Шпаргалка по предмету "Экономика организации"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 21:23, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по предмету "Экономика организации".

Вложенные файлы: 1 файл

Экономика предприятия.doc

— 1.06 Мб (Скачать файл)

1.  Понятие  предприятия, его внутренняя деятельность.

Слово «предприятие»  происходит от «предпринимать» что-либо, вести дело.

Внутренняя деятельность предприятия - это непосредственное производство продукции. Ее участниками являются трудовой коллектив в лице работников; собственник предприятия, предприниматель. Предприятие - обособленная целостная система технологических, социальных и экономических отношений, выступающих в качестве хозяйственной единицы, - производителя продаваемых потребителям продуктов.

Из вышеперечисленных определений  вытекает, что предприятие представляет собой:

-  комплекс средств производства, обладающих технологическим единством, приспособленный для изготовления определенной продукции;

-  коллектив людей, связанных  определенными социально-экономическими отношениями и интересами.

1. Цели и  функции фирмы.

Слово предприятие используется в  муниципальных и гос организациях. Это организации, кот не имеют  финансовой самостоятельности. Фирма  – один из основных экон. агентов  рыночной эк-ки, кот занимается коммерческой деятельностью и обладает экон самостоятельностью. Цель любой коммерческой деятельности – извлечение прибыли. Надо учитывать, что в своем развитии формулировка цели прошла ряд этапов и дается неоднозначно:

1.Максимизация прибыли

2.Модель минимизации транзакционных  издержек (передача прав соб-ти, если  они снижаются, то используется  эф-т масштаба пр-ва; при повышении  V пр-ва снижаются издержки).

3.Модель максимизации V продаж (чем больше рынок, тем больше исп эф-т масштаба пр-ва)

4.Модель максимизации  темпов роста предприятия (чем  больше темпы роста, тем выше  оборачиваемость кап-а, рент-ть  продаж)

5.Модель обеспечения  конкурентных преимуществ (ценовое  лидерство, продуктовое, лидерство  в нише)

6.Модель максимизации  добавленной ст-ти (разница между ценой, по кот продается продукция и ценой матер ресурсов, кот покупают для пр-ва этой продукции)

7.Модель максимизации  рыночной ст-ти предприятия. Бизнес  в основном акционерный. Чем  больше акционеров, тем меньше  они напрямую распоряжаются прибылью. Возникает конфликт между собственником предприятия и управляющим. Разрешение – изменение целей фирмы, максимизация доли соб-ти, ст-ти акции. Продав акции – увеличить соб благосостояние с расчетом и текущ доходов (дивидендов), и прирост ст-ти бизнеса. Максимизации рыночной ст-ти предприятия – модель, обеспечивающая рост благосостояния акционера. Именно для этого создается бизнес и прибыль это ср-во, а не конечная цель.

Функции фирмы – создание фирмой опред системы ценностей для различных субъектов рынка.

Акционеры заинтересованы:

1.постоянно растущий  поток доходов, дивидендов

2.увеличение ст-ти  принадлежащей им соб-ти, возрастание  рыночной ст-ти акций.

Потребители:

1.кач-во продукции

2.праведливые цены

3.воз-ть выбора товара  и услуг

Поставщики:

1.стабильность, надежность фирмы как партнера.

3.долгосрочность отношений

3.благоприятная рабочая  атмосфера

Персонал компании:

Управляющие:

1.рост доходов(деньги, соц блага)

2.проф рост

Наемные работники:

1.занятость

2.уровень оплаты

3.условия труда

4.соц блага

Кредиторы:

1.стабильность доходов

2.своевременность расчетов(платежеспособность)

Местные органы власти:

Благосостояние местного населения, кот достигается за счет:

1.налогов

2.услуг

3.рабочих мест

Общ-во в целом:

1.экон рост

2.потупления от налогов

3.рассеивание экон власти, конкуренция

4.выравнивание доходов  и уровня жизни

5.сохранение природных  ресурсов 

Создание указанных  ценностей позволяет фирмам добиваться общ признания своей деят-ти и  тем самым обеспечивают воз-ть роста V пр-ва, продаж, прибыли.

Осн факторы, воздействующие на выбор целей фирмы:

1.Состояние эк-ки в целом – ее конкуретоспособность, фаза в экон цикле (деловой активности, конъюнктура рынка.

2.Тенденции развития данной отрасли

3.Стадия в жизненном цикле самой фирмы.

Любая компания в своем жизненном цикле неизбежно переживает стадии подъема и стадии падения, поэтому минимизация убытков в краткосрочном периоде может рассматриваться как естественная цель фирмы, как обратная сторона прибыли.

2. Рыночные  стратегии фирмы и их реализация.

