Формирование и эволюция современной экономической мысли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2014 в 00:34, реферат

Краткое описание

Как систематизированное знание, как наука, экономика формируется в XV-XVI вв.
Первыми экономистами, которые разработали стройную концепцию о богатстве, были меркантилисты (от итальянского "мерканте" - торговец). Меркантилисты полагали, что богатство нации - это золото, а источником богатства является торговля. Отсюда и практические рекомендации для страны: меньше покупать и больше продавать, а для того, чтобы вывозить товары, надо поощрять развитие их производства.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 35.98 Кб (Скачать файл)

1. 2. Формирование и эволюция современной экономической мысли

Как систематизированное знание, как наука, экономика формируется в XV-XVI вв. 
Первыми экономистами, которые разработали стройную концепцию о богатстве, были меркантилисты (от итальянского "мерканте" - торговец). Меркантилисты полагали, что богатство нации - это золото, а источником богатства является торговля. Отсюда и практические рекомендации для страны: меньше покупать и больше продавать, а для того, чтобы вывозить товары, надо поощрять развитие их производства. 
Следующий шаг в развитии экономики связан с физиократической школой ("физиократия" - власть природы). Физиократы полагали, что источником богатства нации является сельское хозяйство. Только труд в сельском хозяйстве является производительным. В соответствии с этим физиократы выделяют следующие классы: производители, собственники земли и бесплодный класс (занятые в промышленности, торговле). 
Идеи физиократов были развиты и углублены представителями английской классической политэкономии (У. Петти, А. Смитом, Д. Рикардо), которые в качестве источника богатства нации рассматривали труд в сфере материального производства. У. Петти принадлежит крылатая фраза: "Природа - мать, а труд - отец всякого богатства". Огромный вклад в развитие экономики внес А.Смит, место и роль которого в экономике можно сравнить с местом и ролью И. Ньютона в физике. В своей работе "Исследование о причинах и природе богатства народов" (1776г.) А.Смит развил трудовую теорию стоимости, создал учение о рынке, конкуренции, показал, что в условиях рынка люди руководствуются собственными интересами, преследуют свои личные цели, но направляемые "невидимой рукой" содействуют реализации интересов других людей и общества в целом. Под "невидимой рукой" А. Смит понимал стихийное действие объективных экономических законов. 
Следующий шаг в развитии экономики связан с именами К. Маркса и Ф. Энгельса. Сконструированная ими экономическая теория - марксизм - развивая идеи трудовой теории стоимости, доказывала, что всякий продукт создается только трудом наемного рабочего, а присваивается собственником капитала, что представляет собой эксплуатацию и социальную несправедливость. Избавиться от эксплуатации рабочий класс может лишь в результате социалистической революции и ликвидации частной собственности. 
Параллельно с марксизмом в XIX веке развивается маржинализм ("маргинальный" - предельный) - теория, анализирующая экономические явления с точки зрения психологии отдельного субъекта, вовлеченного в хозяйственные отношения. Последний руководствуется в своей деятельности прежде всего собственными оценками выгод и потерь от участия или неучастия в экономическом процессе. 
Огромный вклад в развитие экономики внес основоположник неоклассического направления А. Маршалл. В своей работе "Принципы политической экономии" (1890 г.) он разработал теорию рыночного ценообразования, проанализировал влияние различных факторов на спрос и предложение, на формирование рыночных цен. 
В 1936 г. английский экономист Дж. Кейнс опубликовал свою работу "Общая теория занятости, процента и денег", основав новое направление в экономике - кейнсианство. Анализируя действие рыночного механизма, Кейнс пришел к выводу, что такие негативные явления, как кризисы, инфляция, безработица внутренне присущи рынку и хотя рыночный механизм сам может справиться с этими явлениями, потери общества при этом столь велики, что необходимо государственное вмешательство. Кейнс обосновал необходимость, формы, методы государственного регулирования экономики. 
Наконец, монетаризм - направление экономики, связанное с именем лауреата Нобелевской премии М. Фридмена. Монетаристы, исходя из того, что существует определенная связь между темпами развития экономики и количеством денег в обращении, доказывают, что регулировать ход экономических процессов возможно, изменяя массу денег, выпуск которых является прерогативой государства. Таким образом государство может влиять на экономику, регулируя массу денег в обращении.

