемещаются товары:

      производство – подсортировочно-распределительные склады роз­ничной торговли - розничные торговые предприятия - потребители;

      производство - оптовое звено - розничные торговые предприятия-потребители;

      производство - оптовое звено - подсортировочно-распределительные склады розничной торговли - розничные торговые предприятия-потребители;

      производство - оптовое звено - розничные торговые предприятия-потребители;

      производство - потребители.

 

 

 

 

 

 

                            

 

                                             

 

 

 

 

Рис.3.  Схема основных каналов товародвижения

Названные каналы не отражают всех посредников, участву­ющих в настоящее время в процессе перемещения товаров, которые могут быть в каждом звене данной схемы. Однако по мере формирования реальной рыночной экономики эти иррациональные участки процесса товародвижения в ходе экономического развития или исчезнут вообще, или займут подобающее им место. Представленную схему следует проанализировать и с точки зрения значимости составных звеньев торговли. Как изменится товаро­движение в зависимости от степени участия в нем этих звеньев? Исключим оптовую торговлю, и процесс товародвижения будет осуществляться по следующим направлениям:

      производство - розничные торговые предприятия - потребители;

      производство - потребитель.

На первый взгляд, сокращение каналов, по которым будут пере­мещаться товары, а следовательно, и звенности товародвижения, очевидны. Если же рассмотреть схему товародвижения без участия подсортировочно-распределительных складов розничной торговли, то ее процесс будет осуществляться так:

      производство - розничные торговые предприятия – потребители;

      производство – потребители.

Таким образом, эти две схемы идентичны. Однако экономическая сущность отраженных в них процессов товародвижения имеет суще­ственные различия. За кажущимся сокращением звенности товаро­движения при установлении прямых связей (производство - розничная торговля) скрыто значительное увеличение объема работ на складах розничной торговли. Тот объем работ, который призвана была выполнять определенная оптовая организация, расчленяется между десятками подсортировочно-распределительных складов роз­ничной торговли, что приводит к неоправданному росту ее затрат, а значит, снижению прибыли. Более того, как показывают исследования, затраты на подработ­ку, подсортировку, хранение товаров в оптовом звене ниже, чем в розничной торговле, что также подтверждает экономическую целе­сообразность деятельности опта и его значимости в процессе товаро­движения.

Рассмотренная схема основных каналов товародвижения предпо­лагает анализ механизмов функционирования составных ее звеньев, что позволит вскрыть как их особенности, так и характер взаимодей­ствия. Это имеет принципиальное значение для организации торгов­ли, отвечающей требованиям рыночной экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Методы прогнозирования покупательского спроса: достоинства, недостатки, возможности использования в работе предприятий

 

 

При прогнозировании покупательского спроса на потребительские товары возможно использование множества различных методов, что предполагает необходимость их классификации (рис. 4). Практика реализации прогнозных расчетов выделяет несколько основных методов ее проведения, выбор же конкретного метода обусловлен как целями прогнозирования, так и возможностями информационного и технического обеспечения. Рассмотрим основные методы прогнозирования спроса на потребительские товары.

    Прогнозирование спроса с помощью коэффициента эластичности

Спрос формируется и развивается под влиянием большого количества факторов, выявить и количественно измерить которые не всегда удается. Поэтому при анализе процессов формирования спроса, а следовательно, и его прогнозировании иногда применяют не комплекс факторов, а только один, наиболее важный из них. В этом случае происходит упрощение процесса формирования спроса, а значит, и его прогнозирования. Результатом такого упрощения является показатель эластичности, характеризующий степень изменения спроса в зависимости от изменения фактора, его определяющего (денежных доходов, цен, товарного предложения и т.д.).

Показателем эластичности служит соотношение между относительным изменением спроса и относительным изменением формирующего его



фактора. Эластичность измеряется формулой эмпирического коэффициента эластичности, выведенной А. Маршаллом:

Э =                                                 (1)

где    У- прирост спроса;

Х- прирост факторного признака;

У - базовый показатель спроса;

Х - базовое значение факторного признака.

Коэффициент эластичности спроса от доходов показывает, на сколько процентов изменится спрос на душу населения при изменении фактора на один процент.

Графическая интерпретация формулы помогает проиллюстрировать виды эластичности спроса  ( рис .5).

 

(У > Х)                               (У = Х)                                   (У < Х)                                                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 5   Виды эластичности спроса в зависимости от характера  его развития

Размер коэффициента эластичности  позволяет судить о степени эластичности спроса на данные товары и возможном влиянии изменения факторного признака на результаты коммерческой деятельности (изменение объема продаж товара) (табл. 1).

