Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2015 в 19:32, курсовая работа
Прибыль – это выраженный в денежной форме чистый доход хозяйствующего субъекта на вложенный капитал, характеризующий его вознаграждение за риск осуществления производственной деятельности и представляющий собой разницу между совокупным доходом и совокупными затратами в процессе осуществления этой деятельности. Как экономическая категория прибыль характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности предприятия. Прибыль как показатель наиболее полно отражает эффективность производства, состояние производительности труда, объем и качество произведенной продукции, уровень себестоимости.
Введение
4
1Теоретические аспекты прибыли на предприятии  общественного питания
6
1.1 Экономическая сущность и  функции прибыли
6
1.2 Классификация видов прибыли и источники их формирования
9
  1.3 Факторы, влияющие на прибыль предприятия
15
2 Управление прибылью
22
3 Анализ финансово-хозяйственной деятельности и прибыли ОАО «Ресторан Сударушка»
26
3.1 Краткая характеристика исследуемого объекта
26
3.2 Анализ динамики и структуры финансовых результатов
27
3.3 Факторный анализ чистой прибыли
29
Заключение
30
Литература
32
Таблица 1 - Основные показатели финансового состояния ОАО «Ресторан Сударушка» за 2010 – 2012 года
| 
   
 Показатели  | 
  
   
 2010  | 
  
   
 2011 г.  | 
  
   
 2012 г.  | 
  Темп роста, %  | 
  Темп прироста, %  | ||
2011  | 
  2012  | 
  2011  | 
  2012  | ||||
Выручка от продажи товаров, услуг, тыс.руб.  | 
  
   
 67077  | 
  
   
 84766  | 
  
   
 106221  | 
  
   
 126,0  | 
  
   
 126,0  | 
  
   
 26,0  | 
  
   
 26,0  | 
Себестоимость проданных товаров, услуг, тыс.руб.  | 
  
   
 31146  | 
  
   
 41225  | 
  
   
 57351  | 
  
   
 132,0  | 
  
   
 140,0  | 
  
   
 32,0  | 
  
   
 40,0  | 
Валовая прибыль, тыс.руб.  | 
  35931  | 
  43541  | 
  48870  | 
  121,2  | 
  112,2  | 
  21,2  | 
  12,2  | 
Коммерческие расходы, тыс.руб.  | 
  
   
 (35720)  | 
  
   
 (39148)  | 
  
   
 (47224)  | 
  
   
 109,6  | 
  
   
 120,6  | 
  
   
 9,6  | 
  
   
 20,6  | 
Затраты на 1 рубль выручки  | 
  46,5  | 
  48,6  | 
  54  | 
  104,5  | 
  112  | 
  4,5  | 
  12  | 
Прибыль от продаж, тыс.руб.  | 
  
   
 211  | 
  
   
 4393  | 
  
   
 1646  | 
  
   
 20,8  | 
  
   
 0,38  | 
  
   
 (79,2)  | 
  
   
 (99,62)  | 
Рентабельность продаж, %  | 
  0,31  | 
  0,12  | 
  0,09  | 
  -  | 
  -  | 
  -  | 
  -  | 
Прочие доходы, тыс.руб.  | 
  1231  | 
  1256  | 
  1778  | 
  102,0  | 
  141,6  | 
  2,0  | 
  41,6  | 
Прочие расходы, тыс.руб.  | 
  (3964)  | 
  (5449)  | 
  (2586)  | 
  137,5  | 
  47,5  | 
  37,5  | 
  (52,5)  | 
Прибыль до налогообложения, тыс.руб.  | 
  
   
 (2522)  | 
  
   
 200  | 
  
   
 838  | 
  
   
  | 
  
   
 419  | 
  
   
 -  | 
  
   
 319  | 
Численность персонала, чел.  | 
  250  | 
  233  | 
  230  | 
  93,2  | 
  98,7  | 
  (6,8)  | 
  (1,3)  | 
Средняя заработная плата, руб./месс.  | 
  
