Экономика предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2014 в 19:24, курс лекций

Краткое описание

В условиях рыночных отношений предприятие является основным звеном всей экономики, поскольку именно на этом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги.
Предприятие - это самостоятельный, организационно обособленный хозяйствующий субъект производственной сферы народного хозяйства, который производит и реализует продукцию, выполняет работы промышленного характера или предоставляет платные услуги.

Содержание

Раздел I. Предприятие в условиях рыночной экономики
1.1. Общая характеристика предприятия
1.2. Управление и структура предприятия
1.3. Внешняя среда предприятия
Раздел II. Ресурсы предприятия
2.1. Персонал предприятия
2.2. Производственные фонды
2.3. Нематериальные ресурсы и активы
2.4. Финансовые ресурсы предприятия
Раздел III. Организация деятельности предприятия
3.1. Производственный процесс и его организация
3.2. Инфраструктура предприятия
3.3. Инновационные процессы на предприятии
3.4. Коммерческая деятельность предприятия
Раздел IV. Планирование и мотивация деятельности
4.1. Государственное экономическое регулирование
4.2. Планирование деятельности предприятия
4.3. Мотивация и оплата труда
4.4. Основы технического нормирования на предприятии
Раздел V. Результаты и эффективность деятельности предприятия
5.1. Продукция предприятия, ее качество
5.2. Себестоимость продукции
5.3. Финансовые результаты
5.4. Интегральная эффективность предприятия

Вложенные файлы: 1 файл

яркина уч.пособ.doc

— 506.00 Кб (Скачать файл)

Этот план должен обеспечивать взаимодействие сбытового аппарата с производственными подразделениями с целью определения требований к товару, графика его производства в сроки, установленные сбытовыми службами. План маркетинга должен предусматривать наличие оптимальных запасов продукции (товарных запасов), программу рекламы и других мероприятий, содействующих сбыту, финансовую программу, включающую расчеты издержек и прибылей. Каждый элемент плана маркетинга должен содержать стоимостную оценку и быть связан с бюджетом предприятия. 

Обязательным условием разработки и осуществления программ производства, сбыта, рекламы и других программ маркетинга является регулярная корректировка с учетом изменения конъюнктуры и перспектив развития рынка соответствующего товара. Это требует от предприятия постоянного наблюдения за развитием рынка. 

4. Планирование и мотивация деятельности

4.1. Государственное экономическое регулирование

4.1.1. Экономические функции государства

Мировой опыт свидетельствует: не все функции жизни общества могут быть реализованы через рыночные отношения. В связи с этим рыночные механизмы необходимо дополнять системой государственного вмешательства, которой свойственна управленческо-плановая и контрольная деятельность соответствующих органов власти. 

Государство определяет приоритетные направления развития экономики, концентрирует ресурсы на этих направлениях, выделяет субсидии, предоставляет льготы предприятиям, регулирует внешне-экономическую деятельность производителей продукции, укрепляет ту часть хозяйственного управления, через которую осуществляется непрерывная связь между поставщиками и потребителями продукции. 

Основные принципы государственного регулирования экономики:  
- минимальное вмешательство государственных органов в экономические процессы;  
- влияние на развитие социально-экономических процессов, установление государством экономических регуляторов и нормативов. 

Функции государства в области регулирования экономики:  
- разработка хозяйственного законодательства, определяющего порядок формирования и функционирования элементов рыночного механизма;  
- стратегическое планирование экономического развития народного хозяйства;  
- регулирование инновационной и инвестиционной деятельности предприятий, определение основных направлений научно-технического прогресса;  
- создание государственной системы финансирования, кредитования, налогообложения и ценообразования; нормирование амортизационных отчислений;  
- перераспределение централизованных доходов и ресурсов, стабилизация экономики и социальная защита населения (установление минимальных размеров заработной платы, пенсий, стипендий; предоставление налоговых льгот; регулирование допустимых границ размеров инфляции и безработицы; бюджетное финансирование образования, науки, культуры, здравоохранения, вооруженных сил и т.п.);  
- регулирование процессов воспроизводства и охраны окружающей среды, гарантирование экологической безопасности, разработка и реализация экологических программ. 

4.1.2. Макроэкономическое планирование

Основным звеном государственного регулирования является макроэкономическое планирование - определение стратегических направлений развития народного хозяйства.

Основными принцами макроэкономического планирования являются:  
- щ изучение социально-экономических процессов в государстве, определение конкретных объектов государственного влияния и выбор путей и средств этого влияния;  
- информирование субъектов рыночных отношений о перспективах и прогнозах социально-экономического развития государства (региона);  
- применение экономических регуляторов и нормативов, обязательных для всех субъектов рыночных отношений;  
- реализация прямого влияния на хозяйствующие субъекты через средства государственного бюджета. 