К оглавлению

2. 1. Основные этапы и направления развития экономической теории

Всю историю развития экономической науки можно разделить на 3 этапа: 
1 этап. Экон. учение дорыночной эпохи - включает экон. учения Др мира и средневековья. В это время экон мысли выражали философы и религиозные деятели. Экон знания не систематезированы, отдельной науки пока нет. Первая школа экон науки - меркантилизм. 3атем появляются физиократы во главе с Ф. Кенэ, которые источником общественного богатства признавали производство, причем только в сельском хозяйстве.  
2 этап. Период с конца 17 века до 30-х гг. 20 века в этот период сформировалась класс экономическая наука, начало которой было положено трудами Смита, а завершено трудами Милля. В экон. теории доминировал принцип либерализма (полное невмешательство государства в экономику). Основные постулаты класс экон науки: человек рассматривается только как «экономический человек», у которого есть лишь стремление к собственной выгоде; все равны как перед законом; каждый экономический субъект полностью осведомлен о ценах, ренте, прибыли, зарплате на любом рынке; рынок обеспечивает полную мобильность ресурсов (труд и капитал могут свободно перемещаться); эластичность численности рабочих по заработной плате меньше единицы, т. е. увеличение зарплаты, ведет к увеличению численности рабочей силы и наоборот; единственная цель капитала - получение максимальной прибыли; заработная плата определяется только спросом и предложением на рынке труда; увеличение богатства происходит через накопление капитала. Марксистское экон. учение вышло на арену с середины 19в. как одна из вершин теорет. мысли того времени. В главном своем произведении «Капитале» Марксом дано достаточно глубокое теорет. отражение условий развития капитализма 18-19в. Однако некоторые положения или устарели, или изначально были ошибочным  
3 этап. Период развития учения о регулировании рыночной экон 30-х гг. 20 века. Принцип экон. либерализма обнаружил свою несостоятельность, появилась идеи социального контроля общества над экономикой (кейнсианство, неокейнсианство). Кейнс доказал необходимость гос. регулирования эк-ки. Опирался на то, что рыночная эк-ка не может саморегулироваться, без вмешательства гос-ва не может быть равновесной при полной занятости, т. к. рын. эк-ка не обеспечивает эффективный спрос. Альтернативное направление - Неолиберализм - сторонники которого отстаивают принцип саморегулирования. Во-1, они исходят из того, что рынок как наиболее эффективная система хозяйства создает наилучшие условия для экон роста; Во-2, отстаивают приоритетное значение свободы субъектов экон деятельности. Гос должно обеспечить условия для конкуренции и осуществлять контроль там, где эти условия не соблюдаются. В середине 50-х гг. возникла неолиб школа - монетаризм - экон теория в которой денежная масса играла роль определяющего фактора (изменение кол денег ведет к изменению объема производства). Лидер монет Фридман попытался доказать вредность излишней регламентации и вмешательства государства в экон. Сторонники считают, что рыночный механизм способен сам регулировать экономику, устанавливать равновесие между предложением и спросом, между производством и потреблением. Вмешательство гос может вызывать нарушение равновесия, снижение экон эффективности. Другое направл - неокейнсианство - выступают за постоянное, систематическое вмешательство государства в экономику. В последние годы экономисты все больше приходят к выводу о необходимости сочетания государственного регулирования и свободного стимулирования производства. Была выдвинута концепция неоклассического синтеза (Д. Р. Хакс, П. Самуэльсон и др.). Суть этой концепции состоит в сочетании государственного и рыночного регулирования экономики. Сочетание государственного производства и частного предпринимательства дает смешанную экономику.

К оглавлению

3. Вклад российских ученых в развитие мировой экономической мысли. Особенности развития экономической науки в России.