   
 6702  | 
  
   
 8670  | 
  
   
 9797  | 
  
   
 129,4  | 
  
   
 113,0  | 
  
   
 29,4  | 
  
   
 13,0  | 
Производительность труда в мес., тыс.руб./чел.  | 
  
   
 22  | 
  
   
 30,3  | 
  
   
 38,4  | 
  
   
 137,7  | 
  
   
 126,7  | 
  
   
 37,7  | 
  
   
 26,7  | 
Чистая прибыль, тыс.руб.  | 
  (3161)  | 
  200  | 
  838  | 
  -  | 
  419  | 
  -  | 
  319  | 
Анализируя данную таблицу, можно сделать следующие выводы.
Выручка от продажи товаров, услуг в 2012 г. составила 106221 тыс.руб., что на 26 % выше по сравнению с 2011 годом. Такой рост обусловлен увеличением объемов реализации.
Валовой доход от реализации продукции за 2012 год составил 48870 тыс. руб. и увеличился на 5329 тыс. руб. (на 12,2%). Издержки обращения составили -47224 тыс. руб., увеличились на 8076 тыс. руб. (на 20,6%).
Чистая прибыль за 2012 г. составила 838 тыс. руб., что выше уровня прошлого года на 608 тыс. руб. (или на 319%).
Среднемесячная зарплата 1 работника списочного состава за 2012 год 9797 руб., рост по сравнению с 2011 годом составил 113%.
В целом можно сделать один вывод, предприятие работает прибыльно и рентабельно. Масштабы деятельности предприятия характеризуют такие показатели, как его выручка (106221 тысяч рублей в 2012 году), (84766 тысяч рублей в 2011 году) и численность работающих (130 человек).
3.3 Факторный анализ чистой прибыли
Себестоимость продукции в % к выручке равна отношению себестоимости продукции к выручке от реализации, умноженного на 100%.
Валовой доход в % к выручке равен отношению валового дохода к выручке от реализации, умноженного на 100%.
Издержки обращения в % к выручке равны отношению издержек обращения к выручке от реализации, умноженного на 100%.
Уровень рентабельности равен отношению себестоимости продукции в % к выручке к себестоимости продукции, умноженного на 100%.
Прибыль от продаж в % к выручке равна отношению прибыли от продаж к выручке от реализации, умноженного на 100%.
Для анализа прибыли проведем расчет влияния факторов на прибыль предприятия (таблица 2).
Таблица 2 – Расчет влияния факторов на прибыль предприятия
Показатели  | 
  2011 год  | 
  2012 год  | 
  Откло-нения  | 
  Темп роста, %  | 
  Темп прироста, %  | 
1  | 
  2  | 
  3  | 
  4  | 
  5  | 
  6  | 
Выручка от продажи товаров, услуг, тыс.руб.  | 
  
   
 84766  | 
  
   
 106221  | 
  
   
 21455  | 
  
   
 125,3  | 
  
   
 25,3  | 
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, тыс.руб.  | 
  
   
 41225  | 
  
   
 57351  | 
  
   
 16126  | 
  
   
 139,1  | 
  
   
 39,1  | 
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг в % к выручке, %  | 
  
   
 48,6  | 
  
   
 54,0  | 
  
   
 5,4  | 
  
   
 -  | 
  
   
 -  | 
Валовой доход, тыс.руб.  | 
  43541  | 
  48870  | 
  5329  | 
  112,2  | 
  12,2  | 
Валовой доход в % к выручке, %  | 
  51,4  | 
  46,0  | 
  (5,4)  | 
  -  | 
  -  | 
Прибыль от продаж, тыс.руб.  | 
  4393  | 
  1646  | 
  (2747)  | 
  37,5  | 
  (62,5)  | 
Прибыль от продаж в % к выручке, %  | 
  5,2  | 
  1,5  | 
  (3,7)  | 
  -  | 
  -  | 
Издержки обращения, тыс.руб.  | 
  39148  | 
  47224  | 
  8076  | 
  120,6  | 
  20,6  | 
Издержки обращения в % к выручке, %  | 
  
   
 46,2  | 
  
   
 44,5  | 
  
   
 (1,7)  | 
  
   
 -  | 
  
   
 -  | 
Чистая прибыль, тыс.руб.  | 
  200  | 
  838  | 
  638  | 
  419  | 
  319  | 
Рентабельность по прибыли от реализации, %  | 
  
