Экономика и экология: механизм взаимодействия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 19:53, курсовая работа

Краткое описание

Во всех цивилизациях и у всех народов издавна существует представление о необходимости бережного отношения к Природе. У одних в большей степени, у других - в меньшей. Но то, что земля, реки, лес и обитающее в нем зверье – это непреходящая ценность, может быть, главная ценность, которой обладает Природа, человек, понял давно. Долгое время основные практические задачи экологи и бережливости, которая начала к тому же угасать под давлением развивающейся промышленности, уже оказалось недостаточно. Деградация Природы стала превращаться в угрозу самой жизни общества. Это привело к появлению специальных природоохранных законов. Перед человечеством во весь рост поднимается проблема его выживания на Земле. Под вопросом будущность нашего биологического вида. Человечеству может грозить судьба динозавров.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….....3
Глава 1. Глобальные проблемы развития мировой экономики…………………6
1.1 Кризис взаимоотношений общества и природы……………………………..10
1.2 Масштабы угрозы и пути решения экологических проблем……………….11
Глава 2. Экономика: техносфера и потребление природных ресурсов………..18
2.1 Техногенез и экономика…………………………………………………........19
2.2 конец 20 - начало 21 вв.: экономический рост……………………………...20
2.2.1 Земля. Земельные ресурсы………………………………………………….23
2.2.2 Влияние природных ресурсов на экономику…………………………..….23
2.2.3 Рента……………………………………………………………………….....25
2.2.4 Экологические проблемы современной экономики……………………....26
Глава 3. Проблемы экологии в России…………………………………..….…...27
3.1 Роль предпринимательской деятельности
в улучшении экологической обстановки………………………………..……….31
3.2 Финансирование природоохранных мероприятий в Р. Ф………………..…34
3.2.1 Бюджетное финансирование……………………………………………..…35
3.2.2 Внебюджетные фонды………………………………………………..…..…36
3.2.3 Собственные средства предприятий…………………………………...…..38
Глава 4. Экологические проблемы и основные мероприятия
по улучшению качества окружающей среды в Нижегородской области…..... 40
4.1 Лесные ресурсы, мероприятия по защите лесов, лесовосстановление…... 40
4.2 Санитарное состояние атмосферного воздуха по Нижегородской области..41
4.3Санитарное состояние источников питьевого водоснабжения……….....… 42
4.4 Способы решения экологических проблем в Нижегородской области…....44
Заключение………………………………………………………………………....46

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по макроэкономике первнаальная.docx

— 113.88 Кб (Скачать файл)

Загрязнение окружающей среды ухудшает  в  первую  очередь физические условия существования людей, кроме того, обусловливает, и прямые потери рабочего  времени  -  невыход  на  работу из-зa  ухудшения  здоровья работников,  и косвенные - общество вынуждено отвлекать часть рабочей силы на предотвращение либо ликвидацию последствий загрязнения.

Остро стоит и проблема ресурсосбережения.  Потери материальных ресурсов исчисляются сотнями миллиардов рублей.  В  конечное  потребление поступает менее трети вовлекаемых в народно-хозяйственный оборот  материальных  ресурсов.  По  расчетам специалистов, примерная структура потерь материальных ресурсов в стоимостном выражении такова:  40% теряется у производителя, около  20%  - в процессе транспортировки и хранения и 40% - у  потребителя.  По оценкам  одного  из  руководителей  японского "мозгового  треста" "Торей" Тадао Моримото,  наша страна могла бы обойтись без атомной энергетики,  если бы удалось сократить потери  энергии в одной только металлургической отрасли,  поскольку эти потери по своим  объёмам  превышают  производительность всех наших АЭС вместе взятых.