Ордин-Нащокин Афанасий Лаврентьевич (ок. 1605–1680), экономист, положивший начало политэкономии в России, государственный и военный деятель, дипломат сер. и 2-ой пол. XVII в. Экономические взгляды Ордин-Нащокина – первое проявление русского меркантилизма. Будучи выразителем интересов купечества, он уделял много внимания вопросам торговли и ее организации. В то же время Ордин-Нащокин во всей своей государственной деятельности исходил из того, что народное хозяйство страны представляет единое целое; это отличало его от многих предшественников, сосредоточивавших свое внимание на развитии отдельных отраслей экономики. 
ПОСОШКОВ Иван Тихонович (1652-1726), писатель, экономист Посошков неоднократно высказывает идеи экономической автаркии, независимости русского хозяйства от внешних рынков. Богатство народа состоит не в том, что он получает из-за границы, а в том, что он создает внутри своего хозяйства, обеспечивая себя всем необходимым. 
Туган-Барановский Михаил Иванович (1865, Купянский у. Харьковской губ. - 1919, ок. Одессы) - экономист. В 1898 за исследование по истории капитализма «Русская фабрика в прошлом и настоящем» Туган-Барановский получил степень доктора политической экономии. Труды по проблемам политэкономии, истории русской промышленности, кооперативному движению. 
Чаянов Александр Васильевич (1888, Москва - 1937) - экономист-аграрник. Изучив опыт кооперативного движения в Западной Европе, он стал одним из авторитетнейших ученых в области сельскохозяйственной кооперации и организации сельского хозяйства, разрабатывал идеологию, методы определения доходности крестьянского хозяйства, его отдельных отраслей. 
КОНДРАТЬЕВ, НИКОЛАЙ ДМИТРИЕВИЧ (1892-1938) — советский экономист, создатель концепции длинных волн конъюнктуры ("кондратьевских циклов"). В рыночном хозяйстве, полагал Кондратьев, помимо общеизвестных среднесрочных циклов (8-12 лет) есть еще и долгосрочные циклы (50-55 лет) — "большие волны конъюнктуры". Им были обработаны статистические материалы (динамика цен, ссудный процент, зарплата, показатели внешней торговли, объемы производства основных видов промышленной продукции) за 1780-1920-е по таким странам, как Англия, Франция, Германия, США, а также в целом по мировому хозяйству. За анализируемый период времени Кондратьев выделил два полных больших цикла (с 1780-х до 1840-х и с 1850-х до 1890-х) и начало третьего (с 1900-х). Поскольку каждый цикл состоял из фаз подъема и спада, то он смог по существу предсказать Великую Депрессию 1929-1933 за несколько лет до ее начала. Концепция "длинных волн" стала особенно популярна во второй половине 20 в., когда экономисты начали уделять особое внимание глобальным и долгосрочным тенденциям хозяйственной жизни. Исследованные им полувековые циклы в современной науке называют "кондратьевскими". 
Особенности развития экономической науки в России.(со второй половины 19 - нач. 20 веков) 
1. Одной из особенностей экономической мысли в России является органическая связь теоретического анализа с актуальными, как правило, весьма острыми проблемами развития производительных сил, реформирования социально-экономических отношений. Это отличает и самобытную «Книгу о скудости и богатстве» Ивана Тихоновича Посошкова (1652-1726), и программу революционных преобразовании Павла Ивановича Пестеля (1793-1826), и теорию политической экономии трудящихся Николая Гавриловича Чернышевского (1828-1889), и труды буржуазных либералов Ивана Васильевича Вернадского (1821-1884), Александра Ивановича Чупрова (1842-1908), и работы теоретиков социального направления Николая Ивановича Зибера (1844-1888), Михаила Ивановича Туган-Барановского (1865–1919). 
2. На протяжении длительного времени в центре внимания российских экономистов оставался крестьянский вопрос, проблема аграрных преобразований. Дискуссии шли о проблемах общинного землевладения, о повышении эффективности сельскохозяйственного труда, о путях вовлечения села в систему рыночных отношений. Вспомним различия в подходах Александра Николаевича Радищева (1749-1802), выступавшего за безусловную отмену крепостного права, и Михаила Михайловича Сперанского (1772-1839), предлагавшего лишь несколько облегчить крепостную зависимость, борьбу приверженцев западных методов преобразований и поклонников самобытного пути, споры сторонников и противников аграрной реформы Петра Аркадьевича Столыпина (1862-1911). 
3. В выдвижении и обосновании оригинальных идей активно участвовали не только профессиональные экономисты, но и представители других сфер знания, публицисты, практики. С планами экономических преобразований, проведения денежной реформы выступали государственные деятели и ученые. Сергей Юльевич Витте (1849 – 1915) был не только министром финансов, но и автором теоретических трудов. Он инициатор и проводник нововведений в экономической политике, перевода рубля на «золотую» основу, введения винной монополии. О неизбежной необходимости и полной естественности прошлых и предстоящих постепенных, но решительных перемен в промышленности и сельском хозяйстве, в других видах экономической жизни и управления писал в «Заветных мыслях» Дмитрий Иванович Менделеев (1834–1907). Не были профессионалами в области экономики многие революционные деятели, например энциклопедист и исследователь общественных отношений в деревне, особенностей развития крестьянской общины, первый российский марксист Георгий Валентинович Плеханов (1856–1918). 
4. Определенную роль в формировании российской экономической мысли играли представители исторической школы, в том числе авторы исследований и работ по истории экономических учений – В. В. Святловский (1869-1927), А.И. Чупров, М.И.Туган-Барановский.<br>Но «традиция» замалчивания вклада и значимости российских ученых не была преодолена, сохраняется она и сейчас. Такова своеобразная форма «критики», отстранения западной академической науки от публикаций экономистов, как правило отличающихся своей социальной направленностью. 