 

 

Таблица 1

Характеристика зависимости размера коэффициента эластичности

и изменения спроса на товары

Размер

коэффициента

эластичности

Характеристика эластичности спроса на товары

Влияние факторного признака на результаты коммерческой деятельности

 

 

Кэ < 1

Инфраэластичность, то есть спрос на товар малоэластичен или неэластичен в зависимости от факторного признака

Изменение факторного признака (снижение или рост цен, денежных доходов населения) не приводят к существенным изменениям покупательского спроса на товары и объема выручки от реализации.

Пример: спрос на хлеб, бензин, обувь и т.п.

 

Кэ > 1

Ультраэластичность, то есть спрос на товар является эластичным или сильноэластичным в зависимости от факторного признака

Изменение факторного признака (например,  снижение цены, рост доходов) оказывает существенное влияние на рост объема продаж вследствие увеличения покупательского спроса, и наоборот

 

Кэ = 1

Унитарный спрос, то есть спрос на товар является слабоэластичным в зависимости от факторного признака

Изменение факторного признака приводит к пропорциональному изменению выручки от продажи товаров

 

Если коэффициент эластичности имеет отрицательное значение, то это свидетельствует о том, что между покупательским спросом на данный товар и факторным признаком существует обратная связь, то есть при уменьшении факторного признака спрос увеличивается, и наоборот. Если же рассчитанный коэффициент эластичности положителен, то характер связи между спросом и фактором, его определяющим, имеет прямое значение:  при росте факторного признака покупательский спрос на анализируемые товары возрастает, и наоборот.

Рассчитав коэффициент эластичности, возможно определить общий объем спроса населения по следующей формуле:

Собщ= ,                                           (2)

где    Собщ- общий объем спроса в будущем периоде, тыс. руб.;

Синд- среднедушевой объем спроса в отчетном периоде, тыс. руб.;

Х -    прирост основного фактора, определяющего причину спроса в будущем периоде, %;

Ч -     численность обслуживаемого населения в будущем периоде, чел.

Расчет показателя эластичности спроса не всегда бывает достаточно надежным инструментом для прогнозирования, ибо при использовании этих коэффициентов спрос как сложное социально-экономическое явление значительно упрощается, что приводит к существенным погрешностям. Поэтому данный метод прогнозирования применяется, как правило, при краткосрочном прогнозировании.

   Нормативный метод прогнозирования спроса имеет в своей основе показатели рационального потребления, размер которого определяется научно разработанными нормами, достигнутым уровнем и тенденциями изменения.

В зависимости от особенностей потребления  продовольственных и непродовольственных товаров величина спроса на них в перспективе по продовольственным товарам будет ограничена потреблением в пределах физиологической нормы; по непродовольственным - спрос по перспективной норме будет превышать потребление за счет формирования средней рациональной обеспеченности гардероба.

Прогнозирование нормативным методом осуществляют в несколько этапов. Сначала определяют  период прогнозирования - количество лет, необходимое для достижения рациональной (физиологической ) нормы потребления. Эту задачу решают экспертным путем на основе анализа тенденций развития спроса и потребления за достаточно длительный период фактического соотношения данных величин.


На следующем этапе, исходя из времени упреждения (срока прогноза - n), фактически достигнутого потребления и нормы рационального потребления, рассчитывают среднегодовой темп роста этого показателя:

 

где    К- коэффициент темпа роста потребления;

Пн- рациональная норма потребления в расчете на душу населения;

Пф-фактическое (базисное) потребление на время проведения прогноза.

Для расчета прогноза на любой год внутри прогнозируемого периода используют формулу

,                        (4)

где   Пm- прогноз среднедушевого размера потребления на год внутри времен-    ного периода достижения рациональной нормы;

Пф- среднедушевой фактически достигнутый уровень потребления;

m - число лет, на которые прогноз будет упреждать фактически достигнутый уровень (m< n);

К - коэффициент темпа роста потребления.

Перспективный расчет общего объема потребления осуществляют с учетом численности жителей региона, для которого он проводится, по формуле

,                                      (5)

где   ОПm- общая потребность региона на определенный год внутри временного периода достижения рациональной нормы;

Ч -  численность жителей региона в прогнозируемом периоде, чел.


Прогноз спроса на период достижения рационального объема будет больше фактического объема потребления на величину среднегодового прироста обеспеченности:

где   Сm- общий объем спроса в прогнозируемом году;

Со- спрос на прирост обеспеченности потребления в прогнозируемом году.