Необходимость осуществления экологической программы должна быть осознана и принята всеми,  от кого зависит её выполнение,  иначе она обречена на провал.  Достижению этой цели способствовало бы в частности  развитие  системы  мониторинга,  а также  обеспечение  не только всеохватывающей,  но и доступной экологической информации.  Данные  по  загрязнению  окружающей среды  должны  быть известны каждому.  Немаловажное значение в процессе формирования  экологической  нравственности  имеет  и экологическое образование,  так как для того, чтобы правильно применять законы природы, нужно, прежде всего, знать их. Осознание  необходимости  перемен  в  сфере  экологии не обязательно должно быть продиктовано нравственными принципами,  но не исключается и расчет на получение определенных выгод:  либо материальных, либо таких, как приобретение репутации в деловом мире и т. п. В любом случае каждый человек должен быть заинтересован в данных экологических преобразованиях.

Защита окружающей  среды  - проблема общегосударственная. Но конкретные практические меры по ее решению ложатся  главным образом на регионы. Ведь они непосредственно страдают от нарушения нормального состояния среды обитания и, к тому же, обладают  необходимой  информацией  для  отслеживания обстановки и принятия мер.  За "центром" остаются научное обоснование  предельно  допустимых уровней загрязнения окружающей среды с учетом особенностей отдельных  климатических  зон  и  освоенности территорий, экологическая оценка и согласование проектов строительства крупных объектов межрегионального  значения, а также разработка  экологически чистых технологий для малых предприятий.

Поэтому говоря о  единой  системе  экологической  защиты, нужно, прежде  всего, иметь в виду региональную организацию экологической службы. Основными направлениями ее деятельности являются :

- контроль за соблюдением природопользователями (предприятиями, организациями,  физическими лицами) экологических требований в соответствии с действующими нормативами;

- обязательная экологическая оценка новых объектов строительства и в  случае  недостаточной  экологической  надежности запрет на их строительство;

- содействие развитию предпринимательства, способствующего оздоровлению окружающей среды.

В то же время реализация программ и мероприятий по нормализации обстановки в  зонах  экологического  бедствия  требует объединенных усилий центра,  республик и территориальных образований, поэтому статус, условия, размеры и источники финансирования  и ресурсообеспечения по данным зонам нуждаются в урегулировании верхнего уровня управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.1. Роль предпринимательской деятельности в улучшении     экологической обстановки.

Важнейшее направление работы органов экологической службы

- содействие  созданию и стимулированию деятельности предприятий, обеспечивающих оздоровление окружающей среды.

Отрицательное воздействие  на окружающую среду может быть полностью или в значительной степени нейтрализовано путем;

- переработки  отходов в товарную продукцию с применением экологически чистых технологий;

- повышения степени использования природных ресурсов; небольшие объемы  отходов  и  недоиспользованных сырьевых ресурсов могут быть успешно освоены малыми и средними предприятиями.  Например, отравляющие вещества можно перерабатывать в чистый мышьяк. Другой пример - производство чистой питьевой воды. Можно организовать серийный выпуск недорогих очистных установок. В России есть хорошие опытные образцы такой техники.  В экологии немало направлений, способных принести доход.

Для успешного  содействия  развитию  предпринимательства, ориентированного  на оздоровление экологической обстановки необходимо создать благоприятную для предпринимателей среду. Помимо  финансовых  и правовых льгот,  которые предусмотрены для малого  бизнеса  независимо  от  характера  его  деятельности, предприятиям, способствующим оздоровлению природной среды, необходимо предоставить льготное налогообложение вплоть до  полного  освобождения от муниципальных налогов.  Только при такой поддержке малые и средние предприятия, часто работающие в неблагоприятных   производственных   условиях  (низкокачественное сырье, плохие транспортные связи и т.п.) смогут достичь рентабельности  продукции,  достаточной для того,  чтобы привлекать потенциальных предпринимателей.  Наряду с этим, следует создавать  региональные  фонды  поддержки предпринимательства.  Они должны обеспечивать льготное кредитование и безвозвратное субсидирование строительства и реконструкции таких предприятий, в частности и за счет поступлений в виде  штрафных  платежей  за экологические нарушения, а также добровольных взносов предприятий,  общественных организаций, местных органов власти, заинтересованных в экологической чистоте среды обитания.

