Экономика предприятия (ХГАЭиП)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 12:10, контрольная работа

Краткое описание

выполнена с использованием литературы 2006, 2009 года выпуска.

Содержание

1. Формирование цен на продукцию предприятия……....3
2. Показатели использования ресурсов предприятия……8
3. Задача……………………………………………………… ....16
4. Список используемой литературы…………………………..19

Вложенные файлы: 1 файл

экономика предприятия.docx

— 70.77 Кб (Скачать файл)

Содержание:

 

    1. Формирование цен на продукцию предприятия……....3
    2. Показатели использования ресурсов предприятия……8

Задача……………………………………………………… ....16

Список используемой литературы…………………………..19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Формирование цен на продукцию предприятия.

В общем виде цена представляет собой денежное выражение стоимости товара. Существует несколько определений цены:

• это форма выражения ценности благ, проявляющаяся в процессе их обмена;

•  денежная сумма, взимаемая за конкретный товар, то есть сумма денег, за которую покупатель готов купить товар, а продавец – продать его.

Товарная  цена товара – количественное выражение стоимости данного товара в единицах другого товара.

Рыночная  цена товара – цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии – однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях.

Сущность  цены – денежное выражение ценности товара, услуги, ценной бумаги или актива, оценка трудозатрат и стоимости  материалов. Служит исходным моментом в планировании финансовой деятельности предприятия.

Цены регулируют: экономические процессы (включая производство, распределение товаров, обмен или потребление благ, оказание услуг); отдельные покупки и продажи товаров потребителям. В совокупности все вместе взятые цены представляют собой единый, целостный ценовой механизм.

Процесс принятия решений, включающий в себя установление цены на товар или услугу, называется ценообразованием. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Цены классифицируются  в зависимости от нескольких  факторов:

Табл. 1 – Классификация цен

факторы

Классификация цен

1

вид рынка

-цены товарных аукционов

-биржевые котировки

-цены торгов

2

время

-постоянная цена

-сезонная

-ступенчатая

3

объем продаж

-оптовые цены (в т. ч. биржевые)

-розничные цены

4

государственное воздействия, регулирование

-свободные цены (цена  спроса, цена предложения)

-регулируемые цены (предельные, фиксированные цены)

5

способ

фиксации

-фиксированные (твердые)

-подвижные (зафиксированные  на момент подписания контракта  с возможностью пересмотра с  учетом изменений на рынке)

-скользящие (в зависимости  от изменений издержек производства)

6

информация об уровне цены

-публикуемые – справочные  и прейскурантные

-расчетные 


 

Выделяют следующие виды цен:

Табл. 2 – Виды цен

наименование цен

характеристика цен

1

фиксированные

установленные государством

2

свободные цены

складывающиеся на свободном  рынке под влиянием спроса и предложения;

3

стандартные цены

ориентированы на достаточно устойчивые вкусы потребителей

4

базисные  цены

используемые для определения  сорта или качества товара. Базисная цена служит исходной для определения цены фактически поставляемого товара, когда его свойства отличаются от оговоренных в контракте

5

цены  купли-продажи (или фактурные) 

определяются условиями  поставки, оговоренной в контракте

6

мировые цены

цены крупномасштабных экспортно-импортных сделок, заключаемых на мировых товарных рынках, в основных центрах мировой торговли

7

рыночные  цены

продажные цены, определяемые условиями рынка

8

цены  спроса

складываются на рынке  покупателя

9

твердые цены

устанавливаемые в договоре купли-продажи и не подлежащие изменению

10

оптовые цены

цены на продукцию при  продаже ее крупными партиями предприятиям, фирмам, сбытовым, коммерческим и посредническим организациям, оптовым торговым компаниям

11

отпускные цены спроса цены

включают в себя помимо себестоимости и прибыли снабженческо-сбытовую надбавку

12

розничные цены

цены, по которым товары и услуги реализуются населению  и другим потребителям.




 

На цены воздействуют основные факторы:

 

Внутренние:

Внешние:

  • издержки производства;
  • участники каналов товар движения; рост производства;
  • характеристики товара;
  • транспортные издержки;
  • надбавки и скидки
  • потребители;
  • государственное регулирование; конкуренты;
  • цены конкурентов;
  • величина спроса;
  • вводные пошлины и иные сборы;
  • технический прогресс и т. д.

 

Выделяют следующие группы факторов, воздействующих на цену:

Табл. 3 – группы факторов, воздействующих на цену

Группа факторов

Факторы

1

факторы, способствующие снижению цены

-рост производства;

-технический прогресс;

-снижение издержек производства и обращения;

-рост производительности труда;

-конкуренция;

-снижение налогов;

-расширение прямых связей;

2

факторы, вызывающие рост цены

-монополия предприятия;

-увеличение массы денег в обращении;

-рост налогов, рост зарплаты;

-увеличение прибыли предприятия;

-улучшение качества товаров;

-соответствие моде;

-рост цены рабочей силы;

-низкая эффективность использования капитала, оборудования, рабочей силы, земли;

3

производственные  факторы

-себестоимость, определяющая уровень, ниже которого цены не должны снижаться (исключая демпинговую ценовую политику); 

-уровень производственной мощности; 

-уровень финансового состояния; 

-уровень деловой активности;

4

факторы спроса

-соотношение спроса и предложения; 

-ценовая эластичность; 

-сегментация рынка;

5

факторы конкурентности рынка

-уровень монополизации и конкуренции на рынке; 

-ценовая политика на рынке;

6

факторы характеристики товара

-новизна, уникальность, качество


 

Основные факторы, влияющие на эластичность спроса и  оказывающие значительное влияние на цены:

1. Наличие товаров-заменителей: чем их больше, тем эластичнее спрос.

