Прибыль предприятия. Сущность и структура бизнес плана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 21:08, контрольная работа

Краткое описание

С переходом экономики государства на основы рыночного хозяйства усиливается многоаспектное значение прибыли. Акционерное, арендное, частное или другой формы собственности предприятие, получив финансовую самостоятельность и независимость, вправе решать, на какие цели и в каких размерах направлять прибыль, оставшуюся после уплаты налогов в бюджет и других обязательных платежей и отчислений.

Содержание

Прибыль предприятия.
а) Прибыль как чистый доход предприятия
б) Содержание прибыли
в) Виды и функции прибыли
г) Направления использования чистой прибыли
д) Факторы влияющие на величину прибыли
е) Планирование прибыли
ж) Показатели рентабельности прибыли
Сущность и структура бизнес-плана
а) Понятие бизнес-плана
б) Цели и функции бизнес-планирования
в) Методики разработки бизнес-плана
г) Общая характеристика содержания бизнес-плана
д) Структура бизнес-плана
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

1.doc

— 240.50 Кб (Скачать файл)
  • рентабельность предприятия;
  • рентабельность продукции;
  • рентабельность производственных фондов;
  • рентабельность капитала (активов) предприятия.

Рентабельность предприятия - это показатель, который является важной характеристикой факторной среды формирования прибыли предприятия. Исходя из этого данный показатель является обязательным элементом сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия.

Эта группа показателей рентабельности формируется на основе расчета уровней рентабельности (доходности) по показателям прибыли, валовых расходов и валового дохода предприятия, и рассчитывается как отношение прибыли к валовому доходу или прибыли к валовым расходам. Расчет данной группы показателей можно представить схематично:


Налогооблагаемая прибыль                                        Налогооблагаемая прибыль


            Валовой доход                                             Скорригированный валовой доход


          Чистая  прибыль                                                            Чистая прибыль


           Валовой  доход                                              Скорриктированный валовой доход



Налогооблагаемая прибыль                                                   Чистая прибыль


        Валовые  расходы                                                           Валовые расходы


 

Рентабельность продукции  можно рассчитать по всей проданной продукции и по отдельным ее видам. В первом случае она определяется как отношение прибыли от продажи продукции к затратам на ее производство и обращение. Показатели рентабельности по всей проданной продукции дают представление об эффективности текущих затрат предприятия и доходности продаваемой продукции. Во втором случае определяется рентабельность отдельных видов продукции. Она зависит от цены, по которой продукция продается потребителю, и расходов по данному ее виду. Схематично расчет данной группы показателей может быть представлен:


Прибыль от продажи продукции                            Прибыль от продажи продукции


  Доход от продажи продукции                                    Расходы на производство и


                                                                                                продажу продукции

 


Прибыль от продажи отдельных                            Прибыль от продажи отдельных

           видов  продукции                                                        видов продукции


 Доходы от продажи отдельных                                   Расходы по данному виду


             видов продукции                                                          продукции

 

Рентабельность производственных фондов рассчитывается как отношение  прибыли к среднегодовой стоимости основных фондов и оборотных средств. Этот показатель можно рассчитать как по налогооблагаемой, так и по чистой прибыли. Схематично расчет данной группы показателей можно представить:


        Налогооблагаемая  прибыль                                         Налогооблагаемая прибыль


Среднегодовая стоимость основных                                    Среднегодовая стоимость


      фондов и оборотных  средств                                                 основных фондов


                 Чистая прибыль                                                            Чистая прибыль


 Среднегодовая стоимость основных                                    Среднегодовая стоимость


       фондов и оборотных  средств                                                 основных фондов

 

Рентабельность капитала (активов) предприятия определяется по стоимости имущества, имеющегося в его распоряжении. Эта группа показателей рентабельности формируется на основе расчета уровней рентабельности в зависимости от изменения размера и характера авансированных средств: все активы предприятия; инвестиционный капитал (собственные средства + долгосрочные обязательства); акционерный (собственный) капитал.


  Налогооблагаемая прибыль                                            Чистая прибыль


                 Все активы                                                              Все активы

 

          Чистая  прибыль                                                         Чистая прибыль


    Инвестиционный капитал                               Акционерный (собственный)капитал


 

Несовпадение уровней  рентабельности по этим показателям  характеризует степень использования  предприятием заемных финансовых средств  для повышения доходности: долгосрочных кредитов и других заемных средств.

Данные показатели имеют  практическое применение, так как  отвечают интересам участников предприятия. Так, администрацию предприятия интересует отдача (доходность) всех активов (всего капитала); потенциальных инвесторов и кредиторов - отдача на инвестируемый капитал; собственников и учредителей - доходность акций и т.д.

Каждый из перечисленных  показателей легко моделируется по факторным зависимостям. Рассмотрим некоторые из них:

1.


  Чистая прибыль                        Чистая прибыль                     Объем продаж


    Все активы                                  Объем продаж                        Все активы


 

Эта зависимость раскрывает связь между рентабельностью  всех активов (или производственных активов), рентабельностью продаж и  фондоотдачей (показателем оборота производственных фондов). Экономическая связь заключается в том, что вышеприведенная зависимость прямо указывает пути повышения рентабельности: при низкой доходности продаж необходимо стремиться к ускорению оборота производственных активов.

2.


        Чистая прибыль                               Чистая прибыль                    Объем продаж


Акционерный капитал                              Объем продаж              Совокупный капитал


 

Совокупный капитал


Акционерный капитал


 

Как видим, рентабельность собственного (акционерного) капитала зависит от изменений уровня рентабельности продукции, скорости оборота совокупного капитала и соотношения собственного и заемного капиталов. Изучение подобных зависимостей важно для оценки финансового состояния предприятия.