Помимо финансовых льгот,  непременным  условием  широкого привлечения предпринимательства к природоохранной деятельности является создание  в  регионе  экологического  информационного центра, располагающего  подробными  сведениями об экологически неблагополучных объектах  и  возможных  профилях  промышленных предприятий, обеспечивающих   оздоровление  окружающей  среды.

Мало освоена, но перспективна в нашей стране  такая  сфера деятельности как страхование в области экологии. Система страхования заключается в следующем.  Местные власти  выделяют  на своей  территории несколько промышленным предприятий ,  представляющих наибольшую экологическую угрозу. Они должны выплачивать  страховой  компании определенную сумму.  Деньги начинают работать,  и часть из них идет на природоохранные нужды. Сложность заключается в том, что кто-то должен определить перечень страховых сумм на случай аварии.  Если на предприятии произойдет какое-либо ЧП, убытки будет оплачивать страховая компания. Поэтому в компании  должен  быть  солидный  уставный  капитал. Страхование  является одним из немногих способов,  позволяющих выйти из финансового кризиса,  в котором находится  российская экология.  Деньги, накопленные за счет страхования, можно было бы выделять на развитие таких  областей,  которые  никогда  не принесут прибыли.

Кроме того,  необходимо утвердить систему штрафов для тех предприятий, которые не выполняют экологических требований. По данным  контроля  за окружающей средой на нарушителей установленных правил налагаются сейчас  различные  штрафные  санкции. Однако  в  существующей  форме  они малоэффективны и не всегда стимулируют устранение экологически неблагополучных технологических  процессов.  Предприятиям обычно проще уплатить предусмотренный штраф, чем идти на значительную реконструкцию производства. Сохранению такой ситуации способствует то, что штрафные платежи относятся на себестоимость продукции и  не  влияют на прибыль предприятия.

Поэтому необходимо изменить систему штрафных санкций  за нарушение экологических нормативов -  ввести  подвижную  шкалу штрафов - чем дольше во времени предприятие загрязняет окружающую среду,  тем больше размер штрафа. При увеличении выбросов сверх нормы должна прогрессивно расти и плата. При этом источником выплаты штрафов должна быть прибыль.  Установленную систему платежей целесообразно пересматривать в сторону ужесточения хотя бы paз в  два—три  года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Финансирование природоохранных мероприятий в Российской Федерации.

В условиях децентрализации управления природоохранной деятельностью, углубления процесса суверенизации субъектов  Рocсийской Федерации,  перехода  к рыночным отношениям,  дефицита в бюджете процесс гарантированной финансовой поддержки  природоохранной деятельности на территории страны осложняется.

Сегодня основными источниками финансирования  мероприятий по охране окружающей природной среды является республиканский бюджет России,  бюджеты республик в составе РФ,  бюджеты автономных областей,  автономных округов, областей, краев и местный бюджет, а также Федеральный  и  территориальный  экологические фонды, собственные средства предприятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2.1. Бюджетное финансирование.

Анализ действующих правовых документов,  в той  или  иной мере отражающий  проблему  финансирования природоохранной деятельности,  показал,  что в формировании бюджетной системы  РФ активную роль начинает играть сфера природопользования и охраны природы.  В доходную часть бюджета всех уровней зачисляются соответствующие  налоги,  платежи  и отчисления за пользование природными ресурсами и загрязнение окружающей среды. Аккумулированные в  доходной  части  средства согласно законодательным актам РФ предполагается целевым  назначением  использовать  на финансирование природоохранной деятельности. В 2008 г., например, на воспроизводство минерально-сырьевой базы были выделены бюджетные ассигнования в размере 337,5 млрд. руб., на финансирование лесоохранных  и  лесовосстановительных  мероприятий  -71,4  млрд.  руб.;  программ  и  инвестиций эколого-ресурсного комплекса - 42,6 млрд.  руб.,  что  составляет  соответственно 1,8%, 0,38% и 0,22% в общих расходах республиканского бюджета.