2. Доля расхода на данный товар в бюджете потребителя: чем она больше, тем выше эластичность.

3. Степень необходимости данного товара: эластичность спроса ниже всего у тех товаров, которые с точки зрения данного потребителя являются для него полезными.

4. Разнообразие возможностей использования данного товара: чем больше направлений его использования, тем эластичнее спрос.

5. Время приспособления к изменению цены.

 

Ценообразование представляет собой процесс принятия решений, включающий в себя установление цены на товар или услугу. Основная цель процесса ценообразования – рассчитать максимально возможную цену за товар, которую готов заплатить потребитель.

На различных этапах жизненного цикла фирмы ставят следующие цели ценообразования:

1) обеспечение существования фирмы на рынке

2) максимизация прибыли

3) максимальное расширение оборота

4) оптимальное увеличение сбыта

5) «снятие сливок» благодаря установлению высоких цен – фирма устанавливает на каждое свое производственное нововведение максимально возможную цену благодаря сравнительным преимуществам новинки.

       6) лидерство в качестве

Основные принципы ценообразования:

возмещение затрат;

• получение необходимой прибыли;

• ориентация на эффективность использования факторов производства;

• ориентация на спрос и предложение;

• сбалансированность цены, спроса и предложения;

• ориентация на качество и свойства и т. д.

 

Основные этапы ценообразования:

Табл. 4 – Этапы ценообразования

этап

характеристика

1

постановка  цели

обеспечение существования  фирмы на рынке; 

максимизация прибыли;

максимальное расширение оборота; 

оптимальное увеличение сбыта;

лидерство в качестве;

2

определение спроса

определение типа рынка; 

определение потребностей покупателей; 

определение чувствительности к цене; 

определение эластичности спроса;

3

анализ  внутренних возможностей

определение структуры  издержек; 

выделение сбытовых каналов;

анализ производственных факторов;

4

анализ  конкурентов

выявление конкурентов;

анализ цен конкурентов; 

анализ ценовой политики конкурентов;

5

выбор методов ценообразования

определение критериев  ценообразования; 

определение уровней установления цены; 

определение и анализ факторов, влияющих на установление цен

(инфляция, налоги, колебания  конъюнктуры и т. д.); 

анализ возможных методов  установления цены; 

разработка тактики  ценообразования;  установление первоначальной цены;

6

установление  окончательной цены

рыночная корректировка  цены;  

страхование цены от неблагоприятных внешних воздействий.


 

Общая схема расчета цены включает в  себя:

1. Определение цели и задач ценообразования.

Фирма рассматривает  цену как фактор, воздействующий на выручку от продажи товаров, структуру  производства, методы функционирования фирм, поэтому для расчета цены ставится цель, которую она хочет  достигнуть. Чем яснее будет сформирована цель, тем правильнее будет установлена  цена.

2. Определение спроса на товары и услуги. Цена и спрос зависят друг от друга (если спрос большой, то и цена увеличивается, если спрос уменьшается, то цена тоже будет опускаться), поэтому фирма должна определить эластичность спроса по цене; определить количество товара, которое она может продать в течение определенного времени по разным ценам. Спрос определяет максимальную цену, по которой фирма может продать свой товар.

3. Оценка издержек производства, которые определяют минимальную цену товара. Определяются переменные, постоянные, валовые издержки производства при разнообразных объемах выпуска. Все фирмы стремятся установить на свою продукцию такую цену, которая смогла бы покрыть все издержки производства и обеспечить прибыль предприятию.

4. Анализ цены и качества товаров конкурентов. Получается, что спрос определяет максимальную цену, издержки производства – минимальную, а разница между ними и есть та область, по которой определяется уровень цены. Изучаются цена и качество конкурентной продукции. На основе такого аналитического сравнения своего товара с другим можно принять решение об установке более высокой цены, чем у конкурентов, или, наоборот, более низкую.

5. Выбор метода ценообразования. Цена может определяться различными способами, и все они по-разному влияют на уровень цены, поэтому предприятия стараются выбрать более оптимальный метод, который бы позволил правильно определить цену на конкретную продукцию.

6. Расчет исходной цены. На основе выбранного метода определяется возможный уровень цены.

7. Учет дополнительных факторов. Чтобы определить окончательный уровень цен, необходимо учесть реакцию на уровень цены покупателей, посредников, конкурентов, государства и т. д.

8. Установление окончательной цены: окончательно формируется цена и оформляются все соответствующие этому процессу документы.

При определении  цены учитывают и методологические подходы, и интересы производителя и потребителя. Некоторые методы учитывают интересы производителя, который хочет возместить свои затраты и получить гарантированную выручку без учета, соответствует ли цена пользе, которую даст его продукция потребителю, а если рассматривать цену с точки зрения потребителя, то не будет учитываться выгодность производства товара конкретному производителю.

Информация о работе Экономика предприятия (ХГАЭиП)