Широкая нормотивно-правовая база Европейского союза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 00:29, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы обусловлена несколькими причинами, но прежде тем, что ЕС является современной моделью развития интеграционного союза и самой большой и влиятельной региональной интеграционной организацией. Статус Европейского союза как наднационального объединения европейских государств уникален: это и не федеративное государство, и не международная организация. При этом Евросоюз сочетает в себе черты как первого, так и второго. ЕС остается вторым по объему товарооборота партнером Украины после стран СНГ. Политика и экономическая стратегия Украины направлена на интеграцию в Европейский Союз.

Содержание

Введение.......................................................................................................................3
Теоретические основы интеграции.............................................5
Теоретические основы интеграции в Европейский Союз ………..5
Предпосылки и подходы в интеграции в ЕС ……………..................7
Организационно-правовые основы функционирования ЕС...............9
Анализ экономических взаимоотношений Украины со странами Европейского Союза...........................................................................15
Анализ торгово-экономического сотрудничества............................15
Анализ движения инвестиционных потоков.....................................21
Анализ транзитного сотрудничества..................................................24
Современные проблемы и перспективы интеграции Украины с ЕС........................................................................................................................33
Проблемы интеграции Украины в ЕС……………………………….33
Перспективы развития партнёрских отношений...............................36
Перспективы вступления Украины в ЕС……………………………42
Заключение.................................................................................................................50
Список литературы....................................................................................................51
Приложения………………………………………………………………………...53

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ по эк.doc

— 81.50 Кб (Скачать файл)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение.......................................................................................................................3

  1. Теоретические основы интеграции.............................................5
    1. Теоретические основы интеграции в Европейский Союз ………..5
    2. Предпосылки и подходы в интеграции в ЕС ……………..................7
    3. Организационно-правовые основы функционирования ЕС...............9
  2. Анализ экономических взаимоотношений Украины со странами Европейского Союза...........................................................................15
    1. Анализ торгово-экономического сотрудничества............................15
    2. Анализ движения инвестиционных  потоков.....................................21
    3. Анализ транзитного сотрудничества..................................................24
  3. Современные проблемы и перспективы интеграции Украины с ЕС........................................................................................................................33
    1. Проблемы интеграции Украины в ЕС……………………………….33
    2. Перспективы развития партнёрских отношений...............................36
    3. Перспективы вступления Украины в ЕС……………………………42

Заключение.................................................................................................................50

Список литературы....................................................................................................51

Приложения………………………………………………………………………...53

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы обусловлена  несколькими причинами, но прежде тем, что ЕС является современной моделью развития интеграционного союза и самой большой и влиятельной региональной интеграционной организацией. Статус Европейского союза как наднационального объединения европейских государств уникален: это и не федеративное государство, и не международная организация. При этом Евросоюз сочетает в себе черты как первого, так и второго. ЕС остается вторым по объему товарооборота партнером Украины после стран СНГ. Политика и экономическая стратегия Украины направлена на интеграцию в Европейский Союз.

В научной литературе в достаточном объеме информации относительно Европейского Союза, так  как деятельности Европейского Союза  всегда уделялось много внимания со стороны научных кругов, политических деятелей, аналитиков различных стран. В книге автора Буторшина О.В., Борко Ю.А. под названием «Европейский Союз на пороге XXI века: выбор стратегии развития» 2007г. авторы проводят тщательный анализ ЕС, этапы, проблемы и перспективы развития.

Первые идеи создания союза были изложены в трудах многих философов и политических деятелей. Среди них были Гуго Гроций, Уильям Пени, Иммануил Кант, Ян Амос Коменский и др.

В данной работе рассматривается  широкая нормотивно-правовая база Европейского союза. Парижский договор 1951г. который  повлек за собой образование Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), Европейское экономическое сообщество 1957г. и Европейское сообщество по атомной энергии 1957г. были созданы в рамках Римского договора 1957г, Маастрихтский договор 1992г., Амстердамский договор 1997 г., Ниццский договор 2000г.

Цель работы: проанализировать процесс становлення ЕС, процесс развития и расширения, торгово-экономическую интеграцию Украины со странами ЕС, выявить основные перспективы расширения сотрудничества.

Задачи работы: раскрыть суть и структуру интеграционных взаимоотношений Украины со странами ЕС, установить положительные и отрицательные тенденции в сотрудничестве, выявить перспективы расширения партнёрских отношений.

Предмет исследования является экономические интеграционные взаимоотношения Украины и стран Европейского Союза

Объект исследования является глобальные экономические интеграционные процессы и их воздействие на экономику стран мира.

Методы исследования в  работе: исторический, информационный, картографический, статистический.

Курсовая работа состоит из 54 стр, графический материал размещен на 10 страницах.

 

 

 

РАЗДЕЛ 1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕГРАЦИИ В  ЕС

 

      1. Теоретические основы интеграции.

