Функции управления на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 22:34, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы курсовой работы. Предприятие занимает центральное место в народно-хозяйственном комплексе любой страны. Это первичное звено общественного разделения труда. Именно здесь создается национальный доход. Предприятие выступает как производитель и обеспечивает процесс воспроизводства на основе самоокупаемости и самостоятельности. Цель курсовой работы: раскрыть тему курсовой работы.
Предметом исследования в курсовой работе являются функции управления на предприятии.
Объектом исследования является определение сущности функций управления на предприятии.

Содержание

Введение
1. Виды и содержание функций управления предприятием.
1.1. История необходимости управления.
1.2. Функции управления предприятием: их виды и содержание.
2. Практическое применение функций управления на предприятии.
2.1. Анализ функций управления на примере ЗАО«Ногир».
2.2.Основные финансово-экономические показатели деятельности хозяйства.
2.3. Мероприятия по ускорению оборачиваемости оборотных средств.
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Аланочка Microsoft Word (3).docx

— 47.19 Кб (Скачать файл)

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

ПО ДИСЦИПЛИНЕ: «Экономика организации»

 

ТЕМА: «ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ»

 

Выполнил: студент 3курса Хубаева Алана Маирбековна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема курсовой работы: «Функции управления на предприятии».

 

Цель курсовой работы: раскрыть тему курсовой работы.

 

Предметом исследования в  курсовой работе являются функции управления на предприятии.

 

Объектом исследования является определение сущности функций управления на предприятии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение 

1. Виды и содержание  функций управления предприятием.                                                   

1.1. История необходимости  управления.                                                                                        

1.2. Функции управления  предприятием: их виды и содержание.                                            

2. Практическое применение  функций управления на предприятии.                                      

2.1. Анализ функций управления  на примере ЗАО«Ногир».         

2.2.Основные финансово-экономические  показатели деятельности хозяйства.                                      

2.3. Мероприятия по ускорению оборачиваемости оборотных средств.                                 

Заключение                                                                                                                                               

Список использованных источников                                                                                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение:

Актуальность темы курсовой работы. Предприятие занимает центральное  место в народно-хозяйственном  комплексе любой страны. Это первичное  звено общественного разделения труда. Именно здесь создается национальный доход. Предприятие выступает как  производитель и обеспечивает процесс воспроизводства на основе самоокупаемости и самостоятельности.

От успеха отдельных предприятий  зависит объем создаваемого валового национального продукта, социально-экономическое  развитие общества, степень удовлетворенности  в материальных и духовных благах населения страны.

Предприятие как самостоятельная  хозяйственная единица владеет  правами юридического лица, то есть оно имеет право свободного распоряжения имуществом, получать кредит, входить  в договорные отношения с другими  предприятиями. Оно имеет свободный  расчетный счет в банке, где находятся  денежные средства, которые используются для расчетов с другими предприятиями, на зарплату.

Переход к рыночным отношениям требует определенных изменений  и дополнений уже существующих функций  управления предприятиями. Приватизация предприятий способствовала их преобразованию в самостоятельные хозяйствующие  субъекты, несущие полную ответственность  за результаты своей деятельности. Одновременно нарушились сложившиеся  между предприятиями связи, которые  ранее поддерживались централизованно, ухудшились условия обновления производственного  потенциала, обеспечения конкурентоспособности  продукции. Выяснилось, что сама по себе смена формы собственности  не гарантирует повышения эффективности  работы предприятий. Сегодня руководителям  российских предприятий необходимо принимать решения, которые бы способствовали выживанию и закреплению позиций  в условиях жесточайшей конкурентной борьбы. Таким образом, тема функций  управления предприятиями и путей  их адаптации к условиям рыночной экономики является чрезвычайно  актуальной.