Прирост обеспеченности - это разница между прогнозируемым объемом спроса и фактически достигнутой обеспеченностью:

где   Со- спрос на прирост обеспеченности в прогнозируемом году;

Оф- фактическая обеспеченность в расчете на душу населения;

Он- рациональная (нормативная) обеспеченность в прогнозируемом году;

Ч - прирост численности на прогнозируемый период.


Прогноз общего объема спроса определяется объемом спроса на покрытие потребностей и объемом спроса на расширение обеспеченности, тогда формула приобретает следующий вид:

Нормативный метод прогнозирования спроса используется при среднесрочном и долгосрочном прогнозировании. Он может быть использован для определения потенциального объема покупательского спроса, который будет достигнут в соответствии с физиологическими и рациональными нормами потребления.

В данном случае, при прогнозировании спроса будет использоваться следующая формула:

,                                              (9)

где  Сni - потенциальный объем покупательского спроса по i-й товарной группе;

    Nni - норма потребления (физиологическая или функциональная) по i-му   товару или товарной группе;

Чпр - прогнозируемая численность населения.

Для расчета потенциального покупательского спроса в стоимостном выражении нормативным методом необходимо применить такую формулу:

          или          ,              ( 10)

где Сni - стоимостное выражение потенциального объема покупательского спроса по i-й  товарной группе (товару);

Ц - средняя цена единицы i-го товара, руб.

                  Метод экстраполяции рядов динамикиВ практике прогнозирования спроса основной причиной, определяющей выбор метода его проведения, служит информационная обеспеченность. Чаще всего имеются данные, характеризующие изменение прогнозируемых явлений во времени, то есть ряды динамики. В этом случае для прогнозирования используют метод экстраполяции: распространения установленных в прошлом тенденций развития фактического ряда динамики на будущие периоды.

Экстраполяция рядов динамики исходит из предположения, что комплекс факторов, формирующих их показатели , будет действовать в прогнозируемом периоде так же, как и в прошлом. Однако эти условия на практике часто нарушаются. Значит, про­гнозы, проведенные методом экстраполяции, нередко бывают не очень надежны. Этот метод прогнозирования спроса можно приме­нять с упреждением на 1-2 интервала динамического ряда, то есть при краткосрочном прогнозировании. Метод экстраполяции рядов динамики охватывает только внеш­нюю характеристику прогнозируемого показателя - его объем во времени, но не вскрывает внутренние взаимосвязи процесса форми­рования спроса, что делает прогноз приблизительным.

                  Экономико-математическое моделирование как инструмент про­гнозирования спроса представляет собой процесс разработки уравне­ний множественной регрессии, где в качестве функции выступает спрос, а в качестве аргументов - формирующие его факторы.

Для того чтобы построить экономико-математическую модель, пригодную для прогнозирования спроса, необходимо:

   выявить важнейшие факторы, формирующие спрос;

   определить количественную степень воздействия изменения каждого фактора на величину спроса;

   разработать математическую форму модели, учитывающей од­новременное влияние всех отобранных факторов;

   рассчитать параметры выбранной модели;

   провести оценку возможностей построенной модели для прогно­зирования спроса;

   рассчитать несколько вариантов прогноза в зависимости от со­стояния и характера изменения факторов модели;

   обосновать выбор конкретного варианта прогноза исходя из его целей.

В математической интерпретации экономико-математические модели имеют вид линейных, экспоненциальных, степенных, показательных, логарифмических, полиномиальных и других уравнений. При построении многофакторных моделей наиболее важным этапом выступает отбор факторов, включаемых в модель. По большинству товарных групп факторами, определяющими объем и структуру реализованного спроса розничного товарооборота, являются:

   объем денежных доходов и структура расходов населения;

   уровень розничных цен и их соотношение между товарами и товарными группами;

   уровень удовлетворения спроса на соответствующие товары;

   изменение социально-демографической ситуации;

   степень обеспеченности семей товарами, спрос на которые прогнозируется.

В модель включаются только количественно измеримые факторы и за достаточно продолжительный период времени. Причем точность прогностической модели не определяется большим числом факторов.

Многофакторные модели, используемые в практике прогнозирования, включают, как правило, 3-4 фактора, применяются при среднесрочном и долгосрочном прогнозировании.

Экспертные методы прогнозирования основаны на использовании результатов опроса специалистов (экспертов) по оценке ими развития какого-либо явления, процесса в будущем, то есть данные методы базируются на интуиции экспертов, их опыте и знаниях в области исследования.