На данный момент Европейский  Союз, в рамках которого реализуются  на практике интеграционные процессы, является, по сути, уникальным феноменом системы международных отношений. Его изучением занималось и занимаются многие исследователи как в области международных отношений, так и других наук, а именно экономики, социологии, политологии и др. Безусловно, что интеграция как явление является сложным, комплексным, ее развитие определяет большое количество факторов, как внутренних, так и внешних. Ее проявления многогранны и имеют огромное значение для всей системы в целом. Поэтому по мере развития интеграционных процессов исследователями разрабатывались теории, концепции и модели, упрощающие понимание тех процессов, которые находили свое выражение в становлении и эволюции Европейского Союза, вычленяющие определяющие факторы его развития, и дающие возможность спрогнозировать с большей или меньшей степенью достоверности будущее европейской интеграции и предлагающие конкретные стратегии развития. Все эти теории можно разделить на три большие группы: наднациональную, государствоцентричную и синкретическую.

Идея объединения Европы не является чем-то новым. На протяжении столетий делались попытки построить европейский дом. Исторически первым, кто мог считаться объединителем, был франкский король Карл Великий, ставший императором Римской империи. Однако его империя распалась со смертью своего создателя. Идея единства позже была воплощена Отгоном I, построившего уже Священную Римскую империю. Первые попытки объединить Европу были продиктованы другими мотивами, нежели те, которыми руководствовались и руководствуются современные политические деятели. Единство держалось на силе власти монарха, на преданности его подданных, на благосклонном отношении со стороны церкви. Европейское единство не имело ничего общего с современными представлениями о том, к чему стремится ЕС сейчас, за исключением лишь географических границ. Существование империй явилось условием общности основных принципов цивилизационного развития, таких как приверженность общехристианским ценностям, морали, общие культурные традиции, основы хозяйствования и др. Появление первых национальных государств изменило представления о европейском единстве. Единство Европы, раздираемой противостояниями и войнами, уже мыслилось через призму достижения мира и прекращения вражды. Своими проектами установления «вечного мира» посредством создания конфедерации известны Пьер Дюбуа и Иржи Подебрад, который разработал целый проект такого союза с собственным собранием и советом, механизмами ротации и распределения голосов, принципами формирования общесоюзного бюджета и обеспечения коллективной безопасности. Несколько позже появился похожий проект, представленный герцогом де Сюлли, суперинтендантом французского короля Генриха IV. Отличительной чертой его проекта явилась свобода торговли между членами союза. В этом союзе ведущая роль отводилась Франции.

Позже идея Европы без войн и раздоров появилась в трудах многих философов  и политических деятелей. Среди них  были Гуго Гроций, Уильям Пени, Иммануил Кант, Ян Амос Коменский и др.

Данные проекты не подразумевали  какое бы то ни было ограничение суверенитета государств. Целью было достижение мира и безопасности посредством подписания либо договора, либо создания институтов, где были бы представлены интересы государств.

Несмотря на различные предложения  и проекты, Европа продолжала страдать от раздоров и войн. Между чредой конфликтов была похоронена идея Соединенных Штатов Европы.

Первая мировая война, огромные потери и страдания стали  основной причиной подъема западноевропейского  демократического движения за «европейскую идею». В 1923г. Рихард Куденхове-Калерги, с именем которого связывают начало панъевропейского движения, представил свою систему, включавшую целый ряд институтов: Федеральную ассамблею, состоявшую из представителей национальных парламентов, Федеральный суд и Федеральное казначейство. Как и другие предыдущие проекты, данный проект не предполагал какое-либо ограничение государственного суверенитета. Следующим шагом в развитии панъевропейского движения считается проект, предложенный в 1930г. министром иностранных дел Франции Аристидом Брианом членам Лиги Наций. Он предполагал создание Европейской конфедерации, целью которой было достижение военной безопасности при сохранении национального суверенитета каждого государства-члена. Проект также предполагал создание общего рынка, либерализацию движения капиталов, товаров и людей. Представительные функции возлагались на Европейскую конференцию в лице представителей государств-участников, исполнительные - на Европейский комитет. Смерть автора проекта стала причиной его неудачи. А последующая Вторая мировая война по новому расставила приоритеты. Главным стал вопрос о свободе и независимости не только государств Западной Европы, но и всего мира. Несмотря на это «европейские идеи» продолжали развиваться уже в рамках движения Сопротивления во главе с Альтеро Спинелли, Эрнесто Росси, Леоном Блюмом, Полем-Анри Спааком. Именно их деятельность стала практическим началом европейского объединения через создание «Европы Сообществ». А сами идеи нашли отражение в наднациональной теории европейской интеграции.

 

1.2. Предпосылки и подходы интеграции в ЕС.