 

 

Курсовая работа включает следующие задачи:

1.рассмотреть историю необходимости управления;

2.изложит функции управления предприятием: их виды и содержание;

3.проанализировать функции управления на примере предприятия;

3.охарактеризовать эффективность управления предприятием;

При разрешении поставленных задач для достижения цели исследования использовались следующие методы: метод  системного анализа, комплексного исследования

 

1. Виды и содержание  функций управления предприятием

 

1.1. История необходимости управления

Управление - это сложная  интеллектуальная деятельность человека, требующая специальных знаний и  опыта, всегда существовало в каких-то формах там, где люди работали группами. Например, египетские пирамиды требовали  четкости в планировании, организации  работы множества людей, контроля за их деятельностью.

Первый исторический период (до XVIII века) - накопление опыта управления. Второй исторический период (1776-1890) - индустриальный период. Работы А. Смита (государственное  управление), Р. Оуэна (гуманизация производства) и другие. Возникновение фабрик как первичного типа производства и необходимость обеспечения работой больших групп людей. Индивидуальные владельцы не в состоянии наблюдать за деятельностью всех рабочих. Первые менеджеры - это лучшие работники, представляющие интересы владельцев на рабочих местах.

Второй исторический период - период систематизации. Формирование науки об управлении.

Управление возникло из кооперации для координирования деятельности людей. Одна из сфер применения - экономическая - изыскание, производство и распределение  ресурсов;

Очевидной характеристикой  любого предприятия есть разделение труда, ведь предприятие - это искусственная  система, созданная человеком ради его собственных интересов, прежде всего совместной работы. Поскольку  работа на предприятии распределена между подразделами и отдельными исполнителями, кто-то должен координировать их действия, чтобы достичь общей  цели деятельности. Поэтому объективно возникает потребность в обособлении  управленческой деятельности от исполнительной. Необходимость управления связанна с процессами разделения труда на предприятии.

Управление, которое (в широком  понимании) есть деятельностью, направленной на координацию работы других людей (трудовых коллективов) опирается на теорию и практику управления, но является больше искусством, чем знанием, так  как представляет собой скорее способ использования знаний в конкретных рациональных формах и модификациях, чем само знание. Управление есть искусство, суть которого состоит в применении науки к реальностям ситуации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Функции управления  предприятием: их виды и содержание.

 

Функции управления - это  конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными приёмами и способами, а также  соответствующая организация работ .

Функции управления имеют  специфический характер, особое содержание и могут осуществляться самостоятельно, быть как не связанными между собой, так и неразрывно связанными, более, того, они как бы взаимопроникают друг в друга.

Вместе с тем все  функции, которые встречаются, можно  классифицировать по следующим основным группам:

- планирование;

- организация;

- мотивация;

- контроль.

Для любого предприятия, учреждения или организации все группы функций, являются жизненно важными.

Функции управления можно  представить как виды управленческого  труда, связанные с воздействием на управляемый объект. Управление - это искусство создавать вещи посредством людей.

Функция планирования - функция  предполагающая решение о том, какие  должны быть цели организации и что  должны делать её члены, что бы достичь  этих целей. Планирование как функция  управления основывает «фундамент»  для других функций и считается одной из главнейших.

Единого метода планирования не существует, поэтому на каждом уровне организации происходит свое планирование, т.е. тип планирования и акцент зависит  от положения менеджера в организационной  иерархии фирмы.

 

 

Существует три типа планирования:

- стратегическое планирование (высший уровень);

- тактическое планирование (средний уровень);

- оперативное планирование (нижний уровень).

Все три типа планов составляют общую систему, которая называется генеральным, или общим, или бизнес-планом функционирования организации.

Эта функция имеет одну главную цель, помочь менеджеру наиболее точно предсказать будущее в  развитии организации, поскольку в  управленческой жизни постоянно присутствуют случайности и неопределенности в развитии событий, поэтому и разрабатываются долгосрочные планы развития, где и делаются попытки определить элементы решения альтернатив.

Функция организации - это  процесс объединения людей и  средств для достижения поставленных целей организацией.