Средства в  региональный  и  местный  бюджет поступают за счет платежей в сфере природопользования и охраны природы. Законодательством РФ также установлено, что из бюджета вышестоящего уровня в бюджет  нижестоящего  могут  поступать  дотации, субсидии, субвенции, которые предусматривают и целевое инвестирование природоохранной деятельности.  Например, в соответствии с Законом РФ "О субвенциях республикам в программ  может предоставляться финансовая помощь в виде субвенций из Федерального бюджета и составе Российской Федерации, краям, областям, автономной области, автономным округам, Москве и Санкт-Петербургу" на реализацию инвестиционных  экологических  внебюджетных фондов.  Порядок и условия предоставления и использования этих субвенций регламентируются указанным законодательным актом.

 

 

3.2.2. Внебюджетные фонды.

Другим источником финансирования природоохранной деятельности стали внебюджетные целевые фонды, создаваемые для исключения остаточного принципа  выделения  средств  на  выполнение природоохранных мероприятий,  перехода к экономическим методам управления природопользованием и охраной природы.  В настоящее время формируются следующие государственные внебюджетные фонды:

- воспроизводства минерально-сырьевой базы;

- воспроизводства, охраны и защиты лесов;

- восстановления и охраны водных объектов.

Новым элементом   современного  экономического  механизма природопользования являются и внебюджетные экологические  фонды. Последние созданы для финансирования неотложных природоохранных задач,  восстановления потерь  в  окружающей  природной среде, компенсации причиненного вреда и др.  Федеральный, республиканские, краевые, областные и местные  экологические фонды образуют единую систему внебюджетных фондов,  формирующихся за счет средств предприятий-природопользователей  (платежи  за загрязнение окружающей природной среды, штрафы и возмещение по искам за ущерб вследствие нарушения природоохранного законодательства .

В период,  характеризуемый экономической нестабильностью, сокращением централизованных  инвестиций из бюджета,  экологические фонды превращаются  в  важный  источник  финансирования природоохранной деятельности.  Анализ формирования и использования средств этих фондов в 2005 г.  показал,  что большинство регионов использует  средства  по  целевому назначению в соответствии с Законом РФ "Об охране окружающей природной среды" и нормативно-правовыми документами. Однако, нередки и случаи нецелевого использования средств  экологических  фондов.  Так  в упомянутом году  из средств экологического фонда было израсходовано; в Балахнинском районе Нижегородской области на  строительство дорог,  гаражей, выдачу беспроцентных ссуд коммерческим структурам - 6,5 млн.руб.  (46%  средств фонда); Чукотском АО на  оплату  коммунальных услуг — 3 млн.,  Омской области на строительство мостовых переездов — 3,7  млн. руб.  и  т.д.  Это обусловливает необходимость  четкого контроля со стороны государственных органов власти и территориальных органов Минприроды РФ  за поступлением и целевым использованием средств экологических фондов.  Кроме того, следует укрепить механизм управления экологическими  фондами,  придав  им, статус юридического лица с обязательным утверждением дирекции  и  правления  фонда (сегодня на правах юридического лица действует лишь 24% территориальных фондов).

Наблюдается тенденция возрастания доли инвестиций за счет средств экологических фондов.  Объем капиталовложений, используемых на  строительство природоохранных объектов,  составил в 2006 г.  примерно 1,4%  общего объема инвестиций за счет  всех форм собственности, в 2005 г. - 1%. Сокращение объема финансирования природоохранных мероприятий за счет  средств  бюджетов всех уровней повышает роль экологических фондов.  Однако сложное экономическое положение предприятий,  снижающее их  платежеспособность, стремительный рост цен на работы и услуги, значительно опережающий темпы накопления средств в фондах, их девальвация вследствие  длительного промежутка времени между начислением платежей,  их поступлением и использованием,  низкая финансовая дисциплина приводят к малой эффективности использования этих средств. Наибольшая доля капиталовложений на строительство природоохранных  объектов за счет средств экологических фондов в общем объеме финансирования  природоохранных  мероприятий составила в 2006 г. в Саратовской области 32,5%, Иркутской - 22,6%, Брянской - 16%.

Информация о работе Экономика и экология: механизм взаимодействия