   
 5,2  | 
  
   
 1,5  | 
  
   
 (3,7)  | 
  
   
 -  | 
  
   
 -  | 
Пользуясь полученными данными таблицы, можно провести факторный анализ и определить влияние каждого фактора на прибыль.
Влияние изменения выручки на чистую прибыль:
(106221 – 84766) * 4393 / 100 = 942518,2 тыс.рублей.
Влияние себестоимости продукции:
(54,0 – 48,6) * 106221 / 100 = 5736 тыс.рублей.
Влияние изменение валового дохода:
(48870 – 43541) * 4393 / 100 = 234103 тыс.рублей.
Влияние изменения издержек обращения:
(47224 – 39148) * 4393 / 100 = 354778 тыс.рублей.
Факторный анализ чистой прибыли показал, что положительный результат оказали увеличение выручки, себестоимости, валового дохода. В 2012 году произошло значительное увеличение выручки от продаж (на 21455 тыс.рублей).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, прибыль является основным источником собственных средств фирмы. С одной стороны, прибыль рассматривается как результат деятельности фирмы, с другой, ¾ как основа дальнейшего развития. Для государства прибыль предприятий означает наполняемость доходной части бюджета, возможность решения социальных проблем страны или региона. Свою роль играют и убытки, которые проявляются из-за ошибок и просчетов в направлении средств, организации производства и сбыта продукции.
Основной целью деятельности предприятий стало получение прибыли, которая служит важнейшим источником и предпосылкой приращения капитала, роста доходов предприятия и его собственников. Этой цели можно достигнуть лишь при оптимальной организации финансов на предприятиях, позволяющей не только укрепить их финансовое положение и конкурентоспособность, но и обеспечить финансовую стабилизацию в стране.
Для повышения эффективности работы предприятия основное значение имеет выявление резервов увеличения объемов производства и реализации, снижения себестоимости продукции (работ, услуг), роста прибыли. К факторам, необходимым для определения основных направлений поиска резервов увеличения прибыли относятся природные условия, государственное регулирование цен, тарифов и др. (внешние факторы); изменение объема средств и предметов труда, финансовых ресурсов (внутренние производственные экстенсивные факторы); повышение производительности оборудования и его качества, ускорение оборачиваемости оборотных средств и др.; снабженческо-сбытовая деятельность, природоохранная деятельность и др.
Эффективность налогового регулирования деятельности предприятия с помощью налога на прибыль напрямую связана со стабильностью налоговой ставки и налоговой системы вообще. Налоговая система в целом и система налогообложения прибыли в частности должна быть гибкой и активно реагировать на конъюнктурные изменения в экономике.
Одна из важнейших перспективных задач совершенствования системы налогообложения прибыли ¾ это ослабление ее фискальной направленности, либерализация при повышении четкости и ясности налогового законодательства, ликвидация многочисловой и противоречивой нормативной базы, сложных и неопределенных налоговых процедур. Реформирование налогообложения прибыли, как и налоговой системы, в целом, должно опираться только на воспроизводственный принцип, налог должен стимулировать рост производства, его пропорциональность, повышение производительности труда, сочетание интересов государства и производителя, целостная активно действующая система регуляторов экономики, формирующая цели и выбор стратегии, методы и средства хозяйственной деятельности каждого предприятия.
Анализируя данные 2012 года с предыдущим годом можно говорить о положительных изменениях основных экономических показателей ОАО «Ресторан Сударушка».
Выручка от продаж составила 106221 тыс.руб.; себестоимость – 57351 тыс.руб.; уровень рентабельности – 0,09%; чистая прибыль – 838 тыс.руб.
Однако для успешного развития производственной деятельности, предприятию необходимо использовать возможные резервы роста финансовых результатов, то есть прибыли, рентабельности.
Основными источниками увеличения суммы прибыли на ОАО «Ресторан Сударушка» являются: увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости, повышение качества товарной продукции, реализации ее на более выгодных рынках сбыта.
У исследуемого предприятия есть все необходимые условия хозяйственного развития в рыночных условиях для дальнейшего укрепления его деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1 Баев, И.А., Варламова, З.Н., Васильева, О.Е. Экономика предприятия / И.А. Баев, З.Н. Варламова, О.Е. Васильева. – СПб.: Питер, 2005. – 384 с.
2 Баскова, О.В. Экономика организаций (предприятий) / О.В. Баскова. – М.: Дашков и К, 2005. – 271 с.
3 Зимин, А.Ф. Практикум по экономике предприятия / А.Ф. Зимин. – Уфа.: УИ РГТЭУ, 2006. – 225 с.
4 Налоговый Кодекс Российской Федерации. Часть вторая, Глава 25. Налог на прибыль организаций: 2001-2002, М.: ПРИОР. 2001.-176 с.
5 Сергеев, И.В. Экономика организации (предприятия) / И.В. Сергеев. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 576 с.
6 Титов, В.И. Экономика предприятия / В.И. Титов. – М.: Эксмо, 2007. – 416 с.
7 Филатов, О.К., Рябова, Т.Ф., Минаева, Е.В. Экономика предприятий (организаций) / О.К. Филатов, Т.Ф. Рябова, Е.В. Минаева. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 512 с.
8 Экономика предприятия (фирмы) / Под ред. О.И.Волкова, О.В. Девяткина. – М.:ИНФРА, 2006. – 601 с.