Основной рабочий инструмент в реализации целей фирмы- ее рыночная стратегия. Стратегия – выбор основных долгосрочных задач и программ развития, утверждения курса ее действий и распределение ресурсов, необходимых для достижения основных целей. В рамках реализации выбранной стратегии любая фирма стремится обеспечить свои конкурентные преимущества.

Виды конкур преимуществ:

1.Конкурентоспособные  цены- у этих фирм рыночная  ниша общая с конкурентами, продукция  стандартного кач-ва, но более  низкие издержки и цены.

2.Дифференциация прод-а – у этих фирм рыночная ниша также общая с конкурентами, стандартные издержки и цены, но более дифференцированная продукция по ассортименту, кач-ву, новизне, сервису.

3.Глубокая специализация-фокусирование  в особой рыночной нише, где  нет конкурентов. Для этого нужны особые качест хар-ки продукции, не имеющие аналогов, заменителей, что позволяет поддерживать достаточно высокие цены.

Возможно смешивание разных конур преимуществ, но обычно такие попытки совместить эл-ты разных стратегий ведут к снижению эффективности деят-ти фирмы. Эти компании рассматриваются как застрявшие на полпути.

Выбор стратегии зависит  от действующих на рынке конкурентных сил. Принято вслед за Портером различать 5 конкур воздействий:

1.внутриотраслевая конкуренция

2.новые конкуренты

3.воздействие производителей  товаров заменителей.

4.поставщики, кот могут  диктовать условия

5.покупатели продукции

В реализации рын стратегии  можно выделять 2 их осн типа:

1.оборонительная

2.наступательная

Оборонительные:

1.Имитационная – заимствование опыта достижений конкурента. Для этого фирма следит за рынком, ждет появления новых товаров и концентрирует свои ресурсы на пр-ве подобной продукции. Фирма стремится снизить риск от нововведений.

2.Выжидания-фирма всегда  готова уйти с данного рынка, быстро перестроить пр-во, перебросить свои ресурсы, если на рынок внедряется более сильный конкурент. Уходят от прямого соперничества.

Наступательные:

1.стратегия рационализации- у фирмы растут ресурсы для  нововведений, но не самостоятельных,  а через финансовую поддержку дочерних (венчурных) компаний.

2.стратегия дифференциации  рыночной квоты- кол-во разных  видов продукции, выпускаемой  на разные рынки. Цель-сохранить  свою долю на рынке, что требует  постоянных инвестиций, снижения  издержек и цен, поиск привлекательных рынков.

3.инновационная стратегия.  Инновациями занимается сама  фирма. Продуктовые и технологические  инновации. Инноватика-механизм, кот  побуждает возникновение и развитие, тиражирование новшества.

4.стратегия диверсификации  –освоение новой продукции, новых сегментов рынка. Сложная стратегия, доходная.

3. Планирование  деят-ти фирмы. Структура бизнес-плана.

Планирование — следующий  после стратегии инструмент реализации целевой ф-и фирмы. Это систематическая  разработка краткосрочных и долгосрочных планов действий по достижению осн целей фирмы. В плановой работе можно выделить 3 этапа:

1.Анализ внешней среды-  экономической и политической  ситуации в стране. Каков ур-нь  соц стабильности.

1.1.анализ отрасли-  изучение темпов роста, цикличность  развития, финансовые хар-ки, международная конкуренция.

1.2.анализ рынка - состояние  и тенденции изменения(рыноч конъюнктура), альтернативные технологии, конкуренты, их действия, тактика продаж, цены, реклама.

1.3.анализ спроса - его  устойчивость, факторы формирования, эластичность спроса по цене.

1.4.анализ ресурсов  – их доступность, взаимозаменяемость, цены, воздействие на окр среду.

Широко используются методы: ситуационный анализ, STEP-анализ, GAP-анализ, SWOT-анализ.

Ситуационный  анализ — анализ положения предприятия на рынке. Осуществляется путем оценки действительного состояния предприятия относительно элементов внешней и внутренней среды маркетинга. Особое внимание уделяется анализу положения по отношению к фирменной среде, включая вопросы соответствия предпринимаемых действий предприятия фактическому состоянию рынка, поведению потребителей, реакции конкурентов, действиям поставщиков и посредников.

STEP-анализ представляет собой методику анализа ключевых элементов макросреды предприятия. Сюда включаются следующие факторы:

• социально-демографические (например, постарение населения, формирование новых структур семьи и др.);

• технико-технологические (появление новых материалов, технологий, товаров, например пластиковых окон);

• экономические (динамика цен, валютных курсов и т.д.);

• экологические (охрана окружающей среды, требования к экологической  чистоте продуктов и др.);

• этические (этические, нравственные и моральные нормы современного бизнеса);

• политические (протекционизм);

• правовые (законодательство в области защиты прав потребителей, рекламы, товарных знаков, антимонопольное законодательство и т.п.).