Идея о тесной взаимосвязи  между европейскими странами находила свое политическое выражение еще до создания Европейского Сообщества и его развития в Европейский Союз. Были попытки навязать объединение через гегемонию или силой. С другой стороны, также были схемы мирного, добровольного объединения государств на условиях равноправия, особенно после печального опыта первой мировой войны. Например, в 1923 году австрийский лидер и основатель пан-европейского движения, Каунт Кауденхав Калерги, призвал к созданию Соединенных Штатов Европы, ссылаясь на такие примеры, как успешное утверждение Швейцарского единства в 1848 году, расцвет Германской Империи в 1871 и, кроме всего прочего, независимость Соединенных Штатов Америки в 1776 году. И 5 сентября 1929 года, в известном обращении к Ассамблее Лиги Наций в Женеве, министр иностранных дел Франции Аристид Бриан, при поддержке своего германского противника Густава Штресемана, предложил создать Европейский Союз в рамках Лиги Наций. В этом случае, несмотря на то, что ближние цели отступали, сохранялся национальный суверенитет, и государства Европы двигались по пути все более широкой интеграции.

Несмотря на это, все  попытки мирного объединения  потерпели поражение от доминирующих потоков национализма и империализма. Только после того, как Европа опять  была отброшена назад войной, была действительно оценена губительность национального вакуума.

Идея создания единой Европы имеет многовековую историю. Однако, именно Вторая мировая война  и ее разрушительные последствия  создали реальную основу для европейской  интеграции.

Уроки войны привели к возрождению идей пацифизма и пониманию необходимости не допустить рост национализма в послевоенном мире. Другой реальностью, заложившей основу процесса европейской интеграции, стало стремление стран Западной Европы восстановить пошатнувшиеся в результате войны экономические позиции. Для стран, потерпевших поражение в войне (прежде всего Германии, разделенной на несколько оккупационных зон), насущной потребностью являлось восстановление собственных политических позиций и международного авторитета. В связи с началом холодной войны, сплочение рассматривалось и как важный шаг в сдерживании советского влияния в Западной Европе.

Существует несколько  основных целей, которые преследовал Евросоюз в процессе интеграции:

  • Сохранение мира.
  • Экономическая интеграция, а именно: гармоническое развитие экономических институтов; стабильное и сбалансированное экономическое взаимопроникновение; повышение уровня жизни; высокий уровень занятости; экономическая и валютная стабильность.
  • Политический союз.
  • Социальная стабильность

К окончанию Второй мировой  войны сформировались два принципиальных подхода к европейской интеграции: федералистский и конфедеративный. Сторонники первого пути стремились к построению наднациональной Европейской федерации или Соединенных Штатов Европы, т.е. к интеграции всего комплекса общественной жизни, вплоть до введения единого гражданства. Второй подход предусматривал ограниченную интеграцию, основанную на принципах межгосударственного согласия, с сохранением суверенитета стран-участниц. Для сторонников этого подхода процесс объединения сводился к тесному экономическому и политическому союзу при сохранении своих правительств, органов власти и вооруженных сил. Весь ход европейской интеграции представляет собой постоянную борьбу этих двух концепций [4].

 

1.3. Организационно-правовые  основы функционирования ЕС.

Отправной точкой процесса европейской интеграции принято  считать декларацию министра иностранных дел Франции Робера Шумана от 9 мая 1950. В ней содержалось официальное предложение о создании Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). Договор об учреждении этого сообщества подписан Францией, ФРГ, Бельгией, Нидерландами, Люксембургом и Италией 18 апреля 1951. ЕOУС ставило своей целью создание общего рынка для модернизации и повышения эффективности производства в угольной и металлургических областях, а также улучшения условий труда и решения проблем занятости в этих отраслях экономики. Интеграция этого важнейшего в то время сектора хозяйства открыла путь для интеграции и других отраслей экономики, следствием чего стало подписание 25 марта 1957 членами ЕОУС Римских договоров об учреждении Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом)[14].

Главными целями Договора о ЕЭС стали создание таможенного  союза и общего рынка для свободного движения товаров, лиц, капиталов и  услуг на территории Сообщества, а  также введение общей политики в  области сельского хозяйства. Подписавшие его страны обязывались начать сближение в своей экономической политике, гармонизировать законодательства в области экономики, условий труда и жизни и т.д. Евратом создавался с целью объединения усилий для развития ядерной энергетики в мирных целях.

Еще на подготовительном этапе к подписанию Римских договоров  часть западноевропейских стран  посчитала предложенный федералистский вариант социально-экономической  интеграции чрезмерным. Такие страны как Австрия, Великобритания, Дания, Норвегия, Португалия, Швеция, Швейцария образовали в 1960 Европейскую ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ)[14]. В рамках этой организации интеграция ограничивалась построением зоны свободной торговли. Однако по мере успешного развития ЕЭС одна за другой страны ЕАСТ стали стремиться к переходу в ЕЭС.

Информация о работе Широкая нормотивно-правовая база Европейского союза