Многообразие показателей  рентабельности определяет альтернативность поиска путей ее повышения. Каждый из исходных показателей раскладывается в факторную систему с различной степенью детализации, что задает границы выявления и оценки производственных резервов.

При анализе путей  повышения рентабельности важно  разделять влияние внешних и внутренних факторов. Такие показатели, как цена продукта и ресурса, объем потребляемых ресурсов и объем производства продукции, прибыль от продажи и рентабельность (доходность) продаж находятся между собой в тесной функциональной связи и зависят от организации и управления деятельностью предприятия. Поэтому важен контроль за изменениями внутренних факторов: снижение материалоемкости и трудоемкости продукции, повышение отдачи основных фондов и т.д.

 

    1. Сущность и структура бизнес-плана

 

При всем многообразии форм бизнеса существуют основы, обязательные практически для всех областей коммерческой деятельности, опора на которые необходима для своевременной подготовки к потенциальным трудностям и снижения риска предпринимательства.

Для эффективного функционирования собственного предприятия необходимо точно знать свои потребности  на перспективу во всех ресурсах: материальных, трудовых, интеллектуальных, финансовых. Важно предусмотреть источники их получения, уметь выявлять эффективность использования ресурсов в процессе функционирования предприятия. Обширный опыт зарубежных и российских предприятий доказывает, что недооценка планирования предпринимательской деятельности или его некомпетентное осуществление приводят к огромным экономическим потерям.

Планирование  бизнеса обеспечивает немало выгод:

- побуждает тщательно изучить перспективы развития бизнеса;

- заставляет точно определить цели бизнеса и пути их достижения;

- позволяет обеспечить четкую координацию всех усилий по достижению поставленных целей;

- определяет ключевые показатели бизнеса, необходимые для последующей оценки и контроля результатов;

- делает предприятие намного более подготовленным к внезапным изменениям рыночной ситуации.

Планирование деятельности  способствует решению главной задачи любого бизнеса –  достижение максимума  прибыли при минимуме затрат –  определяя наиболее выгодные источники  финансирования и рациональные направления расходования средств, обеспечивая устойчивое положение предприятия на рынке. Планомерная разработка стратегии и тактики производственно-хозяйственной деятельности предприятия является важнейшей задачей для любого бизнеса.

 

Виды  планирования можно квалифицировать по ряду признаков:

 

- временной горизонт (различают краткосрочное планирование (менее 1 года), среднесрочное (от 1 до 5 лет) и долгосрочное планирование (более 5 лет)); приведенные сроки планирования неоднозначны и зависят от качества прогнозов, от объекта планирования, от планирующего предприятия и от отрасли;

- функциональная направленность: планирование сбыта, планирование производства, планирование хранения, планирование снабжения, планирование денежных потоков, инвестиционное планирование;

- иерархия планирования (цели, на которые направлено планирование);

-         в ней выделяют три уровня:

- стратегическое планирование;

- тактическое, или бизнес-планирование;

- оперативное планирование (бюджетирование, текущее планирование).

Как видим, одним из основных видов планирования бизнеса является составление бизнес-плана.

 

Понятие бизнес-плана

 

Бизнес-план — это  документ, в котором дается описание основных разделов развития организации  на конкурентном рынке с учетом собственных  и заемных финансовых источников, материальных и кадровых возможностей и предполагаемых рисков, возникающих в процессе реализации предпринимательских проектов.

В плане характеризуются  основные аспекты коммерческого предприятия, анализируются проблемы, с которыми оно сталкивается, и определяются пути и методы их решения. Поэтому бизнес-план выступает одновременно в качестве поисковой, научно-исследовательской и проектной работы.

Бизнес-план помогает решать следующие основные проблемы, возникающие  при создании собственного дела:                       

- определить конкретные направления деятельности предприятия, его целевые рынки и место на этих рынках;

- сформулировать долговременные и краткосрочные цели бизнеса, стратегию и тактику их достижения, а также определить круг лиц, ответственных за реализацию намеченного;

- зафиксировать состав и показатели товаров и услуг, которые будут предложены потребителям, оценить соответствующие производственные и торговые издержки;

- выявить соответствие имеющегося персонала предприятия и условий в мотивации его труда предъявляемым требованиям;

- определить систему маркетинговых мероприятий по исследованию рынка, рекламе, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и др.;

- оптимизировать организующую структуру управления;

- оценить финансовое положение предприятия и соответствие имеющихся финансовых и материальных ресурсов, возможности достижения поставленных целей;

- выявить те трудности, которые способны помешать выполнению бизнес-плана, и наметить меры по их устранению.

Следовательно, бизнес-план — это экономически обоснованный аналитический документ, показывающий реальность планируемого дела. При  этом масштабы планирования могут быть различны: развитие предприятия, направления  деятельности, нового вида продукции, новой системы оплаты труда и т.д.

Бизнес-план является и  многоплановым управленческим инструментом. Он предусматривает решение стратегических и тактических задач, стоящих  перед предприятием, независимо от его функциональной ориентации, в том числе: организационно-управленческая и финансово-экономическая оценка состояния предприятия; выявление потенциальных возможностей бизнеса, анализ сильных и слабых его сторон; формирование инвестиционных целей на планируемый период.

Информация о работе Прибыль предприятия. Сущность и структура бизнес плана