К оглавлению

4. Экономическая теория как наука.Функции экономической теории в обществе. Нормативная и позитивная экономическая теория.Экономическая теория и экономическая политика.

Экон. теория - общественная наука, кот. исследует отношения м/д людьми, их поведения в процессах про-ва распределения потребления и обмена материальных благ в мире редких рес-в. 
Обычно выделяют следующие функции: 
Познавательная функция заключается во всестороннем исследовании экономических явлений и их внутренней сущности. При изучении экономических процессов и явлений обычно применяют теоретические обобщения, стремятся выявить тенденции и на этой основе формулируют законы хозяйственного развития. 
Прогностическая функция представляет собой разработку научных основ предвидения перспектив социально-экономического развития на отдаленный период, что обусловлено необходимостью составления планов и прогнозов хозяйственного, демографического, научного, образовательного развития. 
Практическая функция выступает в виде научного обоснования экономической политики государства, выявления принципов и методов рационального хозяйствования. 
Критическая функция экономической теории позволяет выявлять достижения и недостатки различных форм производства. Кроме того, она предполагает анализ, осмысление различных существующих точек зрения (подходов, суждений, решений) на предмет их соответствия достижениям теории и реальной хозяйственной практике. В конечном итоге, формируя ту или иную концепцию, экономическая наука должна критически подходить к уже существующим положениям, доказывая их несостоятельность или общественную ценность.  
Методологическая функция экономической теории заключается в том, что она является основой, которая позволяет определить направленность экономического развития (например, капитализм, социализм и т.п.), в зависимости от которого конкретные проблемы получают определенную оценку, имеют конкретную значимость для людей.  
Воспитательная функция связана с формированием определенного мировоззрения, взглядов по различным экономическим вопросам, затрагивающим интересы всего общества. Значимость этой функции особенно очевидна в условиях деидеологизации экономической науки и других сфер общественной жизнедеятельности. Ее реализация в новых условиях должна способствовать формированию экономического образа мышления. 
Выделяют 2 компонента эконом.науки.:  
1)Позитивная ЭТ имеет дело с фактами и не допускает качественных оценок. Она имеет дело с фактическим состоянием экономики и призвана помогать составлять правильную экономическую политику; 
2)Нормативная ЭТ наоборот предполагает качественные оценки того, какой должна быть экономика. Нормативный подход выражает субъективное мнение о том, что должно быть. 
 