Планы и прогнозы на общегосударственном уровне предусматривают проблемы относительно страны в целом, т.е. наиважнейшие пропорции развития народного хозяйства, приоритеты и программы. 

Типовые разделы макроэкономического плана:  
1) природно-экономические особенности страны и регионов: текущее и перспективное состояние;  
2) изменения в структуре экономики на перспективу, важнейшие пропорции и приоритеты;  
3) перспективы развития отраслей и межотраслевых связей;  
4) направления социального развития общества, социальная защита населения;  
5) перечень целевых программ и их ресурсное обеспечение;  
6) развитие внутреннего (национального) и внешнего (международного) рынков в перспективе, характер их конъюнктуры;  
7) формирование финансового плана и бюджета, разработка экономических регуляторов и нормативов. 

В системе макроэкономического планирования важное значение имеет государственный заказ - форма прямого государственного регулирования хозяйственных связей. Договоры на исполнение государственного заказа заключаются органами государственной контрактной системы и предприятиями-изготовителями как генеральные договоры по отношению к договорам, заключаемым между производителями и потребителями продукции. 

Выгодность государственного заказа для производителя обеспечивается:  
1) договорной ценой;  
2) материальными ресурсами в пределах номенклатуры продукции, по которой размещаются госзаказы, в количествах, определенных генеральным договором;  
3) льготами по налогу на прибыль;  
4) гарантией реализации произведенной продукции. 

4.1.3. Бюджетная и кредитная политика  государства

Государственный бюджет - это роспись денежных доходов и расходов государства на определенный период (обычно 1 год), утвержденная в законодательном порядке.

Доходы госбюджета: налоги; поступления от внешнеэкономической деятельности; поступления средств от приватизации имущества предприятий; централизация части амортизационных отчислений; поступления средств от продажи военного имущества; сборы и другие налоговые доходы. 

Расходы госбюджета: народное хозяйство; финансирование науки, культуры, здравоохранения; социальная защита населения; финансирование мероприятий государственного регулирования цен; внешнеэкономическая деятельность; финансирование обороны; содержание органов власти; субвенции местных бюджетам и т.д. 

В системе бюджетного планирования важно решить проблему дефицита госбюджета за счет увеличения доходов и уменьшения расходов. С целью снижения бюджетного дефицита необходимо изыскивать неэмиссионные средства, например, выпуск государственных ценных бумаг -облигационных заемов и казначейских обязательств. 

Развитие рыночных отношений возможно при условии наличия активно действующей денежно-кредитной системы. 

Денежная система - это установленная государством форма организации денежного обращения.

Государство определяет денежную единицу страны, виды денежных знаков в обращении и порядок их  эмиссии, формы безналичного платежного обращения, масштаб цен, курс национальной валюты (гривни) по отношению к иностранным. 

Кредитная система отображает совокупность кредитных отношений.

Кредитными называются отношения, складывающиеся по поводу мобилизации временно свободных денежных средств предприятий (организаций), бюджета, населения. 

Принципы кредитования: срочность, возвратность, целевой характер, платность, обеспеченность займов, кредитоспособность заемщика, равноправие сторон в кредитных отношениях. 

В зависимости от субъектов кредитных отношений различают банковский, государственный, международный, потребительский, внутрихозяйственный кредит. В зависимости от сроков пользования кредитными средствами, кредиты могут быть краткосрочными (1 год), среднесрочными (1-3 года) и долгосрочными (более 3-х лет). 

Эффективность денежно-кредитной системы зависит от осуществляемой в стране кредитной политики - системы мер центрального (национального) банка государства для регулирования денежного обращения и достижения экономических и социальных целей. Основными ее направлениями является политика кредитной рестрикции (уменьшение кредитования) и экспансии (расширение кредитования). К важным элементам кредитной политики относятся: изменение банковского (депозитного) процента, регулирование нормы обязательного резерва коммерческих банков в Национальном банке Украины и т.п. 

Совершенствование кредитной системы предусматривает: введение в действие государственного контроля за целевым использованием кредитных ресурсов на выполнение народнохозяйственных программ, отработку системы управления кредитными ресурсами коммерческих банков, созданных за счет средств государственного сектора, внедрение валютного регулирования, создание системы инвестиционных и инновационных банков. 

4.1.4. Система налогообложения

Налоги - это обязательные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц.

Они являются основным источником средств госбюджета, внебюджетных фондов и местных органов управления. 