Более детальный анализ маркетинговых возможностей предприятия проводится с использованием SWOT-анализа. Используются следующие оценки:

• сильных и слабых сторон предприятия (преимуществ и недостатков);

• возможностей и опасностей рынка.

Сильные и слабые стороны относятся к внутренним характеристикам компании, а возможности и угрозы являются внешними факторами, которые предприятие не может контролировать.

GAP-анализ представляет собой анализ стратегического разрыва («щели»), позволяющий определить расхождение между желаемым и реальным в деятельности предприятия.

Желаемое в деятельности предприятия определяется видением того, что оно хочет достигнуть в своем развитии, позволяет устанавливать желаемую «высоту планки» стратегических притязаний. Реальное — это то, чего фактически может добиться предприятие, сохраняя свою нынешнюю политику без изменений. Таким образом, GAP-анализ можно назвать «организованной атакой на разрыв» между желаемой и реальной действительностью предприятия.

2. Анализ и оценка  возможностей фирмы – оценка  реального положения в этой  фирме с т.зр прибыльности, жизнеспособности, риска.

Широко примен методы финансового анализа. Рассчитываются показатели ликвидности, платежеспособности, рент-ти, деловой активности. Оцениваются потенциальные возможности фирмы. С т.зр балансирования запросов рынка и экономич потенциала фирмы(имущественный и финан потенциал). Осуществляется выработка производ программы и программы поведения на рынке.

3.Выбор вариантов развития  фирмы через принятие грамотных  управленческих решений в т.ч.  через разработку бизнес плана.  Главная ф-я бизнес плана –  привлечение инвестиций в этот  бизнес-проект со стороны новых акционеров, кредиторов, бюджета. Но наряду с внешней ф-ей у успешно работающих предприятий бизнес план выполняет важную внутр ф-ю – он явл важнейшим эл-том планирования всей хоз деят-ти фирмы.

Структура бизнес плана.

1.Титульный лист – название и адрес фирмы, имена и адреса учредителей, суть предлагаемого проекта, ст-ть проекта, ссылка на секретность. Должен дать общее представление о проекте.

2.Вводная часть (Резюме) – до 5 стр. Основные положения предполагаемого проекта, цель предполагаемого пр-ва, новизна продукции, сведения об V продаж, выручке, затратах, прибыли, сроках возврата кредита. Анализ и оценка V продаж, риска, затрат и прибыли. История компании.

3.Основная часть – убедить инвестора в том, что есть спрос на прод.

1.Товар(услуга) – описание продукта, его потребительских св-в, отличие от товаров конкурентов, степень защищенности, прогноз цены и затрат, орг-я и сервис.

2. Рынок сбыта –  оценка положения дел в отрасли,  анализ темпов прироста по  отрасли, анализ потенциальных  потребностей, анализ рыночной конъюнктуры, источники, кот исп для анализа рынка.

3. Конкуренция – срвнительный  анализ деят-ти конкурентов, анализ  их целей, стратегий, сильных  и слабых сторон, оценка V их продаж, доходов, перспектив внедрения новых моделей, их основных характеристик, ур-нь кач-ва и дизайна продукции, политика цен конкурентов.

4.План маркетинга –  по всему комплексу маркет-ых  инструментов – методы ценообразования,  механизмы, какие варианты скидки, каналы сбыта, посредники, реклама,  ее эф-ть, эф-ть продвижения продукции, прогноз новой прод-ии, смета продаж по товарма, анализ рыноч возможностей фирмы.

5. План производства  – описание производ процесса, перечень базовых операций, смета  пр-ва в натуральном выражении,  поставка сырья, материалов, комплектующих  с перечнем условий по ценам, кол-ву, кач-ву. Оборудование, здания, сооружения, трудовые ресурсы, обеспеченность ими, фондовооруженность, энерговооруженность, анализ себестоимости, затрат на пр-во.

6. Организационный план  – орг схема управления предприятием. Дано четкое распределение обязанностей, описание системы управления предприятием. Анализ сис-ты эф-ти, анализ работ новых подразделений, квалификационные требования к привлекаемым специалистам, источники и способы их привлечения, предлагаемая величина зарплты. Анализ ритмичности пр-ва, выявление измер внутр резервов.

7. Юридический план. Типичен  для вновь создаваемых предприятий.  Описание формы соб-ти, правовой  статус бизнеса, разработка правовых  док-тов, регулирующих деят-ть  предпр, анализ эф-ти избранной  орг-правовой формы хозяйствования и состояние юр. документации.

8.Оценка риска и  страхование. Слабые стороны предпр, анализ риска по причинам и  источникам с помощью различных  методов (экспертных, статистических, комбинированных). Вер-ть появления  новых технологий, альтернативные стратегии, меры профилактики риска, программа внутр и внеш страхования от рисков. Анализ оптимальности инвестиционных решений.

Информация о работе Шпаргалка по предмету "Экономика организации"