Экономическая политика - целенаправленная система мероприятий гос-ва в области общественного произ-ва, распределения,обмена и потребления благ. Она призвана отражать интересы общ-ва, всех его социальных групп и направлена на укрепление национальной политики. 

К оглавлению

5. Предмет и методы экономической теории. Экономические модели и экономические эксперименты.

Греческое слово "экономика" в буквальном переводе означает "искусство ведения хозяйства". 
Экономическая теория (Экономика) — это наука о выборе наиболее эффективных способов удовлетворения безграничных потребностей людей путем рационального использования ограниченных ресурсов. 
Таким образом предметом экономической теории является противоречие между ограниченным характером ресурсов и неограниченностью человеческих потребностей. 
В зависимости от объекта исследования экономику подразделяют на: 
Микроэкономика — раздел экономической теории, который исследует поведение отдельных экономических субъектов. 
Макроэкономика — раздел экономической теории, который изучает функционирование экономики страны в целом. 
Если предмет науки характеризуется тем, что она изучает, то метод — как это исследуется. 
Метод (методология) — это совокупность приемов, способов, принципов, с помощью которых определяются пути достижения цели. 
Основной метод исследования, используемый экономической теорией — моделирование экономических явлений и процессов. 
Это привело к появлению множества методов исследования экономической теории: 
Метод научной абстракции. Отвлечение в процессе познания от внешних явлений, не экономических сторон, выделение более глубокой сущности предмета или экономического явления. 
Метод функционального анализа. Используется зависимость функция-аргумент для проведения экономического анализа и выведения заключений. 
Метод графических изображений. Этот метод позволяет оценить соотношение между различными экономическими показателями, их поведение под влиянием изучаемой экономической ситуации. 
Метод сравнительного анализа. Сопоставление частных и обобщающих показателей с целью выявления наилучшего результата. 
Метод Экономико-математического моделирования. Описание экономических явлений на формализованном языке с помощью математических символов и алгоритмов. 
Индуктивный и дедуктивный методы. Индуктивный метод — выведение положений, теорий и выводов из фактов — от фактов к теории. При использовании дедуктивного метода экономисты опираются на случайный наблюдения, логику и интуицию, на основе основе которых формируется предварительная гипотеза. Дедукция и индукции представляют собой взаимодополняющие методы исследования. 
Метод позитивного и нормативного анализа. Позитивный метод исследует фактическое состояние экономики; нормативный метод определяет конкретные условия и экономические аспекты, которые желательны, либо нежелательны в обществе.  
Практические мероприятия. Проведение практических мероприятий с целью подтверждения выдвинутой экономической гипотезы. 
Экономическая модель — это формализованное описание экономического процесса или явления, структура которого определяется как его объективными свойствами, так и субъективным целевым характером исследования. 
Экономические модели действуют как система. В этой системе выделяют 3 группы моделей: 
специфические – действуют в определенном способе производства. Выражают сущность производственных отношений данного способа производства. 
общие – свойственны всем без исключения способам производства. Выражают направление поступательного развития общественного производства. 
особые (особенные) – выражают особенности производственных отношений, которые характерны определенному типу хозяйства. 
Экономический эксперимент —это искусственное воспроизведение экономического явления или процесса с целью изучения его в наиболее благоприятных условиях и дальнейшего практического изменения. 
По объекту воздействия эксперименты подразделяются на три вида: 
1.Реальные — опыты в реальной обстановке. 
2.Модельные — воздействие оказывается не на сам экономический объект, а на его модель. 
3.Человекомодельные — деловые или хозяйственные игры. Они предназначены для обучения хозяйственных руководителей принятию правильных решений. 
По цели экономические эксперименты подразделяются на два типа: 
1.Хозяйственные. 
2.Исследовательские. 
По характеру исследуемых факторов: 
1.Стимулирующие (дестимулирующие). 
2.Организационные.

Информация о работе Формирование и эволюция современной экономической мысли