Все экспертные методы подразделяются на два основных вида: индивидуальные экспертные методы и методы коллективных экспертных оценок (рис.6).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.6    Классификация видов экспертных методов

 

Из индивидуальных экспертных методов наибольшее распространение для получения первичной информации о покупательском спросе получил метод «интервью», когда интересующую информацию собирают в индивидуальном порядке в беседе с квалифицированными экспертами в данной области (торговыми специалистами, маркетологами  и т.д.). Дополняют информацию о спросе и его тенденциях, структуре и аналитические экспертные оценки обычно в форме аналитических докладов, записок, которые представляют эксперты в области изучения и оценки спроса (начальники торговых отделов, служб маркетинга и т.п.).

Среди коллективных экспертных методов чаще всего используют следующие методы экспертного прогнозирования: «мозговой атаки», Дельфи, «адвоката дьявола».

Метод «мозговой атаки» основан на предположении, что среди большого числа идей имеется несколько хороших. Поэтому, объединяя экспертов в соответствующие группы, добиваются повышения продуктивности мышления ее участников, строящих свою коллективную работу по определенным правилам  (рис.7).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.7 Правила проведения «мозговой атаки»

 

При применении метода «мозговой атаки» прогноз спроса представляет собой продукт коллективного творчества специалистов в ходе заседания-сеанса, проводимого по определенным правилам. При этом выдвижение идей происходит лавинообразно, так как высказываемые идеи порождают либо творческую, либо критическую реакцию. Групповое мышление производит на 70% больше ценных новых идей, чем сумма индивидуальных мышлений. Оптимальное число участников-экспертов при данном методе составляет 10-15 человек. При этом обычно все эксперты делятся на две группы: одна группа генерирует идеи, другая - их анализирует и критикует. При этом поощряется свободный обмен мнениями, выдвижение как можно большего числа идей.

В 1950-х годах метод «мозговой атаки» считался универсальным и получил свое развитие в модели «Демон», основанной на методах исследования операций и принятия решений. Эта модель представляла собой комбинацию горизонтальных рыночных факторов для оценки решений по новым потребительским товарам для крупной рекламной фирмы «Беттен, Бертон, Дартстайн и Осборн» в городе Буффало. Данная модель удобна при обосновании решений в отношении потребительских товаров для разных районов страны.

Метод «Дельфи» в упрощенном виде рассматривается как последовательность итеративных циклов мозговой атаки.

При прогнозировании экспертными методами в целях минимизации расходов на прогноз целесообразно использование минимального числа экспертов при соблюдении ошибки прогнозирования не более в, где 0<в<1.

Минимальное число экспертов возможно определить по следующей формуле:

Nmin= 0,5 (3/в+5).                                           (11)

Например, при ошибке в=1 минимальное число экспертов составит Nmin= 0,5 (3/1+5)=4 чел.

Здесь отметим, что прогнозирование покупательского спроса населения на потребительские товары методами коллективных и индивидуальных экспертных оценок позволяет выявить тенденции развития спроса в регионе в целом по товарным группам и по отдельным ассортиментным позициям, а также в разрезе производителей товаров и другим характеристикам.

Экспертные методы, как коллективные, так и индивидуальные обычно используются при прогнозировании покупательского спроса в следующих случаях:

   в условиях отсутствия достаточного объёма достоверной, своевременной информации;

   при прогнозировании спроса покупателей на новые товары; развития новых рынков;

   при качественном прогнозировании спроса населения на потребительские товары (определения тенденций его развития, изменения состава и структуры и т.п.);

   в случае большой неопределённости среды (внешней и внутренней);

   в случаях, когда время или средства, выделенные на прогнозирование спроса, не позволяют использовать другие методы.

Как правило, экспертные методы применяются при прогнозировании покупательского спроса в сочетании с другими методами прогнозирования, дополняя их.

Для выявления характера возможного изменения покупательского спроса целесообразно рассчитывать суммарный коэффициент изменения спроса по следующей формуле:

,                                              (12)

где     Кис - суммарный коэффициент изменения покупательского спроса;

а - число экспертов, отметивших возрастание спроса;

б - число экспертов, отметивших снижение спроса.

Положительное значение суммарного коэффициента изменения спроса свидетельствует о преобладании в ответах экспертов мнения о росте спроса; а отрицательное значение коэффициента показывает, что в ответах респондентов преобладает мнение о снижении покупательского спроса. Чем ближе рассчитанный коэффициент изменения спроса к единице, тем согласованнее мнения экспертов. Следует отметить, что при расчёте данного коэффициента не учитывается мнение тех экспертов, которые сказали, что покупательский спрос не изменится.