Система налогообложения - совокупность взимаемых налогов, методов и форм их построения и взыскания, а также соответствующих государственных органов, занимающихся управлением этой деятельностью.

Принципы налогообложения:  
- стимулирование предпринимательской производственной деятельности и инвестиционной активности - введение льгот по налогообложению прибыли (дохода), направленного на развитие производства;  
- обязательность для всех;  
- равнозначность и пропорциональность взимания налогов (чем выше доходы - тем больше налоги);  
- равенство, недопущение каких-либо проявлений налоговой дискриминации по отношению к субъектам хозяйствования;  
- социальная справедливость при определении и осуществлении налогов, сборов и обязательных платежей;  
- стабильность - обеспечение неизменности налогов и их ставок, а также налоговых льгот в течение бюджетного года;  
- экономическая обоснованность;  
- равномерность уплаты - установление сроков уплаты налогов;  
- единый подход к разработке налоговых законов;  
- доступность - обеспечение доходчивости норм налогового законодательства для плательщиков налогов. 

Основные виды общегосударственных налогов и сборов (обязательных платежей) на территории Украины: налог на добавленную стоимость, акцизный сбор, налог на прибыль предприятий, налог на доходы физических лиц, пошлина, государственная пошлина, налог на недвижимое имущество, плата (налог) за землю, рентные платежи, налог с владельцев транспортных средств, налог на промысел, сбор за загрязнение окружающей природной среды, сбор в фонд Чернобыля, сбор на обязательное социальное и пенсионное страхование, сбор в государственный инновационный фонд и др. 

К местным налогам и сборам относятся: налог с рекламы, коммунальный налог, гостиничный сбор, курортный сбор и другие. 

Для предприятий важно, за счет каких источников оно может оплачивать различные налоги. В связи с чем их подразделяют на:  
- налоги, расходы по которым относятся на себестоимость;  
- налоги, относящиеся на выручку от реализации продукции (услуг);  
- налоги, относящиеся на финансовые результаты. 

Источники уплаты налогов и сборов (обязательных платежей) устанавливаются соответствующими законами о налогах. 

4.2. Планирование деятельности предприятия

4.2.1. Общая характеристика планирования

Планирование - это определение целей и задач предприятия на определенную перспективу, анализ способов их реализации и ресурсного обеспечения.

Основные принципы планирования: 

1) Принцип обоснованности целей и задач предприятия. При этом выделяют цели:  
- хозяйственно-экономические, обеспечивающие эффективность производства;  
- производственно-технологические, определяющие функциональное назначение предприятия;  
- научно-технические, обеспечивающие научно-технический прогресс;  
- социальные, обеспечивающие удовлетворение социально-бытовых и культурных потребностей работников предприятия;  
- экологические, обеспечивающие изготовление экологически чистой продукции без негативного воздействия на окружающую среду. 

2) Принцип системности. Он означает, что планирование  представляет целую систему планов  и охватывает все сферы деятельности  предприятия; 

3) Принцип научности. Требует учета перспектив научно-технического  прогресса и применения научно  обоснованных прогрессивных норм использования всех видов ресурсов; 

4) Принцип непрерывности. Означает параллельное сочетание  текущего и перспективного планирования; 

5) Принцип сбалансированности  плана. Указывает на количественное  соответствие между взаимосвязанными разделами и показателями плана, между потребностями в ресурсах и их наличием; 

6) Принцип директивности. В соответствии с ним план  приобретает силу закона для  всех подразделений предприятия  после утверждения его руководителем  предприятия. 

Важнейшими целями, которые преследуются в планировании на предприятии, как правило, являются: объем продаж товарной массы, прибыль и доля на рынке. 

Виды планирования.

В зависимости от продолжительности планового периода выделяют перспективное (долгосрочное и среднесрочное) и текущее (краткосрочное) планирование. 

Долгосрочное планирование обычно охватывает трехлетний или пятилетний периоды и определяет общую стратегию предприятия в рамках, "продукт-рынок". При составлении плана изучаются варианты расширения производства и снижения издержек. Прогнозируются изменения в номенклатуре продукции и уточняется политика в функциональных сферах. Результатом этого плана являются формулировка долгосрочных целей, составление долгосрочных проектов и принятие долгосрочной политики в основных областях. 

Среднесрочное планирование (от 2 до 3-х лет) учитывает возможности всех подразделений на основе их собственной оценки. Разрабатывается план предприятия по маркетингу, план производства, план по труду и финансовый план. 

Текущее планирование обычно рассчитано на год, полгода, квартал, месяц и включает объем производства, план по труду и заработной плате, планирование материально-технического обеспечения, себестоимости, прибыли, рентабельности и т.д. 

Информация о работе Экономика предприятия