Организация - это процесс  установления порядка и последовательности согласованного в пространстве и  времени целенаправленного взаимодействия частей системы для достижения в  конкретных условиях, в определенные сроки поставленных целей, выработанными  для этого методами и средствами с наименьшими затратами.

Чтобы планы были реализованы, руководство должно найти эффективный  способ сочетания планов, т. е. с оптимальным  результатом.

Существует два основных аспекта организационного процесса:

1. Деление организации  на подразделения соответственно  целям и стратегиям.

2. Делегирование полномочий.

Делегирование, как термин, используемый в теории управления, означает передачу задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение.

Важно осознать, что делегирование  реализуется только в случае принятия полномочий, и собственно ответственность  не может быть делегирована. Руководитель не может размывать ответственность, передавая ее подчиненному. Хотя лицо, на которое возложена ответственность  за решение какой-либо задачи, не обязательно  выполнять ее лично, оно остается ответственным за удовлетворительное завершение работы.

Если предполагается, что  какое-то лицо примет ответственность  за удовлетворительное выполнение задачи - организация должна предоставить ему требуемые ресурсы. Руководство  осуществляет это путем делегирования полномочий вместе с задачами.

Полномочия представляют собой ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия некоторых ее сотрудников  на выполнение определенных задач.

Полномочия ограничены планами, процедурами, правилами и устными  распоряжениями начальников, а также  факторами внешней среды, например, законами и культурными ценностями. Пределы формальных полномочий часто  нарушаются благодаря власти и неформальным организациям.

 

Построение организаций.

1.Следует выбирать такую  организационную структуру, которая  соответствует стратегическим планам  и обеспечивает ей эффективное  взаимодействие с окружающей  средой и достижение намеченных  целей.

2.Структура организации  не может оставаться неизменной, потому что меняется как внешнее,  так и внутреннее ее окружение.

3.Большинство организаций  сегодня используют бюрократические  структуры управления. Традиционной  структурой бюрократии является  функциональная организация, при  которой последняя разбивается  на подразделения, выполняющие  специализированные функции.

4.Поскольку чисто функциональные  структуры оказались не слишком  эффективными, крупные организации  перешли к использованию дивизиональных структур. Основными типами такой структуры являются дивизиональные структуры, ориентированные или на различные виды продукции, или на различные группы потребителей, или на различные регионы. Выбор в пользу той или иной структуры определяется важностью этого элемента в стратегических планах организации.

5.Структуры, предусматривающие  международные отделения, чаще  всего используются в ситуациях,  когда объем зарубежных продаж  фирмы относительно невелик по  сравнению с продажами внутри  страны. Когда объем зарубежных  продаж существенно возрастает, наиболее подходящей становится  глобальная организационная структура.

6.Преимущетва бюрократических  структур управления состоят  в четком разделении труда,  иерархической соподчиненности  сотрудников и органов управления, профессиональном росте, базирующемся  на компетентности, и в упорядоченной  системе правил и стандартов, определяющих функционирование  организации. Потенциальные негативные  воздействия, оказываемые бюрократическими  структурами на функционирование  организации, состоят в жесткой заданости поведения, трудностях связи внутри организации и неспособности к быстрым нововведениям. Масштабы этих проблем быстро возрастают, если организация сталкивается с быстрыми изменениями окружающей среды или высокотехнологичной продукцией.

7.Некоторые проблемы бюрократических  структур могут быть решены  при введении органических или  адаптивных структур. Основные типы  адаптивных структур - это проектная  организация, матричная организация  и конгломераты.

8.В проектной и матричной  организации происходит наложение  специально созданных, временных  целевых структур на постоянную  структуру организации. Происходящее  при этом наложение полномочий  иной раз приводит к борьбе  за власть, конформизму при выработке  групповых решений и чрезмерным  затратам.

10.Многие крупные организации  используют сложную составную  структуру, состоящую из структур  различных типов.

Информация о работе Функции управления на предприятии