   

Использование метода аналогии в прогнозировании спроса состоит в перенесении сложившихся условий и характера формирования этого показателя в настоящее время на перспективу с учётом особенностей будущего периода. Классическим примером метода аналогии является биологическая модель, описывающая жизненные циклы микроорганизмов (зачатие, эмбриональное развитие, рождение, детство, юность, зрелость, старение и т.д.). В связи с тем, что характер формирования и развития товара тоже имеет присущие ему  

жизненные циклы, спрос на него может описываться по аналогии с биологическими объектами. Примером такого описания можно назвать модель логистического роста, которая характеризуется первоначальным ростом с увеличивающимися абсолютными приростами; затем, после точки перегиба, прирост замедляется и процесс постепенно приближается к пределу (рис.8.):

                                           (13)

где          Уt - объём спроса;

         Н - предел роста спроса (норма, норматив обеспеченности);

         а,b - параметры процесса;

         е - основание натурального логарифма;

         t - время.

С увеличением времени t выражение ае-bt стремится к нулю, а Уt приближается к пределу Н (например, численность телевизоров у населения региона, ограниченная рациональной обеспеченностью в расчёте на 1000 жителей или 100 семей).

Логистическую кривую иногда рассматривают как универсальную модель, наиболее точно описывающую экономические процессы, в частности динамику развития спроса. Но это не совсем так, поскольку спрос формируется и развивается не только под влиянием большого количества факторов, но и при глубоких изменениях степени их влияния.

При определении общего объёма покупательского спроса возможно использование также и балансового метода, заключающегося в расчёте той части денежных средств, которую потребитель может направить на приобретение товаров и различного рода услуг. Объём этих средств определяется на основании «Баланса денежных доходов и расходов населения» и называется покупательными фондами. Они рассчитываются как разница между общей суммой денежных доходов населения, полученных из различных источников, и объёмами денежных расходов, не связанными с приобретением товаров, то есть нетоварными расходами. Покупательные фонды населения по своей сути представляют максимально возможный объём покупательского спроса, вероятный при соответствии уровня цен товарному предложению, то есть потенциальный объём спроса

ПФ = ДД - НmР,                                            (14)

где  ПФ - покупательные фонды, тыс. руб.;

       ДД - общая сумма денежных доходов из всех источников, тыс. руб.;

       НmР- нетоварные расходы (обязательные платежи и добровольные взносы, прирост сбережений, приобретение акций), превышение доходов над расходами, тыс. руб.

Каждый из рассмотренных методов прогнозирования покупательского спроса на потребительские товары имеет свои преимущества и определенные недостатки, а возможность их практического применения обусловлена целым рядом факторов (наличием необходимой информации в достаточном объеме, размером финансируемых средств на прогнозирование, сроком упреждения прогноза, наличием современной вычислительной техники и т.д.). Для более же достоверного и полного прогноза спроса, на наш взгляд, целесообразно использование всего комплекса рассмотренных методов прогнозирования, что позволит обеспечить системный, комплексный подход к разработке прогноза спроса и поможет выбрать оптимальный проект покупательского спроса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Задача

 

Определить величину покупательных фондов населения, если известно, что:

      емкость рынка составила 4432,3 млн. руб.,

      инорайонный спрос составляет 44% от суммы продажи товаров,

      розничный товарооборот 2358,7 млн. руб.,

      продажа товаров предприятиям и организациям в сумме 944,6 млн. руб.

 

 

 

 

 

где Пф – покупательные фонды населения региона, тыс. руб.; Ис – инорайонный спрос населения, тыс. руб.; Вд - вывоз денег из региона, тыс. руб.; Рорг - спрос (реализация) потребительских товаров организациями, предприятиями, фирмами, тыс. руб.

 

Инорайонный спрос = 2358,7*44% = 1037,8 млн. руб.

 

Покупательные фонды населения = 4432,3-1037,8-944,6 = 2449,9 млн. руб.

 

 

 

             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

 

 

1.                           Абрютина М.С.- Экономический анализ торговой деятельности. Учеб. Пособие. М: Дело и сервис, 2007.

2.                           Томилов В.В., Песоцкая Е.В.- Маркетинг в системе предпринимательства- СПб: «Геликон Плюс», 2006.

3.                           «Маркетинг»: Учебник, практикум и учебно- методический комплекс по маркетингу/Р.Б.Ноздрева, Г.Д. Крылова, М.И.Соколова, В.Ю.Гречков- М: «Юристъ»,2005.

4.                           Егоров В.Ф. - Организация торговли: Учебник для вузов- Издательство «Питер»,2004

5.                           Вопросы экономики, управления и организации торговли в современных условиях: Сб. науч.тр./ С- Петерб. Торг.- эконом. ин-т.; ответств. ред. Соломатин А.Н. – СПб, 2007

6.                           Электронная версия газеты «Ведомости» от 15.12.2004г. № 230 (1270)

 

 

 

 

Информация о работе Экономика товарного обращения